• Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 777-08-62 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных

Последние новости:
28.03.2018

Законопроектом "О внесении изменений в КоАП РФ в части усиления административной ответственности за совершение противоправных деяний на воздушном транспорте" предлагается усилить административную ответственность за такие деяния, как управление воздушным судном лицом, не имеющим права управления им, управление воздушным судном лицом, находящимся в состоянии опьянения, передача управления воздушным судном лицу, находящемуся в состоянии опьянения, невыполнение лицами, находящимися на борту воздушного судна, законных распоряжений командира воздушного судна и др.

21.03.2018

Целями законопроекта "О цифровых финансовых активах" является законодательное закрепление в российском правовом поле определений наиболее широко распространенных в настоящее время финансовых активов, создаваемых и/или выпускаемых с использованием цифровых финансовых технологий, к которым законопроект относит распределенный реестр цифровых транзакций, а также создание правовых условий для привлечения российскими юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями инвестиций путем выпуска токенов, являющихся одним из видов цифровых финансовых активов.

14.03.2018

Законопроектом предусматривается дополнение пункта 2 статьи 12.4 Федерального закона "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации", которая устанавливает права и обязанности лиц, осуществляющих рыболовство в экономической зоне, положением об обязанности для таких лиц проходить контрольные пункты (точки) и соблюдать порядок их прохождения, установленные федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства и федеральным органом исполнительной власти по обороне.

Все статьи > К вопросу о нормативно-правовом регулировании связей с общественностью органов местного самоуправления (Павлова В.С.)

К вопросу о нормативно-правовом регулировании связей с общественностью органов местного самоуправления (Павлова В.С.)

Дата размещения статьи: 08.02.2018

К вопросу о нормативно-правовом регулировании связей с общественностью органов местного самоуправления (Павлова В.С.)

На современном этапе развития социальных отношений местное самоуправление принято рассматривать в качестве демократического механизма конструирования власти плебисцитарного характера. Оно представляется и как социополитическая сила, нацеленная на удовлетворение общественных и политических интересов. Конкретно и точно местное самоуправление определяет Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации": "Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций" <1>. Этот Закон устанавливает и структуру органов местного самоуправления: представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. В силу своей специфики все органы местного самоуправления ориентированы на диалог с общественностью, под которой понимаются "совокупности индивидов и социальных общностей определенных территориальных образований, имеющих общие интересы и ценности, существующих в определенной социальной ситуации, в едином коммуникативном поле" <2>.
--------------------------------
<1> Российская Федерация. Законы. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (в ред. от 03.04.2017) [Электронный ресурс] // СПС "КонсультантПлюс: Законодательство. ВерсияПроф (2)".
<2> Федотова Л.Н. Реклама в коммуникационном процессе. М., 2005. С. 21.

В представляемом контексте связи с общественностью (англ. public relations) выделяются в одно из главных направлений деятельности органов местного самоуправления. Характеризуют это направление "планируемые продолжительные усилия, направленные на создание и поддержание доброжелательных отношений и взаимопонимания" <3> между органами местного самоуправления и населением, целевыми аудиториями посредством распространения разъяснительного материала, обмена информацией и оценки общественной реакции. Таким образом, на основании вышесказанного связи с общественностью можно определить как систему информационно-аналитических и процедурно-технологических действий, ориентированных на управление совокупностью коммуникационных процессов органа местного самоуправления в отношениях с общественностью для достижения взаимопонимания и поддержки.
--------------------------------
<3> Емельянов С.М. Теория и практика связей с общественностью. СПб., 2007. С. 29.

Знание сущности связей с общественностью и принципов их организации дает возможность органам местного самоуправления рассматривать принимаемые программы, постановления, решения в соответствии с общественным интересом и тем самым обеспечивать их поддержку. Кроме того, позволяет проявлять открытость в работе с общественностью и средствами массовой информации, разъяснять населению суть проблем до того, как эти проблемы перерастут в нечто большее. При таких условиях связи с общественностью обычно выполняют определенные для них функции:
- целенаправленное формирование мнения и поведения целевых аудиторий, общественности с целью удовлетворения потребностей органа местного самоуправления;
- мониторинг общественного мнения, отношения, поведения и выработка ответной программы действий с учетом полученной информации;
- взаимодействие с общественностью с целью удовлетворения социальных потребностей;
- достижение взаимовыгодных отношений между руководством и служащими внутри организационной структуры путем конструктивного взаимодействия.
Связи с общественностью органа местного самоуправления есть основание рассматривать в качестве участника управления. Этим основанием можно считать содействие разрешению объективных противоречий между политическим плюрализмом и административной властью.
В соответствии с демократическими тенденциями общественного развития органы местного самоуправления ориентированы на формирование гражданского общества, поэтому приоритетной сферой их деятельности считается налаживание прямых и обратных связей с гражданами. В связи с чем к основным функциональным задачам связей с общественностью следует отнести способствование демократизации государственного управления и становлению гражданского общества <4>. Решение задач обеспечивают соответствующие отделы органов местного самоуправления (службы по связям с общественностью, пресс-службы и др.). Их деятельность обычно предопределяется типом системного включения связей с общественностью в экономическую, политическую, правовую сферы. Направления работы, как правило, зависят от целевых аудиторий (широкая общественность, бизнес-структуры, политические партии, профессиональные или конфессиональные объединения, молодежные организации, союз ветеранов и др.) и выбора технологий, коммуникаций. В установленных рамках находит применение существующее многообразие коммуникативных средств: пресс-конференции, встречи с представителями общественности и редакций СМИ, рабочие поездки руководителей органов местного самоуправления по краю (области, району) и освещение их результатов в СМИ, интервью, пресс-релизы, фотоматериалы, специальные телепрограммы, официальные интернет-сайты и т.д. Социальные сети и сетевые СМИ часто служат инструментом влияния органов местного самоуправления на наиболее активную часть населения - группы интернет-пользователей. Новейшие информационные технологии и высокоскоростные телекоммуникационные системы позволяют преодолевать временные и пространственные барьеры, повышают коммуникативную эффективность диалога с обществом, создают условия для взаимного доверия и поддержки.
--------------------------------
<4> Сидорова Е.И. Место и роль органов местного самоуправления в системе субъектов обеспечения прав и свобод человека и гражданина // Государственная власть и местное самоуправление. 2017. N 4. С. 14 - 18.

Правовое поле связей с общественностью регламентирует деятельность отделов органов местного самоуправления по организации коммуникаций. Организационной основой устанавливаются требования национальной системы нормативно-правового регулирования, определяющие этические и правовые нормы.
В системе нормативно-правового регулирования связей с общественностью этические нормы связаны с зонами социального взаимодействия специалистов. Первая зона - профессиональная среда (субъекты служебных отношений и другие субъекты, не относящиеся к группам общественности), регламентируемая служебной этикой. Вторая зона ограничивается группами общественности и регламентируется профессиональной этикой. С учетом зонирования международными и национальными профессиональными организациями разработаны и предложены к применению кодексы профессионального поведения. Кодексы считаются инструментами самодисциплины, но вместе с тем могут использоваться в судебной или арбитражной практике в качестве справочного материала по этике <5>.
--------------------------------
<5> Павлова В.С. Актуальные проблемы федерального и регионального нормативно-правового регулирования российской социальной рекламы // Государственная власть и местное самоуправление. 2017. N 4. С. 55 - 59.

Общепризнанными и авторитетными в нашей стране считаются Кодекс профессионального поведения Международной ассоциации по связям с общественностью (Кодекс ИПРА), Европейский кодекс профессионального поведения в области PR (Кодекс СЕРП), Декларация профессиональных и этических принципов в области связей с общественностью (Декларация РАСО). Этические нормы названных и других известных актов, профессиональных уставов, руководств в основном сводятся к выявлению социальных границ допустимого в коммуникациях, в определении меры социальной ответственности и меры в соблюдении общественных интересов, в выборе средств реализации целей и задач связей с общественностью. К примеру, недопустимым считается: нарушение норм по предоставлению информации в СМИ (замалчивание или преднамеренное искажение фактов); публикация информации, потенциально способной нанести вред обществу или его части; диффамация (клевета) и др. Этика проявляется в моральном поведении всех участников конкретного коммуникационного процесса в конкретной ситуации. Знание этических норм позволяет специалистам органов местного самоуправления обеспечивать саморегулирование связей с общественностью. Разрешению конфликтов во внесудебном порядке обычно содействуют общественные некоммерческие организации: Российская ассоциация по связям с общественностью (РАСО), Ассоциация коммуникационных агентств России (АКАР), Совет ассоциаций медийной индустрии (САМИ) и др.
Социальная ответственность органов местного самоуправления и их связей с общественностью предполагает общественное регулирование отношений. Общественность может выражать неодобрение, недовольство деятельностью органов местного самоуправления через общественное мнение, акции протеста, митинги, забастовки. В таких ситуациях первостепенное значение в связях с общественностью приобретает общественно значимая информация, позволяющая удовлетворять социальные потребности граждан, обеспечивать знание и понимание общественных явлений и процессов, способствовать разрешению проблем. При этом учитывается то, что общественность имеет право доступа к общественно значимой информации. В свою очередь, органы местного самоуправления в воздействии на общественное мнение вправе использовать все возможные коммуникативные средства - от сообщения в СМИ до общественных слушаний или приватной беседы. Их применение регламентируют как этические, так и правовые нормы.
Правовые (юридические) нормы связей с общественностью органов местного самоуправления представлены в федеральных, региональных и муниципальных законодательных актах, нормативно-правовых документах. Специального закона, регулирующего деятельность по связям с общественностью, не существует. Эта сфера подпадает под юрисдикцию целого ряда федеральных законов:
- Конституцию Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ);
- Федеральный закон от 13.01.1995 N 7-ФЗ "О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации";
- Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации";
- Федеральный закон от 27.12.1991 N 2124-1 (в ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.07.2016) "О средствах массовой информации";
- Федеральный закон от 21.07.1993 N 5485-1 (в ред. от 08.03.2015) "О государственной тайне";
- Федеральный закон от 20.07.2004 N 72-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах";
- Федеральный закон от 12.03.2014 N 35-ФЗ "О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации";
- Гражданский кодекс РФ (часть четвертая) от 18.12.2006 N 230-ФЗ (в ред. от 03.07.2016, с изм. от 13.12.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017). Глава 70 "Авторское право".
Представленные Федеральные законы в большей степени (в сравнении с другими федеральными законодательными актами) регламентируют деятельность по связям с общественностью органов местного самоуправления. Так, Конституция Российской Федерации признает право физических и юридических лиц свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом; гарантирует свободу массовой информации; запрещает цензуру, принуждение к выражению мнений и убеждений или отказу от них. Федеральный закон "О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации" определяет отношения со средствами массовой информации, устанавливает нормы и правила освещения деятельности в государственных СМИ. Конкретизирует эти нормы Федеральный закон "О средствах массовой информации", описывая правила организации информационного процесса, права и обязанности всех его участников.
Законодательный акт "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" регламентирует разделение информации по категориям доступа. В свою очередь, Федеральный закон "О государственной тайне" выделяет сведения, относимые к государственной тайне, а также определяет информацию, которая не может быть отнесена к государственной тайне.
Целый ряд действующих федеральных законодательных актов представляют авторские и смежные с ними права. Знание установленных правовых норм в этой области позволяет специалистам по связям с общественностью органов местного самоуправления избежать конфликтных ситуаций и споров с авторами информационных материалов, владельцами товарных знаков, разработчиками разного рода проектов.
В условиях чрезвычайной и кризисной обстановки на территории органа местного самоуправления в связях с общественностью становятся востребованными положения таких федеральных законов, как ФЗ "О гражданской обороне", ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
К законодательным актам, участвующим в правовом регулировании связей с общественностью, принято относить Указ Президента РФ от 15.10.1996 N 1439 "Об утверждении Положения об Управлении Президента Российской Федерации по связям с общественностью". Указ законодательно признает связи с общественностью, определяет статус, функции и задачи управления, особенности его взаимодействия с федеральными органами исполнительной, законодательной и судебной власти, органами власти субъектов РФ.
Правовые нормы связей с общественностью органов местного самоуправления представляют не только федеральные, но и региональные, муниципальные нормативно-правовые акты (законы, уставы, постановления, решения и др.). Контент-анализ актов разного уровня позволяет определить права специалистов отделов по связям с общественностью органов местного самоуправления:
- право запрашивать в установленном порядке необходимые аналитические, информационные и справочные материалы от руководителей самостоятельных подразделений администрации и правительства региона, органов федерального подчинения на территории региона, органов местного самоуправления, редакций СМИ;
- право пользоваться в установленном порядке информационными базами и банками данных государственных структур;
- право использовать в установленном порядке государственные, в том числе правительственные, системы связи и коммуникации;
- право привлекать к работе в установленном порядке на договорной основе научные учреждения и организации, специалистов.
Правами отдела по связям с общественностью следует считать: информирование руководителей структурных подразделений органов местного самоуправления, государственных структур о публикуемых в СМИ критических и проблемных материалах; определение сроков рассмотрения критических выступлений; согласование с руководством ответов на медиа-обращения, публикацию итогов рассмотрения сообщений критического характера.
Все представленные правовые нормы регламентируют, с одной стороны, создание благоприятных условий для функционирования связей с общественностью, а с другой - удовлетворение социальных (информационно-коммуникационных) потребностей личности, общества при соблюдении прав юридических и физических лиц. В соответствии с этим можно говорить о связях с общественностью органа местного самоуправления как о многофункциональной системе по организации и установлению отношений с общественностью, отвечающих интересам участников. Знание нормативно-правовых основ этой системы дает возможность органам местного самоуправления четко формулировать цели и задачи связей с общественностью, управлять коммуникационными процессами, оптимально и корректно использовать инструменты влияния на общественное мнение, вести диалог с общественностью. Важно понимать, закрытость органов местного самоуправления, недостаточное или неэффективное взаимодействие с общественностью часто приводят к отчуждению людей, что может стать предпосылкой социальных потрясений.

Литература

1. Емельянов С.М. Теория и практика связей с общественностью / С.М. Емельянов. СПб.: Питер, 2007. 240 с.
2. Павлова В.С. Актуальные проблемы федерального и регионального нормативно-правового регулирования российской социальной рекламы / В.С. Павлова // Государственная власть и местное самоуправление. 2017. N 4. С. 55 - 59.
3. Сидорова Е.И. Место и роль органов местного самоуправления в системе субъектов обеспечения прав и свобод человека и гражданина / Е.И. Сидорова // Государственная власть и местное самоуправление. 2017. N 4. С. 14 - 18.
4. Федотова Л.Н. Реклама в коммуникационном процессе / Л.Н. Федотова. М.: Камерон, 2005. 464 с.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:
↑