• Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 777-08-62 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных

Последние новости:
06.02.2018

Законопроект "О Конституционном Собрании Российской Федерации" подготовлен в соответствии со статьями 134 и 135 Конституции Российской Федерации. Законопроект определяет порядок внесения предложения о пересмотре положений глав 1. 2 и 9 Конституции Российской Федерации, порядок созыва и деятельности Конституционного Собрания, порядок принятия решений Конституционного Собрания, включая порядок принятия новой Конституции Российской Федерации. Законопроект состоит из шести глав и тридцати четырех статей.

29.01.2018

Законопроектом предлагается дополнить статью 28 Закона о рекламе частью 31 следующего содержания: "Реклама услуг микрофинансовых организаций должна содержать информацию о размере процентной ставки за пользование микрозаймом (в процентах годовых), сумме и сроке возврата микрозайма, перечне всех дополнительных расходов заемщика, связанных с получением, обслуживанием и возвратом микрозайма, штрафных санкциях за нарушение срока возврата микрозайма".

17.01.2018

Законопроект направлен на совершенствование гражданского законодательства. Основной его целью является представление заемщику возможности самостоятельно оценить положительные и отрицательные стороны двух способов погашения долга и сделать собственный выбор, нести ответственность за собственный выбор.

Все статьи > Тенденции деградации современных корпоративных закупок (Исютин-Федотков Д.В.)

Тенденции деградации современных корпоративных закупок (Исютин-Федотков Д.В.)

Дата размещения статьи: 08.02.2018

Тенденции деградации современных корпоративных закупок (Исютин-Федотков Д.В.)

В заголовке настоящей работы заложен смысл современного состояния корпоративных закупок. Ряд проблемных направлений показывают деградацию в этой сфере и могут быть смертельными для развития корпоративных закупок. Они смертны в том смысле, что показывают нежизнеспособность ключевых позиций. На отсутствие положительных изменений в развитии системы корпоративных закупок указывают и государственные органы <1>. Итак, тенденции деградации современных корпоративных закупок.
--------------------------------
<1> См.: В 2016 г. положительных изменений в развитии системы корпоративных закупок не произошло. URL: http://audit.gov.ru/press_center/news/29015.

1. Отсутствие стратегии развития корпоративных закупок. Официально история создания Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" <2> (далее - Закон N 223-ФЗ) началась с поручений Правительства Российской Федерации от 19 июня 2009 г. N ВП-П13-3392 (п. 36, 99), 27 апреля 2010 г. N ВП-П13-2737 (п. 11) и закончилась вступлением его в силу с 1 января 2012 г. (за исключением отдельных положений).
--------------------------------
<2> Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" // СПС "КонсультантПлюс".

На момент принятия решений о создании своего закона для корпоративных закупок уже действовал Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" <3> (далее - Закон N 94-ФЗ). Стратегию закупочной деятельности еще в 2009 г. можно было направить на единое развитие законодательства о закупках для разных заказчиков. Логичнее было сразу создать не отдельный Закон N 223-ФЗ, а главу о корпоративных закупках в Законе N 94-ФЗ с последующим наследованием главы в Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" <4> (далее - Закон N 44-ФЗ). Сразу оговоримся, что такое сближение двух законов является дискуссионным вопросом.
--------------------------------
<3> Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" // СПС "КонсультантПлюс".
<4> Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" // СПС "КонсультантПлюс".

В настоящее время некоторые нормы законов, а также действия законодателя, мнения должностных лиц <5> свидетельствуют о том, что такое сближение происходит. На сближение двух законов указывается также в специальной литературе <6>. При этом осуществление корпоративных закупок в соответствии с Законом N 44-ФЗ изначально рассматривается не только корпоративными заказчиками, но и законодателем как наказание. Иначе как понимать, например, норму о переходе из одного законного состояния (закупки в соответствии с Законом N 223-ФЗ) из-за невыполнения норматива закупок у СМП в другое законное состояние (закупки в соответствии с Законом N 44-ФЗ)?
--------------------------------
<5> Разный взгляд на закупки // "Ведомости ФОРУМ" по итогам конференции "Антимонопольное регулирование в России", проведенной газетой "Ведомости" в Москве 31 октября 2016 г. Приложение к газете "Ведомости". 2016. N 6. С. 15; ФАС: 223-ФЗ доказал свою несостоятельность. URL: http://bujet.ru/article/294560.php.
<6> См., например: Беляева О.А. О некоторых вопросах эффективности законодательства о закупках // Аукционный вестник. 2016. 19 февраля. N 279. С. 2. URL: http://auctionvestnik.ru/pdf/AV_279.pdf; Андреев В.К., Андреева Л.В. Меры стимулирования малого и среднего бизнеса в сфере государственных и корпоративных закупок // Журнал предпринимательского и корпоративного права. 2016. N 2. С. 34 - 41.

На сегодняшний день, на наш взгляд, в корпоративных закупках наступило состояние, при котором необходимо или полностью урегулировать все отношения, устранить имеющиеся пробелы законодательства или прекратить бесконечно вносить небольшие изменения в Закон N 223-ФЗ.
2. Отсутствие свободы отношений сторон в корпоративных закупках. Как известно, в ст. 2 Закона N 223-ФЗ установлено, что заказчики при закупке товаров, работ, услуг руководствуются Конституцией РФ и ГК РФ. Данные нормативные правовые акты гарантируют единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности, свободу договора, равенство участников и т.д. Все эти принципы и гарантии становятся весьма условными при сложившемся механизме реализации корпоративной закупочной деятельности. Договор, как неотъемлемая часть документации о закупке и фактически цель проведения процедуры закупки, заключается в ситуациях многочисленных барьеров и условий, появляющихся не обязательно со стороны только заказчика. В реалиях законодательство о корпоративных закупках, а также складывающаяся административная и арбитражная практика устанавливают такие рамки, при которых договоры по итогам корпоративных закупок заключаются фактически без свободы и равенства сторон.
3. Законодательство о корпоративных закупках находится в "подвешенном" состоянии, что является следствием отсутствия стратегии развития корпоративных закупок и причиной отсутствия свободы отношений в рассматриваемой сфере. При этом шаг в сторону ужесточения отношений в этой сфере еще больше ограничит свободу, а шаг в сторону смягчения подтвердит отсутствие стратегии развития корпоративных закупок.
Заказчики в правоприменительной практике руководствуются рамочным Законом N 223-ФЗ, своими положениями о закупках, иными нормативными актами. На наш взгляд, Закон N 223-ФЗ нуждается в совершенствовании, так как многие его недостатки порождают перекосы закупочной деятельности. Ряд положений Закона N 223-ФЗ свидетельствует о его серьезных методологических проблемах. Например, несоответствие поставленных целей правового регулирования тексту закона. Так, одной из целей правового регулирования Закона N 223-ФЗ является развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений. К сожалению, цель реализуется только установлением запретов в Федеральном законе от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" <7> и самостоятельным правовым регулированием этой цели заказчиками. Правовое регулирование выбора способа достижения такой цели заказчиком привело к ее декларативному существованию.
--------------------------------
<7> Федеральный закон от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс".

Несовершенное законодательство привело к тому, что правоприменительная, административная и судебная практика, складывающаяся вокруг корпоративных закупок, стала противоречивой. При проведении корпоративных закупок нередко допускаются ошибки, а единообразия правоприменительной практики пока нет.
4. Отсутствие единой правоприменительной, административной и судебной практики по всем вопросам корпоративных закупок. Очевидно, что это следствие соответствующего уровня законодательства. Например, существует административная ответственность за осуществление закупки товаров, работ, услуг в случае, если такая закупка в соответствии с законодательством РФ в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц должна осуществляться в электронной форме, в иной форме.
При этом "положениями действующей редакции Закона N 223-ФЗ не установлены требования к проведению закупок в электронной форме на электронных площадках, а также порядок определения заказчиком электронной площадки для проведения закупок и требования к таким электронным площадкам, в том числе в части необходимости лицензирования их деятельности либо проведения их аккредитации. Таким образом, при проведении закупки в электронной форме в соответствии с Законом N 223-ФЗ заказчик самостоятельно определяет необходимость проведения такой закупки на электронной площадке, а также конкретную площадку для проведения указанной закупки" <8>.
--------------------------------
<8> Письмо Минэкономразвития России от 25 апреля 2016 г. N Д28и-1086 "О проведении закупок отдельными видами юрлиц в электронной форме" // Электронное периодическое издание. Справочная правовая система "КонсультантБизнес: Версия Проф. КонсультантПлюс. Версия 4015.00.08".

ФАС России считает, что Закон N 223-ФЗ и Постановление Правительства <9> "не определяют, какая процедура может рассматриваться в качестве закупки в электронной форме, и не устанавливают требование об обязательном проведении такой закупки на электронной торговой площадке. Указанными нормативными актами также не установлен перечень электронных торговых площадок, на которых могут проводиться закупки товаров, работ, услуг в электронной форме. По мнению ФАС России, в качестве закупки в электронной форме может рассматриваться обмен электронными документами между заказчиком и участниками закупки в соответствии с требованиями, предъявляемыми к определенному способу закупки, установленными в положении о закупке. Таким образом, заказчик в положении о закупке самостоятельно определяет порядок проведения закупки в электронной форме, необходимость проведения такой закупки на электронной торговой площадке, а также конкретную площадку для проведения указанной закупки" <10>.
--------------------------------
<9> Постановление Правительства РФ от 21 июня 2012 г. N 616 "Об утверждении Перечня товаров, работ и услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме" // Электронное периодическое издание. Справочная правовая система "КонсультантБизнес: Версия Проф. КонсультантПлюс. Версия 4015.00.08".
<10> См.: письмо ФАС России от 5 октября 2012 г. N ЦА/32535; письмо ФАС России от 2 августа 2012 г. N АК/24857 // СПС "КонсультантПлюс".

То есть сложилась ситуация, при которой заказчики самостоятельно определяют порядок проведения закупки в электронной форме, а административные и судебные органы в случае обжалования или проверки решают, привел ли выбранный заказчиком порядок к проведению закупки в электронной форме. Здесь можно привести, например, главу 12 КоАП РФ, нормы которой не допускают субъективного толкования при принятии решения, а "заказчики" обязаны соблюдать сформированное законодательство в области дорожного движения <11>.
--------------------------------
<11> Сложно представить, как административный или судебный орган для привлечения к административной ответственности по ст. 12.8 КоАП РФ определял бы субъективно в каждом конкретном случае состояние опьянения лица при управлении транспортным средством.

5. Планирование корпоративной закупочной деятельности в нынешнем состоянии. С нашей точки зрения, механизм размещения процедуры закупки только из плана закупки зачастую противоречит логике деятельности предприятия, особенно занимающегося производством. Сама по себе идея планирования закупочной деятельности как одно из направлений организации деятельности предприятия хороша и начала реализовываться после поручений Президента РФ в 2011 г. <12>, но исполнение вызывает ряд вопросов.
--------------------------------
<12> Правительству РФ в целях устранения избыточного влияния государственных компаний на инвестиционный климат было поручено обеспечить введение процедуры предварительной публикации крупнейшими государственными компаниями информации о планируемых закупках, включая стоимость соответствующих товаров (работ, услуг), а также о заключенных контрактах (договорах). См.: Перечень поручений по осуществлению первоочередных мер, направленных на улучшение условий инвестиционного климата в России от 2 апреля 2011 года. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/10807.

Закупка размещается из плана, который можно изменять так часто, как это необходимо, при изменении плана также формируется новый план и документ, содержащий перечень внесенных изменений. Закупку можно внести в план в любое время и сразу же после внесения в план разместить в Единой информационной системе, т.е. эффект долгосрочного и (или) среднесрочного планирования отсутствует. Можно говорить о том, что поручение о введении процедуры предварительной публикации информации о планируемых закупках выполнено. Грань "предварительности" определяет заказчик самостоятельно, что свело планирование к формальности и повысило издержки на выполнение лишних действий.
Корпоративный заказчик самостоятельно принимает решение о порядке наполнения и утверждения плана. Теоретически план закупок может в один день наполняться, утверждаться, изменяться и размещаться одним лицом - специалистом по закупкам предприятия. Что еще раз доказывает формальность планирования корпоративных закупок.
6. Образование и кадровое обеспечение корпоративных закупок. Профессионализм заказчика заложен в Законе N 44-ФЗ, тогда как положения Закона N 223-ФЗ не содержат требований к квалификации работника. В рамках Закона N 223-ФЗ заказчики вправе самостоятельно устанавливать требования к квалификации работников.
Некоторую положительную роль в этом направлении могут сыграть профессиональные стандарты <13>. Но они предусматривают подготовку кадров для закупок только в рамках повышения квалификации и переподготовки <14>. Кроме того, реализация профессиональных стандартов пока вызывает много вопросов <15>. С нашей точки зрения, отсутствие целенаправленной подготовки кадров для рассматриваемой отрасли на уровне "бакалавриат - специалитет - магистратура" является существенным недостатком сферы закупок в целом.
--------------------------------
<13> См.: письмо Минэкономразвития России от 21 ноября 2016 г. N Д28и-3048 // Электронное периодическое издание. Справочная правовая система "КонсультантБизнес: Версия Проф. КонсультантПлюс. Версия 4015.00.08".
<14> Очевидно, что 16 часов повышения квалификации или 250 часов профессиональной переподготовки недостаточно для того, чтобы получить подготовленного специалиста для работы в сфере закупок.
<15> См.: Сухадольский Г.А. Профессиональные стандарты в сфере закупок // Прогосзаказ.рф. 2016. С. 6 - 38.

Вывод банален: при нынешнем подходе к корпоративным закупкам тенденции их деградации будут только усиливаться; требуется или кардинальное изменение с введением понятных для всех правил, или полная самостоятельность заказчиков, так как промежуточное состояние корпоративных закупок не является эффективным ни для государства, ни для заказчиков, ни для участников.

Литература

1. Андреев В.К. Меры стимулирования малого и среднего бизнеса в сфере государственных и корпоративных закупок / В.К. Андреев, Л.В. Андреева // Журнал предпринимательского и корпоративного права. 2016. N 2. С. 34 - 41.
2. Беляева О.А. О некоторых вопросах эффективности законодательства о закупках / О.А. Беляева // Аукционный вестник. 2016. 19 февраля. N 279. С. 2 - 3.
3. В 2016 г. положительных изменений в развитии системы корпоративных закупок не произошло. URL: http://audit.gov.ru/press_center/news/29015.
4. Перечень поручений по осуществлению первоочередных мер, направленных на улучшение условий инвестиционного климата в России от 2 апреля 2011 года. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/10807.
5. Разный взгляд на закупки // "Ведомости ФОРУМ" по итогам конференции "Антимонопольное регулирование в России", проведенной газетой "Ведомости" в Москве 31 октября 2016 г. Приложение к газете "Ведомости". 2016. N 6. С. 15.
6. Сухадольский Г.А. Профессиональные стандарты в сфере закупок / Г.А. Сухадольский // Прогосзаказ.рф. 2016. С. 6 - 38.
7. ФАС: 223-ФЗ доказал свою несостоятельность. URL: http://bujet.ru/article/294560.php.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:
↑