• Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных

Последние новости:
28.03.2018

Законопроектом "О внесении изменений в КоАП РФ в части усиления административной ответственности за совершение противоправных деяний на воздушном транспорте" предлагается усилить административную ответственность за такие деяния, как управление воздушным судном лицом, не имеющим права управления им, управление воздушным судном лицом, находящимся в состоянии опьянения, передача управления воздушным судном лицу, находящемуся в состоянии опьянения, невыполнение лицами, находящимися на борту воздушного судна, законных распоряжений командира воздушного судна и др.

21.03.2018

Целями законопроекта "О цифровых финансовых активах" является законодательное закрепление в российском правовом поле определений наиболее широко распространенных в настоящее время финансовых активов, создаваемых и/или выпускаемых с использованием цифровых финансовых технологий, к которым законопроект относит распределенный реестр цифровых транзакций, а также создание правовых условий для привлечения российскими юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями инвестиций путем выпуска токенов, являющихся одним из видов цифровых финансовых активов.

14.03.2018

Законопроектом предусматривается дополнение пункта 2 статьи 12.4 Федерального закона "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации", которая устанавливает права и обязанности лиц, осуществляющих рыболовство в экономической зоне, положением об обязанности для таких лиц проходить контрольные пункты (точки) и соблюдать порядок их прохождения, установленные федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства и федеральным органом исполнительной власти по обороне.

Все статьи > Вышестоящие налоговые органы могут отменять решения нижестоящих налоговых инспекций (Лермонтов Ю.М.)

Вышестоящие налоговые органы могут отменять решения нижестоящих налоговых инспекций (Лермонтов Ю.М.)

Дата размещения статьи: 28.03.2018

Вышестоящие налоговые органы могут отменять решения нижестоящих налоговых инспекций (Лермонтов Ю.М.)

Определение Верховного Суда РФ от 31.10.2017 N 305КГ17-5672 по делу N А40-101850/2016 

Суд отказал в удовлетворении требований общества о признании недействительным решения Федеральной налоговой службы и об отмене ее решения. Суд указал, что вышестоящий налоговый орган в ходе проверки имеет право изъять у налогоплательщика или налогового агента документы, если посчитает, что документы могут быть уничтожены или заменены. Такие полномочия устанавливает п. 3 ст. 31 НК РФ.

 

Суть дела 

По результатам камеральной проверки налоговой декларации общества по НДС Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы по субъекту РФ составила акт и приняла решение отказать обществу возместить полностью сумму НДС и привлечь общество к ответственности за налоговое правонарушение.

Однако решение инспекции отменено Управлением Федеральной налоговой службы по субъекту РФ. Управление посчитало, что инспекция не доказала согласованность действий общества и его контрагентов для получения необоснованной налоговой выгоды.

В свою очередь ФНС России отменила решение Управления как незаконное и соответственно оставила в силе решения инспекции.

Полагая свои права нарушенными, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения ФНС России.

 

Позиция суда 

Суд аргументировал отказ тем, что вышестоящим налоговым органам предоставлено право отменять решения нижестоящих налоговых органов в случае их несоответствия Конституции РФ, федеральным законам и иным нормативным правовым актам. Такое право закреплено ст. 9 Закона РФ от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" и п. 3 ст. 31 НК РФ.

Налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему РФ налогов, сборов и страховых взносов, соответствующих пеней, штрафов, процентов, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему РФ иных обязательных платежей, установленных законодательством РФ (ст. 1 Закона РФ от 21.03.1991 N 943-1).

Единая централизованная система налоговых органов состоит из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальных органов (ст. 2 Закона РФ от 21.03.1991 N 943-1). Налоговая служба в лице ее территориальных подразделений является органом исполнительной власти. Ее основная функция - контроль, проведение проверок в рамках предоставленных ей полномочий (п. 1 Положения о ФНС, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 506). Закон предоставил право вышестоящим налоговым органам отменять и изменять решения нижестоящих налоговых органов в случае их несоответствия Конституции РФ, федеральным законам и иным нормативным правовым актам (ст. 9 Закона РФ от 21.03.1991 N 943-1, п. 3 ст. 31 НК РФ). Следовательно, при применении норм Закона реализуется принцип законности деятельности органов публичной власти в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

Кроме того, результаты камеральной налоговой проверки могут быть пересмотрены по итогам выездной налоговой проверки, в том числе проводимой в рамках контроля за действиями нижестоящего налогового органа, при условии, что налоговый период, за который проводится выездная налоговая проверка, охватывается трехлетним календарным сроком, исчисляемым с конца года, предшествующего году назначения выездной проверки (пп. 4, 10 ст. 89 НК РФ).

С учетом приведенных положений Судебная коллегия полагает, что вышестоящий налоговый орган вправе реализовать полномочия, установленные п. 3 ст. 31 НК РФ, в пределах срока, предусмотренного для проведения мероприятий налогового контроля, а именно в пределах трех лет, исчисляемых с момента окончания контролируемого налогового периода.

В актах Конституционного Суда РФ неоднократно отмечено, что п. 3 ст. 31 НК РФ допускает отмену вышестоящим налоговым органом решения нижестоящего только в том случае, когда оно принято в нарушение требований законодательства о налогах и сборах. При этом такое решение не выводится из сферы судебного контроля: налогоплательщик, усматривающий вследствие отмены решения нижестоящего налогового органа нарушение своих прав и законных интересов, может обратиться за их защитой в суд. У суда же имеется возможность проверить обоснованность решения вышестоящего налогового органа. В данном случае предусматривается право вышестоящего налогового органа, выявившего ошибку в определении налоговой обязанности, исправить ее по собственной инициативе.

Оспариваемое решение ФНС России оставлено в силе. В этой связи действия ФНС России не привели к новым доначислениям в отношении общества, а налогоплательщик реализовал свое право на судебную защиту. 

Примечание. Никто не может быть поставлен под угрозу возможного обременения на неопределенный или слишком длительный срок

Применительно к вопросу о сроках на реализацию вышестоящим налоговым органом рассматриваемых полномочий очевидно, что они не могут быть не ограниченными во времени. Наличие сроков, в течение которых для лица во взаимоотношениях с государством могут наступить неблагоприятные последствия, представляет собой необходимое условие применения этих последствий. Общая правовая позиция также следует из Постановления Президиума ВАС РФ от 25.07.2006 N 11366/05, в котором отмечено, что, если иное прямо не указано в законе, принудительные возможности государства ограничены по меньшей мере сроком исковой давности.

Данный вывод согласуется и с правовой позицией Верховного Суда РФ, выраженной в п. 23 Постановления от 12.05.2016 N 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства" применительно к аналогичному вопросу о временных пределах осуществления таможенными органами ведомственного контроля: отсутствие в законодательстве срока на проведение ведомственного контроля не исключает необходимости учета трехлетнего срока таможенного контроля, проводимого после выпуска товаров (ч. 2 ст. 164 Закона о таможенном регулировании), если в результате проведения ведомственного контроля затрагиваются права и обязанности декларанта, например, на нижестоящий таможенный орган возлагается обязанность по принятию решения о корректировке таможенной стоимости взамен отмененного решения.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:
↑