• Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных

Последние новости:
28.03.2018

Законопроектом "О внесении изменений в КоАП РФ в части усиления административной ответственности за совершение противоправных деяний на воздушном транспорте" предлагается усилить административную ответственность за такие деяния, как управление воздушным судном лицом, не имеющим права управления им, управление воздушным судном лицом, находящимся в состоянии опьянения, передача управления воздушным судном лицу, находящемуся в состоянии опьянения, невыполнение лицами, находящимися на борту воздушного судна, законных распоряжений командира воздушного судна и др.

21.03.2018

Целями законопроекта "О цифровых финансовых активах" является законодательное закрепление в российском правовом поле определений наиболее широко распространенных в настоящее время финансовых активов, создаваемых и/или выпускаемых с использованием цифровых финансовых технологий, к которым законопроект относит распределенный реестр цифровых транзакций, а также создание правовых условий для привлечения российскими юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями инвестиций путем выпуска токенов, являющихся одним из видов цифровых финансовых активов.

14.03.2018

Законопроектом предусматривается дополнение пункта 2 статьи 12.4 Федерального закона "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации", которая устанавливает права и обязанности лиц, осуществляющих рыболовство в экономической зоне, положением об обязанности для таких лиц проходить контрольные пункты (точки) и соблюдать порядок их прохождения, установленные федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства и федеральным органом исполнительной власти по обороне.

Все статьи > Контроль в сфере экономической деятельности (Ермолова О.Н.)

Контроль в сфере экономической деятельности (Ермолова О.Н.)

Дата размещения статьи: 05.06.2018

Контроль в сфере экономической деятельности (Ермолова О.Н.)

Баланс частных и публичных интересов при осуществлении экономической деятельности является основной целью правового регулирования в этой сфере. Достижение такого баланса соответствует потребностям предпринимателей и общества, поскольку предполагает обеспечение как эффективности хозяйственного оборота, так и экономической безопасности общества. Реализация второго аспекта - состояния безопасности предпринимательства для общества, государства и окружающей среды - связана с применением к этой деятельности мер государственного регулирования в виде запретов, ограничений, обязываний. Наиболее развито правовое регулирование такого вида экономической деятельности, как предпринимательская деятельность.
Согласно распространенной точке зрения государственное регулирование предпринимательской деятельности представляет собой воздействие государства на нее путем принятия нормативных правовых актов, правовых актов индивидуального регулирования, организации контроля за соблюдением требований законодательства к предпринимателям и применения мер стимулирования и ответственности к нарушителям этих требований <1>.
--------------------------------
<1> См.: Российское предпринимательское право: Учебник / Д.Г. Алексеева, В.К. Андреев, Л.В. Андреева и др.; Отв. ред. И.В. Ершова, Г.Д. Отнюкова. М.: Проспект, 2011.

В литературе отмечается, что государственное регулирование современной экономики позволяет использовать широкий спектр средств и инструментов <2>, среди которых косвенные методы являются основными, учитывая, что сам рынок представляет собой саморегулирующуюся систему. Однако это не предполагает отказа от непосредственно административных, прямых методов регулирования, свойственных государственному управлению, поскольку присущее рынку свойство саморегулирования не обеспечивает в полной мере всех требований современного общества и социально ориентированной экономики <3>.
--------------------------------
<2> См., например: Долинская В.В. Предпринимательское право: Учебник. 2-е изд., изм. и доп. М.: Издательский центр "Академия"; Мастерство, 2004.
<3> О саморегулировании см.: Долинская В.В. Частноправовые формы и методы экономического саморегулирования // Законы России: опыт, анализ, практика. 2009. N 2; Тихомиров Ю.А. Право и экономическое саморегулирование // Законы России: опыт, анализ, практика. 2009. N 2.

Одним из средств государственного регулирования экономики и предпринимательской деятельности выступает контроль <4>.
--------------------------------
<4> См.: Скворцова Т.А., Смоленский М.Б. Предпринимательское право: Учебное пособие / Под ред. Т.А. Скворцовой. М.: Юстицинформ, 2014.

Контроль, прежде всего публичный, за деятельностью предпринимателей необходим для соблюдения принципов осуществления экономической деятельности (законности, добросовестной конкуренции и т.д.). Контроль как способ государственного публичного воздействия представляет собой установление обязанности органов государства и местного самоуправления наблюдать и в определенных случаях проверять состояние дел предпринимателя, в предусмотренных случаях принимать надлежащие меры <5>.
--------------------------------
<5> См.: Мартемьянов В.С. Хозяйственное право. М., 1994. Т. 1. С. 194. Цит. по: Российское предпринимательское право: Учебник / Д.Г. Алексеева, В.К. Андреев, Л.В. Андреева и др.; Отв. ред. И.В. Ершова, Г.Д. Отнюкова. М.: Проспект, 2011.

Наиболее распространенным среди ученых-юристов является мнение, согласно которому контроль - необходимое условие поддержания дисциплины, законности, порядка и организованности, охраны свобод и соблюдения прав граждан в процессе деятельности государства, в общественной жизни <6>.
--------------------------------
<6> См.: Масловская М.В. О понятии "контроль": некоторые размышления в конституционно-правовом контексте // Конституционное и муниципальное право. 2016. N 1. С. 4 - 8.

Основные правила о порядке организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля установлены Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" <7>.
--------------------------------
<7> СЗ РФ. 2008. N 52 (ч. I). Ст. 6249.

В соответствии со ст. 2 данного Закона государственный контроль (надзор) представляет собой деятельность уполномоченных органов государственной власти, направленную на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (обязательные требования), а также деятельность по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.
Деятельность уполномоченных органов по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений хозяйствующими субъектами обязательных требований осуществляется посредством:
организации и проведения проверок;
организации и проведения мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований;
организации и проведения мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями;
принятия предусмотренных законодательством РФ мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений.
Согласно п. 4 ст. 1 ФЗ особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры, могут устанавливаться другими федеральными законами.
К их числу относятся Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (ст. 25.1), Федеральный закон от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (ст. 19), Федеральный закон от 18 июля 1999 г. N 183-ФЗ "Об экспортном контроле", Федеральный закон от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи" (ст. 27), Федеральный закон от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" (гл. 5), Федеральный закон от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (ст. 11.1) и др.
Кроме того, положения ФЗ, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются при осуществлении прокурорского надзора, правосудия и проведении административного расследования; при производстве по делам о нарушении антимонопольного законодательства РФ и в других случаях, предусмотренных в п. 3 ст. 1 ФЗ, а также при осуществлении отдельных видов государственного контроля (надзора), закрепленных в перечне п. 3.1 ст. 1 ФЗ. Правила и порядок организации и проведения проверок при этих видах контроля устанавливаются специальным законодательством.
Долгое время по вполне объективным причинам контроль в отношении субъектов предпринимательства ассоциировался только с деятельностью государственных органов. Да и в настоящее время этот вид контроля образует основную часть всех контрольных полномочий в отношении предпринимательства. Отмечается, что соблюдение положений действующих в государстве нормативных актов, независимо от их уровня и принявших (издавших) органов и должностных лиц, обеспечивается в значительной степени контрольной деятельностью государства <8>.
--------------------------------
<8> См.: Кудилинский М.Н. Контроль как вид государственно-управленческой деятельности. Соотношение понятий "контроль" и "надзор" // Актуальные проблемы российского права. 2015. N 8. С. 47 - 53.

Однако в целом следует отметить расширение перечня субъектов контроля в отношении предпринимательской деятельности.
Так, помимо государственного и муниципального, контроль за деятельностью предпринимателей осуществляют саморегулируемые организации в соответствии с Федеральным законом от 1 декабря 2007 г. N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" <9>. Согласно пп. 8 п. 1 ст. 6 Закона саморегулируемая организация осуществляет контроль за предпринимательской или профессиональной деятельностью своих членов в части соблюдения ими требований стандартов и правил саморегулируемой организации, условий членства в саморегулируемой организации. Контроль проводится путем проведения плановых и внеплановых проверок (п. 1 ст. 9 ФЗ).
--------------------------------
<9> СЗ РФ. 2007. N 49. Ст. 6076.

Согласно Федеральному закону от 21 июля 2014 г. N 212-ФЗ "Об основах общественного контроля в Российской Федерации" <10> общественный контроль в РФ осуществляется за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия.
--------------------------------
<10> СЗ РФ. 2014. N 30 (ч. I). Ст. 4213.

Несмотря на это, казалось бы, общее правило об общественном контроле, распоряжением Правительства РФ от 19 сентября 2013 г. N 1689-р <11> утверждена Концепция создания и развития механизмов общественного контроля за деятельностью субъектов естественных монополий с участием потребителей, разработанная, как указывается во введении, в целях дальнейшего развития существующей системы общественного контроля за деятельностью субъектов естественных монополий. Это, пожалуй, единственный случай установления общественного контроля за субъектами предпринимательской деятельности.
--------------------------------
<11> СЗ РФ. 2013. N 39. Ст. 5002.

Согласно общепринятому подразделению контроля на внешний и внутренний в сфере предпринимательства также можно выделить контроль, осуществляемый уполномоченным контролирующим органом, и контроль, осуществляемый самим хозяйствующим субъектом.
К первому виду контроля следует относить:
государственный и муниципальный контроль;
контроль со стороны саморегулируемых организаций;
общественный контроль, осуществляемый в предусмотренных законом случаях.
Внутренний контроль применительно к субъектам предпринимательства, на наш взгляд, более точно обозначить термином "самоконтроль". Самоконтроль рассматривается нами как вид правового контроля, поскольку осуществляется не только по самостоятельной инициативе субъектов предпринимательства, но и в значительной мере урегулирован законодательством и обозначен как внутренний или производственный контроль.
Следовательно, в настоящее время правовой контроль предпринимательского сектора экономики включает:
государственный и муниципальный контроль;
контроль со стороны саморегулируемых организаций;
самоконтроль, осуществляемый хозяйствующими субъектами самостоятельно;
общественный контроль, осуществляемый в предусмотренных законом случаях.
Как следует из положений Закона, основными средствами контроля выступают наблюдение и проверки. Таким образом, суть контроля - это право осуществлять наблюдение и проверки.
Представляется, что с точки зрения субъектов предпринимательской деятельности контроль проявляется в трех аспектах.
Во-первых, как обязанность претерпеть наблюдение и проверку со стороны контролирующего органа (внешний контроль) по соблюдению установленных обязательных требований.
Данная обязанность напрямую нигде не закреплена, но с очевидностью корреспондирует с полномочиями контролирующего органа по организации и осуществлению мероприятий по контролю в соответствующих сферах деятельности.
Мероприятие по контролю охватывает действия должностного лица органа государственного или муниципального контроля и привлекаемых в случае необходимости к проведению проверок экспертов, экспертных организаций по рассмотрению документов и иной информации о деятельности хозяйствующих субъектов, по осмотру и обследованию используемых ими при осуществлении деятельности производственных объектов и перевозимых грузов, по отбору образцов продукции, объектов окружающей среды, объектов производственной среды, по проведению их исследований, испытаний, плановых (рейдовых) осмотров, обследований особо охраняемых природных территорий, лесных участков, охотничьих угодий, земельных участков, акваторий водоемов, районов внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны РФ, транспортных средств в процессе их эксплуатации, а также по проведению экспертиз и расследований, направленных на установление причинно-следственной связи выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами, с фактами причинения вреда (ст. 2 ФЗ).
Кроме того, обязанность субъектов предпринимательства участвовать и содействовать проведению проверки подкреплена нормами об их ответственности.
В соответствии со ст. 25 ФЗ при проведении проверок юридические лица обязаны обеспечить присутствие руководителей, иных должностных лиц или уполномоченных представителей юридических лиц; индивидуальные предприниматели обязаны присутствовать или обеспечить присутствие уполномоченных представителей, ответственных за организацию и проведение мероприятий по выполнению обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами.
Хозяйствующие субъекты, необоснованно препятствующие проведению проверок, уклоняющиеся от проведения проверок, несут ответственность в соответствии с правилами КоАП РФ (ст. ст. 19.4, 19.4.1, 19.33).
Во-вторых, контроль в сфере предпринимательства выступает как обязанность проводить самостоятельное наблюдение и проверки - самоконтроль по соблюдению установленных требований. Разновидностями самоконтроля, закрепленными в законодательстве применительно к субъектам предпринимательской деятельности, являются внутренний или производственный контроль.
Так, согласно ст. 19 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" экономический субъект обязан организовать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни (внутренний контроль); обязан организовать и осуществлять внутренний контроль ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности, если бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит обязательному аудиту.
В соответствии с Федеральным законом от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности" кредитная организация обязана создать системы управления рисками и капиталом, внутреннего контроля, соответствующие характеру и масштабу осуществляемых операций, уровню и сочетанию принимаемых рисков, с учетом установленных Банком России требований к системам управления рисками и капиталом, внутреннего контроля кредитной организации, банковской группы (ст. 24) и соблюдать установленные Банком России требования к системам управления рисками и капиталом, внутреннего контроля (ст. 11.1-2).
Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" раскрывает понятие внутреннего контроля организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и закрепляет их обязанность разрабатывать правила внутреннего контроля, назначать специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля, а также принимать иные внутренние организационные меры в указанных целях (ст. ст. 3, 7).
Правила о внутреннем контроле в деятельности регистратора установлены Положением о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг, утв. Постановлением ФКЦБ РФ от 2 октября 1997 г. N 27. Документ выделяет два вида внутреннего контроля: внутренний контроль регистратора при размещении ценных бумаг и внутренний контроль документооборота (п. п. 5.2.1 и 5.2.2).
Наличие внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности является одним из лицензионных требований, предъявляемых к соискателю лицензии на осуществление медицинской деятельности, согласно пп. "и" п. 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утв. Постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2012 г. N 291.
Термин "производственный контроль" как разновидность самоконтроля хозяйствующих субъектов закрепляется в ряде нормативных актов.
Наличие у соискателя лицензии и лицензиата необходимой для осуществления лицензируемого вида деятельности системы производственного контроля может выступать в качестве лицензионного требования при лицензировании деятельности. Такое условие предусмотрено пп. 3 п. 3 ст. 8 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Согласно п. 1 ст. 32 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" производственный контроль за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг, а также условиями труда осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ и услуг.
Производственный контроль является составной частью системы управления промышленной безопасностью и осуществляется эксплуатирующей организацией путем проведения комплекса мероприятий, направленных на обеспечение безопасного функционирования опасных производственных объектов, а также на предупреждение аварий на этих объектах и обеспечение готовности к локализации аварий и инцидентов и ликвидации их последствий, в соответствии с Правилами организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, утв. Постановлением Правительства РФ от 10 марта 1999 г. N 263.
Постановлением Правительства РФ от 6 января 2015 г. N 10 утверждены Правила осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды, устанавливающие порядок осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды, подаваемой абонентам с использованием централизованных систем водоснабжения, организациями, осуществляющими холодное и горячее водоснабжение, в том числе гарантирующими организациями.
Порядок осуществления производственного охотничьего контроля юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, заключившими охотхозяйственные соглашения, урегулирован согласно Приказу Минприроды России от 9 января 2014 г. N 6 "Об утверждении Порядка осуществления производственного охотничьего контроля и о признании утратившим силу Приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 26 марта 2012 г. N 81 "Об утверждении Порядка осуществления производственного охотничьего контроля".
В-третьих, контроль в сфере предпринимательства выступает как необходимость претерпеть наблюдение и проверку самоконтроля, т.е. контроль соблюдения требований по осуществлению внутреннего или производственного контроля.
Об этом свидетельствуют положения как уже указанных, так и иных нормативных актов.
В частности, согласно ст. 57.2 Федеральный закон от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" Банк России проводит оценку качества системы внутреннего контроля кредитной организации.
Согласно ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" контроль за организацией и осуществлением внутреннего контроля осуществляется соответствующими надзорными органами в соответствии с их компетенцией (п. 9 ст. 7 Закона).
В соответствии с Положением о лицензировании медицинской деятельности лицензионный контроль включает проведение проверок осуществления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности (п. 9 Положения).
Положения п. 23 Правил осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды также свидетельствуют об осуществлении контроля за производственным контролем организаций, осуществляющих водоснабжение. В обязанности таких организаций входят: обеспечение беспрепятственного доступа к журналу контроля качества воды для территориального органа; предоставление выписки из журнала контроля качества воды для органов государственной власти субъекта РФ и органов местного самоуправления; предоставление выписки из журнала контроля качества воды в течение пяти рабочих дней со дня получения иных запросов.
Эксплуатирующая организация ежегодно представляет в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности или в его территориальный орган сведения об организации производственного контроля (п. 14(1) Постановления Правительства РФ от 10 марта 1999 г. N 263 "Об организации и осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте").
Охотпользователи ежегодно представляют в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которым переданы полномочия Российской Федерации по осуществлению федерального государственного охотничьего надзора на территории субъекта Российской Федерации, сведения об осуществлении производственного охотничьего контроля на территории закрепленных за ними охотничьих угодий за истекший год (п. 34 Порядка осуществления производственного охотничьего контроля).
Юридические лица и индивидуальные предприниматели представляют информацию о результатах производственного контроля по запросам органов, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор (п. 2.8 Санитарных правил СП 1.1.1058-01.1.1. Общие вопросы. Организация и проведение производственного контроля за соблюдением Санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий).
Таким образом, на основании анализа нормативных актов РФ можно сделать вывод о том, что контроль в сфере предпринимательства представляет собой:
обязанность организовать и осуществить самоконтроль установленных требований (внутренний или производственный контроль);
обязанность претерпеть наблюдение и проверку со стороны контролирующего органа (внешний контроль) по соблюдению установленных обязательных требований, в том числе требований по организации и осуществлению самоконтроля.

Библиографический список

1. Долинская В.В. Предпринимательское право: Учебник. 2-е изд., изм. и доп. М.: Издательский центр "Академия"; Мастерство, 2004.
2. Долинская В.В. Частноправовые формы и методы экономического саморегулирования // Законы России: опыт, анализ, практика. 2009. N 2.
3. Кудилинский М.Н. Контроль как вид государственно-управленческой деятельности. Соотношение понятий "контроль" и "надзор" // Актуальные проблемы российского права. 2015. N 8.
4. Мартемьянов В.С. Хозяйственное право. М., 1994. Т. 1. С. 194. Цит. по: Российское предпринимательское право: Учебник / Д.Г. Алексеева, В.К. Андреев, Л.В. Андреева и др.; Отв. ред. И.В. Ершова, Г.Д. Отнюкова. М.: Проспект, 2011.
5. Масловская М.В. О понятии "контроль": некоторые размышления в конституционно-правовом контексте // Конституционное и муниципальное право. 2016. N 1.
6. Российское предпринимательское право: Учебник / Д.Г. Алексеева, В.К. Андреев, Л.В. Андреева и др.; Отв. ред. И.В. Ершова, Г.Д. Отнюкова. М.: Проспект, 2011.
7. Скворцова Т.А., Смоленский М.Б. Предпринимательское право: Учебное пособие / Под ред. Т.А. Скворцовой. М.: Юстицинформ, 2014.
8. Тихомиров Ю.А. Право и экономическое саморегулирование // Законы России: опыт, анализ, практика. 2009. N 2.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:
↑