• Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных

Последние новости:
28.03.2018

Законопроектом "О внесении изменений в КоАП РФ в части усиления административной ответственности за совершение противоправных деяний на воздушном транспорте" предлагается усилить административную ответственность за такие деяния, как управление воздушным судном лицом, не имеющим права управления им, управление воздушным судном лицом, находящимся в состоянии опьянения, передача управления воздушным судном лицу, находящемуся в состоянии опьянения, невыполнение лицами, находящимися на борту воздушного судна, законных распоряжений командира воздушного судна и др.

21.03.2018

Целями законопроекта "О цифровых финансовых активах" является законодательное закрепление в российском правовом поле определений наиболее широко распространенных в настоящее время финансовых активов, создаваемых и/или выпускаемых с использованием цифровых финансовых технологий, к которым законопроект относит распределенный реестр цифровых транзакций, а также создание правовых условий для привлечения российскими юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями инвестиций путем выпуска токенов, являющихся одним из видов цифровых финансовых активов.

14.03.2018

Законопроектом предусматривается дополнение пункта 2 статьи 12.4 Федерального закона "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации", которая устанавливает права и обязанности лиц, осуществляющих рыболовство в экономической зоне, положением об обязанности для таких лиц проходить контрольные пункты (точки) и соблюдать порядок их прохождения, установленные федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства и федеральным органом исполнительной власти по обороне.

Все статьи > Инновационные направления деятельности органов местного самоуправления по профилактике экстремизма (экономический и правовой аспекты) (Сальников Е.В., Сальникова И.Н.)

Инновационные направления деятельности органов местного самоуправления по профилактике экстремизма (экономический и правовой аспекты) (Сальников Е.В., Сальникова И.Н.)

Дата размещения статьи: 08.02.2018

Инновационные направления деятельности органов местного самоуправления по профилактике экстремизма (экономический и правовой аспекты) (Сальников Е.В., Сальникова И.Н.)

Вопросы профилактики экстремизма в рамках деятельности органов местного самоуправления к настоящему времени получили свое определенное освещение. Рассмотрению подвергались вопросы общей организации работы [1; 5; 7; 9; 10; 11], подробно рассматривались нормативно-правовые основы и особенности правового регламентирования данной деятельности [6; 8; 12; 13; 14]. Отдельное большое значение имел подробный анализ эмпирического опыта работы органов местного самоуправления в сфере противодействия терроризму и экстремизму [2; 3; 4].
Вместе с тем два фактора определяют актуальность возвращения к данной проблеме, в том числе и с использованием инновационных подходов предупредительной работы. Первый фактор - вступление в силу Федерального закона от 23 июня 2016 года N 182-ФЗ "Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации". Второй фактор - проблемы экономического обеспечения профилактической деятельности по предупреждению экстремизма на уровне органов местного самоуправления. Рассмотрим данные факторы подробнее.
Фундаментальную основу для осуществления деятельности по профилактике экстремизма создает Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в котором к числу вопросов местного значения отнесены:
1) участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах поселения (п. 7.1 ст. 14);
2) создание условий для реализации мер, направленных на укрепление межнационального и межконфессионального согласия, сохранение и развитие языков и культуры народов Российской Федерации, проживающих на территории поселения, социальную и культурную адаптацию мигрантов, профилактику межнациональных (межэтнических) конфликтов (п. 7.2 ст. 14).
Вступивший в силу в прошлом году Федеральный закон от 23 июня 2016 года N 182-ФЗ "Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации" конкретизировал участие органов местного самоуправления в профилактической работе. В соответствии с принятым Законом органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обладают следующими правами (ст. 14; п. 1 ст. 17):
1) принимают муниципальные правовые акты в сфере профилактики правонарушений;
2) создают координационные органы в сфере профилактики правонарушений;
3) принимают меры по устранению причин и условий, способствующих совершению правонарушений;
4) обеспечивают взаимодействие лиц, участвующих в профилактике правонарушений, на территории муниципального образования;
5) осуществляют профилактику правонарушений в следующих формах профилактического воздействия:
- правовое просвещение и правовое информирование;
- социальная адаптация;
- ресоциализация;
- социальная реабилитация;
- помощь лицам, пострадавшим от правонарушений или подверженным риску стать таковыми;
6) реализуют иные права в сфере профилактики правонарушений.
Применяя нормы действующего законодательства к анализу профилактической работы органов местного самоуправления в рамках противодействия экстремизму, мы видим, что целый ряд аспектов профилактической работы должного отражения не получил. Как правило, большинство муниципальных органов принимают муниципальные правовые акты в сфере профилактики правонарушений. В значительном количестве случаев речь идет о муниципальных программах профилактики экстремизма и терроризма, а также о нормативных правовых актах, регламентирующих деятельность территориальных антитеррористических комиссий при муниципальных образованиях. И здесь нельзя не отметить тот факт, что из числа форм осуществления профилактики правонарушений, предусмотренных Федеральным законом от 23 июня 2016 года N 182-ФЗ "Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации", свое достаточное отражение применительно к профилактике экстремизма находит в достаточном объеме только правовое просвещение и правовое информирование. Иные формы используются мало или не используются вообще.
Вторая проблема профилактики экстремизма в деятельности органов местного самоуправления заключается преимущественно в недостаточном финансировании данной деятельности или в неэффективном распределении финансовых средств и экономических ресурсов в рамках профилактики терроризма и экстремизма.
Безусловно, проблемы экономического плана тесно связаны и во многом порождены общими сложностями, которые испытывают органы местного самоуправления при формировании бюджета муниципального образования. При всех объективно присутствующих сложностях недопустимыми являются в рамках профилактики терроризма и экстремизма следующие моменты:
- принятие в муниципальных образованиях субъектов РФ программ профилактики терроризма и экстремизма, мероприятия которых не предусматривают финансирования;
- приостановление финансирования региональных программ противодействия и профилактики терроризма и экстремизма либо их финансирование не в полном объеме;
- несоблюдение условий софинансирования, недофинансирование по социально значимым государственным программам, направленным на социальную защищенность граждан, повышение уровня жизни населения, укрепление общественной безопасности.
Признаем, что сегодня осознание значимости предупредительных мер в области экстремизма и терроризма, а также мер ответственности должностных лиц органов местного самоуправления за ненадлежащее осуществление данного рода деятельности приводит к тому, что определенные финансовые и ресурсные резервы изыскиваются и экономическая составляющая профилактики экстремизма предстает более сформированной, чем несколькими годами ранее. Однако даже выделяемые средства расходуются, как правило, достаточно типичным, однообразным образом, что не позволяет в полной мере обеспечить эффективность проводимых профилактических мероприятий.
Так, в большинстве случаев муниципальные программы профилактики терроризма и экстремизма предусматривают выделение средств и использование доступных для муниципального образования экономических ресурсов:
- на разработку, производство и использование профилактических контртеррористических и антиэкстремистских материалов;
- организацию и ресурсное обеспечение профилактических и совещательных мероприятий, круглых столов, методических семинаров;
- обеспечение обучения сотрудников, ответственных за данное направление работы;
- обеспечение социальных, межнациональных и иных исследований;
- техническое оснащение, способствующее укреплению антитеррористической безопасности объектов обязательной охраны;
- установление технических фильтров на информационно-телекоммуникационные источники;
- обеспечение публичных массовых межнациональных и межконфессиональных мероприятий, форумов, фестивалей, конкурсов, олимпиад, съездов.
Отдельной строкой финансирования идет техническое обеспечение деятельности муниципальной антитеррористической комиссии. Оно выражается в приобретении или использовании необходимой вычислительной и оргтехники, приобретении бумаги и иных расходных материалов.
При этом нельзя не заметить того, что финансирование экстремизма идет в рамках преимущественно информационно-пропагандистского направления, а профилактика терроризма - в рамках информационно-пропагандистского и организационно-технического. Иначе говоря, экономическое обеспечение профилактики экстремизма ограничивается финансированием подготовки информационных материалов, организацией научно-исследовательских, культурных и представительских мероприятий, а профилактика терроризма предполагает еще и выделение значительных средств в рамках организационно-технического оснащения объектов, функционирование которых предусматривает создание паспортов антитеррористической защищенности.
Основываясь на всем вышесказанном, можно сформулировать инновационные подходы к осуществлению профилактики экстремизма, позволяющие диверсифицировать направления экономического обеспечения профилактики экстремистской деятельности. Прежде всего программы должны предусматривать профилактические мероприятия, направленные на ресоциализацию, социальную реабилитацию и помощь лицам, пострадавшим от экстремистских правонарушений или подверженным риску стать таковыми.
На первый взгляд может показаться, что применение подобных форм профилактической работы органами местного самоуправления не может быть включено в какую бы то ни было программу и должно осуществляться исключительно точечно в случае наличия особых лиц, отбывших наказание за совершение преступлений террористического характера или экстремистской направленности. Подобный взгляд не соответствует действительности в силу широкой распространенности экстремизма как медиаявления.
На сегодняшний день экстремизм как в форме уголовного преступления, выражающегося, например, в возбуждении ненависти или вражды по национальным, расовым, этническим и иным признакам, так и в форме административного правонарушения, например публичной демонстрации нацистской атрибутики или символики, распространения экстремистских материалов и т.п., достаточно широко представлен в сети Интернет в целом и в социальных сетях в частности. Это обстоятельство не позволяет игнорировать осуществление такой формы работы, как предоставление помощи лицам, пострадавшим от экстремистских правонарушений или подверженным риску стать таковыми, причем на плановой основе. Представляется необходимым предусмотреть в муниципальных программах мероприятия с выделением на их проведение необходимого финансового обеспечения, направленные на разъяснение алгоритма действий лиц, в случае, когда они в ходе пользования информационными сетями подвергаются экстремистскому воздействию. Эти мероприятия могут иметь направленность:
правовую - разъясняется алгоритм действий лица, подвергающегося воздействию материалов экстремистского характера в сети, проводится разъяснительная работа по ознакомлению с особенностями распространения экстремистских материалов и привитию минимальных стандартов законопослушного поведения в сети в части, касающейся соблюдения требований антиэкстремистского законодательства (особенно в среде несовершеннолетних);
психологическую - здесь речь должна идти о мероприятиях виктимологической профилактики, иначе говоря, работе психологов с потенциальными жертвами экстремистских правонарушений, работе психологов с лицами, подвергшимися экстремистскому воздействию;
социальную - организация и поддержка деятельности социальных сообществ, в том числе и в Интернете. Особый интерес в последнее время представляет использование современных социальных практик, имеющих широкое распространение и привлекательность в молодежной среде, таких, как организация флешмобов, квестов и т.п., с целью не только формирования толерантности, но и помощи лицам, пострадавшим от экстремистских правонарушений или подверженным риску стать таковыми.
Под ресоциализацией понимается комплекс мер социально-экономического, педагогического, правового характера, осуществляемых субъектами профилактики правонарушений в соответствии с их компетенцией и лицами, участвующими в профилактике правонарушений, в целях реинтеграции в общество лиц, отбывших уголовное наказание в виде лишения свободы и (или) подвергшихся иным мерам уголовно-правового характера. К сожалению, реалии наших дней таковы, что число лиц, подвергнутых уголовному или административному наказанию за осуществление экстремистской деятельности, стремительно растет. Причем особое внимание следует на уровне органов местного самоуправления уделить ресоциализации лиц, привлекавшихся к административной ответственности.
Например, прокурорская проверка выясняет, что в расположенном на территории муниципального образования антикварном магазине "X" публично демонстрировалась нацистская атрибутика и символика. Владелец привлекается к административной ответственности в форме штрафа. Могут ли органы местного самоуправления в данной ситуации дистанцироваться от проведения мероприятий по ресоциализации данного лица как владельца магазина и его работников? Полагаем, что это будет в корне неправильно. Итогом может стать скрываемое недовольство, недостаточный уровень понимания совершенного деяния (например: "Не той стороной повернули каску к витрине, и вот уже штраф..."). К числу неудовлетворительных последствий непроведения социализации в данной ситуации можно отнести различные действия лица вплоть до прекращения им предпринимательской деятельности. Особое значение ресоциализация имеет применительно к несовершеннолетним. Таким образом, мероприятия по ресоциализации должны быть предусмотрены в муниципальных программах, причем с обязательным экономическим обеспечением планируемых мероприятий.
Наконец, важной и инновационной для органов местного самоуправления формой профилактики экстремизма можно считать и социальную реабилитацию, которая представляет собой совокупность мероприятий по восстановлению утраченных социальных связей лицами, в той или иной мере причастными к экстремистской деятельности. Здесь особое внимание следует уделить несовершеннолетним, в отношении которых у правоохранительных органов имеется информация об их вовлеченности в экстремизм, но основания для привлечения их к ответственности пока отсутствуют.
Безусловно, все вышеупомянутые мероприятия органы местного самоуправления не способны осуществлять самостоятельно. Программа должна предусматривать развернутую координацию и взаимодействие с иными субъектами профилактики экстремизма на уровне муниципального образования. Это, в свою очередь, повысит уровень результативности профилактической работы.

Литература

1. Арефьева Е.О. Специфика профилактики молодежного экстремизма на муниципальном уровне / Е.О. Арефьева // Известия Саратовского университета. Новая серия: Социология. Политология. 2014. Т. 14. N 2. С. 53 - 55.
2. Беликов С.В., Литвинов С.М. Профилактика молодежного экстремизма органами местного самоуправления города Москвы / С.В. Беликов, С.М. Литвинов // Инициативы XXI века. 2010. N 3. С. 62 - 64.
3. Гордеев Н.С. Региональная правовая политика в сфере противодействия религиозному экстремизму: современное состояние и перспективы совершенствования (на примере Республики Татарстан) / Н.С. Гордеев // Вестник Удмуртского университета. Серия: Экономика и право. 2016. Т. 26. N 3. С. 114 - 117.
4. Ищенко О.В. Деятельность органов местного самоуправления Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по профилактике экстремизма / О.В. Ищенко // Развитие территорий. 2015. N 1. С. 18 - 25.
5. Карпов А.В., Ломакин В.В. Органы местного самоуправления как фактор противодействия религиозному и политическому экстремизму / А.В. Карпов, В.В. Ломакин // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2009. N 9. С. 72 - 80.
6. Киришев В.В. К вопросу о полномочиях органов государственной власти субъекта РФ, органов местного самоуправления в сфере борьбы с экстремизмом / В.В. Киришев // Академический вестник. 2013. N 1(23). С. 123 - 127.
7. Литвинов С.М. Местное самоуправление в противодействии экстремизму в молодежной среде / С.М. Литвинов // Социально-гуманитарные знания. 2011. N 1. С. 171 - 179.
8. Пирбугадова Д.Ш., Мусалова З.М. Проблемы взаимодействия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере противодействия экстремизму / Д.Ш. Пирбугадова, З.М. Мусалова // Юридический вестник ДГУ. 2016. N 3. С. 66 - 70.
9. Пролетенкова С.Е. Негосударственные субъекты противодействия религиозному экстремизму в Российской Федерации / С.Е. Пролетенкова // Гражданское общество в России и за рубежом. 2013. N 4. С. 9 - 11.
10. Сальников Е.В. Взаимодействие органов местного самоуправления и антитеррористических комиссий в деле борьбы с экстремизмом и терроризмом: проблемы и перспективы / Е.В. Сальников // Государственная власть и местное самоуправление. 2007. N 3. С. 35 - 38.
11. Сальников Е.В. Органы местного самоуправления как субъект противодействия экстремизму / Е.В. Сальников // Государственная власть и местное самоуправление. 2006. N 6. С. 21 - 35.
12. Темираев А.В. О состоянии и проблемах совершенствования конституционно-правового регулирования противодействия терроризму в Российской Федерации / А.В. Темираев // Конституционное и муниципальное право. 2009. N 14. С. 13 - 17.
13. Троицкая Е.В. Особенности конституционно-правового регулирования участия органов местного самоуправления в противодействии терроризму и экстремизму в Российской Федерации / Е.В. Троицкая // Ленинградский юридический журнал. 2013. N 2. С. 223 - 227.
14. Троицкая Е.В. Разграничение полномочий в сфере противодействия экстремизму и терроризму между органами государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований / Е.В. Троицкая // Общество и право. 2013. N 1(43). С. 63 - 67.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:
↑