• Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 777-08-62 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных

Последние новости:
28.03.2018

Законопроектом "О внесении изменений в КоАП РФ в части усиления административной ответственности за совершение противоправных деяний на воздушном транспорте" предлагается усилить административную ответственность за такие деяния, как управление воздушным судном лицом, не имеющим права управления им, управление воздушным судном лицом, находящимся в состоянии опьянения, передача управления воздушным судном лицу, находящемуся в состоянии опьянения, невыполнение лицами, находящимися на борту воздушного судна, законных распоряжений командира воздушного судна и др.

21.03.2018

Целями законопроекта "О цифровых финансовых активах" является законодательное закрепление в российском правовом поле определений наиболее широко распространенных в настоящее время финансовых активов, создаваемых и/или выпускаемых с использованием цифровых финансовых технологий, к которым законопроект относит распределенный реестр цифровых транзакций, а также создание правовых условий для привлечения российскими юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями инвестиций путем выпуска токенов, являющихся одним из видов цифровых финансовых активов.

14.03.2018

Законопроектом предусматривается дополнение пункта 2 статьи 12.4 Федерального закона "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации", которая устанавливает права и обязанности лиц, осуществляющих рыболовство в экономической зоне, положением об обязанности для таких лиц проходить контрольные пункты (точки) и соблюдать порядок их прохождения, установленные федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства и федеральным органом исполнительной власти по обороне.

Все статьи > Договорные формы, применяемые в законодательстве о недрах: проблемы и пути решения (Дудиков М.В.)

Договорные формы, применяемые в законодательстве о недрах: проблемы и пути решения (Дудиков М.В.)

Дата размещения статьи: 08.02.2018

Договорные формы, применяемые в законодательстве о недрах: проблемы и пути решения (Дудиков М.В.)

Лицензионные соглашения, являющиеся приложением к лицензии, устанавливающим и конкретизирующим условия пользования участком недр, составлены так, что по смыслу и по используемым в них понятиям больше напоминают гражданско-правовой договор. В связи с тем что гражданско-правовой договор является основанием (юридическим фактом) для возникновения, изменения или прекращения правоотношений (т.е. совокупности прав и обязанностей) <1>, для заключающих такой договор сторон целесообразно исключить применение формы гражданско-правового договора при разработке лицензионных соглашений.
--------------------------------
<1> См.: Дудиков М.В. Особенности договора подряда на выполнение работ, связанных с пользованием недрами // Юридический мир. 2007. N 1. С. 73 - 80.

В противном случае, руководствуясь буквой закона, можно говорить о коллизии и конкуренции двух юридических документов: лицензии, удостоверяющей право пользования недрами, и лицензионного соглашения, являющегося неотъемлемой частью лицензии.
Действительно, разрешение на предоставление недр в пользование, оформленное в виде лицензии, является односторонним действием, выражающим властную волю одной стороны - органа исполнительной власти.
Решение субъекта управления государственным фондом недр о предоставлении недр в пользование становится правовым актом, когда оно надлежащим образом принято и оформлено. Для этого необходимо проведение целого ряда поэтапных процедур. Систему таких процедур можно назвать административным процессом.
Административный процесс - это совокупность чередующихся в определенном порядке стадий. Каждая из них включает в себя подготовительную процедуру и юридически значимое действие.
Следовательно, административный процесс представляет собой чередование правовых и неправовых форм управленческой деятельности. При этом правовые формы влекут определенные юридические последствия и осуществляются на основе юридического оформления. Неправовые формы - это организационные действия и материально-технические операции, которые непосредственно юридических последствий не влекут.
Одним из существенных элементов этого процесса является утверждение условий пользования недрами. При этом потенциальный недропользователь как бы присоединяется к этим условиям, подавая заявку на участие в конкурсе. Однако окончательное согласование условий пользования недрами происходит при проведении переговоров с будущим недропользователем перед получением лицензии. При этом учитываются его интересы <2>.
--------------------------------
<2> См.: Дудиков М.В. Предмет правового регулирования недропользования в процессе реализации публичного интереса // Юридический мир. 2013. N 9(201). С. 36 - 40.

Как известно, согласование условий лицензии является не правовой формой, т.е. юридических последствий не влечет, а учитывается только при закреплении условий, которые отражаются в содержании лицензии.
Следовательно, понятия "договор", "соглашение" и "форма договорных отношений" не должны употребляться законодателем в нормативных правовых актах, регулирующих административно-правовые отношения. В данном случае это относится к ст. 11 и 12 Закона Российской Федерации "О недрах" <3>, а также к п. 8.2 Положения о порядке лицензирования пользования недрами (сказанное здесь и далее не относится к Федеральному закону "О соглашениях о разделе продукции").
--------------------------------
<3> Закон Российской Федерации "О недрах" // СПС "КонсультантПлюс".

Итак, лицензионное соглашение, являющееся согласно ст. 11 упомянутого Закона неотъемлемой частью лицензии, - это не "договор", который в соответствии со ст. 420 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) является соглашением двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. Лицензия (разрешение), в отличие от договора, - документ, удостоверяющий права ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной целью в течение установленного срока при соблюдении им заранее оговоренных условий (ст. 11 Закона Российской Федерации "О недрах").
Кроме этого, договор заключается между равными субъектами правоотношения, в то время как лицензия устанавливает правоотношения между органом федеральной исполнительной власти, органом власти субъекта Российской Федерации и субъектом предпринимательской деятельности.
Далее, одним из оснований возникновения правоотношений в гражданском праве является договор, а в административных правоотношениях - решение органов о предоставлении лицензии. При этом права и обязанности органа управления государственным фондом недр установлены в Положении о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, а также в Положении о Федеральном агентстве по недропользованию.
И наконец, обязательству, которое в соответствии со ст. 420 ГК РФ возникает из договора, предшествует согласование условий. А при предоставлении недр в пользование согласование условий осуществляется после получения права пользования недрами (ст. 10.1 и 11 Закона Российской Федерации "О недрах").
Анализ некоторых лицензий, включая лицензионные соглашения, показал, что в рамках административного права делаются попытки заключить гражданско-правовой договор.
Практически во всех лицензионных соглашениях присутствует пункт, устанавливающий обязательство органов, предоставляющих лицензии, информировать пользователя недр об изменении реквизитов. При этом за невыполнение такого обязательства устанавливаются не предусмотренные законодательством Российской Федерации о недрах санкции.
Например, пунктом одного из лицензионных соглашений об условиях пользования недрами с целью добычи углеводородного сырья на нефтяных месторождениях, расположенных на территории Ненецкого автономного округа (далее - АО), между Комитетом Российской Федерации по геологии и использованию недр, Администрацией Ненецкого АО и недропользователем установлено: "Стороны предварительно должны обменяться в письменной форме соответствующими адресами и своевременно сообщить другой Стороне об их изменении".
Аналогичный пункт содержится и в некоторых лицензионных соглашениях о добыче нефти и газа в пределах лицензионных участков на территории Ханты-Мансийского АО.
В других пунктах тех же лицензионных соглашений содержатся обязательства органов управления государственным фондом недр (Роснедра и его территориальные органы) своевременно представлять недропользователю все правовые, нормативные и другие официальные документы Российской Федерации и Ханты-Мансийского АО или любых организаций или учреждений, которые могут повлиять на эффективное осуществление нефтяных операций.
Почти в каждом соглашении отмечен пункт, содержащий "арбитражную оговорку", которая имеет стандартную для гражданско-правовых отношений редакцию. А именно: "Если Стороны не смогут самостоятельно разрешить разногласия... в течение 90 дней со дня подачи письменного уведомления какой-либо Стороной другой Стороне о наличии таких разногласий, то любая из Сторон будет иметь право в течение 90 дней со дня вручения такого уведомления письменно поставить в известность другую Сторону о своих намерениях передать решение данного спорного вопроса на формальное урегулирование в арбитражный суд...". Такой пункт противоречит ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым государственные органы имеют право на обращение в арбитражный суд без соблюдения досудебного (претензионного) порядка урегулирования споров.
Встречаются указания на прямые обязательства органов государственной власти, которые вне пределов их компетенции. Например, в типовом лицензионном соглашении об условиях пользования участком недр, включающим ______ нефтяное месторождение. В приложении к лицензии ТОМ N 000 НЭ, разработанном в одном из территориальных комитетов природных ресурсов, указано:
"Статья 8. Обязательства государственных органов
...
8.2. Органы обязуются: содействовать Недропользователю в получении кредитов, необходимых для выполнения работ на Участке Соглашения.
...
8.4. Способствовать своевременной разработке и утверждению правовых и нормативных актов Томской области, необходимых для регулирования отношений недропользования".
Интересен также пример, устанавливающий права, обязанности и ответственность органов власти. В одном из пунктов лицензионного соглашения об условиях проведения поисков и оценки нефтегазоносности участка дна Северного Каспия между МПР России и ОАО "..." указано: "Настоящее Соглашение определяет права и обязанности Сторон, их взаимоотношения..."
В пунктах того же соглашения установлено обязательство, влекущее неисполнение законодательства Российской Федерации: "...условия и положения Соглашения трактуются в соответствии с законодательством, действующим в Российской Федерации на момент вступления в силу настоящего Соглашения" и "...в случае, если после даты вступления в силу данного Соглашения были введены новые законы и иные нормативные правовые акты, уменьшающие экономические выгоды, которые должен получить Недропользователь вследствие работ по данному Соглашению, деятельность Недропользователя продолжает регулироваться положениями законов, которые действовали на дату вступления в силу настоящего Соглашения".
Действительно, в лицензионном соглашении, являющемся неотъемлемой частью лицензии, которая, в свою очередь, представляет собой подзаконный правовой акт органов власти, устанавливаются условия, обязывающие эти органы выполнять действия, не соответствующие нормам вступившего в силу законодательного акта.
Такое положение не только устанавливает более широкие полномочия органов государственной власти, но и противоречит законодательству. Очевидно, что не только соглашения и договоры должны соответствовать законодательству, но и любые акты органов исполнительной власти не должны противоречить законодательству.
Указания, не соответствующие законодательству, присутствуют в большинстве лицензионных соглашений.
Необходимо также учесть то, что в каждой формулировке закона кроется определенное юридическое значение. Раскрытие, толкование и усвоение этого значения базируются на профессиональных юридических знаниях, устоявшихся традициях, динамическом стереотипе при познавательном и понятийном восприятии правовых норм для установления фактических обстоятельств дела и правильного применения норм права. Следует при этом помнить, что юридические нормы транслируют модель поведения в сложных, противоречивых, конфликтных ситуациях.
Поэтому использование терминологии в законах и иных нормативных правовых актах должно быть устойчивым, т.е. смысл терминов не должен изменяться с каждым новым нормативным правовым актом.
Практическое значение использования смыслового значения лицензионного соглашения, а также применения терминологии (в данном случае понятия "договор", "соглашение" и "договорные отношения") в Законе Российской Федерации "О недрах" состоит в том, что понятие "договор" имеет гражданско-правовое значение. А при коллизии гражданско-правовых норм, содержащихся в любом нормативном правовом акте, со статьями ГК РФ суд, как и любой другой орган, применяющий право, обязан руководствоваться нормами ГК РФ. Последнее соответствует п. 2 ст. 3 ГК РФ, согласно которому нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать ГК РФ.
Из-за неправильного применения терминологии отмечено ошибочное определение метода правового регулирования отношений. На практике суды уже принимают решения, основываясь на гражданско-правовом толковании норм Закона Российской Федерации "О недрах". Например, решением N А05-10396/00-509/21 суд Архангельской области квалифицировал титульный лист к лицензии и лицензионное соглашение как сделку, связанную с пользованием недрами <4>. И такие случаи не единичны.
--------------------------------
<4> Мельгунов В.Д., Фонарьков К.В. Некоторые вопросы арбитражной практики в сфере недропользования. Минеральные ресурсы России // Экономика и управление. 2002. N 4. С. 63 - 64.

С целью улучшения административно-разрешительной системы недропользования, повышения роли договорных отношений в недропользовании, разделения норм гражданского и административного права, а также чтобы избежать путаницы с понятиями в процессе правотворчества и применения права, необходимо более четко определиться с содержанием лицензионного соглашения и терминологией.
Следовательно, указанные в ст. 11 и 12 Закона Российской Федерации "О недрах" понятия "договор", "лицензионное соглашение" необходимо заменить словосочетанием "условия пользования недрами". В связи с этим, по-видимому, следует внести соответствующие поправки в Закон Российской Федерации "О недрах".
Вопрос договорных отношений при недропользовании достаточно сложный и требует дальнейшей отработки. Законодательство Российской Федерации ответа пока не дает. Однако в будущем не исключено появление такой правовой конструкции, как условие пользования недрами в виде ценной бумаги, удостоверяющей факт пользования недрами. Но при этом требования к недропользователям о наличии специальной квалификации и опыта должны быть не менее жесткими.

Литература

1. Дудиков М.В. Предмет правового регулирования недропользования в процессе реализации публичного интереса / М.В. Дудиков // Юридический мир. 2013. N 9(201). С. 36 - 40.
2. Дудиков М.В. Особенности договора подряда на выполнение работ, связанных с пользованием недрами / М.В. Дудиков // Юридический мир. 2007. N 1. С. 73 - 80.
3. Мельгунов В.Д. Некоторые вопросы арбитражной практики в сфере недропользования. Минеральные ресурсы России / В.Д. Мельгунов, К.В. Фонарьков // Экономика и управление. 2002. N 4. С. 63 - 64.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:
↑