• Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных

Последние новости:
28.03.2018

Законопроектом "О внесении изменений в КоАП РФ в части усиления административной ответственности за совершение противоправных деяний на воздушном транспорте" предлагается усилить административную ответственность за такие деяния, как управление воздушным судном лицом, не имеющим права управления им, управление воздушным судном лицом, находящимся в состоянии опьянения, передача управления воздушным судном лицу, находящемуся в состоянии опьянения, невыполнение лицами, находящимися на борту воздушного судна, законных распоряжений командира воздушного судна и др.

21.03.2018

Целями законопроекта "О цифровых финансовых активах" является законодательное закрепление в российском правовом поле определений наиболее широко распространенных в настоящее время финансовых активов, создаваемых и/или выпускаемых с использованием цифровых финансовых технологий, к которым законопроект относит распределенный реестр цифровых транзакций, а также создание правовых условий для привлечения российскими юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями инвестиций путем выпуска токенов, являющихся одним из видов цифровых финансовых активов.

14.03.2018

Законопроектом предусматривается дополнение пункта 2 статьи 12.4 Федерального закона "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации", которая устанавливает права и обязанности лиц, осуществляющих рыболовство в экономической зоне, положением об обязанности для таких лиц проходить контрольные пункты (точки) и соблюдать порядок их прохождения, установленные федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства и федеральным органом исполнительной власти по обороне.

Все статьи > Проблемы выявления, пресечения и расследования преступлений в налоговой сфере (Дощицын А.Н., Зяблина М.В.)

Проблемы выявления, пресечения и расследования преступлений в налоговой сфере (Дощицын А.Н., Зяблина М.В.)

Дата размещения статьи: 23.01.2018

Проблемы выявления, пресечения и расследования преступлений в налоговой сфере (Дощицын А.Н., Зяблина М.В.)

Неуплата налогов способна парализовать решение стоящих перед государством важнейших задач. В Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 г. отмечается, что наряду с другими рисками и угрозами экономической безопасности к таковым относится высокий уровень криминализации и коррупции в экономической сфере <1>.
--------------------------------
<1> Стратегия экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года [Электронный ресурс]. URL: https://cdnimg.rg.ru/pril/140/28/53/strategiya2030.pdf.

Совокупная задолженность по налогам и сборам, пеням и налоговым санкциям в бюджет Российской Федерации по состоянию на 1 января 2017 г. составила 1 402,1 млрд рублей, что больше к уровню начала 2016 г. на 246,9 млрд рублей. Причину снижения эффективности взыскания задолженности налоговые органы России связывают с большим объемом выставленных налоговыми органами требований об уплате налогов <2>.
--------------------------------
<2> Итоги деятельности ФНС России [Электронный ресурс]. URL: http://analytic.nalog.ru/portal/index.ru-RU.htm.

В 2016 г. работа правоохранительных и контролирующих органов по противодействию преступности в налоговой сфере осуществлялась в новых условиях, связанных с внесением изменений в ст. 198 и 199 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ) <3>. Внесенные поправки изменили размер крупного и особо крупного ущерба по данным составам.
--------------------------------
<3> См.: Федеральный закон от 03.07.2016 N 325-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации".

Анализ правоприменительной практики показывает, что к наиболее криминализированным отраслям относятся производство и реализация алкогольной, газовой, нефтяной, металлургической продукции, торговля природными ресурсами, импорт и реализация автомобильного транспорта, а также финансово-кредитная сфера.
Основными способами совершения налоговых преступлений являются: сокрытие выручки или дохода, неправильное ведение бухгалтерских книг, искажение бухгалтерского учета путем внесения изменений в документы, уничтожение бухгалтерских документов; недекларирование источников дохода, поступление денег из источника неизвестного происхождения; неправомерное использование фондов предприятия; противоправное использование расчетного счета; формальное увеличение числа сотрудников; несоблюдение порядка учета, хранения и расходования денежных средств, в том числе оформление в разных банках нескольких счетов, не зарегистрированных в налоговых органах, размещение прибыли от предпринимательской деятельности в иностранных банках, использование наличных денег (небанковских счетов) при крупных закупках или других расчетах и др.
Необходимо отметить, что средства, полученные в результате уклонения от уплаты налогов, являются одним из финансовых источников, питающих организованную преступность, терроризм и экстремизм. На сегодняшний день выделяются такие формы их финансовой подпитки, как создание за счет криминальных денег организаций, часть доходов которых выводится из сферы налогообложения с последующим реинвестированием сокрытых средств в криминальный бизнес, а также принудительное изъятие таких средств представителями организованной преступности в результате вымогательских действий.
В отдельных случаях налоговое преступление сопряжено с незаконной банковской деятельностью, легализацией (отмыванием) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем, злостным уклонением от погашения кредиторской задолженности и т.д.
Зачастую данные преступления тесно связаны со злоупотреблениями и превышением должностных полномочий, коммерческим подкупом, мошенничеством, получением взятки и дачей взятки. Так, анализ следственной практики позволяет выделить наиболее типичные способы противоправных деяний коррупционной направленности, совершаемых сотрудниками налоговых органов.
1. Умышленное искажение результатов налоговых проверок.
Например, Элистинским городским судом Республики Калмыкия постановлен обвинительный приговор по ч. 2 ст. 290 УК РФ в отношении налогового инспектора отдела выездных проверок. Следствием установлено, что она получила от руководителя одной из организаций взятку за незаконное бездействие по укрытию части выявленных ею в ходе выездной налоговой проверки нарушений законодательства о налогах и сборах и неотражение их в соответствующем акте.
2. Неправомерная выдача представителям хозяйствующих субъектов информации ограниченного доступа.
В частности, Советским районным судом г. Нижнего Новгорода осужден налоговый инспектор по ч. 3 ст. 30, ч. 3 ст. 290 УК РФ за незаконное предоставление гражданину за взятку выписки из Единого государственного реестра юридических лиц ФНС России.
3. Участие в корыстных целях в незаконном возмещении из бюджета Российской Федерации налога на добавленную стоимость. В мошеннических схемах, как правило, используются фирмы-однодневки, лжеэкспорт и другие фиктивные финансово-хозяйственные операции.
Так, в Нижегородском областном суде коллегией присяжных заседателей провозглашен обвинительный вердикт по уголовному делу в отношении начальника районной налоговой инспекции и еще 7 человек, в том числе трех его подчиненных. Органами предварительного следствия подсудимым было предъявлено обвинение в совершении преступлений, предусмотренных ч. 1, 2, 3 ст. 210, ч. 4 ст. 159, ч. 3 ст. 174.1 УК РФ. Установлено, что в рамках реализации мошеннической схемы и с целью незаконного возмещения НДС фигурантами представлялись фиктивные документы налоговой отчетности коммерческих фирм. В дальнейшем налоговой инспекцией, руководителем которой являлся один из осужденных, были вынесены решения о возврате НДС. Ущерб бюджетной системе России составил более 195 млн рублей.
4. Фальсификация данных, содержащихся в автоматизированных системах налогового учета.
К примеру, Октябрьским районным судом г. Рязани постановлен обвинительный приговор по ч. 1 ст. 286, ч. 2 ст. 290, ч. 3 ст. 30, ч. 2 ст. 290 УК РФ заместителю начальника урегулирования задолженности налоговой инспекции. Установлено, что осужденная, имея доступ к программному обеспечению налоговой инспекции, неоднократно изменяла данные о перечислении налогов юридическим лицом, за что получила вознаграждение в размере около 200 тыс. рублей. Виновная пыталась получить 56 тыс. рублей от представителя уже другого юридического лица за внесение в систему налогового учета не соответствующих действительности сведений об уплате им более 100 тыс. рублей в счет погашения задолженности по налогу на вмененный доход.
5. Недобросовестное исполнение обязанностей в корыстных целях при проведении налоговых проверок.
Так, Белгородским областным судом постановлен приговор по факту халатности со стороны налогового инспектора, который без проверки представленных ему сведений вносил в учетную базу налоговой инспекции информацию о мощности зарегистрированных транспортных средств, на основании которой производился перерасчет транспортного налога в сторону снижения. В результате его действий бюджету Белгородской области был причинен ущерб на сумму свыше 700 тыс. рублей <4>.
--------------------------------
<4> Иванов П.И., Лобанов М.А., Ребров А.А. Особенности выявления, раскрытия и расследования коррупционных преступлений, совершенных сотрудниками налоговых органов // Криминалистическое обеспечение расследования преступлений коррупционной и экономической направленности: Сборник материалов 52-х криминалистических чтений. М.: Академия управления МВД России, 2011. С. 37 - 42.

Кроме того, повсеместное распространение получили различного рода схемы, специально разработанные для уклонения от уплаты налогов с использованием международных организаций и офшорных зон.
В этих целях субъекты предпринимательской деятельности открывают счета в кредитных организациях, расположенных в офшорных зонах (Виргинские Острова, Бермудские Острова, Королевство Бахрейн, Республика Либерия, Республика Палау, Швейцария и др.). В большинстве случаев денежные средства выводятся из страны через многоуровневые схемы через государства, с которыми у Российской Федерации заключены договоры об избежании двойного налогообложения (например, Республику Кипр и др.). Делается это в целях усложнения процесса возможного установления местонахождения доходов, полученных преступным путем, и последующей идентификации конечного выгодоприобретателя.
В опубликованной базе данных так называемого Панамского архива содержатся сведения (удостоверения личности бенефициаров офшорных компаний и их связь с различными коммерческими фирмами) о более чем 6 тыс. российских физических и юридических лиц, имеющих отношение к 11,5 тыс. офшорным организациям, зарегистрированным в таких юрисдикциях, как Виргинские Острова, Острова Кука, Республика Сингапур и др. <5>.
--------------------------------
<5> Журналисты открыли доступ к данным о 200 тыс. офшоров // РБК от 09.05.2016 [Электронный ресурс]. URL: http://www.rbc.ru/politics/09/05/2016/5730ccd99a79477674a491f3?from=main.

Таким образом, налоговая преступность имеет транснациональный и организованный характер. Поэтому только совместная эффективная работа может дать положительные результаты.
Говоря о транснациональном характере налоговой преступности, следует отметить, что посредством сети Интернет налогоплательщики стали применять более изощренные и завуалированные способы совершения противоправных действий. В условиях развитой в нашей стране онлайн-торговли эта проблема является особенно актуальной. Большинство организаций, реализующих товары и услуги подобным образом, не состоят на учете в налоговом органе, что открывает новые возможности для уклонения от уплаты налогов.
Как показывает практика, основными формами выявления и пресечения налоговых правонарушений являются совместные выездные проверки, проводимые сотрудниками органов внутренних дел и налоговой службы.
Например, сотрудниками Управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД по Республике Адыгея проведен комплекс оперативно-разыскных мероприятий в отношении предпринимателя, осуществляющего свою деятельность на территории Тахтамукайского района, в процессе которых была получена информация об уклонении его от уплаты налогов. При проведении совместной налоговой проверки был установлен факт, что данный предприниматель при осуществлении розничной торговли лесоматериалами представлял в налоговые органы Республики недостоверную отчетность. Общая сумма недоимки составила более 950 тыс. рублей. Материалы были переданы в следственное управление СК России по Республике Адыгея для принятия процессуального решения в порядке, установленном ст. 144, 145 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - УПК РФ). По результатам проверки в отношении предпринимателя возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 198 УК РФ <6>.
--------------------------------
<6> См.: официальный сайт МВД РФ [Электронный ресурс]. URL: https://мвд.рф/news/item/9471639.

Продолжается совместная работа подразделений Следственного комитета Российской Федерации и налоговых органов. По итогам 2016 г. в следственные органы СК России направлено 6 010 материалов, содержащих признаки преступлений, предусмотренных ст. 170, 198 - 199.2 УК РФ (в 2015 г. - 7 001 материал). Снижение количества направленных материалов обусловлено внесением изменений в УК РФ и УПК РФ о существенном увеличении суммы крупного и особо крупного ущерба для целей применения ст. 198 - 199.1 УК РФ.
В 2016 г. по результатам взаимодействия налоговых и следственных органов возбуждено 1 781 уголовное дело, что на 2,5% ниже по сравнению с 2015 г. (1 826 уголовных дел). Удельный вес отказов в возбуждении уголовных дел в 2016 г. снизился и составил 62,5% (в 2015 г. - 65,4%) <7>.
--------------------------------
<7> Доклад об осуществлении Федеральной налоговой службой Российской Федерации государственного контроля (надзора) в соответствующих сферах деятельности и об эффективности такого контроля (надзора) [Электронный ресурс]. URL: https://www.nalog.ru/html/sites/www.new.nalog.ru/docs/kontrol/doclad_kont16.pdf.

Кроме того, в целях выявления и пресечения преступлений в налоговой сфере практикуется проведение проверок, проводимых органами прокуратуры совместно с налоговой службой.
Следует отметить, что налоговые преступления причиняют существенный материальный ущерб бюджетной системе Российской Федерации. При этом вопросам реального возмещения ущерба постоянно уделяется повышенное внимание. Так, проведенные исследования в части реализации прокурорами полномочий по предъявлению гражданского иска в анализируемой сфере позволили выявить определенный положительный опыт. В частности, прокурорам в Республике Коми было предписано использовать полномочия, предусмотренные ст. 44 УПК РФ, о предъявлении иска уже на стадии возбуждения уголовного дела о налоговом преступлении, а также принимать меры к наложению ареста на имущества указанных лиц. Кроме того, прокурорами в этом регионе активно обжалуются итоговые судебные акты, по которым гражданские иски не были удовлетворены.
В частности, в 2013 г. по инициативе прокуратуры Республики Коми в республиканский Верховный суд в порядке надзора были обжалованы приговор Ухтинского городского суда и определение судебной коллегии по уголовным делам Верховного суда Республики Коми в отношении З., осужденного по п. "б" ч. 2 ст. 199 УК РФ, в части отказа в удовлетворении исковых требований налоговому органу о взыскании с осужденного в пользу бюджета Российской Федерации налогов и пеней в сумме более 200 млн рублей. Президиумом Верховного суда Республики Коми в удовлетворении надзорного представления отказано.
Прокуратурой Республики Коми в целях обжалования судебных решений по делу З. был подготовлен проект надзорного представления в Судебную коллегию по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации. В дальнейшем Верховный Суд Российской Федерации поддержал доводы, изложенные в надзорном представлении заместителя Генерального прокурора Российской Федерации, и, мотивируя свое решение, отметил, что особенности природы гражданско-правовой ответственности в рассматриваемом случае физического лица предопределены и обусловлены прежде всего тем, что имущественный вред государству причинен преступными действиями осужденного. Поскольку, несмотря на предпринятые меры, задолженность юридического лица по налогам и пеням осталась непогашенной в результате преступной деятельности директора общества З., не исполнившего в личных интересах обязанности налогового агента, суд пришел к выводу о том, что данными действиями государству причинен ущерб, который подлежит возмещению <8>.
--------------------------------
<8> Бажукова Ж.А., Паршуткина Л.Н. О некоторых проблемах производства по уголовным делам о налоговых преступлениях // Российский следователь. 2017. N 2 // СПС "КонсультантПлюс".

Фактическому возмещению ущерба по недоимкам по налогам (сборам и страховым взносам) может способствовать распространение сложившейся практики взыскания не уплаченных компаниями обязательных платежей с физических лиц <9>. Следует отметить, что в 2016 г. суды активно признавали виновными в совершении налоговых преступлений не только формальных, но и фактических руководителей компаний, которыми во многих случаях признаются учредители и бенефициары бизнеса. По таким делам налоговые органы успешно взыскивали с физических лиц налоги, которые должны были заплатить организации. Например, уголовное дело в отношении гендиректора ЗАО "П" Е., которому инкриминировалась неуплата 7,8 млрд рублей за добычу полезных ископаемых за счет необоснованно примененного понижающего коэффициента, было прекращено после уплаты им 10 млрд рублей (с учетом пени и штрафов) <10>.
--------------------------------
<9> См.: Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.12.2006 N 64 "О практике применения судами уголовного законодательства об ответственности за налоговые преступления", Определения Верховного Суда Российской Федерации от 30.07.2014 (дело N 3-УДп14-2), от 27.01.2015 (дело N 81-КГ14-19).
<10> Официальный сайт ГСУ СК РФ по г. Москве [Электронный ресурс]. URL: http://moscow.sledcom.ru.

Данный подход признан Конституционным Судом Российской Федерации не противоречащим Конституции Российской Федерации (Определения от 19.11.2015 N 2731-О, от 19.07.2016 N 1580-О, от 25.10.2016 N 2316-О). В частности, в Определении от 28.02.2017 N 396-О указано, что отсутствие экономической выгоды (присвоения денежных средств) для физического лица, признанного виновным в уклонении от уплаты налогов с организации (ст. 199 УК РФ), не является препятствием для взыскания с такого лица налоговой задолженности организации в виде возмещения ущерба, причиненного преступлением <11>. Таким образом, Конституционный Суд Российской Федерации поддержал персонализацию ответственности.
--------------------------------
<11> См.: СПС "КонсультантПлюс".

Кроме того, арбитражными судами сформирована практика по вопросу реализации налоговыми органами обязанности, установленной подп. 2 п. 2 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), в виде взыскания задолженности в бюджет с основных и (или) зависимых с проверяемыми налогоплательщиками лиц.
Арбитражные суды нередко устанавливали факты, свидетельствующие о согласованности действий основного общества и его зависимого лица, в результате которых финансово-хозяйственная деятельность основного общества была прекращена (путем реализации имущества зависимому лицу, перевода в его штат сотрудников), что привело к невозможности выполнения основным обществом обязанности по уплате налогов (например, по делам N А40-190258/2015, N А40-227535/2015, N А40-77894/2015, N А36-2394/2016, N А51-4996/2015) <12>.
--------------------------------
<12> Там же.

Изучение практики выявления, пресечения и расследования налоговых преступлений, а также взыскания налоговой задолженности позволяет выявить ряд проблем, существенным образом влияющих на эффективность работы правоохранительных и контролирующих органов.
1. Выявление налоговых преступлений предполагает длительный и сложный процесс, связанный с необходимостью тщательного исследования финансово-хозяйственных и бухгалтерских документов. Данная работа носит гласный характер, что позволяет недобросовестным налогоплательщикам после получения информации о выездной налоговой проверке скрыть следы преступной деятельности либо осуществить попытку придать ей легальный характер посредством составления сфальсифицированной отчетности.
2. В случае возбуждения уголовного дела при отсутствии заключения налогового органа, но при достаточности данных, указывающих на признаки преступления (ч. 9 ст. 144 УПК РФ), могут возникнуть трудности обжалования подозреваемым (обвиняемым) в гражданском порядке основания и суммы начисленной недоимки в связи с тем, что под возмещением ущерба, причиненного бюджетной системе Российской Федерации, понимается уплата в полном объеме недоимки, пеней и штрафов в размере, определяемом в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, с учетом представленного налоговым органом расчета размера пеней и штрафов (ч. 2 ст. 28.1 УПК РФ).
3. Периодичность проверок и длительность проведения мероприятий налогового контроля, включая процедуру обжалования, приводят к тому, что сообщения о ряде налоговых преступлений могут поступить в следственные подразделения по истечении срока давности привлечения виновных лиц к уголовной ответственности (срок давности по ст. 198, ч. 1 ст. 199, ч. 1 ст. 199.1 УК РФ составляет два года).
4. В ряде случаев процессуальные решения об отказе в возбуждении уголовного дела принимаются ввиду невозможности достоверно определить в ходе проведенных экспертиз суммы сокрытых налогов по причине отсутствия первичных документов.
5. Немаловажным вопросом остается и проблема взыскания задолженности по налогам, решить которую в настоящее время можно следующими способами: в рамках УПК РФ - путем предъявления гражданского иска по уголовному делу о возмещении ущерба; в рамках Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) - путем предъявления искового заявления о возмещении ущерба Российской Федерации, причиненного неуплатой обязательных платежей и санкций.
6. Учитывая, что на имущество может быть наложен арест, подозреваемые (обвиняемые) принимают меры к сокрытию принадлежащего им имущества путем его перемещения к родственникам, близким лицам, перерегистрации квартир, иных строений и транспортных средств, снятия денежных сумм со счетов, перевода ценных бумаг в доверительное управление, распродажи ценных бумаг, товаров и т.п. В результате даже предъявление в последующем прокурором иска в порядке ст. 45 ГПК РФ затрудняет взыскание с виновного причиненного государству ущерба.
С учетом проведенного исследования считаем целесообразным еще раз обратиться к вопросу о создании в Российской Федерации профильной федеральной службы по выявлению и расследованию преступлений обозначенной категории. Полагаем, что в настоящее время необходимо рассмотреть вопрос о разработке нового федерального закона "О финансовой полиции", устанавливающего правовые основы, принципы организации и деятельности, систему, структуру, полномочия ее органов. При этом следует учесть уже имеющийся отечественный опыт (период деятельности Департамента налоговой полиции Российской Федерации, Федеральной службы налоговой полиции России), а также апробированную практику других стран в данной сфере. В целях снижения коррупционных рисков данную службу целесообразно подчинить Президенту РФ.

Литература

1. Бажукова Ж.А. О некоторых проблемах производства по уголовным делам о налоговых преступлениях / Ж.А. Бажукова, Л.Н. Паршуткина // Российский следователь. 2017. N 2. С. 20 - 24.
2. Иванов П.И. Особенности выявления, раскрытия и расследования коррупционных преступлений, совершенных сотрудниками налоговых органов // Криминалистическое обеспечение расследования преступлений коррупционной и экономической направленности: Сборник материалов 52-х криминалистических чтений / П.И. Иванов, М.А. Лобанов, А.А. Ребров. М.: Академия управления МВД России, 2011.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:
↑