• Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 777-08-62 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных

Последние новости:
06.02.2018

Законопроект "О Конституционном Собрании Российской Федерации" подготовлен в соответствии со статьями 134 и 135 Конституции Российской Федерации. Законопроект определяет порядок внесения предложения о пересмотре положений глав 1. 2 и 9 Конституции Российской Федерации, порядок созыва и деятельности Конституционного Собрания, порядок принятия решений Конституционного Собрания, включая порядок принятия новой Конституции Российской Федерации. Законопроект состоит из шести глав и тридцати четырех статей.

29.01.2018

Законопроектом предлагается дополнить статью 28 Закона о рекламе частью 31 следующего содержания: "Реклама услуг микрофинансовых организаций должна содержать информацию о размере процентной ставки за пользование микрозаймом (в процентах годовых), сумме и сроке возврата микрозайма, перечне всех дополнительных расходов заемщика, связанных с получением, обслуживанием и возвратом микрозайма, штрафных санкциях за нарушение срока возврата микрозайма".

17.01.2018

Законопроект направлен на совершенствование гражданского законодательства. Основной его целью является представление заемщику возможности самостоятельно оценить положительные и отрицательные стороны двух способов погашения долга и сделать собственный выбор, нести ответственность за собственный выбор.

Все статьи > Теоретико-правовые вопросы классификации субъектов государственно-правовой системы обеспечения безопасности дорожного движения в России (Калюжный Ю.Н.)

Теоретико-правовые вопросы классификации субъектов государственно-правовой системы обеспечения безопасности дорожного движения в России (Калюжный Ю.Н.)

Дата размещения статьи: 08.02.2018

Теоретико-правовые вопросы классификации субъектов государственно-правовой системы обеспечения безопасности дорожного движения в России (Калюжный Ю.Н.)

Вопросы обеспечения транспортной безопасности традиционно занимают одно из ведущих направлений обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, особое место среди которых отведено вопросам обеспечения безопасности дорожного движения.
В целях обеспечения безопасности дорожного движения, поддержания приемлемого уровня негативных последствий дорожно-транспортных происшествий в Российской Федерации разрабатывается совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в рассматриваемой области, определяются основные направления государственной политики в области обеспечения безопасности дорожного движения, формируются органы государственной власти, институты гражданского общества, реализующие государственную политику в вопросах обеспечения безопасности, и сформирован механизм федерального государственного надзора за соблюдением положений законодательства в исследуемой сфере <1>.
--------------------------------
<1> Федеральный закон от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" [Электронный ресурс] // СПС "КонсультантПлюс". URL: http://www.consultant.ru.

Необходимо обратить внимание, что в условиях международной интеграции отдельных правовых институтов происходит образование организационных структур, деятельность которых направлена на обеспечение безопасности дорожного движения (Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций <2>, Евразийская экономическая комиссия) <3>.
--------------------------------
<2> Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 64/255 от 2 марта 2010 г. "Повышение безопасности дорожного движения во всем мире" [Электронный ресурс]. URL: http://www.un.org/ru/roadsafety.
<3> Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 22.09.2015 N 122 "Об утверждении Порядка функционирования систем электронных паспортов транспортных средств (электронных паспортов шасси транспортных средств) и электронных паспортов самоходных машин и других видов техники" [Электронный ресурс] // СПС "КонсультантПлюс". URL: http://www.consultant.ru.

Совокупность управленческих отношений, с помощью которых претворяется государственная политика обеспечения безопасности дорожного движения, предполагает наличие значительного количества субъектов, задействованных в рассматриваемой области.
Анализ правового регулирования системы обеспечения безопасности дорожного движения позволяет конкретизировать специфику субъектов рассматриваемой системы.
В теории права нет единого понимания соотношения понятий "государственный орган" и "орган государственной власти" и существует полемика в отношении критериев разграничения данных понятий.
К.В. Черкасов в качестве одного из существенных критериев разграничения рассматриваемых категорий выделяет отношение того или иного органа к сложившейся концепции разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную и указывает, что теория права в качестве критерия разграничения государственных органов и органов государственной власти и признания последними определяет отношение органа к одной из ветвей власти - законодательной, исполнительной или судебной <4>. Однако правовые положения Конституции РФ не исключают возможность наличия отдельных, относительно самостоятельных правовых институтов, не относящихся к установленному содержательной конструкцией ст. 10 Конституции РФ разделению государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви <5>. Что наглядно прослеживается из положений ст. 11 Основного Закона РФ, устанавливающей осуществление государственной власти Президентом Российской Федерации, Федеральным Собранием РФ, Правительством РФ и судами Российской Федерации.
--------------------------------
<4> Черкасов К.В. К вопросу о соотношении понятий "орган государственной власти" и "государственный орган" // Пробелы в российском законодательстве. 2008. N 2. С. 84 - 85.
<5> Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс] // СПС "КонсультантПлюс". URL: http://www.consultant.ru.

Таким образом, следует согласиться с К.В. Черкасовым в отношении того, что Президент РФ осуществляет государственную власть, при этом не относясь ни к законодательной, ни к исполнительной, ни к судебной ветвям власти, и, соответственно, являет собой как орган государственной власти, так и орган государства, в том числе представляет должностное лицо, наделенное совокупной компетенцией обозначенных ветвей власти <6>.
--------------------------------
<6> Черкасов К.В. Указ. соч. С. 84 - 85.

В то же время, несмотря на существующие дискуссии в праве о сходстве и различиях понятий "государственный орган" и "орган государственной власти", законодатель в нормативных правовых актах, как правило, не проводит разграничение между рассматриваемыми категориями и использует их как синонимичные понятия. В частности, в тексте Конституции Российской Федерации употребляется оба рассматриваемых понятия.
Вопросам понятийного аппарата в теории права уделяется значительное внимание, в том числе и исследованию категории "государственный орган".
Несмотря на множественность исследований и вариативность в подходах к определению понятия "государственный орган", подавляющее большинство исследователей едины во мнении, что государственный орган представляет собой организационно-правовую структуру (образование) в системе государственного управления, имеющую специфические задачи и цели, наделенную нормативными правовыми актами специальными функциями и компетенцией <7>.
--------------------------------
<7> Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: Учебник для вузов. 2-е изд., пересм. и доп. М.: НОРМА, 2005. С. 243; Атаманчук Г.В. Теория государственного управления: Курс лекций. М., 1997. 400 с.; Чепунов О.И. Способы формирования государственных органов // "Черные дыры" в российском законодательстве. 2008. N 3. С. 50 - 52.

Анализ функционального потенциала субъектов обеспечения безопасности дорожного движения, несмотря на чрезвычайную сложность структуры исследуемой системы, позволяет выделить следующие уровни субъектов системы обеспечения безопасности дорожного движения.
1. Стратегический уровень, выраженный в деятельности Президента РФ, определяющего основные векторы дальнейшего проведения государственной внутренней и внешней политики и перспективного планирования в вопросах обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, транспортной безопасности и ее составляющей - безопасности дорожного движения.
В этом отношении справедливо отмечает Е.В. Киричек, указывая, что как теоретически, так и практически нет ни одного направления внешней и внутренней политики государства, в реализации которых Президент РФ не имел бы реальной возможности принять участие. Полномочия его в указанной сфере не могут конкурировать с каким-либо другим органом общей компетенции <8>.
--------------------------------
<8> Киричек Е.В. Организационно-правовой механизм обеспечения конституционных прав и свобод человека и гражданина в условиях взаимодействия полиции и институтов гражданского общества в Российской Федерации: Дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2015. 537 с.

2. Законодательный уровень выражен в деятельности Федерального Собрания РФ и связан с формированием нормативно-правовой основы обеспечения национальной безопасности нашего государства, транспортной безопасности и безопасности дорожного движения. На данном уровне также определяется правовой статус не только субъектов обеспечения безопасности дорожного движения, но и участников общественных отношений, связанных с дорожным движением. Кроме того, определяются общая структура системы государственных органов и их полномочия в исследуемой сфере.
3. Функциональный уровень позволяет претворить в окружающую действительность задачи, стоящие перед субъектами обеспечения безопасности дорожного движения, и выражается в реализации направлений государственной политики и нормативном правовом регулировании в области обеспечения безопасности дорожного движения в пределах предоставленных полномочий.
Функциональный уровень состоит из трех подуровней: организационно-управленческого, обеспечительного и локального. Организационно-управленческий подуровень сформирован из федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Данный подуровень включает самое многочисленное количество субъектов обеспечения безопасности дорожного движения и представлен министерствами, федеральными службами, федеральными агентствами <9>. В соответствии с ч. 1 ст. 77 Конституции Российской Федерации система органов, в том числе и исполнительной власти, устанавливается самостоятельно субъектами Российской Федерации <10>.
--------------------------------
<9> Указ Президента РФ от 21.05.2012 N 636 "О структуре федеральных органов исполнительной власти" [Электронный ресурс] // СПС "КонсультантПлюс". URL: http://www.consultant.ru.
<10> Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс] // СПС "КонсультантПлюс". URL: http://www.consultant.ru.

Обеспечительный подуровень включает негосударственные субъекты обеспечения безопасности дорожного движения, которые осуществляют исполнение отдельных услуг в сфере обеспечения безопасности дорожного движения. Локальный подуровень представлен деятельностью органов местного самоуправления в рассматриваемой области.
4. Судебный уровень представлен системой судебных органов. В общественные отношения в области дорожного движения в основном вовлечены мировые судьи, а также судьи районных судов. В соответствии с ч. 2 ст. 118 Основного Закона РФ судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства <11>.
--------------------------------
<11> Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс] // СПС "КонсультантПлюс". URL: http://www.consultant.ru.

Специфика общественных отношений в области дорожного движения такова, что все указанные в Конституции РФ виды судопроизводства могут возникнуть в результате нарушения норм, регламентирующих надлежащие правоотношения в сфере обеспечения безопасности дорожного движения. Проведенный анализ позволяет утверждать, что преимущественно превалирует административное и гражданское судопроизводство, более малочисленным является уголовное судопроизводство, а конституционное судопроизводство, применительно к области обеспечения безопасности дорожного движения, выступает исключительным видом судопроизводства. Вместе с тем для защиты основных прав и свобод человека и гражданина осуществляет правосудие Конституционный Суд Российской Федерации <12>. Судебный уровень представлен не только судами, но и судебными органами: так, Пленум Верховного Суда РФ правосудие не осуществляет, но дает разъяснения и толкования норм права, чем обеспечивает единообразное применение законов судами.
--------------------------------
<12> Постановление Конституционного Суда РФ от 22.04.2014 N 13-П "По делу о проверке конституционности частей 5 и 7 статьи 12.16, части 1.2 статьи 12.17, частей 5 и 6 статьи 12.19 и части 2 статьи 12.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы" [Электронный ресурс] // СПС "КонсультантПлюс". URL: http://www.consultant.ru.

5. Институциональный уровень представлен государственными институтами (социальными образованиями, связанными с осуществлением государственной власти), обеспечивающими безопасность дорожного движения в России посредством выработанной системы мер, к которым представляется возможным отнести: лицензирование определенных видов деятельности, осуществляемых на автомобильном транспорте <13>, таможенное оформление импорта транспортных средств, осуществление принудительного исполнения судебных актов и актов органов, предусмотренных законодательством об исполнительном производстве. Примером указанных органов власти выступает деятельность Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) <14>, Федеральной таможенной службы, Федеральной службы судебных приставов и др.
--------------------------------
<13> Постановление Правительства РФ от 02.04.2012 N 280 "Об утверждении Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)" [Электронный ресурс] // СПС "КонсультантПлюс". URL: http://www.consultant.ru.
<14> Постановление Правительства РФ от 21.11.2011 N 957 "Об организации лицензирования отдельных видов деятельности" [Электронный ресурс] // СПС "КонсультантПлюс". URL: http://www.consultant.ru.

Достижение приемлемого состояния безопасности дорожного движения представляет собой показатель слаженной, скоординированной деятельности субъектов обеспечения безопасности дорожного движения, значительная роль в выполнении которого принадлежит непосредственной деятельности именно государственных органов.
Вместе с тем организационная деятельность государства все более отчетливо проявляется в привлечении негосударственных организаций и граждан к работе органов государственной власти <15>. Что является совершенно очевидным, в связи с многогранностью вопросов обеспечения безопасности дорожного движения государственная система вынуждена в целях оптимизации функционирования формировать множественность субъектов для достижения положительного результата.
--------------------------------
<15> Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2001. 520 с.

Нормативно-правовая основа деятельности негосударственных субъектов обеспечения безопасности дорожного движения была заложена законодателем в ст. 8 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", определяющей отдельные организационно-правовые формы участия общественных объединений в реализации действий по обеспечению безопасности дорожного движения <16>.
--------------------------------
<16> Федеральный закон от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" [Электронный ресурс] // СПС "КонсультантПлюс". URL: http://www.consultant.ru.

В последнее десятилетие прослеживается положительная динамика задействования негосударственных организаций параллельно с государственными органами в вопросах обеспечения безопасности дорожного движения.
Анализ нормативных правовых актов, научной и специальной литературы позволяет к числу наиболее распространенных организационно-правовых форм выражения деятельности негосударственных организаций, принимающих активное участие в обеспечении безопасности дорожного движения, отнести:
- оказание административно-правовых услуг физическим и юридическим лицам (технический осмотр транспортных средств, осуществление автошколами профессиональной подготовки (переподготовки) водителей транспортных средств соответствующих категорий и др.);
- создание различного рода союзов, профессиональных объединений, действующих в целях координации деятельности общественных объединений, представления и защиты социальных интересов организаций и граждан (к примеру, Российский союз автостраховщиков, Всероссийское общество автомобилистов, экспертный центр "Движение без опасности");
- осуществление деятельности негосударственными учреждениями здравоохранения, направленной на выполнение программ государственных гарантий по медицинскому обслуживанию населения;
- деятельность органов по сертификации механических транспортных средств и прицепов к ним <17>;
- деятельность органов, осуществляющих организацию дорожного движения (проектирование, установка, замена, демонтаж и содержание технических средств организации дорожного движения на автомобильных дорогах);
- функционирование третейских судов, основной задачей которых является разрешение споров, вытекающих из гражданско-правовых отношений, связанных с защитой нарушенных и (или) оспариваемых прав и законных интересов организаций (например, Третейский суд при Российском союзе автостраховщиков).
--------------------------------
<17> Постановление Госстандарта РФ от 31.03.1993 N 7 "О совершенствовании системы сертификации механических транспортных средств и прицепов" [Электронный ресурс] // СПС "КонсультантПлюс". URL: http://www.consultant.ru.

Одной из форм взаимодействия государства с негосударственными организациями в вопросах обеспечения безопасности дорожного движения является государственно-частное партнерство, под которым понимается уравновешенное сочетание государственных механизмов с их регулирующей и охранительной функциями и частного сектора, обладающего инвестициями, управленческими навыками и технологиями.
Уже сегодня механизм указанного взаимодействия активно применяется при ремонте, строительстве и эксплуатации автомобильных дорог, создании транспортно-логистических центров и в иных государственных и социальных проектах <18>.
--------------------------------
<18> Мироненко Н.В., Коханик М.С. Развитие государственно-частного партнерства в транспортной сфере на примере Орловской области // Ученые записки Орловского государственного университета. 2014. N 1(57). С. 73 - 78.

Помимо общественных организаций к обеспечению безопасности дорожного движения привлекаются и граждане. В рамках функционирования партнерской модели взаимодействия полиции и общества подразделениями Госавтоинспекции проводится совместная работа с общественностью, направленная на информирование подразделений ГИБДД о фактах нарушения участниками дорожного движения требований нормативных правовых актов в области дорожного движения. Так, Госавтоинспекцией проводится работа с гражданами, направленная на информирование полиции о фактах грубого нарушения ПДД, эксплуатации технически неисправных или находящихся в розыске транспортных средств, иных нарушениях, создающих угрозу безопасности дорожного движения <19>, профилактические акции "Патруль-такси" <20>, "Сообщи о пьяном водителе" <21> и др.
--------------------------------
<19> Жители Вологодской области активно участвуют в обеспечении безопасности дорожного движения [Электронный ресурс]. URL: http://www.gibdd.ru/news/35/2835172/?sphrase_id=10167150.
<20> На Ставрополье начинает работу "патруль-такси" по борьбе с нетрезвым вождением [Электронный ресурс]. URL: http://www.gibdd.ru/news/federal/2864735.
<21> Костромская Госавтоинспекция продолжает проведение областной акции "Сообщи о пьяном водителе" [Электронный ресурс]. URL: http://www.gibdd.ru/news/44/2764506/?sphrase_id=101671.

Таким образом, необходимо подчеркнуть, что государственно-правовая система обеспечения безопасности дорожного движения представлена достаточно широким, многоаспектным, зачастую находящимся не в подчинении перечнем субъектов обеспечения безопасности дорожного движения. В настоящее время выработан механизм государственного управления деятельностью по обеспечению безопасности дорожного движения, представленный всеми звеньями системы государственной власти, совокупностью государственных органов, негосударственных организаций и граждан.

Литература

1. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления: Курс лекций / Г.В. Атаманчук. М., 1997. 400 с.
2. Бахрах Д.Н. Административное право: Учебник для вузов. 2-е изд., пересм. и доп. / Д.Н. Бахрах, Б.В. Россинский, Ю.Н. Старилов. М.: НОРМА, 2005. С. 243.
3. Киричек Е.В. Организационно-правовой механизм обеспечения конституционных прав и свобод человека и гражданина в условиях взаимодействия полиции и институтов гражданского общества в Российской Федерации: Дис. ... д-ра юрид. наук / Е.В. Киричек. М., 2015. 537 с.
4. Мироненко Н.В., Коханик М.С. Развитие государственно-частного партнерства в транспортной сфере на примере Орловской области / Н.В. Мироненко, М.С. Коханик // Ученые записки Орловского государственного университета. 2014. N 1(57). С. 73 - 78.
5. Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2001. 520 с.
6. Чепунов О.И. Способы формирования государственных органов / О.И. Чепунов // "Черные дыры" в российском законодательстве. 2008. N 3. С. 50 - 52.
7. Черкасов К.В. К вопросу о соотношении понятий "орган государственной власти" и "государственный орган" / К.В. Черкасов // Пробелы в российском законодательстве. 2008. N 2. С. 84 - 85.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:
↑