• Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных

Последние новости:
03.09.2019

Законопроект "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О противодействии коррупции" призван устранить сложившуюся правовую неопределенность в сфере бюджетного законодательства, предусматривающего зачисление конфискованных денежных средств, полученных в результате совершения коррупционных правонарушений. Между тем, само понятие "коррупционное правонарушение" в настоящее время отсутствует в законодательстве.

21.08.2019

Принятие законопроект "О внесении изменений в статью 2.6.1 КоАП РФ" позволит владельцу автомобиля своевременно получить информацию о совершенном правонарушении водителем его транспортного средства, освободиться от ответственности согласно ч. 2 ст. 2.6.1 КоАП РФ, воспользоваться возможностью уплаты административного штрафа со скидкой предусмотренной ст. 32.2 КоАП РФ, своевременно выявлять несанкционированное использование регистрационного знака своего автомобиля другим транспортным средством.

14.08.2019

Целью законопроекта является устранение правовой коллизии между Федеральным законом "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" и бюджетным законодательством. Его реализация позволит избежать споров о необходимости использования специального банковского счета в соответствии с Федеральным законом.

Все статьи > О дополнении определенного законом перечня оперативно-розыскных мероприятий (Омелин В.Н.)

О дополнении определенного законом перечня оперативно-розыскных мероприятий (Омелин В.Н.)

Дата размещения статьи: 29.05.2018

О дополнении определенного законом перечня оперативно-розыскных мероприятий (Омелин В.Н.)

В соответствии с ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" (в ред. от 3 июля 2016 г.) (далее - ФЗ об ОРД) при осуществлении оперативно-розыскной деятельности проводятся следующие оперативно-розыскные мероприятия (далее - ОРМ): опрос; наведение справок; сбор образцов для сравнительного исследования; проверочная закупка; исследование предметов и документов; наблюдение; отождествление личности; обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств; контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений; прослушивание телефонных переговоров; снятие информации с технических каналов связи; оперативное внедрение; контролируемая поставка; оперативный эксперимент; получение компьютерной информации.
На формирование системы ОРМ большое влияние оказало их широкое применение в оперативно-розыскной практике. Большинство ОРМ (опрос, наблюдение, исследование предметов и документов, сбор образцов для сравнительного исследования и др.) было известно с давних времен <1>.
--------------------------------
<1> См.: Елинский В.И., Исаков В.М. Становление и развитие уголовного сыска в России (X - нач. XX вв.). М., 1998.

Принципиально важно указание ч. 2 ст. 6 ФЗ об ОРД, что упомянутый перечень ОРМ может быть изменен и дополнен. Следовательно, законодатель допускает их расширение, что уже и подтверждено. По сравнению с первой редакцией Закона РФ "Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации" (1992 г.) Федеральный закон от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" (в ред. от 3 июля 2016 г.) расширил этот перечень, добавив такие ОРМ, как оперативный эксперимент, оперативное внедрение, контролируемая поставка, получение компьютерной информации. Необходимость законодательного закрепления названных ОРМ неоднократно являлась предметом научных дискуссий.
Сказанное свидетельствует о том, что система ОРМ не является неизменной. Анализируя тенденции законодательной регламентации ОРМ, необходимо отметить, что появление новых ОРМ и совершенствование их системы в целом обусловлено стремлением законодателя создать такой "инструментарий" получения и фиксации фактических данных, который бы надежно обеспечивал максимум оперативно значимой информации, содержащейся в оставляемых преступлениями следах в материальной обстановке и в сознании людей.
В современной юридической литературе вопрос о системе ОРМ и ее развитии освещается в ряде работ. В них содержится много ценных положений, которые служат надежным подспорьем для дальнейшего углубления наших представлений по этому важному вопросу <2>. Но есть и суждения, нуждающиеся в пояснениях и критическом разборе.
--------------------------------
<2> См.: Федюнин А.Е. О содержании ряда оперативно-розыскных мероприятий с учетом развития современных технологий в области передачи информации // Российский следователь. 2005. N 1. С. 40 - 42; Макаров А.В., Фирсов О.В. Проблемы совершенствования норм оперативно-розыскного законодательства, регулирующих проверку достоверности сведений // Российский следователь. 2012. N 7. С. 35 - 37; Введенский А.Ю. Законодательное закрепление новых оперативно-розыскных мероприятий - не необходимость, а реальность, продиктованная практикой // Российский следователь. 2014. N 5. С. 46 - 49.

К примеру, М.Н. Маршунов считает, что в Законе желательно было бы предусмотреть такое практически значимое ОРМ, как засада (по месту возможного появления преступника, нахождения потенциального потерпевшего, похищенного или скрываемого имущества и пр.), а также возможность использования "ловушек" различного рода (химических, окрашивающих) <3>. Н.С. Железняк, рассматривая вопрос о расширении перечня ОРМ, предлагает включить в ч. 1 ст. 6 указанного Закона такие самостоятельные ОРМ, как вербовочную беседу, задержание лица, подозреваемого в совершении преступления (разыскиваемого), организацию засады <4>. Против отнесения засады к самостоятельному ОРМ могут быть выдвинуты следующие контраргументы. По нашему мнению, засада как оперативно-розыскное действие не обладает какой-либо системой познавательных приемов и операций, предназначенных для выявления и фиксации оперативно значимой информации (фактических данных), составляющих прежде всего суть каждого ОРМ. Выявление и закрепление следов преступления не является непосредственной целью засады. Такие действия оперативного работника можно именовать оперативно-тактическими. Засада заключается в заблаговременном и скрытном расположении оперативного сотрудника (группы сотрудников) на путях движения преступника или иного объекта оперативной заинтересованности для внезапного его задержания.
--------------------------------
<3> Маршунов М.Н. Федеральный закон "Об оперативно-розыскной деятельности" в схемах и таблицах. Постатейный комментарий. М.-СПб., 1998. С. 128.
<4> Железняк Н.С. К вопросу о соотношении оперативно-розыскных мероприятий и оперативно-розыскной деятельности // Оперативно-розыскные мероприятия: актуальные вопросы теории и практики: Материалы научно-практического семинара. М., 2005. С. 30.

Аналогичные контраргументы могут быть высказаны и в отношении вербовочной беседы. Данное оперативно-тактическое действие не имеет непосредственной направленности на собирание и фиксацию фактических данных, представляющих оперативный интерес, и поэтому не отвечает отличительным признакам ОРМ.
Неоправданным является и предложение М.Н. Маршунова о включении в перечень ОРМ использования "ловушек" различного рода (химических, окрашивающих) <5>. В этой связи следует заметить, что в соответствии с ч. 3 ст. 6 ФЗ об ОРД в ходе проведения ОРМ разрешается использовать "видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемку, а также другие технические средства, не наносящие ущерба жизни и здоровью людей и не причиняющие вреда окружающей среде". Наиболее широко используемой техникой при проведении ОРМ являются специальные химические вещества, которые относятся к средствам маркировки и выявления объектов, предназначенных для идентификации или аутентификации объектов по наличию или характеристикам метки, определения местоположения объектов и создания условий принудительного эффективного следообразования.
--------------------------------
<5> Маршунов М.Н. Указ. соч. С. 128.

Приведенные соображения заставляют подходить с известной осторожностью к предложениям об увеличении количества ОРМ. С познавательной точки зрения существование ОРМ будет оправданно, когда оно позволит обнаружить и получить такую оперативно значимую информацию, которая не может быть получена при проведении других ОРМ.
Предлагая внести существенные изменения в нормы, регулирующие оперативно-розыскные мероприятия, В.М. Атмажитов и В.Г. Бобров считают необходимым предусмотреть дополнительно в ст. 6 ФЗ об ОРД оперативные переговоры (вариант: переговоры с лицом, совершившим преступление, и с другими гражданами) <6>. Нам представляется, что с приведенной точкой зрения есть все основания согласиться. В действующем законодательстве ведение переговоров предусмотрено ст. 16 "Ведение переговоров в ходе контртеррористической операции" Федерального закона от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" (в ред. Федерального закона от 6 июля 2016 г. N 374-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии терроризму" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности"):
--------------------------------
<6> Атмажитов В.М., Бобров В.Г. О законодательном регулировании оперативно-розыскной деятельности: Научный доклад. М., 2003. С. 14 - 15.

1. В целях сохранения жизни и здоровья людей возможно ведение переговоров лицами, специально уполномоченными на то руководителем контртеррористической операции.
2. При ведении переговоров с террористами не должны рассматриваться выдвигаемые ими политические требования.
Глубоко и обстоятельно исследовал правовые, организационные и оперативно-тактические основы переговоров с преступниками В.П. Илларионов. Раскрывая характеристику ситуаций, требующих переговоров с преступниками, автор пишет, что, прежде всего, переговоры необходимы при захватах заложников (при захватах и угонах воздушных судов, в случаях захвата заложников в исправительных учреждениях). Переговоры с преступниками требуются и по ряду других опасных преступлений, в частности совершаемых с использованием взрывчатых, отравляющих, радиоактивных и бактериологических веществ. Нередки случаи, когда приходится вести переговоры с преступниками при их задержании <7>.
--------------------------------
<7> Илларионов В.П. Переговоры с преступниками (правовые, организационные, оперативно-тактические основы). М., 1994. С. 57.

Специфика этих ситуаций такова, что правоохранительные органы не имеют возможности пресечь и предотвратить преступление:
- во-первых, вследствие неизвестности места пребывания преступников при захвате заложников, похищении людей, при угрозах взрывов и совершении других указанных преступлений, а также при розыске преступников;
- во-вторых, когда применение предусмотренных законом средств пресечения преступной деятельности (спецсредств, физической силы, оружия, задержания преступников) может повлечь тяжкие последствия в виде гибели людей, причинения другого непоправимого ущерба.
Важнейшим критерием отнесения оперативных переговоров к самостоятельному ОРМ может послужить его пригодность к выявлению фактических данных, недоступных любому другому способу получения необходимых оперативно значимых сведений. В этой связи нельзя не заметить, что материалы переговоров с преступниками являются незаменимым средством доказывания по уголовным делам, позволяют осуществлять сложные идентификационные исследования (вокалоскопические, вокалографические, акустические). Они имеют особое значение для определения лица, с которым велись переговоры по телефону, радио или в устной форме при проведении операции по освобождению заложников. Нередко также проводятся почерковедческая экспертиза (для решения, например, вопроса, кем были написаны письма, в которых обусловливались требования выкупа за похищенных людей), криминалистическое исследование документов, психолингвистическое исследование (с его помощью анализируются смысловые признаки содержания документа или речевой поток, записанный на фонограмме, особенности психической индивидуальности лица, проявляющиеся в его письменной или устной речи).
Представляется, ч. 1 ст. 6 ФЗ об ОРД целесообразно дополнить таким ОРМ, как слуховой контроль. В настоящее время слуховой контроль поглощается таким оперативно-розыскным мероприятием, как наблюдение. По сути дела, речь идет как минимум о двух относительно самостоятельных ОРМ - визуальном (физическом) наблюдении и слуховом контроле (электронном наблюдении).
Следует отметить, что в качестве самостоятельного оперативно-розыскного мероприятия слуховой контроль (наряду с наблюдением) признается в Законе Республики Беларусь от 15 июля 2015 г. N Б07-З "Об оперативно-розыскной деятельности". Согласно ст. 30 слуховой контроль представляет собой получение и фиксацию акустических сигналов с помощью технических средств в целях получения сведений, необходимых для выполнения задач оперативно-розыскной деятельности.
В контексте обсуждаемого вопроса обратим внимание еще на один интересный, на наш взгляд, вопрос. Пунктом 8 ч. 1 ст. 6 ФЗ об ОРД предусмотрено такое ОРМ, как "обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств". Из смысла п. 8 ч. 1 ст. 6 следует, что речь идет об обследовании жилища и нежилых помещений и некоторых других объектов оперативной заинтересованности.
Обследование жилых помещений, помимо общих, имеет и отдельно предусмотренные законодательные условия проведения: наличие судебного решения для начала (ч. 2 ст. 8) и продления обследования жилища (см. ч. 6 ст. 9); наличие специальной информации для проведения обследования жилища (ч. 2 ст. 8); наличие документально оформленного мотивированного постановления о проведении обследования жилища соответствующим руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность (ч. 3 ст. 9).
Определяя понятие и содержание обследования как оперативно-розыскного мероприятия, законы об оперативно-розыскной деятельности Республики Беларусь, Республики Казахстан, Республики Таджикистан в перечне осматриваемых объектов отдельно выделяют жилище и другие помещения <8>. Такой подход нам представляется более предпочтительным и заслуживает внимания с точки зрения его реализации в ФЗ об ОРД, что создаст более четкое представление о содержании оперативного обследования.
--------------------------------
<8> См.: Закон Республики Беларусь "Об оперативно-розыскной деятельности" от 26 июня 2015 г. N 307-З (ст. 26); Закон Республики Казахстан от 15 сентября 1994 г. "Об оперативно-розыскной деятельности" (п. 13 ч. 1) (в ред. от 18 января 2012 г.); Закон Республики Таджикистан "Об оперативно-розыскной деятельности" (ст. 1) (в ред. от 26 июля 2014 г.).

В связи с изложенным последовательным решением с точки зрения юридической техники будет следующая формулировка п. 8 ч. 1 ст. 6 ФЗ об ОРД: "Обследование жилища, помещений, зданий, сооружений, участков местности, транспортных средств и иных объектов".

Литература

1. Атмажитов В.М., Бобров В.Г. О законодательном регулировании оперативно-розыскной деятельности. Научный доклад. М., 2003. С. 14 - 15.
2. Елинский В.И., Исаков В.М. Становление и развитие уголовного сыска в России (X - нач. XX вв.). М., 1998. 34 с.
3. Железняк Н.С. К вопросу о соотношении оперативно-розыскных мероприятий и оперативно-розыскной деятельности // Оперативно-розыскные мероприятия: актуальные вопросы теории и практики: Материалы научно-практического семинара. М., 2005. С. 23 - 31.
4. Илларионов В.П. Переговоры с преступниками (правовые, организационные, оперативно-тактические основы). М., 1994. 60 с.
5. Макаров А.В., Фирсов О.В. Проблемы совершенствования норм оперативно-розыскного законодательства, регулирующих проверку достоверности сведений // Российский следователь. 2012. N 7. С. 35 - 37.
6. Маршунов М.Н. Федеральный закон "Об оперативно-розыскной деятельности" в схемах и таблицах. Постатейный комментарий. М.-СПб., 1998. 349 с.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:
↑