• Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 777-08-62 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных

Последние новости:
06.02.2018

Законопроект "О Конституционном Собрании Российской Федерации" подготовлен в соответствии со статьями 134 и 135 Конституции Российской Федерации. Законопроект определяет порядок внесения предложения о пересмотре положений глав 1. 2 и 9 Конституции Российской Федерации, порядок созыва и деятельности Конституционного Собрания, порядок принятия решений Конституционного Собрания, включая порядок принятия новой Конституции Российской Федерации. Законопроект состоит из шести глав и тридцати четырех статей.

29.01.2018

Законопроектом предлагается дополнить статью 28 Закона о рекламе частью 31 следующего содержания: "Реклама услуг микрофинансовых организаций должна содержать информацию о размере процентной ставки за пользование микрозаймом (в процентах годовых), сумме и сроке возврата микрозайма, перечне всех дополнительных расходов заемщика, связанных с получением, обслуживанием и возвратом микрозайма, штрафных санкциях за нарушение срока возврата микрозайма".

17.01.2018

Законопроект направлен на совершенствование гражданского законодательства. Основной его целью является представление заемщику возможности самостоятельно оценить положительные и отрицательные стороны двух способов погашения долга и сделать собственный выбор, нести ответственность за собственный выбор.

Все статьи > К вопросу о нормативно-правовом регулировании связей с общественностью органов местного самоуправления (Павлова В.С.)

К вопросу о нормативно-правовом регулировании связей с общественностью органов местного самоуправления (Павлова В.С.)

Дата размещения статьи: 08.02.2018

К вопросу о нормативно-правовом регулировании связей с общественностью органов местного самоуправления (Павлова В.С.)

На современном этапе развития социальных отношений местное самоуправление принято рассматривать в качестве демократического механизма конструирования власти плебисцитарного характера. Оно представляется и как социополитическая сила, нацеленная на удовлетворение общественных и политических интересов. Конкретно и точно местное самоуправление определяет Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации": "Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций" <1>. Этот Закон устанавливает и структуру органов местного самоуправления: представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. В силу своей специфики все органы местного самоуправления ориентированы на диалог с общественностью, под которой понимаются "совокупности индивидов и социальных общностей определенных территориальных образований, имеющих общие интересы и ценности, существующих в определенной социальной ситуации, в едином коммуникативном поле" <2>.
--------------------------------
<1> Российская Федерация. Законы. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (в ред. от 03.04.2017) [Электронный ресурс] // СПС "КонсультантПлюс: Законодательство. ВерсияПроф (2)".
<2> Федотова Л.Н. Реклама в коммуникационном процессе. М., 2005. С. 21.

В представляемом контексте связи с общественностью (англ. public relations) выделяются в одно из главных направлений деятельности органов местного самоуправления. Характеризуют это направление "планируемые продолжительные усилия, направленные на создание и поддержание доброжелательных отношений и взаимопонимания" <3> между органами местного самоуправления и населением, целевыми аудиториями посредством распространения разъяснительного материала, обмена информацией и оценки общественной реакции. Таким образом, на основании вышесказанного связи с общественностью можно определить как систему информационно-аналитических и процедурно-технологических действий, ориентированных на управление совокупностью коммуникационных процессов органа местного самоуправления в отношениях с общественностью для достижения взаимопонимания и поддержки.
--------------------------------
<3> Емельянов С.М. Теория и практика связей с общественностью. СПб., 2007. С. 29.

Знание сущности связей с общественностью и принципов их организации дает возможность органам местного самоуправления рассматривать принимаемые программы, постановления, решения в соответствии с общественным интересом и тем самым обеспечивать их поддержку. Кроме того, позволяет проявлять открытость в работе с общественностью и средствами массовой информации, разъяснять населению суть проблем до того, как эти проблемы перерастут в нечто большее. При таких условиях связи с общественностью обычно выполняют определенные для них функции:
- целенаправленное формирование мнения и поведения целевых аудиторий, общественности с целью удовлетворения потребностей органа местного самоуправления;
- мониторинг общественного мнения, отношения, поведения и выработка ответной программы действий с учетом полученной информации;
- взаимодействие с общественностью с целью удовлетворения социальных потребностей;
- достижение взаимовыгодных отношений между руководством и служащими внутри организационной структуры путем конструктивного взаимодействия.
Связи с общественностью органа местного самоуправления есть основание рассматривать в качестве участника управления. Этим основанием можно считать содействие разрешению объективных противоречий между политическим плюрализмом и административной властью.
В соответствии с демократическими тенденциями общественного развития органы местного самоуправления ориентированы на формирование гражданского общества, поэтому приоритетной сферой их деятельности считается налаживание прямых и обратных связей с гражданами. В связи с чем к основным функциональным задачам связей с общественностью следует отнести способствование демократизации государственного управления и становлению гражданского общества <4>. Решение задач обеспечивают соответствующие отделы органов местного самоуправления (службы по связям с общественностью, пресс-службы и др.). Их деятельность обычно предопределяется типом системного включения связей с общественностью в экономическую, политическую, правовую сферы. Направления работы, как правило, зависят от целевых аудиторий (широкая общественность, бизнес-структуры, политические партии, профессиональные или конфессиональные объединения, молодежные организации, союз ветеранов и др.) и выбора технологий, коммуникаций. В установленных рамках находит применение существующее многообразие коммуникативных средств: пресс-конференции, встречи с представителями общественности и редакций СМИ, рабочие поездки руководителей органов местного самоуправления по краю (области, району) и освещение их результатов в СМИ, интервью, пресс-релизы, фотоматериалы, специальные телепрограммы, официальные интернет-сайты и т.д. Социальные сети и сетевые СМИ часто служат инструментом влияния органов местного самоуправления на наиболее активную часть населения - группы интернет-пользователей. Новейшие информационные технологии и высокоскоростные телекоммуникационные системы позволяют преодолевать временные и пространственные барьеры, повышают коммуникативную эффективность диалога с обществом, создают условия для взаимного доверия и поддержки.
--------------------------------
<4> Сидорова Е.И. Место и роль органов местного самоуправления в системе субъектов обеспечения прав и свобод человека и гражданина // Государственная власть и местное самоуправление. 2017. N 4. С. 14 - 18.

Правовое поле связей с общественностью регламентирует деятельность отделов органов местного самоуправления по организации коммуникаций. Организационной основой устанавливаются требования национальной системы нормативно-правового регулирования, определяющие этические и правовые нормы.
В системе нормативно-правового регулирования связей с общественностью этические нормы связаны с зонами социального взаимодействия специалистов. Первая зона - профессиональная среда (субъекты служебных отношений и другие субъекты, не относящиеся к группам общественности), регламентируемая служебной этикой. Вторая зона ограничивается группами общественности и регламентируется профессиональной этикой. С учетом зонирования международными и национальными профессиональными организациями разработаны и предложены к применению кодексы профессионального поведения. Кодексы считаются инструментами самодисциплины, но вместе с тем могут использоваться в судебной или арбитражной практике в качестве справочного материала по этике <5>.
--------------------------------
<5> Павлова В.С. Актуальные проблемы федерального и регионального нормативно-правового регулирования российской социальной рекламы // Государственная власть и местное самоуправление. 2017. N 4. С. 55 - 59.

Общепризнанными и авторитетными в нашей стране считаются Кодекс профессионального поведения Международной ассоциации по связям с общественностью (Кодекс ИПРА), Европейский кодекс профессионального поведения в области PR (Кодекс СЕРП), Декларация профессиональных и этических принципов в области связей с общественностью (Декларация РАСО). Этические нормы названных и других известных актов, профессиональных уставов, руководств в основном сводятся к выявлению социальных границ допустимого в коммуникациях, в определении меры социальной ответственности и меры в соблюдении общественных интересов, в выборе средств реализации целей и задач связей с общественностью. К примеру, недопустимым считается: нарушение норм по предоставлению информации в СМИ (замалчивание или преднамеренное искажение фактов); публикация информации, потенциально способной нанести вред обществу или его части; диффамация (клевета) и др. Этика проявляется в моральном поведении всех участников конкретного коммуникационного процесса в конкретной ситуации. Знание этических норм позволяет специалистам органов местного самоуправления обеспечивать саморегулирование связей с общественностью. Разрешению конфликтов во внесудебном порядке обычно содействуют общественные некоммерческие организации: Российская ассоциация по связям с общественностью (РАСО), Ассоциация коммуникационных агентств России (АКАР), Совет ассоциаций медийной индустрии (САМИ) и др.
Социальная ответственность органов местного самоуправления и их связей с общественностью предполагает общественное регулирование отношений. Общественность может выражать неодобрение, недовольство деятельностью органов местного самоуправления через общественное мнение, акции протеста, митинги, забастовки. В таких ситуациях первостепенное значение в связях с общественностью приобретает общественно значимая информация, позволяющая удовлетворять социальные потребности граждан, обеспечивать знание и понимание общественных явлений и процессов, способствовать разрешению проблем. При этом учитывается то, что общественность имеет право доступа к общественно значимой информации. В свою очередь, органы местного самоуправления в воздействии на общественное мнение вправе использовать все возможные коммуникативные средства - от сообщения в СМИ до общественных слушаний или приватной беседы. Их применение регламентируют как этические, так и правовые нормы.
Правовые (юридические) нормы связей с общественностью органов местного самоуправления представлены в федеральных, региональных и муниципальных законодательных актах, нормативно-правовых документах. Специального закона, регулирующего деятельность по связям с общественностью, не существует. Эта сфера подпадает под юрисдикцию целого ряда федеральных законов:
- Конституцию Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ);
- Федеральный закон от 13.01.1995 N 7-ФЗ "О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации";
- Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации";
- Федеральный закон от 27.12.1991 N 2124-1 (в ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.07.2016) "О средствах массовой информации";
- Федеральный закон от 21.07.1993 N 5485-1 (в ред. от 08.03.2015) "О государственной тайне";
- Федеральный закон от 20.07.2004 N 72-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах";
- Федеральный закон от 12.03.2014 N 35-ФЗ "О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации";
- Гражданский кодекс РФ (часть четвертая) от 18.12.2006 N 230-ФЗ (в ред. от 03.07.2016, с изм. от 13.12.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017). Глава 70 "Авторское право".
Представленные Федеральные законы в большей степени (в сравнении с другими федеральными законодательными актами) регламентируют деятельность по связям с общественностью органов местного самоуправления. Так, Конституция Российской Федерации признает право физических и юридических лиц свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом; гарантирует свободу массовой информации; запрещает цензуру, принуждение к выражению мнений и убеждений или отказу от них. Федеральный закон "О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации" определяет отношения со средствами массовой информации, устанавливает нормы и правила освещения деятельности в государственных СМИ. Конкретизирует эти нормы Федеральный закон "О средствах массовой информации", описывая правила организации информационного процесса, права и обязанности всех его участников.
Законодательный акт "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" регламентирует разделение информации по категориям доступа. В свою очередь, Федеральный закон "О государственной тайне" выделяет сведения, относимые к государственной тайне, а также определяет информацию, которая не может быть отнесена к государственной тайне.
Целый ряд действующих федеральных законодательных актов представляют авторские и смежные с ними права. Знание установленных правовых норм в этой области позволяет специалистам по связям с общественностью органов местного самоуправления избежать конфликтных ситуаций и споров с авторами информационных материалов, владельцами товарных знаков, разработчиками разного рода проектов.
В условиях чрезвычайной и кризисной обстановки на территории органа местного самоуправления в связях с общественностью становятся востребованными положения таких федеральных законов, как ФЗ "О гражданской обороне", ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
К законодательным актам, участвующим в правовом регулировании связей с общественностью, принято относить Указ Президента РФ от 15.10.1996 N 1439 "Об утверждении Положения об Управлении Президента Российской Федерации по связям с общественностью". Указ законодательно признает связи с общественностью, определяет статус, функции и задачи управления, особенности его взаимодействия с федеральными органами исполнительной, законодательной и судебной власти, органами власти субъектов РФ.
Правовые нормы связей с общественностью органов местного самоуправления представляют не только федеральные, но и региональные, муниципальные нормативно-правовые акты (законы, уставы, постановления, решения и др.). Контент-анализ актов разного уровня позволяет определить права специалистов отделов по связям с общественностью органов местного самоуправления:
- право запрашивать в установленном порядке необходимые аналитические, информационные и справочные материалы от руководителей самостоятельных подразделений администрации и правительства региона, органов федерального подчинения на территории региона, органов местного самоуправления, редакций СМИ;
- право пользоваться в установленном порядке информационными базами и банками данных государственных структур;
- право использовать в установленном порядке государственные, в том числе правительственные, системы связи и коммуникации;
- право привлекать к работе в установленном порядке на договорной основе научные учреждения и организации, специалистов.
Правами отдела по связям с общественностью следует считать: информирование руководителей структурных подразделений органов местного самоуправления, государственных структур о публикуемых в СМИ критических и проблемных материалах; определение сроков рассмотрения критических выступлений; согласование с руководством ответов на медиа-обращения, публикацию итогов рассмотрения сообщений критического характера.
Все представленные правовые нормы регламентируют, с одной стороны, создание благоприятных условий для функционирования связей с общественностью, а с другой - удовлетворение социальных (информационно-коммуникационных) потребностей личности, общества при соблюдении прав юридических и физических лиц. В соответствии с этим можно говорить о связях с общественностью органа местного самоуправления как о многофункциональной системе по организации и установлению отношений с общественностью, отвечающих интересам участников. Знание нормативно-правовых основ этой системы дает возможность органам местного самоуправления четко формулировать цели и задачи связей с общественностью, управлять коммуникационными процессами, оптимально и корректно использовать инструменты влияния на общественное мнение, вести диалог с общественностью. Важно понимать, закрытость органов местного самоуправления, недостаточное или неэффективное взаимодействие с общественностью часто приводят к отчуждению людей, что может стать предпосылкой социальных потрясений.

Литература

1. Емельянов С.М. Теория и практика связей с общественностью / С.М. Емельянов. СПб.: Питер, 2007. 240 с.
2. Павлова В.С. Актуальные проблемы федерального и регионального нормативно-правового регулирования российской социальной рекламы / В.С. Павлова // Государственная власть и местное самоуправление. 2017. N 4. С. 55 - 59.
3. Сидорова Е.И. Место и роль органов местного самоуправления в системе субъектов обеспечения прав и свобод человека и гражданина / Е.И. Сидорова // Государственная власть и местное самоуправление. 2017. N 4. С. 14 - 18.
4. Федотова Л.Н. Реклама в коммуникационном процессе / Л.Н. Федотова. М.: Камерон, 2005. 464 с.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:
↑