• Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 777-08-62 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных

Последние новости:
06.02.2018

Законопроект "О Конституционном Собрании Российской Федерации" подготовлен в соответствии со статьями 134 и 135 Конституции Российской Федерации. Законопроект определяет порядок внесения предложения о пересмотре положений глав 1. 2 и 9 Конституции Российской Федерации, порядок созыва и деятельности Конституционного Собрания, порядок принятия решений Конституционного Собрания, включая порядок принятия новой Конституции Российской Федерации. Законопроект состоит из шести глав и тридцати четырех статей.

29.01.2018

Законопроектом предлагается дополнить статью 28 Закона о рекламе частью 31 следующего содержания: "Реклама услуг микрофинансовых организаций должна содержать информацию о размере процентной ставки за пользование микрозаймом (в процентах годовых), сумме и сроке возврата микрозайма, перечне всех дополнительных расходов заемщика, связанных с получением, обслуживанием и возвратом микрозайма, штрафных санкциях за нарушение срока возврата микрозайма".

17.01.2018

Законопроект направлен на совершенствование гражданского законодательства. Основной его целью является представление заемщику возможности самостоятельно оценить положительные и отрицательные стороны двух способов погашения долга и сделать собственный выбор, нести ответственность за собственный выбор.

Все статьи > Правовая природа и понятие внешнеэкономической сделки (Саркисян А.С.)

Правовая природа и понятие внешнеэкономической сделки (Саркисян А.С.)

Дата размещения статьи: 08.02.2018

Правовая природа и понятие внешнеэкономической сделки (Саркисян А.С.)

В современном международном частном праве выявлено отсутствие единой доктринальной дефиниции внешнеэкономической сделки. В то же время выделение этого правоотношения из корпуса гражданско-правовых сделок имеет важное практическое значение. Л.П. Ануфриева так отметила эту задачу: "...верное установление юридической природы сделки и ее соответствующая квалификация важна и с практической точки зрения, поскольку в зависимости от этого будут применяться различные правовые режимы" <1>.
--------------------------------
<1> Ануфриева Л.П. Международное частное право. Особенная часть. М.: БЕК, 2002. С. 189.

В связи с высокой взаимной экономической и финансовой интеграцией в мире возникает необходимость проведения унификации, гармонизации или рецепции норм законодательства. В этом отношении нас интересует проблема соотношения отечественных и зарубежных дефиниций: "внешнеэкономическая деятельность", "внешнеэкономическая сделка", "внешнеторговая сделка", "международный коммерческий контракт", "международная торговая сделка" и т.п. Если допустить гипотезу, что возможная рецепция норм позволит улучшить правовую политику, снимет правовые споры, устранит лакуны, то необходимо проанализировать корпус норм и найти такие подходы.
Возможное рецепирование норм позволило бы выполнить основную задачу - устранить или снизить институциональные издержки в парадигме новой институциональной теории (ведения международной экономической деятельности и степени ее государственного регулирования, целесообразности заключения внешнеэкономических сделок и применения права в иностранных юрисдикциях). От решения таких концептуальных вопросов зависят размер отчислений в бюджеты всех уровней, стабильность поступления взносов от налогообложения и инвестиционная привлекательность регионов Российской Федерации, в итоге - уровень и качество жизни населения, которое проживает на всей территории страны.
Для достижения подобных целей необходимо проанализировать правовую природу правоотношения, его обязательные и факультативные признаки. Первоначально следует отметить, что правоотношения по внешнеэкономической деятельности, внешнеторговым, внешнеэкономическим сделкам регулируются комплексом норм.
Право международной торговли прошло процесс унификации, состоящий из нескольких этапов. Развитие мировой послевоенной торговли потребовало наличия юридического механизма для снижения транзакционных издержек.
В 1955 г. принята Гаагская конвенция "О праве, применимом к международной купле-продаже товаров". В принятой редакции акта не было определения внешнеэкономической сделки, а отмечалось наличие существования международной купли-продажи товаров (ст. 1).
В 1964 г. в рамках УНИДРУА приняты две Гаагские конвенции: "О единообразном законе о международной купле-продаже товаров" и "О единообразном законе о заключении договоров международной купли-продажи товаров". В них уже содержалась дефиниция "международная сделка", в которой присутствовало два признака - основной (главные коммерческие предприятия должны располагаться на территории различных государств) и факультативный (на территории различных государств должны располагаться пункты отправления и назначения проданного товара или совершения оферты и акцепта, или заключения и исполнения договора). В результате такого подхода (наличия одного из трех факультативных признаков) некоторые международные экономические операции, как отмечено в исследовании Т.Н. Нешатаевой <2>, не признавались международными. Конструкция сделки приводила к подчинению ее национальному праву.
--------------------------------
<2> Нешатаева Т.Н. Международные коммерческие сделки: правовое регулирование и судебная практика. Внешнеэкономическая сделка: материально-правовое обеспечение. Понятие внешнеэкономической сделки // Внешнеторговое право. 2003. N 1. С. 2 - 10.

К этому же периоду относится принятие Конвенции об исковой давности в международной купле-продаже товаров 1974 г. (с Протоколом 1980 г.) и Венской конвенции 1980 г. о договорах международной купли-продажи. В них уже закрепляется признак местонахождения коммерческих предприятий в разных государствах (не имеет значения гражданство и национальность сторон сделки) (п. "a" ст. 2 Конвенции 1974 г.).
В истории отечественной юриспруденции мировые наработки стали заимствоваться только к 1990 г. Так, в 1991 г. приняты Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик (появление термина "внешнеэкономическая сделка"). Несмотря на принятие в странах, входящих в ЕАЭС, национальных актов, модельным кодексом в сфере внешнеэкономических связей выступали Основы гражданского законодательства 1991 г.
Новейший период развития права связан с принятием следующих актов: Гражданского кодекса (ст. 1209), Федерального закона "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности". В приведенных актах легальной дефиниции "внешнеэкономическая сделка" не содержится.
Таким образом, можно констатировать, что дефиниция "внешнеэкономическая сделка" имеет родовой характер, включая односторонние сделки (доверенности), а также такие виды договоров, как договор международной купли-продажи и т.п. Для ограничения нашего направления исследования мы можем сослаться на результаты, полученные в ходе анализа видов и содержания договоров во внешнеэкономических отношениях СССР и ФРГ, проведенного М.М. Богуславским <3>. Профессор отметил, что "под внешнеэкономическими договорами (сделками) следует понимать договоры (сделки), совершаемые советскими организациями с иностранными контрагентами в процессе осуществления внешней торговли и иных видов внешнеэкономической деятельности".
--------------------------------
<3> Богуславский М.М. Виды и содержание договоров во внешнеэкономических отношениях СССР и ФРГ. М., 1986. С. 41.

Используя правила формальной логики, мы можем заключить, что сделка и договор тождественны по основанию возникновения, по субъектному составу (наличие иностранного контрагента), в большинстве случаев по объекту и предмету правоотношения; внешнеторговая сделка - составная часть внешнеэкономической сделки.
В литературе приводится позиция, что во внешнеэкономическую сделку включаются все виды и разновидности сделок, известных гражданскому и международному праву, а к внешнеторговым относят такой вид обязательств, как договор купли-продажи (поставки, мены), т.е. сделки, объектом которых является товар (вещь), а также связанные с товарным экспортом или импортом, сделки подряда, комиссии, перевозки, поклажи, кредитно-расчетные отношения и др.
Также в литературе отмечалось, что предметом внешнеторговой сделки может выступать и предоставление технических услуг. Таким образом, можем заключить, что (внешнеэкономические) внешнеторговые сделки имеют следующие разновидности: экспорт и импорт товаров (купля-продажа), выполнение работ, оказание услуг, результаты интеллектуальной деятельности. Более того, как уже отмечалось в отечественной литературе, "...практически при использовании термина "сделка" применительно к отношениям во внешнеэкономической сфере имеется в виду договор" <4>.
--------------------------------
<4> Зыкин И.С. Договор во внешнеэкономической деятельности. М.: Международные отношения, 1990. С. 5.

Исследуя разработанные доктринальные подходы, необходимо отметить, что в целях правового сепарирования правоотношения выделяют его юридические признаки. В науке признаки внешнеэкономической (внешнеторговой) сделки подразделяются на:
- обязательные, т.е. такие, которые квалифицируют сделку именно как внешнеэкономическую;
- факультативные - такие, которые могут быть свойственны только конкретной сделке.
При этом обязательными считаются:
- разногосударственный домицилий субъектов сделки;
- передача объектов сделки через границу.
Среди факультативных признаков внешнеэкономической сделки отмечают следующие:
- перемещение товара через государственную границу на таможенную территорию другого государства.
Такой факт порождает возможность распространения на правоотношение таможенного законодательства. Анализ литературных источников и судебно-арбитражной практики показывает, что такой признак может присутствовать, а может и отсутствовать;
- использование при расчетах иностранной валюты.
Полагаем, что признак будет факультативным в случае использования международных расчетных единиц. В случае заключения международного договора купли-продажи между коммерческими организациями разных стран внутри политических объединений (например, Европейского союза). Цена договора в этом случае указывается в евро. Если в странах в обороте находится такая денежная единица, то в нашей формуле отсутствует вышеуказанный признак;
- наличие специального правового регулирования.
Внешнеэкономическая сделка по правовой природе частноправовое правоотношение. В основе ее возникновения лежит свобода волеизъявления субъектов. Но в дальнейшем признание сделки внешнеэкономической означает, что на нее будет распространяться режим государственного регулирования. Например, публичные интересы при возникновении такого правоотношения на территории любого государства (ipso facto государственности) будут предполагать выполнение валютного, таможенного законодательства и т.д. В этом случае возникают следующие вопросы: выбор применимого права; заключение международных договоров между государствами (Венская конвенция 1980 г.); возможность применения торговых обычаев и деловых обыкновений. Предполагаемый перечень источников, которые будут регулировать сделку, следует относить к факультативным признакам ввиду того обстоятельства, что на практике стороны могут руководствоваться положениями конкретного договора, не обращаясь к нормам нормативных правовых актов;
- принадлежность другой стороны сделки к другому государству.
В большинстве случаев национальность (государственная принадлежность) сторон совпадает с местом нахождения коммерческих организаций (производственных мощностей), но так бывает не всегда (в связи с выносом производства в другие страны или в случаях регистрации в офшорных юрисдикциях);
- возможность рассмотрения споров по внешнеэкономическим сделкам в разных судах.
В данном правоотношении присутствуют частноправовое начало и интерес, а также публично-правовое регулирование (таможенное, налоговое, валютное) при исполнении сделки. В связи с этим можно отметить, что первые споры (между самими хозяйствующими субъектами) могут быть предметом рассмотрения государственных арбитражных судов, а также международных коммерческих арбитражей.
Споры, где с одной стороны указывается публично-правовое образование, подлежат рассмотрению только в государственных судах. Данный признак будет факультативным просто в связи с тем обстоятельством, что по статистическим данным из ста контрактов не всегда возникает ненадлежащее исполнение или неисполнение (и, соответственно, предъявление претензии и судебные процессы).
Таким образом, подводя итог настоящему исследованию, можно сделать вывод, что внешнеэкономическая сделка как правоотношение наполнялась признаками постепенно. Исследователи поэтапно проводили анализ и наполнение содержания дефиниции "внешнеэкономическая сделка". Во всех определениях сущностным признаком внешнеэкономической сделки, порождающим правовые последствия, признается фактор пересечения товаром границы государства.
Исследовав обязательные и факультативные признаки правоотношения, можно дать следующее определение внешнеэкономической сделки: сделка, совершаемая в сфере внешнеэкономической деятельности с участием иностранного контрагента (элемента) и связанная не менее чем с двумя юрисдикциями.

Литература

1. Ануфриева Л.П. Международное частное право. Особенная часть / Л.П. Ануфриева. М.: БЕК, 2002. 288 с.
2. Богуславский М.М. Виды и содержание договоров во внешнеэкономических отношениях СССР и ФРГ / М.М. Богуславский. М., 1986. С. 40 - 47.
3. Зыкин И.С. Договор во внешнеэкономической деятельности / И.С. Зыкин. М.: Международные отношения. 1990. 224 с.
4. Нешатаева Т.Н. Международные коммерческие сделки: правовое регулирование и судебная практика. Внешнеэкономическая сделка: материально-правовое обеспечение. Понятие внешнеэкономической сделки / Т.В. Нешатаева // Внешнеторговое право. 2003. N 1. С. 2 - 10.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:
↑