• Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных

Последние новости:
28.03.2018

Законопроектом "О внесении изменений в КоАП РФ в части усиления административной ответственности за совершение противоправных деяний на воздушном транспорте" предлагается усилить административную ответственность за такие деяния, как управление воздушным судном лицом, не имеющим права управления им, управление воздушным судном лицом, находящимся в состоянии опьянения, передача управления воздушным судном лицу, находящемуся в состоянии опьянения, невыполнение лицами, находящимися на борту воздушного судна, законных распоряжений командира воздушного судна и др.

21.03.2018

Целями законопроекта "О цифровых финансовых активах" является законодательное закрепление в российском правовом поле определений наиболее широко распространенных в настоящее время финансовых активов, создаваемых и/или выпускаемых с использованием цифровых финансовых технологий, к которым законопроект относит распределенный реестр цифровых транзакций, а также создание правовых условий для привлечения российскими юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями инвестиций путем выпуска токенов, являющихся одним из видов цифровых финансовых активов.

14.03.2018

Законопроектом предусматривается дополнение пункта 2 статьи 12.4 Федерального закона "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации", которая устанавливает права и обязанности лиц, осуществляющих рыболовство в экономической зоне, положением об обязанности для таких лиц проходить контрольные пункты (точки) и соблюдать порядок их прохождения, установленные федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства и федеральным органом исполнительной власти по обороне.

Все статьи > Теоретико-правовые вопросы классификации субъектов государственно-правовой системы обеспечения безопасности дорожного движения в России (Калюжный Ю.Н.)

Теоретико-правовые вопросы классификации субъектов государственно-правовой системы обеспечения безопасности дорожного движения в России (Калюжный Ю.Н.)

Дата размещения статьи: 08.02.2018

Теоретико-правовые вопросы классификации субъектов государственно-правовой системы обеспечения безопасности дорожного движения в России (Калюжный Ю.Н.)

Вопросы обеспечения транспортной безопасности традиционно занимают одно из ведущих направлений обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, особое место среди которых отведено вопросам обеспечения безопасности дорожного движения.
В целях обеспечения безопасности дорожного движения, поддержания приемлемого уровня негативных последствий дорожно-транспортных происшествий в Российской Федерации разрабатывается совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в рассматриваемой области, определяются основные направления государственной политики в области обеспечения безопасности дорожного движения, формируются органы государственной власти, институты гражданского общества, реализующие государственную политику в вопросах обеспечения безопасности, и сформирован механизм федерального государственного надзора за соблюдением положений законодательства в исследуемой сфере <1>.
--------------------------------
<1> Федеральный закон от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" [Электронный ресурс] // СПС "КонсультантПлюс". URL: http://www.consultant.ru.

Необходимо обратить внимание, что в условиях международной интеграции отдельных правовых институтов происходит образование организационных структур, деятельность которых направлена на обеспечение безопасности дорожного движения (Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций <2>, Евразийская экономическая комиссия) <3>.
--------------------------------
<2> Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 64/255 от 2 марта 2010 г. "Повышение безопасности дорожного движения во всем мире" [Электронный ресурс]. URL: http://www.un.org/ru/roadsafety.
<3> Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 22.09.2015 N 122 "Об утверждении Порядка функционирования систем электронных паспортов транспортных средств (электронных паспортов шасси транспортных средств) и электронных паспортов самоходных машин и других видов техники" [Электронный ресурс] // СПС "КонсультантПлюс". URL: http://www.consultant.ru.

Совокупность управленческих отношений, с помощью которых претворяется государственная политика обеспечения безопасности дорожного движения, предполагает наличие значительного количества субъектов, задействованных в рассматриваемой области.
Анализ правового регулирования системы обеспечения безопасности дорожного движения позволяет конкретизировать специфику субъектов рассматриваемой системы.
В теории права нет единого понимания соотношения понятий "государственный орган" и "орган государственной власти" и существует полемика в отношении критериев разграничения данных понятий.
К.В. Черкасов в качестве одного из существенных критериев разграничения рассматриваемых категорий выделяет отношение того или иного органа к сложившейся концепции разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную и указывает, что теория права в качестве критерия разграничения государственных органов и органов государственной власти и признания последними определяет отношение органа к одной из ветвей власти - законодательной, исполнительной или судебной <4>. Однако правовые положения Конституции РФ не исключают возможность наличия отдельных, относительно самостоятельных правовых институтов, не относящихся к установленному содержательной конструкцией ст. 10 Конституции РФ разделению государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви <5>. Что наглядно прослеживается из положений ст. 11 Основного Закона РФ, устанавливающей осуществление государственной власти Президентом Российской Федерации, Федеральным Собранием РФ, Правительством РФ и судами Российской Федерации.
--------------------------------
<4> Черкасов К.В. К вопросу о соотношении понятий "орган государственной власти" и "государственный орган" // Пробелы в российском законодательстве. 2008. N 2. С. 84 - 85.
<5> Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс] // СПС "КонсультантПлюс". URL: http://www.consultant.ru.

Таким образом, следует согласиться с К.В. Черкасовым в отношении того, что Президент РФ осуществляет государственную власть, при этом не относясь ни к законодательной, ни к исполнительной, ни к судебной ветвям власти, и, соответственно, являет собой как орган государственной власти, так и орган государства, в том числе представляет должностное лицо, наделенное совокупной компетенцией обозначенных ветвей власти <6>.
--------------------------------
<6> Черкасов К.В. Указ. соч. С. 84 - 85.

В то же время, несмотря на существующие дискуссии в праве о сходстве и различиях понятий "государственный орган" и "орган государственной власти", законодатель в нормативных правовых актах, как правило, не проводит разграничение между рассматриваемыми категориями и использует их как синонимичные понятия. В частности, в тексте Конституции Российской Федерации употребляется оба рассматриваемых понятия.
Вопросам понятийного аппарата в теории права уделяется значительное внимание, в том числе и исследованию категории "государственный орган".
Несмотря на множественность исследований и вариативность в подходах к определению понятия "государственный орган", подавляющее большинство исследователей едины во мнении, что государственный орган представляет собой организационно-правовую структуру (образование) в системе государственного управления, имеющую специфические задачи и цели, наделенную нормативными правовыми актами специальными функциями и компетенцией <7>.
--------------------------------
<7> Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: Учебник для вузов. 2-е изд., пересм. и доп. М.: НОРМА, 2005. С. 243; Атаманчук Г.В. Теория государственного управления: Курс лекций. М., 1997. 400 с.; Чепунов О.И. Способы формирования государственных органов // "Черные дыры" в российском законодательстве. 2008. N 3. С. 50 - 52.

Анализ функционального потенциала субъектов обеспечения безопасности дорожного движения, несмотря на чрезвычайную сложность структуры исследуемой системы, позволяет выделить следующие уровни субъектов системы обеспечения безопасности дорожного движения.
1. Стратегический уровень, выраженный в деятельности Президента РФ, определяющего основные векторы дальнейшего проведения государственной внутренней и внешней политики и перспективного планирования в вопросах обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, транспортной безопасности и ее составляющей - безопасности дорожного движения.
В этом отношении справедливо отмечает Е.В. Киричек, указывая, что как теоретически, так и практически нет ни одного направления внешней и внутренней политики государства, в реализации которых Президент РФ не имел бы реальной возможности принять участие. Полномочия его в указанной сфере не могут конкурировать с каким-либо другим органом общей компетенции <8>.
--------------------------------
<8> Киричек Е.В. Организационно-правовой механизм обеспечения конституционных прав и свобод человека и гражданина в условиях взаимодействия полиции и институтов гражданского общества в Российской Федерации: Дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2015. 537 с.

2. Законодательный уровень выражен в деятельности Федерального Собрания РФ и связан с формированием нормативно-правовой основы обеспечения национальной безопасности нашего государства, транспортной безопасности и безопасности дорожного движения. На данном уровне также определяется правовой статус не только субъектов обеспечения безопасности дорожного движения, но и участников общественных отношений, связанных с дорожным движением. Кроме того, определяются общая структура системы государственных органов и их полномочия в исследуемой сфере.
3. Функциональный уровень позволяет претворить в окружающую действительность задачи, стоящие перед субъектами обеспечения безопасности дорожного движения, и выражается в реализации направлений государственной политики и нормативном правовом регулировании в области обеспечения безопасности дорожного движения в пределах предоставленных полномочий.
Функциональный уровень состоит из трех подуровней: организационно-управленческого, обеспечительного и локального. Организационно-управленческий подуровень сформирован из федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Данный подуровень включает самое многочисленное количество субъектов обеспечения безопасности дорожного движения и представлен министерствами, федеральными службами, федеральными агентствами <9>. В соответствии с ч. 1 ст. 77 Конституции Российской Федерации система органов, в том числе и исполнительной власти, устанавливается самостоятельно субъектами Российской Федерации <10>.
--------------------------------
<9> Указ Президента РФ от 21.05.2012 N 636 "О структуре федеральных органов исполнительной власти" [Электронный ресурс] // СПС "КонсультантПлюс". URL: http://www.consultant.ru.
<10> Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс] // СПС "КонсультантПлюс". URL: http://www.consultant.ru.

Обеспечительный подуровень включает негосударственные субъекты обеспечения безопасности дорожного движения, которые осуществляют исполнение отдельных услуг в сфере обеспечения безопасности дорожного движения. Локальный подуровень представлен деятельностью органов местного самоуправления в рассматриваемой области.
4. Судебный уровень представлен системой судебных органов. В общественные отношения в области дорожного движения в основном вовлечены мировые судьи, а также судьи районных судов. В соответствии с ч. 2 ст. 118 Основного Закона РФ судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства <11>.
--------------------------------
<11> Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс] // СПС "КонсультантПлюс". URL: http://www.consultant.ru.

Специфика общественных отношений в области дорожного движения такова, что все указанные в Конституции РФ виды судопроизводства могут возникнуть в результате нарушения норм, регламентирующих надлежащие правоотношения в сфере обеспечения безопасности дорожного движения. Проведенный анализ позволяет утверждать, что преимущественно превалирует административное и гражданское судопроизводство, более малочисленным является уголовное судопроизводство, а конституционное судопроизводство, применительно к области обеспечения безопасности дорожного движения, выступает исключительным видом судопроизводства. Вместе с тем для защиты основных прав и свобод человека и гражданина осуществляет правосудие Конституционный Суд Российской Федерации <12>. Судебный уровень представлен не только судами, но и судебными органами: так, Пленум Верховного Суда РФ правосудие не осуществляет, но дает разъяснения и толкования норм права, чем обеспечивает единообразное применение законов судами.
--------------------------------
<12> Постановление Конституционного Суда РФ от 22.04.2014 N 13-П "По делу о проверке конституционности частей 5 и 7 статьи 12.16, части 1.2 статьи 12.17, частей 5 и 6 статьи 12.19 и части 2 статьи 12.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы" [Электронный ресурс] // СПС "КонсультантПлюс". URL: http://www.consultant.ru.

5. Институциональный уровень представлен государственными институтами (социальными образованиями, связанными с осуществлением государственной власти), обеспечивающими безопасность дорожного движения в России посредством выработанной системы мер, к которым представляется возможным отнести: лицензирование определенных видов деятельности, осуществляемых на автомобильном транспорте <13>, таможенное оформление импорта транспортных средств, осуществление принудительного исполнения судебных актов и актов органов, предусмотренных законодательством об исполнительном производстве. Примером указанных органов власти выступает деятельность Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) <14>, Федеральной таможенной службы, Федеральной службы судебных приставов и др.
--------------------------------
<13> Постановление Правительства РФ от 02.04.2012 N 280 "Об утверждении Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)" [Электронный ресурс] // СПС "КонсультантПлюс". URL: http://www.consultant.ru.
<14> Постановление Правительства РФ от 21.11.2011 N 957 "Об организации лицензирования отдельных видов деятельности" [Электронный ресурс] // СПС "КонсультантПлюс". URL: http://www.consultant.ru.

Достижение приемлемого состояния безопасности дорожного движения представляет собой показатель слаженной, скоординированной деятельности субъектов обеспечения безопасности дорожного движения, значительная роль в выполнении которого принадлежит непосредственной деятельности именно государственных органов.
Вместе с тем организационная деятельность государства все более отчетливо проявляется в привлечении негосударственных организаций и граждан к работе органов государственной власти <15>. Что является совершенно очевидным, в связи с многогранностью вопросов обеспечения безопасности дорожного движения государственная система вынуждена в целях оптимизации функционирования формировать множественность субъектов для достижения положительного результата.
--------------------------------
<15> Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2001. 520 с.

Нормативно-правовая основа деятельности негосударственных субъектов обеспечения безопасности дорожного движения была заложена законодателем в ст. 8 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", определяющей отдельные организационно-правовые формы участия общественных объединений в реализации действий по обеспечению безопасности дорожного движения <16>.
--------------------------------
<16> Федеральный закон от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" [Электронный ресурс] // СПС "КонсультантПлюс". URL: http://www.consultant.ru.

В последнее десятилетие прослеживается положительная динамика задействования негосударственных организаций параллельно с государственными органами в вопросах обеспечения безопасности дорожного движения.
Анализ нормативных правовых актов, научной и специальной литературы позволяет к числу наиболее распространенных организационно-правовых форм выражения деятельности негосударственных организаций, принимающих активное участие в обеспечении безопасности дорожного движения, отнести:
- оказание административно-правовых услуг физическим и юридическим лицам (технический осмотр транспортных средств, осуществление автошколами профессиональной подготовки (переподготовки) водителей транспортных средств соответствующих категорий и др.);
- создание различного рода союзов, профессиональных объединений, действующих в целях координации деятельности общественных объединений, представления и защиты социальных интересов организаций и граждан (к примеру, Российский союз автостраховщиков, Всероссийское общество автомобилистов, экспертный центр "Движение без опасности");
- осуществление деятельности негосударственными учреждениями здравоохранения, направленной на выполнение программ государственных гарантий по медицинскому обслуживанию населения;
- деятельность органов по сертификации механических транспортных средств и прицепов к ним <17>;
- деятельность органов, осуществляющих организацию дорожного движения (проектирование, установка, замена, демонтаж и содержание технических средств организации дорожного движения на автомобильных дорогах);
- функционирование третейских судов, основной задачей которых является разрешение споров, вытекающих из гражданско-правовых отношений, связанных с защитой нарушенных и (или) оспариваемых прав и законных интересов организаций (например, Третейский суд при Российском союзе автостраховщиков).
--------------------------------
<17> Постановление Госстандарта РФ от 31.03.1993 N 7 "О совершенствовании системы сертификации механических транспортных средств и прицепов" [Электронный ресурс] // СПС "КонсультантПлюс". URL: http://www.consultant.ru.

Одной из форм взаимодействия государства с негосударственными организациями в вопросах обеспечения безопасности дорожного движения является государственно-частное партнерство, под которым понимается уравновешенное сочетание государственных механизмов с их регулирующей и охранительной функциями и частного сектора, обладающего инвестициями, управленческими навыками и технологиями.
Уже сегодня механизм указанного взаимодействия активно применяется при ремонте, строительстве и эксплуатации автомобильных дорог, создании транспортно-логистических центров и в иных государственных и социальных проектах <18>.
--------------------------------
<18> Мироненко Н.В., Коханик М.С. Развитие государственно-частного партнерства в транспортной сфере на примере Орловской области // Ученые записки Орловского государственного университета. 2014. N 1(57). С. 73 - 78.

Помимо общественных организаций к обеспечению безопасности дорожного движения привлекаются и граждане. В рамках функционирования партнерской модели взаимодействия полиции и общества подразделениями Госавтоинспекции проводится совместная работа с общественностью, направленная на информирование подразделений ГИБДД о фактах нарушения участниками дорожного движения требований нормативных правовых актов в области дорожного движения. Так, Госавтоинспекцией проводится работа с гражданами, направленная на информирование полиции о фактах грубого нарушения ПДД, эксплуатации технически неисправных или находящихся в розыске транспортных средств, иных нарушениях, создающих угрозу безопасности дорожного движения <19>, профилактические акции "Патруль-такси" <20>, "Сообщи о пьяном водителе" <21> и др.
--------------------------------
<19> Жители Вологодской области активно участвуют в обеспечении безопасности дорожного движения [Электронный ресурс]. URL: http://www.gibdd.ru/news/35/2835172/?sphrase_id=10167150.
<20> На Ставрополье начинает работу "патруль-такси" по борьбе с нетрезвым вождением [Электронный ресурс]. URL: http://www.gibdd.ru/news/federal/2864735.
<21> Костромская Госавтоинспекция продолжает проведение областной акции "Сообщи о пьяном водителе" [Электронный ресурс]. URL: http://www.gibdd.ru/news/44/2764506/?sphrase_id=101671.

Таким образом, необходимо подчеркнуть, что государственно-правовая система обеспечения безопасности дорожного движения представлена достаточно широким, многоаспектным, зачастую находящимся не в подчинении перечнем субъектов обеспечения безопасности дорожного движения. В настоящее время выработан механизм государственного управления деятельностью по обеспечению безопасности дорожного движения, представленный всеми звеньями системы государственной власти, совокупностью государственных органов, негосударственных организаций и граждан.

Литература

1. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления: Курс лекций / Г.В. Атаманчук. М., 1997. 400 с.
2. Бахрах Д.Н. Административное право: Учебник для вузов. 2-е изд., пересм. и доп. / Д.Н. Бахрах, Б.В. Россинский, Ю.Н. Старилов. М.: НОРМА, 2005. С. 243.
3. Киричек Е.В. Организационно-правовой механизм обеспечения конституционных прав и свобод человека и гражданина в условиях взаимодействия полиции и институтов гражданского общества в Российской Федерации: Дис. ... д-ра юрид. наук / Е.В. Киричек. М., 2015. 537 с.
4. Мироненко Н.В., Коханик М.С. Развитие государственно-частного партнерства в транспортной сфере на примере Орловской области / Н.В. Мироненко, М.С. Коханик // Ученые записки Орловского государственного университета. 2014. N 1(57). С. 73 - 78.
5. Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2001. 520 с.
6. Чепунов О.И. Способы формирования государственных органов / О.И. Чепунов // "Черные дыры" в российском законодательстве. 2008. N 3. С. 50 - 52.
7. Черкасов К.В. К вопросу о соотношении понятий "орган государственной власти" и "государственный орган" / К.В. Черкасов // Пробелы в российском законодательстве. 2008. N 2. С. 84 - 85.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:
↑