• Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных

Последние новости:
19.04.2019

Законопроектом "О внесении изменения в статью 217 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" предлагается установить, что суммы материальной помощи, не превышающие 4 000 рублей в год, выплачиваемые организацией, осуществляющей образовательную деятельность по основным профессиональным образовательным программам, студентам, аспирантам, адъюнктам, ординаторам и ассистентам-стажерам освобождаются от налогообложения.

08.04.2019

Законопроект "О жилищных субсидиях многодетным семьямнаправлен на улучшение демографической структуры современного российского общества и социально-экономического состояния государства. Кроме того, его принятие будет способствовать развитию сельской местности на территории России, что является немаловажным моментом на фоне сегодняшней урбанизации, то есть процесса роста городов, в связи с чем повышения удельного веса городского населения, возрастания роли городов во всех сферах жизни общества и преобладание городского образа жизни над сельским на всей территории страны.

30.03.2019

Законопроект направлен на установление новеллы, которая позволит обеспечить и защитить права и интересы вкладчиков, оказавшихся жертвами недобросовестных кредитных организаций, которые не включили указанных вкладчиков - физических лиц в реестр вкладчиков по различным причинам. Десятки тысяч добросовестных граждан нашей страны, лишившихся зачастую последних средств к существованию, будут иметь дополнительные гарантии защиты своих прав и могут быть уверены, что государство защитит их интересы и сбережения.

Все статьи > Надзор за исполнением законодательства о "дальневосточном гектаре" (Литвинова Е.П.)

Надзор за исполнением законодательства о "дальневосточном гектаре" (Литвинова Е.П.)

Дата размещения статьи: 22.01.2018

Надзор за исполнением законодательства о "дальневосточном гектаре" (Литвинова Е.П.)

Земля - весьма специфический природный объект, особенности которого при определенных условиях могут влиять на возможность и объемы участия такого объекта в гражданском обороте.
Федеральным законом от 1 мая 2016 г. N 119-ФЗ регулируются особенности предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа.
Инициатива принятия этого Закона исходила от Правительства РФ еще в 2013 г., в ноябре 2015 г. проект закона был внесен в Государственную Думу Федерального Собрания РФ.
Основной целью Федерального закона N 119-ФЗ стало привлечение жителей РФ к освоению земельных участков, расположенных на территории Дальневосточного федерального округа, в целях более эффективного развития региона в целом, его экономической, демографической и других составляющих.
Согласно Закону любому жителю из любого уголка нашей страны безвозмездно один раз может быть предоставлен земельный участок в размере одного гектара земли с условием его освоения по назначению в течение пяти лет при множестве вариантов его использования. Через пять лет при условии освоения земли ее можно будет арендовать или получить в собственность.
При этом законодателем предусмотрена поэтапная реализация закона в Дальневосточном федеральном округе.
Первый этап (или "пилотный") для граждан Амурской области вступил в силу с 1 июня 2016 г. - предоставлялись земельные участки, только расположенные в Архаринском районе. Это один из южных сельскохозяйственных районов области.
Второй этап - с 1 октября 2016 г. гражданам предоставлялись земельные участки, расположенные на территории Амурской области, за исключением территории населенных пунктов, находящихся в границах городских округов город Благовещенск и город Белогорск и территорий, прилегающих к территории города Благовещенска, расположенных в десятикилометровой зоне от его границ.
И основной, или третий, этап начался с 1 февраля 2017 г., когда у граждан РФ появилось право на получение земельного участка, расположенного в Дальневосточном федеральном округе.
В целях реализации указанного Федерального закона на территории области принято шесть правовых актов органов государственной власти области: один закон, два постановления, одно распоряжение Правительства области, два приказа министерств имущественных отношений, лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области. Новый Закон, в том числе и в силу его специфики, потребовал пристального внимания органов прокуратуры Амурской области. Вопрос реализации Закона в числе других стал предметом обсуждения Первого открытого форума прокуратуры области 22 сентября 2016 г. при широком участии общественности, органов власти, местного самоуправления, студенчества.
Прокуратурой области в рамках надзора проверены названные правовые акты, установлено, что они соответствуют требованиям федерального законодательства и не содержат коррупциогенных факторов.
Так, Постановлением Правительства Амурской области от 11 мая 2016 г. N 192 определено муниципальное образование - Архаринский район, в границах которого земельные участки предоставляются в безвозмездное пользование с 1 июня 2016 г.
Законодательным Собранием области в соответствии с требованиями ч. 3 ст. 2 Федерального закона N 119-ФЗ 27 апреля 2017 г. принят Закон области об определении территорий Амурской области, в границах которых земельные участки не могут быть предоставлены в безвозмездное пользование в соответствии с Федеральным законом N 119-ФЗ. До принятия названного Закона Амурской области действовало Постановление Правительства Амурской области от 31 мая 2016 г. N 231 об определении территорий, в границах которых земельные участки не могут быть предоставлены в безвозмездное пользование.
Кроме того, распоряжением Правительства Амурской области от 16 февраля 2016 г. N 6-р утвержден План мероприятий по представлению исполнительными органами государственной власти Амурской области в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии сведений о землях и земельных участках, подлежащих внесению в базу данных электронного сервиса по предоставлению гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на территории Дальневосточного федерального округа.
Однако непосредственный Порядок, или административный регламент, не был разработан органами исполнительной власти, в связи с чем в 2016 г. прокуратурой области установлен факт непринятия министерством лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области административного регламента, предусматривающего порядок предоставления в безвозмездное пользование лесного участка. Губернатору области 5 декабря 2016 г. внесено представление, которое рассмотрено и удовлетворено. Приказом министерства лесного хозяйства и пожарной безопасности области от 27 января 2017 г. N 90-ОД утвержден административный регламент по предоставлению гражданам в безвозмездное пользование земельных участков из состава земель лесного фонда, расположенных на территории Амурской области.
На муниципальном уровне необходимо было более детальное правовое регулирование, и органы местного самоуправления разработали и приняли административные регламенты, регулирующие порядок предоставления муниципальной услуги по рассмотрению заявлений граждан о предоставлении в безвозмездное пользование земельных участков.
При проверке принятых органами местного самоуправления нормативных правовых актов, регулирующих указанные правоотношения, выявлено 65 актов, противоречащих федеральному законодательству.
Например, прокурором города Свободного установлено, что в нарушение п. 1 ч. 2 ст. 4 Федерального закона N 119-ФЗ в административном регламенте, утвержденном постановлением администрации города от 23 ноября 2016 г. N 2062, были положения об истребовании документов, не предусмотренных законом. Прокурором города Свободного на этот акт 1 февраля 2017 г. принесен протест, который рассмотрен и удовлетворен, нарушения Закона устранены.
Природные и климатические особенности области благоприятны для организации производства и ведения сельского хозяйства, что должно представлять интерес для жителей РФ. К тому же по действующему законодательству получателям земельных участков доступны государственные меры поддержки, среди которых льготное кредитование, гранты для начинающих фермеров, квоты на заготовку древесины для индивидуального жилищного строительства, подъемные для переселения, льготная ипотека для строительства и т.д. Закон дает принципиально новую модель предоставления земельных участков. Выбор гражданами деятельности не ограничен, но при этом и злоупотребления правом пользования земельным участком не должно быть.
Всего с даты вступления в силу Федерального закона N 119-ФЗ по состоянию на 4 мая 2017 г. в Федеральную информационную систему "На Дальний Восток. РФ" поступило 5 243 заявки о предоставлении земельных участков в безвозмездное пользование на территории Амурской области, в том числе 832 заявления из иных субъектов Федерации (Москва и Московская область (84), Санкт-Петербург (46), Ленинградская область (42) и др.).
По состоянию на 4 мая 2017 г. из общего количества (5 243) поступивших заявок на предоставление земельных участков в Амурской области по 2 825 приняты решения о предоставлении гражданам земельных участков в безвозмездное пользование (53%), на рассмотрении находятся 272 заявки (5% от общего количества заявок), что обусловлено также своевременным прокурорским реагированием на нарушения градостроительного законодательства, законодательства о землеустройстве в части разработки карт объектов землеустройства для постановки границ муниципальных образований на кадастровый учет.
В ходе проведенных органами прокуратуры области в 2016 - 2017 гг. проверок выявлялись факты бездействия органов местного самоуправления по своевременной разработке карт объектов землеустройства для постановки границ муниципальных образований на кадастровый учет. В целях устранения нарушений закона внесено 182 представления, которые удовлетворены, нарушения закона устранены. Органы местного самоуправления приняли меры по постановке границ муниципальных образований на кадастровый учет.
Также следует отметить, что поступают и коллективные или так называемые семейные заявки граждан о предоставлении гражданам земельных участков в безвозмездное пользование, которые составляют 60% от общего количества заявок (787 заявок).
К примеру, в Новгородском сельсовете Свободненского района Амурской области формируется поселение староверов, в котором проживают 24 человека (5 многодетных семей). В ближайшее время планируют переехать еще 10 человек, это переселенцы из Уругвая и Приморского края. В настоящее время по коллективной заявке одной семье предоставлен земельный участок в размере 5 га для сельскохозяйственного использования.
Учитывая актуальность реализации на территории Амурской области Федерального закона N 119-ФЗ прокуратура области принимает организационные и практические меры, направленные на улучшение качества прокурорского надзора за исполнением законодательства о землепользовании на всех этапах реализации Федерального закона N 119-ФЗ.
С этой целью обеспечен конструктивный диалог и оперативный обмен информацией с органами государственной власти, а также лицами, ответственными за реализацию Федерального закона N 119-ФЗ (заместителем министра имущественных отношений Амурской области, генеральным директором АНО "Агентство по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке").
На системный подход к организации надзора на всех трех этапах реализации Федерального закона N 119-ФЗ ориентирует указание прокурора области "Об организации надзора за исполнением земельного законодательства".
Как показывает практика прокурорского надзора, органы местного самоуправления области допускали нарушения сроков принятия административных регламентов, регулирующих порядок предоставления муниципальной услуги, принимали противоречащие законодательству нормативные правовые акты. По этим фактам прокурорами внесено более 100 представлений, 60 протестов, которые рассмотрены и удовлетворены, нарушения закона устранены.
В деятельности уполномоченных органов при реализации полномочий, предусмотренных Федеральным законом N 119-ФЗ, также выявлены нарушения при принятии решений о предоставлении земельных участков (отказе в предоставлении), возвращении заявлений.
Так, прокуроры Тамбовского, Ивановского, Бурейского, Архаринского, Благовещенского районов выявляли факты отказов гражданам в предоставлении земельных участков по основаниям, не предусмотренным законом: нахождение земельного участка в федеральной собственности; ошибка в адресе; предоставление земельных участков жителям, зарегистрированным только на территории Дальнего Востока; прохождение на территории выбранного земельного участка линий электропередач и подземной линии оптико-волоконной связи; нахождение земельного участка в водоохранной зоне и др.
Как установлено прокурором Тамбовского района, главой администрации Садовского сельсовета гражданину было отказано в предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование по основанию, не предусмотренному ст. 7 Федерального закона N 119-ФЗ, а именно в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок находится в собственности РФ. Указанное нарушение Закона стало основанием для возбуждения прокурором административного дела по ч. 3 ст. 19.9 КоАП РФ, виновное лицо привлечено к административной ответственности в виде штрафа 5 тыс. руб. Кроме того, в нарушение требований ч. 3 ст. 5 Федерального закона N 119-ФЗ заявление гражданина не направлено в уполномоченный орган. По всем указанным нарушениям закона прокурором Тамбовского района главе администрации Садовского сельсовета внесено представление, которое рассмотрено и удовлетворено, приняты меры по устранению нарушений закона.
По постановлению прокурора Мазановского района за нарушение срока рассмотрения заявления гражданина о предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование, предусмотренного ч. 2 ст. 5 Федерального закона N 119-ФЗ, уполномоченное лицо (глава администрации Краснояровского сельсовета) привлечена к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.9 КоАП в виде штрафа в размере 1 тыс. руб. Эта норма является специальной (действует с 2013 г.), поскольку предусматривает ответственность за нарушение порядка предоставления земельных или лесных участков либо водных объектов.
Прокурором Благовещенского района было установлено, что администрации Марковского и Новопетровского сельсоветов Благовещенского района в нарушение требований ч. 24 ст. 8 Федерального закона N 119-ФЗ не принимают меры, направленные на оказание содействия по обустройству территорий посредством строительства объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур. Главам указанных администраций внесены представления. Своевременное рассмотрение актов прокурорского реагирования, а также фактическое устранение выявленных нарушений закона находится на контроле прокурора Благовещенского района.
Таким образом, с начала реализации Федерального закона N 119-ФЗ органами прокуратуры области выявлено более 400 нарушений закона, внесено 300 представлений, к дисциплинарной ответственности привлечено 114 лиц, принесено пять протестов (все рассмотрены и удовлетворены), к административной ответственности привлечены три лица.
Как видно из приведенной практики прокурорского надзора, новый отраслевой закон требует пристального внимания, поскольку в ходе его реализации непосредственно затрагиваются права граждан, а также интересы органов местного самоуправления, субъекта РФ, а в некоторых случаях и Российской Федерации. Земля должна предоставляться и использоваться строго в соответствии с законом.
В связи с длительной реализацией (до 1 января 2035 г.) Федерального закона N 119-ФЗ аппаратом прокуратуры области прокуроры ориентированы на систематическое осуществление надзорной деятельности с применением всего арсенала мер прокурорского реагирования, направленных на обеспечение законности в сфере предоставления гражданам РФ земельных участков на территории Амурской области в безвозмездное пользование. При этом предметом надзора после предоставления земли являются вопросы соблюдения земельного, гражданского, экологического законодательства, ее целевого освоения, соблюдения правил и норм, в том числе пожарной безопасности.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:
↑