• Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных

Последние новости:
03.09.2019

Законопроект "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О противодействии коррупции" призван устранить сложившуюся правовую неопределенность в сфере бюджетного законодательства, предусматривающего зачисление конфискованных денежных средств, полученных в результате совершения коррупционных правонарушений. Между тем, само понятие "коррупционное правонарушение" в настоящее время отсутствует в законодательстве.

21.08.2019

Принятие законопроект "О внесении изменений в статью 2.6.1 КоАП РФ" позволит владельцу автомобиля своевременно получить информацию о совершенном правонарушении водителем его транспортного средства, освободиться от ответственности согласно ч. 2 ст. 2.6.1 КоАП РФ, воспользоваться возможностью уплаты административного штрафа со скидкой предусмотренной ст. 32.2 КоАП РФ, своевременно выявлять несанкционированное использование регистрационного знака своего автомобиля другим транспортным средством.

14.08.2019

Целью законопроекта является устранение правовой коллизии между Федеральным законом "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" и бюджетным законодательством. Его реализация позволит избежать споров о необходимости использования специального банковского счета в соответствии с Федеральным законом.

Все статьи > Государственная кадастровая оценка по законодательству Российской Федерации: понятие и принципы осуществления (Денисова А.Ю., Корф Д.В.)

Государственная кадастровая оценка по законодательству Российской Федерации: понятие и принципы осуществления (Денисова А.Ю., Корф Д.В.)

Дата размещения статьи: 31.01.2018

Государственная кадастровая оценка по законодательству Российской Федерации: понятие и принципы осуществления (Денисова А.Ю., Корф Д.В.)

Государственная кадастровая оценка представляет собой совокупность процедур, направленных на определение кадастровой стоимости.
Государственная кадастровая оценка включает следующие процедуры:
1) принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки;
2) определение кадастровой стоимости и составление отчета об итогах государственной кадастровой оценки;
3) утверждение результатов определения кадастровой стоимости.
Кадастровая стоимость - это стоимость объекта недвижимости. Понятие недвижимого имущества определено в статье 130 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая): к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. К недвижимым вещам относятся жилые и нежилые помещения, а также предназначенные для размещения транспортных средств части зданий или сооружений (машино-места), если границы таких помещений, частей зданий или сооружений описаны в установленном законодательством о государственном кадастровом учете порядке.
В публичных целях объектом государственной кадастровой оценки может выступать любое недвижимое имущество, независимо от того, зарегистрированы ли права собственности на него или нет (Определение Верховного Суда РФ от 4 августа 2016 г. N 4-АПГ16-11 <2>). Для проведения государственной кадастровой оценки необходимо "правовое" существование объекта недвижимости, которое выражается в постановке объекта на кадастровый учет. Об этом свидетельствует правовая позиция ФАС Волго-Вятского округа, выраженная в Постановлении от 24 октября 2012 г. по делу N А11-5098/2010: спорные земельные участки, принадлежащие заявителю, на момент проведения государственной кадастровой оценки не существовали, не были поставлены на кадастровый учет и не могли быть включены в перечень объектов оценки, формируемый на начало года проведения работ по государственной кадастровой оценке, а представленный заявителем отчет об оценке не может быть признан надлежащим доказательством, поскольку в названный период данные земельные участки отсутствовали как самостоятельные объекты недвижимости, не были поставлены на кадастровый учет и не могли быть объектами оценки.
--------------------------------
<2> Документ опубликован не был. См.: СПС "КонсультантПлюс"

Стоимость объекта недвижимости определяется в результате:
1) государственной кадастровой оценки в соответствии с методическими указаниями <3> о государственной кадастровой оценке;
--------------------------------
<3> Приказ Минэкономразвития России от 07.06.2016 N 358 "Об утверждении методических указаний о государственной кадастровой оценке" // СПС "КонсультантПлюс".

2) определения кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости в случае внесения в ЕГРН сведений о них и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных или качественных характеристик, в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки <4>;
--------------------------------
<4> См. статью 16 Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке".

3) рассмотрения обращений об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости <5>;
--------------------------------
<5> См. статью 21 Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке".

4) рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости <6>.
--------------------------------
<6> См. статью 22 ФЗ от 03.07.2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке".

Нормой статьи 20 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее - ФЗ "О государственной кадастровой оценке") закреплено положение о том, что будут предоставляться разъяснения, связанные с определением кадастровой стоимости <7>. Эти полномочия будут осуществлять бюджетные учреждения.
--------------------------------
<7> Проект приказа Минэкономразвития России "Об утверждении порядка рассмотрения бюджетными учреждениями, наделенными полномочиями по определению кадастровой стоимости, обращений о предоставлении разъяснений, связанных с определением кадастровой стоимости" (подготовлен Минэкономразвития России), Заключение Министерства экономического развития РФ об оценке регулирующего воздействия на проект Приказа Министерства экономического развития РФ "Об утверждении порядка рассмотрения бюджетными учреждениями, наделенным полномочиями по определению кадастровой стоимости, обращений об исправлении технических и (или) методологических ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости" (от 06.06.2017) // СПС "КонсультантПлюс".

Кадастровая стоимость определяется для целей налогообложения на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, в соответствии с Методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.
ФЗ "О государственной кадастровой оценке" вносит изменения в систему государственной кадастровой оценки также детально регулирует процедуру оценки, начиная от подготовки к ее проведению и до внесения результатов определения кадастровой оценки в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН), который был введен с 1 января 2017 года.
Необходимо отметить публичный характер оценки ряда объектов, включая объекты недвижимости и земельные участки, что обусловлено наличием публичного интереса определения стоимости данных объектов. Цель проведения кадастровой оценки, сводимая к определению стоимости объекта, выраженной в денежной форме, может касаться различных сфер государственного и муниципального управления: обложения объектов имущественными налогами, определения стоимости арендной платы в отношении государственного или муниципального имущества и земельных участков <8>, определения выкупной цены земельного участка, недвижимого имущества, находящегося в публичной собственности, <9> и пр.
--------------------------------
<8> Постановление Правительства РФ от 16.07.2009 N 582 (ред. от 30.10.2014) "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 27.07.2009. N 30. Ст. 3821. Об определении размера арендной платы на основании кадастровой стоимости см.: Определение Верховного Суда РФ от 16.09.2015 N 32-КГ15-12 "Об оставлении в силе решения Балаковского районного суда Саратовской области от 26.08.2014, которым было признано частично недействующим решение Собрания депутатов Балаковского муниципального образования Саратовской области от 26.01.2007 N 197 "Об арендной плате за земли Балаковского муниципального района" (в ред. от 31.07.2013 N 575) // СПС "КонсультантПлюс". Документ опубликован не был; Постановление Президиума ВАС РФ от 02.07.2013 N 15824/12 по делу N А60-38184/2011 // Вестник ВАС РФ. 2013. N 11.
<9> Об оспаривании кадастровой стоимости объекта в случае, если исходя из нее определяется выкупная цена, см.: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" // Российская газета. 10.07.2015. N 150.

Основной целью принятия упомянутого Закона является формирование единообразного с методологической точки зрения подхода к определению кадастровой стоимости в публичных целях, в том числе фискальных.
До 1 января 2017 года применялся порядок проведения государственной кадастровой оценки, предусмотренный Федеральным законом от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", который может применяться и в переходный период до 2020 г. в качестве альтернативного порядка. Причем выбор порядка проведения государственной кадастровой оценки осуществляется субъектами Российской Федерации.
Старый порядок проведения государственной кадастровой оценки, который вправе применять субъекты Российской Федерации вплоть до 2020 года, предусматривает проведение шести последовательных процедур:
- принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки;
- формирование перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке;
- отбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости и заключение с ним договора на проведение оценки;
- определение кадастровой стоимости и составление отчета об определении кадастровой стоимости;
- утверждение результатов определения кадастровой стоимости;
- внесение результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости <10>.
--------------------------------
<10> Статья 24.11 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".

Уменьшение количества процедур произошло за счет двух факторов: 1) отсутствия надобности проведения конкурсных работ и заключения государственных контрактов на проведение государственной кадастровой оценки; 2) укрупнения процедур и систематизации правовых норм.
Результатом проведения государственной кадастровой оценки является определенная кадастровая стоимость. Законодательство не имеет содержательной дефиниции кадастровой стоимости.
Кадастровая оценка проводится на основании стандартов оценки, которые разрабатываются саморегулируемой организацией оценщиков. Саморегулируемая организация оценщиков - это некоммерческая организация, созданная в целях регулирования оценочной деятельности и контроля за деятельностью своих членов в части соблюдения ими требований Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральных стандартов оценки, иных нормативных правовых актов РФ в области оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, правил деловой и профессиональной этики, включенная в Единый государственный реестр саморегулируемых организаций оценщиков и объединяющая на условиях членства оценщиков <11>.
--------------------------------
<11> Статья 22 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс".

Общий порядок проведения государственной кадастровой оценки будет следующим. Бюджетное учреждение формирует проект отчета (в котором содержатся промежуточные отчетные документы). В течение 50 дней с момента опубликования проекта отчета к нему принимаются замечания от любых заинтересованных лиц. Замечания могут касаться только методологических или технических ошибок, допущенных бюджетным учреждением.
Бюджетное учреждение обрабатывает поступающие замечания и размещает в Интернете информацию о принятии или об отклонении замечаний. По итогам обработки замечаний подготовленный отчет об определении кадастровой стоимости (с информацией о принятых и отклоненных замечаниях) направляется в орган регистрации прав. Орган регистрации прав проверяет отчет на соответствие требованиям к составлению отчета. Если замечаний нет, то отчет направляется в исполнительный орган государственной власти субъекта РФ для утверждения.
Промежуточные отчетные документы состоят из:
1) информации об объектах недвижимости, включенных в перечень (кадастровые номера, адреса (при наличии), характеристики объектов недвижимости, содержащиеся в перечне);
2) информации о характеристиках объектов недвижимости, использованных при определении их кадастровой стоимости, или о недостаточности информации о характеристиках объектов недвижимости, необходимых для определения их кадастровой стоимости (с указанием недостающей информации);
3) описания процесса определения кадастровой стоимости с указанием определенных значений кадастровой стоимости.
Рассмотрим более подробно определение кадастровой стоимости. Бюджетное учреждение в течение трех рабочих дней со дня составления промежуточных отчетных документов будет их размещать на своем официальном сайте в Интернете. Орган регистрации прав в течение десяти рабочих дней со дня получения промежуточных отчетных документов будет их проверять на соответствие требованиям к отчету. Потом в течение трех рабочих дней орган регистрации права со дня окончания проверки промежуточных отчетных документов направляет в бюджетное учреждение и уполномоченный орган субъекта РФ уведомление о соответствии промежуточных отчетных документов требованиям к отчету или об их несоответствии с указанием требований к отчету, которым не соответствуют промежуточные отчетные документы. Если есть замечания, то бюджетное учреждение должно их устранить в течение 7 рабочих дней.
В случае соответствия промежуточных отчетных документов требованиям к отчету орган регистрации прав в течение трех рабочих дней со дня окончания проверки промежуточных отчетных документов будет размещать в Интернете на 50 дней проект отчета об итогах государственной кадастровой оценки, содержащего предварительные результаты определения кадастровой стоимости, для общественного ознакомления и возможности подачи замечаний всеми заинтересованными лицами, а также информировать население о проведении государственной кадастровой оценки.
Определение кадастровой стоимости, установленное в части 1 статьи 3 ФЗ "О государственной кадастровой оценке", и определение кадастровой стоимости, содержащееся в Федеральном законе "Об оценочной деятельности", являются схожими с точки зрения отсутствия в них "содержательности": и в первом, и во втором Законе кадастровая стоимость определена как результат государственной кадастровой оценки, представляющей собой последовательную цепочку процедур <12>.
--------------------------------
<12> Об исследовании понятия "кадастровая стоимость" см.: Савиных В.А. К проблеме подзаконного уровня правового регулирования кадастровой стоимости // Закон. 2016. N 4.

Согласно Федеральному стандарту оценки "Цель оценки и виды стоимости (ФСО N 2)", утвержденному Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20 мая 2015 г. N 298 <13>, при осуществлении оценочной деятельности используются следующие виды стоимости объекта оценки: рыночная стоимость, инвестиционная стоимость, ликвидационная стоимость, кадастровая стоимость. Данный перечень не является исчерпывающим. Частью 2 статьи 3 ФЗ "О государственной кадастровой оценке" установлено, что кадастровая стоимость определяется на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости. Между тем кадастровая стоимость и рыночная стоимость не отождествляются, хотя могут быть равновеликими, о чем свидетельствует правоприменительная практика: суды устанавливают кадастровую стоимость объектов в размере их рыночной стоимости <14>. Как установил Арбитражный суд Московского округа в Постановлении от 13 июля 2016 г. N Ф05-9645/2016 по делу N А40-113860/2014, кадастровая стоимость спорного земельного участка не соответствует его рыночной стоимости и подлежит установлению в размере, равном его рыночной стоимости, определенной по состоянию на соответствующую дату на основании отчета об оценке, подтвержденного положительным экспертным заключением.
--------------------------------
<13> Документ опубликован не был. См.: СПС "КонсультантПлюс".
<14> См., к примеру: Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 09.08.2016 N Ф10-2537/2016 по делу N А36-2964/2014; Постановление Арбитражного суда Московского округа от 26.07.2016 N Ф05-4189/2015 по делу N А40-57308/14 // СПС "КонсультантПлюс".

В Методических указаниях о государственной кадастровой оценке, утвержденных Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 7 июня 2016 г. N 358, кадастровая стоимость определена как наиболее вероятная цена объекта недвижимости, по которой он может быть приобретен исходя из возможности продолжения фактического вида его использования независимо от ограничений на распоряжение этим объектом. Определение достаточно размытое, не позволяющее установить необходимые признаки должной кадастровой стоимости. Представляется, что данное определение не несет практической нагрузки в силу того, что законодательно кадастровая стоимость определена как результат должного проведения законодательно установленных и детально урегулированных вышеупомянутыми Методическими указаниями процедур.
В силу сложившегося подхода судебных органов к определению кадастровой стоимости представляется верным утверждать, что кадастровая стоимость является стоимостью, определенной по итогам государственной кадастровой оценки как совокупность последовательных нормативно урегулированных процедур либо по итогам рассмотрения спора об определении кадастровой стоимости, и максимально приближенной либо равновеликой рыночной стоимости.
Вывод о максимальной приближенности или равновеликости рыночной и кадастровой стоимости косвенно подтверждает положение статьи 66 Земельного кодекса РФ, согласно которой в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно Федеральному закону "Об оценочной деятельности" под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, то есть когда:
одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение;
стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах;
объект оценки представлен на открытом рынке посредством публичной оферты, типичной для аналогичных объектов оценки;
цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было;
платеж за объект оценки выражен в денежной форме.
Между тем приравнять кадастровую стоимость к рыночной невозможно в силу различных подходов к их определению - кадастровая стоимость определяется путем применения метода массовой оценки, тогда как рыночная стоимость - путем применения метода индивидуальной оценки, и, как верно отмечено Е.В. Бадулиной, "нужно понимать, что, к сожалению, сделать массовую оценку индивидуальной просто невозможно, поскольку рыночная цена объекта недвижимости определяется исходя из ряда индивидуальных характеристик, которые невозможно учесть при общей оценке. Или же нужно просто отказываться от налогообложения по кадастровой стоимости" <15>. Применение метода массовой оценки при определении кадастровой стоимости зачастую приводит к завышению реальной стоимости объекта недвижимости и увеличению налоговой нагрузки либо арендных платежей, что зачастую оспаривается заинтересованными лицами.
--------------------------------
<15> Бадулина Е.В. Налогообложение недвижимости: новые правила определения кадастровой стоимости // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2016. N 8.

Таким образом, кадастровая стоимость - это стоимость объекта недвижимости, определенная в результате:
1) государственной кадастровой оценки в соответствии с Методическими указаниями <16> о государственной кадастровой оценке;
--------------------------------
<16> Приказ Минэкономразвития России от 07.06.2016 N 358 "Об утверждении методических указаний о государственной кадастровой оценке" // СПС "КонсультантПлюс".

2) определения кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости в случае внесения в ЕГРН сведений о них и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных или качественных характеристик, в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки <17>;
--------------------------------
<17> См. статью 16 Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке".

3) рассмотрения обращений об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости <18>;
--------------------------------
<18> См. статью 21 Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке".

4) рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости <19>.
--------------------------------
<19> См. статью 22 Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке".

Перечень нормативных правовых актов, которые регулируют государственную кадастровую оценку в Российской Федерации, установлен нормами статьи 3 ФЗ "О государственной кадастровой оценке", по которым:
- к законодательству в сфере государственной кадастровой оценки относятся сам Закон, Федеральный закон от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" <20> и Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ <21>;
--------------------------------
<20> Собрание законодательства РФ. 03.08.1998. N 31. Ст. 3813.
<21> Собрание законодательства РФ. 29.10.2001. N 44. Ст. 4147.

- подзаконными нормативными правовыми актами являются нормативные правовые акты Президента РФ, Правительства РФ и Минэкономразвития России. Например, Указ Президента РФ от 25 декабря 2008 г. N 1847 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" <22>; Постановление Правительства РФ от 1 июня 2009 г. N 457 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" (вместе с "Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии") <23>; Приказ Минэкономразвития РФ от 12.08.2006 N 222 "Об утверждении Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка" <24> и другие.
--------------------------------
<22> Собрание законодательства РФ. 29.12.2008. N 52 (ч. 1). Ст. 6366.
<23> Собрание законодательства РФ. 22.06.2009. N 25. Ст. 3052.
<24> Российская газета. 22.09.2006. N 212.

Министерство экономического развития Российской Федерации (далее - Минэкономразвития России) - это федеральный орган, осуществляющий функции по нормативно-правовому регулированию в сфере государственной кадастровой оценки.
Минэкономразвития России осуществляет:
1) выработку государственной политики в сфере государственной кадастровой оценки;
2) нормативно-правовое регулирование в сфере государственной кадастровой оценки;
3) разработку и утверждение методических указаний о государственной кадастровой оценке, внесение изменений в методические указания о государственной кадастровой оценке. С 1 ноября 2016 г. действуют новые Методические указания о государственной кадастровой оценке <25>.
--------------------------------
<25> Приказ Минэкономразвития России от 07.06.2016 N 358 "Об утверждении Методических указаний о государственной кадастровой оценке" // СПС "КонсультантПлюс". Документ опубликован не был.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (далее - Росреестр) осуществляет федеральный государственный надзор за проведением государственной кадастровой оценки.
Росреестр находится в ведении Минэкономразвития России, руководствуется в своей деятельности Постановлением Правительства РФ от 1 июня 2009 г. N 457 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" (вместе с "Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии") <26>.
--------------------------------
<26> Собрание законодательства РФ. 22.06.2009. N 25. Ст. 3052.

Росреестр осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, а также подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Подведомственные организации Росреестра:
- ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии". Учреждение осуществляет следующие основные виды деятельности: ведение государственного кадастра недвижимости, государственный кадастровый учет недвижимого имущества, предоставление сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, и т.д. <27>;
--------------------------------
<27> Росреестр. URL: https://rosreestr.ru/site/about/struct/podvedomstvennye-organizatsii/fgbu-federalnaya-kadastrovaya-palata-federalnoy-sluzhby-gosudarstvennoy-registratsii-kadastra-i-kart/ (дата обращения: 08.11.2016).

- ФГБУ "Федеральный научно-технический центр геодезии, картографии и инфраструктуры пространственных данных", является организацией, созданной распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 февраля 2013 г. N 220-р <28> для обеспечений реализации полномочий Росреестра в области картографо-геодезической деятельности;
--------------------------------
<28> Распоряжение Правительства РФ от 19.02.2013 N 220-р "О реорганизации ФГУП "Центральный картографо-геодезический фонд" (г. Москва) в форме преобразования в ФГБУ "Федеральный научно-технический центр геодезии, картографии и инфраструктуры пространственных данных" (г. Москва)" // Собрание законодательства РФ. 04.03.2013. N 9. Ст. 974.

- ФГУП "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ", проводит работы по техническому учету и инвентаризации на всей территории России, а также другие услуги в сфере землеустройства, кадастровых работ, оценки, проектирования, инженерных изысканий и строительства.
Росреестр осуществляет функции:
- по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
- по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, проведению государственного кадастрового учета недвижимого имущества, землеустройства, государственного мониторинга земель, навигационного обеспечения транспортного комплекса, а также функции по государственной кадастровой оценке;
- по федеральному государственному надзору в области геодезии и картографии, государственному земельному надзору, надзору за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков, контролю деятельности саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.
Росреестр не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование. Руководитель службы может издавать ведомственные акты по решению кадровых вопросов и вопросов организации деятельности службы <29>. Например, Приказ Росреестра от 10.02.2016 N П/0061 "Об утверждении Положения о комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих Росреестра, работников, замещающих отдельные должности на основании трудового договора в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Росреестром, и урегулированию конфликта интересов" <30>.
--------------------------------
<29> Пункт 7 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 1 июня 2009 г. N 457.
<30> Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 03.03.2016.

Государственная кадастровая оценка проводится на основе принципов <31>, среди которых выделяется принцип единства методологии определения кадастровой стоимости, что означает применение всеми государственными кадастровыми оценщиками единой методики. Единство методологии определения кадастровой стоимости стало возможным только в связи с принятием ФЗ "О государственной кадастровой оценке", формированием на региональном уровне единой сети государственных кадастровых оценщиков, а также закреплением за Минэкономразвития России полномочия по формированию методологической основы государственной кадастровой оценки путем разработки и утверждения единых методических указаний (часть 2 статьи 5 ФЗ "О государственной кадастровой оценке"). Единая методика проведения государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, за исключением земельных участков, не предназначенных для градостроительной деятельности, в частности земель, покрытых поверхностными водными объектами, расположенных за пределами населенных пунктов лесных участков, земель сельскохозяйственных угодий и особо охраняемых природных территорий, утверждена Приказом Минэкономразвития России от 7 июня 2016 г. N 358 <32>.
--------------------------------
<31> Закреплены в статье 4 ФЗ "О государственной кадастровой оценке".
<32> Приказ Минэкономразвития России от 07.06.2016 N 358 "Об утверждении методических указаний о государственной кадастровой оценке" // СПС "КонсультантПлюс". Документ опубликован не был.

Другим важным началом выступает принцип непрерывности актуализации сведений, необходимых для определения кадастровой стоимости. Он реализуется путем наделения государственных кадастровых оценщиков (бюджетных учреждений) полномочиями по сбору, обработке, систематизации и накоплению информации, необходимой для определения кадастровой стоимости, в том числе о данных рынка недвижимости, а также информации, использованной при проведении государственной кадастровой оценки и формируемой в результате ее проведения. Методические указания о государственной кадастровой оценке, утвержденные Минэкономразвития России, содержат требования к осуществлению сбора и анализу информации о рынке объектов оценки, а также требования к определению ценообразующих факторов и обоснованию моделей оценки кадастровой стоимости. Основными требованиями являются:
- достоверность информации, которая обеспечивается ее получением из официальных и актуальных источников;
- рыночный (экономический) характер информации об объекте;
- исключение из анализа сведений о сделках, заключаемых между зависимыми лицами;
- обеспечение непротиворечивости рыночной информации;
- обеспечение достаточности и репрезентативности рыночной информации.
Непрерывность актуализации сведений означает проведение сбора, обработки и систематизации информации, необходимой в целях государственной кадастровой оценки, на систематической основе, обеспечивающей использование государственными кадастровыми оценщиками исключительно актуальной и достоверной информации об объекте недвижимости и макросреде, позволяющей верно установить ценообразующие факторы.
Определение кадастровой стоимости на основе единой методики и с использованием актуальной и достоверной информации о рыночных характеристиках объекта оценки обеспечивает реализацию принципа проверяемости результатов определения кадастровой стоимости.
Принцип независимости и открытости процедур государственной кадастровой оценки на каждом этапе их осуществления обеспечивается созданием функционально и организационно независимых государственных кадастровых оценщиков, являющихся по своей организационно-правовой форме бюджетными учреждениями. Однако реализация данного принципа на практике видится весьма проблематичной <33>.
--------------------------------
<33> См., например: Тевелева О.В. Кадастровая оценка по-новому // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2016. N 8.

Согласно принципу экономической обоснованности установление кадастровой стоимости основывается на рыночных характеристиках объекта недвижимости. Реализация данного принципа позволит приблизить кадастровую стоимость к рыночной стоимости. В статье М.А. Федотовой и В.В. Григорьева приводятся слова депутата Государственной Думы Р.В. Карамзиной: "Кадастровая стоимость по своей сути является рыночной, которая определяется методами массовой оценки".
Между тем стоит согласиться с авторами статьи, отмечающими, что "это утверждение не соответствует действительности - кадастровая стоимость только определяется на основе фактических цен сделок с объектами недвижимости, но это не рыночная стоимость, так как рыночная стоимость рассчитывается исходя из главного принципа лучшего и наиболее эффективного использования объекта недвижимости, тогда как при определении кадастровой стоимости этот принцип не учитывается" <34>. Проблема завышения кадастровой стоимости по сравнению с рыночной, как результат применения массовой оценки, не раз поднималась в специальной литературе и в обзорах правоприменительной практики <35>.
--------------------------------
<34> Федотова М.А., Григорьев В.В. Кадастровая стоимость недвижимости: 8 проблем ее оспаривания и 8 мероприятий по решению этих проблем // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2014. N 11. С. 40 - 45.
<35> См., например: Бастрыкин В.В., Бирюкова Л.Л., Болотских В.В. Анализ результатов судебного оспаривания кадастровой стоимости земельных участков в Кемеровской и Новосибирской областях // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2014. N 11. С. 46 - 67.

Конституционному Суду РФ неоднократно приходилось рассматривать вопросы конституционности применения методов массовой оценки при проведении государственной кадастровой оценки, в том числе в целях налогообложения. Правовая позиция Конституционного Суда РФ сводится к следующему: "Правовое регулирование, закрепляющее использование для проведения государственной кадастровой оценки земельных участков главным образом методов массовой оценки, но не исключающее использование индивидуально-определенной рыночной стоимости, само по себе не может рассматриваться как нарушающее принцип равного налогообложения и не предусматривает возможность дискриминационного и произвольного характера определения налоговой базы..." <36>.
--------------------------------
<36> Определение Конституционного Суда РФ от 01.03.2011 N 280-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью "Бост" на нарушение конституционных прав и свобод пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс". Документ опубликован не был; Определение Конституционного Суда РФ от 03.07.2014 N 1555-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью "Производственная компания "Возрождение" на нарушение конституционных прав и свобод положением пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс". Документ опубликован не был.

Государственная кадастровая оценка проводится не чаще одного раза в три года (в городах федерального значения - не чаще одного раза в два года) и не реже одного раза в пять лет. Вместе с тем введена возможность проведения внеочередной государственной кадастровой оценки, которая не учитывается для целей установления периодичности проведения государственной кадастровой оценки. Установлен исчерпывающий перечень оснований проведения такой оценки, он содержится в статье 19 ФЗ "О государственной кадастровой оценке". Так, например, внеочередная оценка проводится в случае снижения индекса рынка недвижимости в субъекте РФ на 30% и более со дня проведения последней государственной кадастровой оценки.
В случае выявления нарушений, связанных с несоблюдением порядка проведения государственной кадастровой оценки, в том числе методических указаний о такой оценке, Росреестр выдает предписание об устранении выявленных нарушений, то есть составляет акт проверки.
Росреестр имеет право:
1) запрашивать и получать документы и материалы, необходимые для проведения проверки;
2) выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений порядка проведения государственной кадастровой оценки, в том числе методических указаний о государственной кадастровой оценке;
3) осуществлять иные предусмотренные федеральными законами права.
В настоящее время кадастровая стоимость применяется в целях осуществления имущественного и подоходного налогообложения: определения налоговой базы по земельному налогу (статья 390 Налогового кодекса РФ), налогу на имущество организаций (статья 375 Налогового кодекса РФ) и налогу на имущество физических лиц (статья 402 Налогового кодекса РФ), налогу на прибыль организаций в части определения доходов от продажи недвижимого имущества (п. 5 статья 217.1 Налогового кодекса РФ).
В силу небольшого отрезка времени действия государственной кадастровой оценки и возможности применения прежнего порядка определения кадастровой стоимости правоприменительная практика на сегодняшний день еще не сложилась. Однако в соответствии с принципом определенности, стабильности и преемственности правового регулирования при возникновении спорных ситуаций может применяться сложившаяся правоприменительная практика по вопросам отражения кадастровой стоимости в государственном кадастре на основании вступившего в законную силу судебного решения и возникновения соответствующих правовых последствий.

Библиографический список

1. Бадулина Е.В. Налогообложение недвижимости: новые правила определения кадастровой стоимости // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2016. N 8.
2. Бастрыкин В.В., Бирюкова Л.Л., Болотских В.В. Анализ результатов судебного оспаривания кадастровой стоимости земельных участков в Кемеровской и Новосибирской областях // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2014. N 11.
3. Савиных В.А. К проблеме подзаконного уровня правового регулирования кадастровой стоимости // Закон. 2016. N 4.
4. Тевелева О.В. Кадастровая оценка по-новому // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2016. N 8.
5. Федотова М.А., Григорьев В.В. Кадастровая стоимость недвижимости: 8 проблем ее оспаривания и 8 мероприятий по решению этих проблем // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2014. N 11.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:
↑