• Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных

Последние новости:
19.04.2019

Законопроектом "О внесении изменения в статью 217 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" предлагается установить, что суммы материальной помощи, не превышающие 4 000 рублей в год, выплачиваемые организацией, осуществляющей образовательную деятельность по основным профессиональным образовательным программам, студентам, аспирантам, адъюнктам, ординаторам и ассистентам-стажерам освобождаются от налогообложения.

08.04.2019

Законопроект "О жилищных субсидиях многодетным семьямнаправлен на улучшение демографической структуры современного российского общества и социально-экономического состояния государства. Кроме того, его принятие будет способствовать развитию сельской местности на территории России, что является немаловажным моментом на фоне сегодняшней урбанизации, то есть процесса роста городов, в связи с чем повышения удельного веса городского населения, возрастания роли городов во всех сферах жизни общества и преобладание городского образа жизни над сельским на всей территории страны.

30.03.2019

Законопроект направлен на установление новеллы, которая позволит обеспечить и защитить права и интересы вкладчиков, оказавшихся жертвами недобросовестных кредитных организаций, которые не включили указанных вкладчиков - физических лиц в реестр вкладчиков по различным причинам. Десятки тысяч добросовестных граждан нашей страны, лишившихся зачастую последних средств к существованию, будут иметь дополнительные гарантии защиты своих прав и могут быть уверены, что государство защитит их интересы и сбережения.

Все статьи > Разграничение уголовно и административно наказуемых проявлений экстремизма (ст. 282 УК РФ и ст. 20.29 КоАП РФ) (Махмутов М.В.)

Разграничение уголовно и административно наказуемых проявлений экстремизма (ст. 282 УК РФ и ст. 20.29 КоАП РФ) (Махмутов М.В.)

Дата размещения статьи: 22.01.2018

Разграничение уголовно и административно наказуемых проявлений экстремизма (ст. 282 УК РФ и ст. 20.29 КоАП РФ) (Махмутов М.В.)

В 2013 г. в следственном управлении Следственного комитета РФ по Республике Татарстан (далее - следственное управление) зарегистрировано 31 преступление экстремистской направленности, в 2014 - 43, в 2015 - 72, в 2016 - 39. По состоянию на март 2017 г., в производстве следователей следственного управления находится всего 4 таких дела.
Большинство преступлений этой категории совершается с использованием сети Интернет. Пользователи размещают в социальных сетях на своих страницах материалы экстремистского содержания.
Казалось бы, наметилась положительная динамика: при неуклонном росте числа зарегистрированных преступлений вплоть до 2015 г., по итогам 2016 г. уже наблюдается значительный их спад.
Однако, к сожалению, есть для такой статистики и другие причины.
Дело в том, что 22 апреля 2015 г. президиумом Верховного суда Республики Татарстан прекращено уголовное дело по ч. 1 ст. 282 УК в отношении Б., который на своей странице в социальной сети "Вконтакте" разместил фотоальбом из 35 изображений под названием "Белый букварь". Согласно заключению специалиста, этот материал содержит призывы к экстремистской деятельности, в связи с чем решением Октябрьского районного суда г. Ижевска Удмуртской республики от 1 июня 2010 г. он признан экстремистским и помещен в Федеральный список экстремистских материалов.
Указанным решением Верховного суда Республики Татарстан от 22 апреля 2015 г. отменены ранее постановленные городским судом обвинительный приговор и оставившее этот приговор в силе апелляционное определение. При этом Верховным судом сделан вывод о том, что действия Б. подпадают под признаки административного правонарушения (ст. 20.29 КоАП - производство и распространение экстремистских материалов) в связи с тем, что умысел правонарушителя на разжигание ненависти либо вражды не установлен.
Однако при разграничении преступления, предусмотренного ст. 282 УК, и административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.29 КоАП, на наш взгляд, не учтено как минимум следующее.
1. Признак общественной опасности, установленный ст. 14 УК. В силу этого все деяния, подпадающие формально одновременно и под признаки состава преступления, и под признаки состава административного правонарушения, при наличии признака общественной опасности должны, безусловно, квалифицироваться как преступление. Распространение экстремистских материалов, несомненно, представляет общественную опасность. Особенно это актуально в условиях многонациональной и многоконфессиональной Республики Татарстан.
Учитывая конституционный запрет на такие действия, как "пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду", "пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства" (ч. 2 ст. 29 Конституции РФ), их также безусловно следует признать общественно опасными.
Нельзя не отметить, что аналогичный запрет содержится в ст. 20 Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г.: "Всякое выступление в пользу национальной, расовой или религиозной ненависти, представляющее собой подстрекательство к дискриминации, вражде или насилию, должно быть запрещено законом".
2. Административное правонарушение, наказуемое по ст. 20.29 КоАП, предусматривает ответственность за массовое распространение экстремистских материалов. То есть речь может идти об издании тиражей экстремистских материалов либо публикации большого количества ссылок в сети Интернет, например, в коммерческих целях.
Поскольку административная ответственность по указанной статье предусмотрена и для должностных, и для юридических лиц, в случае возбуждения вражды (за которую для исполнителя предусмотрена уголовная ответственность) сопутствующую административную ответственность должны нести лица, которые без умысла на возбуждение вражды способствовали распространению материалов (издатели, провайдеры и т.п.).
3. Понятие "экстремизм" гораздо шире понятия "возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства". Под экстремизмом понимается в том числе "пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии (ст. 1 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности").
Под возбуждением вражды же понимается оказание активного воздействия на людей с помощью документов, слов, рисунков и действий, предпринятых с целью побуждения их к совершению определенных действий, зарождению у них решимости и стремления совершить определенные действия или же способствования уже существующему намерению <1>.
--------------------------------
<1> См.: Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Г.Н. Борзенков, А.В. Бриллиантов, А.В. Галахова и др.; отв. ред. В.М. Лебедев. 13-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2013.

Другими словами, возбуждение вражды - это деяния, побуждающие к совершению враждебных действий.
4. Не дана оценка самому содержанию экстремистского материала. Дело в том, что "Белый букварь" - цветной сборник рисунков и текстов, представленных именно в форме букваря, т.е. наглядных пособий, понятных даже детям младшего школьного возраста, причем без прочтения текстов. На картинках изображены, как правило, "полноценные" героические личности "арийцев" (лиц европеоидной внешности) в стиле скинхедов (бритоголовые, в армейских ботинках - берцах, с соответствующей атрибутикой - кельтский крест, свастика и т.п.), подвергающие насилию представителей "неполноценных" национальностей (называемых в материале "жиды, таджики, цыгане, чурки" и др.).
При этом героизируются также и носители идеологии национал-социализма времен Великой Отечественной войны (Гитлер, Вермахт), что в настоящее время подпадает под действие ст. 354.1 УК (реабилитация нацизма). Героизируются и современные носители аналогичных идей.
Размещение такого материала в открытом доступе в сети Интернет свидетельствует об умысле на разжигание вражды, поскольку ребенок или подросток подобные картинки явно воспримет как призыв к действию.
Перевод этого вида правонарушений из уголовных в административные снизит эффективность мер профилактики совершения более тяжких деяний как экстремистской, так и террористической направленности.
В качестве примера можно привести уголовное дело, находившееся в производстве первого отдела по расследованию особо важных дел следственного управления в отношении участников "Чистопольского Джамаата", которые привлечены к ответственности за совершение нескольких террористических актов на территории республики (пуск самодельных ракет в г. Нижнекамске и поджоги православных церквей). В настоящее время Верховным судом Республики по этому делу 9 лиц приговорены к лишению свободы на сроки от 16 до 24 лет. Эти же лица причастны к организации убийства высших руководителей мусульманского духовенства Республики. Установлено, что участник этой преступной группы М., который был уничтожен сотрудниками правоохранительных органов в связи с оказанием вооруженного сопротивления при задержании, ранее неоднократно размещал в социальной сети призывы к экстремистской деятельности, агитировал других лиц, вступивших в группу, к противоправной деятельности на почве отношения к религии.

Пристатейный библиографический список

Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Г.Н. Борзенков, А.В. Бриллиантов, А.В. Галахова и др.; отв. ред. В.М. Лебедев. 13-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2013.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:
↑