• Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных

Последние новости:
03.09.2019

Законопроект "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О противодействии коррупции" призван устранить сложившуюся правовую неопределенность в сфере бюджетного законодательства, предусматривающего зачисление конфискованных денежных средств, полученных в результате совершения коррупционных правонарушений. Между тем, само понятие "коррупционное правонарушение" в настоящее время отсутствует в законодательстве.

21.08.2019

Принятие законопроект "О внесении изменений в статью 2.6.1 КоАП РФ" позволит владельцу автомобиля своевременно получить информацию о совершенном правонарушении водителем его транспортного средства, освободиться от ответственности согласно ч. 2 ст. 2.6.1 КоАП РФ, воспользоваться возможностью уплаты административного штрафа со скидкой предусмотренной ст. 32.2 КоАП РФ, своевременно выявлять несанкционированное использование регистрационного знака своего автомобиля другим транспортным средством.

14.08.2019

Целью законопроекта является устранение правовой коллизии между Федеральным законом "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" и бюджетным законодательством. Его реализация позволит избежать споров о необходимости использования специального банковского счета в соответствии с Федеральным законом.

Все статьи > Штрафы за нарушение срока и порядка оплаты контрактов (Пратура О.С.)

Штрафы за нарушение срока и порядка оплаты контрактов (Пратура О.С.)

Дата размещения статьи: 22.01.2018

Штрафы за нарушение срока и порядка оплаты контрактов (Пратура О.С.)

 С 6 августа 2017 года вступила в силу ст. 7.32.5 КоАП РФ, которая устанавливает ответственность за нарушение срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд <1>. Нарушение должностным лицом заказчика срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг), в т.ч. неисполнение обязанности обеспечить авансирование, предусмотренное государственным или муниципальным контрактом, влечет наложение административного штрафа в размере от 30 000 до 50 000 руб. (ч. 1 ст. 7.32.5 КоАП РФ). Если должностное лицо, которое уже подвергалось ранее административному наказанию за нарушение срока и порядка оплаты, повторно совершит указанное правонарушение, ему грозит дисквалификация на срок от одного года до двух лет (ч. 2 ст. 7.32.5 КоАП РФ).

--------------------------------

<1> Введена Федеральным законом от 26.07.2017 N 189-ФЗ. Так как в тексте Закона не указаны условия его вступления в силу, он вступил в законную силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования (ст. 4 Федерального закона от 14.06.1994 N 5-ФЗ).

 Напомним нормы Закона N 44-ФЗ, устанавливающие предельный срок оплаты контракта. В общем случае он не должен превышать 30 дней с даты подписания заказчиком документа о приемке поставленных товаров, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта <2>. Если участниками закупки могут быть только субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации (СМП, СОНКО), контракт должен оплачиваться не более чем в течение 15 рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке результатов исполнения контракта <3>. Кроме того, Правительство РФ вправе установить иной срок оплаты в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства (до настоящего времени такой особый срок Правительством РФ не установлен).

--------------------------------

<2> Часть 13.1 ст. 34 Закона N 44-ФЗ.

<3> Часть 8 ст. 30 Закона N 44-ФЗ.

 Введение ответственности за нарушение срока и порядка оплаты контрактов вызвало у специалистов в сфере закупок ряд вопросов, ответы на которые предлагаются в настоящей статье.

Кто является должностным лицом, с которого будут взыскивать соответствующий штраф?

Резонно предположить, что таким должностным лицом будет руководитель учреждения-заказчика (директор, главный врач, начальник и т.д.) по общему правилу, предусмотренному ст. 2.4 КоАП РФ. Однако правильный ответ на данный вопрос следует искать в примечании к ст. 2.4 КоАП РФ. Здесь указано, что лицами, ответственными за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.32.5 КоАП РФ, являются контрактные управляющие и работники контрактных служб (даже не руководители контрактной службы, а рядовые сотрудники!).

Если контрактными управляющими (работниками контрактных служб) в учреждениях и организациях являются их руководители, возложение на них ответственности, предусмотренной ст. 7.32.5 КоАП РФ, весьма логично и вопросов не вызывает. Однако во всех остальных случаях контрактные управляющие и работники контрактных служб в один голос заявят: "Мы не отвечаем за совершение оплаты, и это не входит в наши служебные обязанности". А для привлечения к административной ответственности нужно доказать, что правонарушение было совершено сотрудником при выполнении своих служебных обязанностей.

Но если обратиться к Типовому положению о контрактной службе <4>, то окажется, что "организация оплаты поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта" - одна из функциональных обязанностей контрактной службы <5>. Если положение о контрактной службе, принятое в организации, просто копирует Типовое положение вместо закрепления каждой функции за конкретными должностными лицами и структурными подразделениями, указанная обязанность будет лежать именно на контрактной службе (а не на бухгалтерии, например). Это дает основание для привлечения сотрудников контрактных служб к административной ответственности по ст. 7.32.5 КоАП РФ.

--------------------------------

<4> Утверждено Приказом Минэкономразвития России от 29.10.2013 N 631 "Об утверждении Типового положения (регламента) о контрактной службе".

<5> Подпункт "б" п. 3 ч. 13 Типового положения о контрактной службе (раздел II "Функции и полномочия контрактной службы").

 Что касается контрактных управляющих, то на практике Типовое положение о контрактной службе зачастую просто перерабатывалось в должностной регламент контрактного управляющего путем замены слов "контрактная служба" на "контрактный управляющий". Соответственно, в регламенте таких контрактных управляющих автоматически предусмотрена функциональная обязанность по организации оплаты товаров, работ, услуг.

Как же контрактным управляющим и работникам контрактных служб избежать наказания по ст. 7.32.5 КоАП РФ? Очевидный выход - конкретизировать полномочия по организации оплаты в функциональных обязанностях. Например, можно указать, что организация оплаты товаров, работ, услуг подразумевает своевременную передачу в бухгалтерию документов о приемке результатов исполнения обязательств (товарных, накладных, актов оказанных услуг, актов выполненных работ и т.д.) и платежных документов (счетов, счетов-фактур). Чтобы зафиксировать момент передачи таких документов в бухгалтерию, можно завести журнал с информацией о реквизитах приемочных и платежных документов, датой передачи таких документов и подписями передающей и принимающей сторон. Такой журнал прибавит бумажной работы, но позволит избежать штрафов за нарушения, к которым контрактные управляющие и сотрудники контрактных служб не имеют никакого фактического отношения.

Если же удастся доказать, что оплата товаров, работ, услуг не входит в служебные обязанности контрактных управляющих и работников контрактных служб, то кто тогда будет привлекаться к ответственности по ст. 7.32.5 КоАП РФ? В ст. 2.4 КоАП РФ в качестве должностных лиц, подлежащих привлечению к ответственности за нарушение сроков и порядка оплаты контрактов, указаны лишь контрактные управляющие и работники контрактных служб. Получается, что в рассматриваемом случае привлечь к ответственности по ст. 7.32.5 КоАП РФ просто некого: руководители и главные бухгалтеры смогут избежать ответственности по указанной норме, указав, что они не являются сотрудниками контрактных служб или контрактными управляющими.

Однако не стоит исключать, что правоприменительная практика может пойти (хотя бы и частично) по другому пути, когда нарушения порядка и сроков оплаты контрактов будут ставиться в вину контрактным управляющим или сотрудникам контрактных служб с целью не оставить такие нарушения безнаказанными. Формальным основанием для этого может послужить приравнивание таких нарушений к неисполнению пресловутой функции по "организации оплаты". Во избежание неблагоприятных последствий рекомендуем специалистам в сфере закупок, отвечающим за "организацию оплаты", взять соблюдение порядка и сроков оплаты под свой личный контроль, по крайней мере до тех пор, пока правоприменительная практика не покажет, что в этом нет необходимости.

Будет ли применяться ст. 7.32.5 КоАП РФ за нарушение сроков оплаты контрактов, которые были заключены до 06.08.2017, если сами нарушения имели место после указанной даты?

Согласно ч. 1 ст. 1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения. Таким образом, дата заключения контракта не имеет значения: датой совершения противоправных действий будет являться дата нарушения порядка оплаты.

Следовательно, если нарушение порядка и сроков оплаты было совершено до 06.08.2017, к должностному лицу при выявлении такого нарушения будут применяться нормы КоАП РФ в редакции, действовавшей до 06.08.2017. Если же нарушение порядка оплаты было совершено после 06.08.2017, то независимо от даты заключения контракта к должностному лицу будут применяться нормы КоАП РФ в новой редакции <6>.

--------------------------------

<6> Те специалисты в сфере закупок, которые помнят переход от Закона N 94-ФЗ к Закону N 44-ФЗ, могут провести аналогию с письмом ФАС России от 23.01.2014 N ИА/2111/14.

 Кто будет составлять протоколы об административных правонарушениях и рассматривать дела по статье 7.32.5 КоАП РФ?

По общему правилу протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, в пределах компетенции соответствующего органа <7>. Более конкретные ответы на вопрос, который был вынесен в заголовок, будут различаться в зависимости от того, о применении какой части ст. 7.32.5 КоАП РФ идет речь.

--------------------------------

<7> Часть 1 ст. 28.3 КоАП РФ.

 Если должностное лицо впервые привлекается к административной ответственности за нарушение порядка и сроков оплаты контрактов (ч. 1 ст. 7.32.5 КоАП РФ), то составлять протоколы об административных правонарушениях будут контрольные органы в сфере закупок. Рассматривать дела от их имени вправе:

1) руководители федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок и их заместители;

2) руководители структурных подразделений федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок и их заместители;

3) руководители территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок и их заместители;

4) руководители органов исполнительной власти субъектов РФ в сфере закупок и их заместители;

5) руководители структурных подразделений органов исполнительной власти субъектов РФ в сфере закупок и их заместители <8>.

--------------------------------

<8> Статья 23.66 КоАП РФ.

 Перечень должностных лиц, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях, устанавливается соответственно <9>:

--------------------------------

<9> Часть 4 ст. 28.3 КоАП РФ.

 - уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов РФ в соответствии с задачами и функциями, возложенными на указанные органы федеральным законодательством;

- уполномоченными органами исполнительной власти субъектов РФ при отнесении дел к компетенции данных органов.

Кроме того, "универсальным" (т.е. не зависящим от уровня заказчика) правом составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 7.32.5 КоАП РФ, обладают должностные лица ФАС России и ее территориальных органов <10>.

--------------------------------

<10> Пункт 62 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ.

 Если же речь идет о применении административной ответственности к должностному лицу, которое уже привлекалось ранее по ч. 1 ст. 7.32.5 КоАП РФ, то в таком случае рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 2 ст. 7.32.5 КоАП РФ, будут мировые судьи <11>.

--------------------------------

<11> См. части 1, 3 ст. 23.1 КоАП РФ.

 По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении судом и (или) контрольным органом в сфере закупок выносится одно из следующих постановлений <12>:

--------------------------------

<12> Часть 1 ст. 29.9 КоАП РФ.

 - о назначении административного наказания;

- о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

Также стоит сказать о полномочиях прокуроров. Они вправе возбуждать дела об административных правонарушениях по нарушению порядка и сроков оплаты в виде вынесения постановления после выявления факта совершения последнего <13>. В течение трех суток <14> с момента вынесения постановления прокурора об административном правонарушении его материалы направляются в органы, уполномоченные рассматривать дело об административном правонарушении.

--------------------------------

<13> Часть 1 ст. 28.4 КоАП РФ.

<14> Часть 1 ст. 28.8 КоАП РФ.

Покроют ли штрафы по ст. 7.32.5 КоАП РФ издержки исполнителей контрактов, возникающие из-за нарушения заказчиками порядка и сроков оплаты?

Поставщикам (подрядчикам, исполнителям) не стоит рассчитывать на получение сумм денежных взысканий (штрафов) по делам об административных правонарушениях, которые будут возбуждаться на основании ст. 7.32.5 КоАП РФ. Кто и куда уплачивает штрафы за нарушения законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок, определено в п. 6 ч. 1 ст. 46 БК РФ (см. табл. 1).

 Таблица 1

Уровень заказчика

Куда уплачивается штраф

Государственный заказчик, действующий от имени РФ (исключение: государственным заказчиком является орган управления государственным внебюджетным фондом РФ)

в федеральный бюджет

Государственный заказчик, действующий от имени субъекта РФ (исключение: государственным заказчиком является орган управления территориальным государственным внебюджетным фондом)

в бюджет субъекта РФ

Государственный заказчик, являющийся органом управления государственным внебюджетным фондом

в бюджет соответствующего государственного внебюджетного фонда

Муниципальный заказчик, действующий от имени городского, сельского поселения, муниципального района, городского округа, городского округа с внутригородским делением, внутригородского района

в бюджет соответствующего муниципального образования

 Будем ждать появления первой практики применения ст. 7.32.5 КоАП РФ! При этом не стоит забывать, что давность привлечения к административной ответственности по данной статье составляет один год со дня, когда было совершено правонарушение <15>.

--------------------------------

<15> Часть 1 ст. 4.5 КоАП РФ.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:
↑