• Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных

Последние новости:
19.04.2019

Законопроектом "О внесении изменения в статью 217 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" предлагается установить, что суммы материальной помощи, не превышающие 4 000 рублей в год, выплачиваемые организацией, осуществляющей образовательную деятельность по основным профессиональным образовательным программам, студентам, аспирантам, адъюнктам, ординаторам и ассистентам-стажерам освобождаются от налогообложения.

08.04.2019

Законопроект "О жилищных субсидиях многодетным семьямнаправлен на улучшение демографической структуры современного российского общества и социально-экономического состояния государства. Кроме того, его принятие будет способствовать развитию сельской местности на территории России, что является немаловажным моментом на фоне сегодняшней урбанизации, то есть процесса роста городов, в связи с чем повышения удельного веса городского населения, возрастания роли городов во всех сферах жизни общества и преобладание городского образа жизни над сельским на всей территории страны.

30.03.2019

Законопроект направлен на установление новеллы, которая позволит обеспечить и защитить права и интересы вкладчиков, оказавшихся жертвами недобросовестных кредитных организаций, которые не включили указанных вкладчиков - физических лиц в реестр вкладчиков по различным причинам. Десятки тысяч добросовестных граждан нашей страны, лишившихся зачастую последних средств к существованию, будут иметь дополнительные гарантии защиты своих прав и могут быть уверены, что государство защитит их интересы и сбережения.

Все статьи > Государственная регистрация в системе государственного контроля (Долинская В.В.)

Государственная регистрация в системе государственного контроля (Долинская В.В.)

Дата размещения статьи: 05.06.2018

Государственная регистрация в системе государственного контроля (Долинская В.В.)

Характеристика государственного контроля, его форм и способов в правовых актах оставляет желать лучшего.
Есть два общих определения (оба с системными недостатками).
В п. 1 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" <1> (далее - ФЗ N 294) ставится знак равенства между понятиями "контроль" и "надзор" и предложена следующая дефиниция: "Государственный контроль (надзор) - деятельность уполномоченных органов государственной власти (федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации), направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями... требований, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации... посредством организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, организации и проведения мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями..."
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2008. N 52 (ч. I). Ст. 6249.

Итак, государственный контроль (надзор) - деятельность посредством организации и проведения проверок. В п. 6 ч. 1 той же статьи проверка определяется как "совокупность проводимых органом государственного контроля (надзора) или органом муниципального контроля в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя мероприятий по контролю для оценки соответствия осуществляемых ими деятельности или действий (бездействия), производимых и реализуемых ими товаров (выполняемых работ, предоставляемых услуг) обязательным требованиям и требованиям, установленным муниципальными правовыми актами" [выделено мной. - В.Д.]. То есть допущена логическая ошибка - порочный круг (Circulus vitiosus; idem per idem), при которой в определение или в доказательство латентно вводится сам доказываемый тезис или определяемое понятие.
Для нужд настоящей статьи значимо определение функций по контролю и надзору из пп. "б" п. 2 Указа Президента от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" <2>:
осуществление действий по контролю и надзору за исполнением органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами установленных Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами и другими нормативными правовыми актами общеобязательных правил поведения;
выдача органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) конкретных действий юридическим лицам и гражданам;
регистрация актов, документов, прав, объектов, а также издание индивидуальных правовых актов.
--------------------------------
<2> СЗ РФ. 2004. N 11. Ст. 945.

В первой функции допущена та же логическая ошибка, что и в ФЗ N 294, в третьей - смешение понятий "контроль", "регистрация", "учет".
В литературе термин "контроль" также трактуется неоднозначно. Во французском правоведении он первоначально отождествлялся с проверкой, надзором. Это соответствует нуждам управления и права. В странах общего права контроль понимался как господство, что больше соответствует нуждам права и экономики <3>. Обе трактовки имеют право на существование и активно используются в настоящее время. Контроль рассматривают как вид воздействия, стадию управленческого цикла (часто - заключительную, сужая, на наш взгляд, необоснованно, его значение) и как метод управления.
--------------------------------
<3> См. законодательство о защите конкуренции, о дочерних и зависимых обществах, о сделках с участием аффилированных лиц и т.д.

Логичным представляется использовать для нужд права определение из теории социального управления: "Контроль - это система наблюдения и проверки соответствия процесса функционирования объекта принятым управленческим решениям - законам, планам, нормам, правилам, приказам и т.д.; выявление результатов воздействия субъекта на объект, допущенных отклонений от требований управленческих решений" <4>.
--------------------------------
<4> Афанасьев В.Г. Научное управление обществом. М., 1968. С. 236.

Распространение в хозяйственно-правовой литературе получила дефиниция профессора В.С. Мартемьянова: "Контроль как способ государственного воздействия представляет собой установление для органов государства возможности наблюдать и в определенных пределах проверять состояние дел предпринимателя, принимать соответствующие меры в предусмотренных законом случаях" <5>.
--------------------------------
<5> Мартемьянов В.С. Хозяйственное право: Курс лекций: В 2 т. Т. 1. М., 1994. С. 194; В учебнике: Предпринимательское (хозяйственное) право / Отв. ред. О.М. Олейник. В 2 т. М., 2000 - на с. 671 она практически воспроизведена дословно, но "возможность" заменена на "обязанность", круг органов расширен за счет включения в него органов местного самоуправления.

Для нужд настоящей работы также отметим, что в процессе контроля по каналам обратной связи происходит движение и поступление информации к управляющему субъекту от объекта управления и (или) по поводу объекта управления, ее изучение и оценка. Выделяются такие этапы в процессе контроля, как отбор объекта и предмета контроля, выработка критериев соответствия объекта эталону, сбор информации, ее анализ, формирование выводов, реакция <6>.
--------------------------------
<6> См. подробнее: Долинская В.В. Предпринимательское право: Учебник. 2-е изд., испр. и доп. М., 2004. § 2.3.

В теории отсутствует единая схема средств и правовых форм государственного контроля за осуществлением экономической деятельности. Представляется, что во многом она совпадает со средствами и правовыми формами государственного регулирования, видом которого подчас называют государственный контроль <7>. Следует различать:
1) издание юридически обязательных актов;
2) контроль в узком смысле этого слова (наблюдение, надзор за их исполнением) или, иначе говоря, оперативно-организаторская работа;
3) применение мер государственного принуждения.
--------------------------------
<7> См.: Шульженко Ю.Л. Конституционный контроль в России. М., 1995. С. 16 - 17.

Вышеизложенное и анализ действующего законодательства приводят к неоднозначной оценке государственной регистрации в системе государственного контроля.
Институт государственной регистрации часто называют межотраслевым, хотя корректнее говорить о том, что он обслуживает нужды нескольких отраслей права, в первую очередь административного, гражданского, земельного (и других отраслей, регулирующих отношения по поводу природных ресурсов). К сожалению, в правовых актах и доктрине отсутствует единое понятие государственной регистрации.
Ю.А. Тихомиров относит государственную регистрацию к позитивным административным процедурам, т.е. призванным нормировать, упорядочить и стабилизировать основные виды деятельности <8>. И.Л. Бачило включает ее в учетно-аналитический блок функциональной деятельности государственных органов экономической сферы <9>. Ю.Н. Старилов называет проведение государственной регистрации в качестве примера совершения юридически значимых действий или действий юридического характера на основе закона или на основе изданного правового акта управления, а последнее квалифицирует в качестве формы управленческих действий (формы управления) <10>.
--------------------------------
<8> См.: Тихомиров Ю.А., Талапина Э.В. Административные процедуры и право // Журнал российского права. 2002. N 4.
<9> См.: Бачило И.Л. Развитие законодательства в сфере управления экономикой // Право и политика. 2000. N 7. С. 51.
<10> См.: Старилов Ю.Н. Административное право: В 2 ч. Ч. 2. Книга вторая: Формы и методы управленческих действий. Правовые акты управления. Административный договор. Административная юстиция. Воронеж, 2001. С. 18 - 19.

В.В. Залесский, поддерживая легальное определение государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей как акта уполномоченного федерального органа исполнительной власти, считал, что по своей природе этот акт имеет гражданско-правовой характер, так как создается субъект гражданского права, фиксируются дальнейшие изменения в правовом положении, имеющие существенное значение для характеристики юридического лица и индивидуального предпринимателя как участника гражданского оборота <11>.
--------------------------------
<11> См.: Залесский В.В. Комментарий к Федеральному закону "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". М., 2003.

Сравнительно-правовой анализ двух определений, содержащихся в ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" <12> (далее - ФЗ "О регистрации недвижимости"): "Государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав)" - и ст. 1 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" <13> (далее - ФЗ о гос. регистрации): "Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей... акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом", а также отдельных норм <14> позволяет выявить сущностные характеристики государственной регистрации:
это акт уполномоченного федерального органа исполнительной власти;
содержание - фиксация фактов, явлений и т.п.;
характер по инициирующему субъекту - заявительный;
форма реализации - присвоение порядкового номера и запись установленных сведений о них в специальных государственных реестрах;
основные задачи - контроль за законностью действий, придание факту законности, учет, объединение информации, охрана прав заинтересованных лиц;
характер по правовым последствиям - правоустанавливающий, правоизменяющий или правопрекращающий;
цели - значимые для общества в целом государства <15>.
--------------------------------
<12> СЗ РФ. 2015. N 29 (ч. 1). Ст. 4344.
<13> СЗ РФ. 2001. N 33 (ч. 1). Ст. 3431.
<14> См.: п. 3 ст. 16 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ от 7 марта 2001 г. N 24-ФЗ; ст. 1 Федерального закона от 25 июля 1998 г. N 128-ФЗ "О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации"; п. 1 ст. 1 Федерального закона от 3 декабря 2008 г. N 242-ФЗ "О государственной геномной регистрации в Российской Федерации"; п. 1 ст. 1 Федерального закона от 14 марта 2009 г. N 31-ФЗ "О государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними".
<15> См. подробнее: Долинская В.В. Понятие, порядок и проблемы государственной регистрации // Закон. 2006. N 2.

Выделение этих черт позволяет отличать обязательную государственную регистрацию от иных систем сбора и учета информации (например, от специальной регистрации или учета отдельных видов недвижимого имущества (п. 2 ст. 131 ГК РФ)).
Вне зависимости от отрасли государственная регистрация осуществляется в отношении:
субъектов права (юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, налогоплательщиков и т.д.);
объектов права (недвижимого имущества, особо ценных и (или) социально значимых объектов, источников повышенной опасности и т.д.);
юридических фактов - оснований возникновения, изменения и прекращения правоотношений (нормативных актов, актов гражданского состояния, заявлений о проведении общественной экологической экспертизы <16> и т.д.).
--------------------------------
<16> См.: ст. 23 Федерального закона от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" // СЗ РФ. 1995. N 48. Ст. 4556.

Основными проблемами государственной регистрации являются смешение объектов регистрации, множественность субъектов, осуществляющих ее, нарушение принципа публичности информации, недостаточное и противоречивое регулирование регистрационных отношений.
Несмотря на отмечаемую в литературе близость целей и принципов государственной регистрации субъектов и объектов, в двух основных законах о ней зафиксированы разные подходы.
Государственную регистрацию осуществляют уполномоченные федеральные органы исполнительной власти <17>.
--------------------------------
<17> См., например: ст. 2 ФЗ о гос. регистрации, Постановление Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. N 506 "Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе" // СЗ РФ. 2004. N 40. Ст. 3961; ст. 3 ФЗ о регистрации недвижимости, Постановление Правительства РФ от 1 июня 2009 г. N 457 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" // СЗ РФ. 2009. N 25. Ст. 3052.

Ее содержание - внесение сведений, признание и подтверждение - следует из приведенных выше определений.
Заявительный в основном характер находит отражение в п. 4 ст. 5, п. 1 ст. 8, ст. 9 и др. ФЗ о гос. регистрации, ст. ст. 14, 15, 18 и др. ФЗ о регистрации недвижимости.
Форма реализации освещена в ст. ст. 1, 5, 11 и др. ФЗ о гос. регистрации, ст. ст. 1, 7 - 10, 13 и др. ФЗ о регистрации недвижимости.
Решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в государственный реестр <18>. То есть речь идет о такой характеристике государственного контроля, как издание юридически обязательных актов.
--------------------------------
<18> См.: Тихомиров Ю.А. Административное право и процесс: Полный курс. М., 2004. § 4. Учетно-легализующие режимы.

Характер по правовым последствиям следует как из определений государственной регистрации, так и из частных норм, кроме того, неоднократно обсуждался в литературе <19>.
--------------------------------
<19> См., например: Козырь О.М. Актуальные проблемы регистрации недвижимости в Российской Федерации // Юридический мир. 1997. N 9.

Одна из лучших характеристик целей государственной регистрации дана В.Ф. Яковлевым: это форма "обозначения, обеспечения и защиты публичных интересов в сфере действия гражданского права" <20>.
--------------------------------
<20> Яковлев В.Ф. Россия: экономика, гражданское право (вопросы теории и практики). М.: РИЦ ИСПИ РАН, 2000. С. 180.

Более категоричен и уходит в определении от обеспечения баланса публичных и частных интересов О.Ю. Скворцов, который характеризует государственную регистрацию как "институт публичной власти для обеспечения публичных интересов и охраны законности на экономическом поле, регулируемый нормами административного и гражданского права" <21>.
--------------------------------
<21> Скворцов О.Ю. Сделки с недвижимостью в коммерческом обороте. М., 2006. С. 140.

Наибольшие сложности возникают при определении по действующему законодательству основных задач государственной регистрации, в том числе такой задачи, как контроль за законностью действий.
В п. 3.1 ст. 9 ФЗ о гос. регистрации подчеркивается учетная функция государственной регистрации, а А.П. Коренев и Ю.А. Тихомиров говорят об учетно-контрольных функциях в регулировании.
В п. 4.1 ст. 9 ФЗ о гос. регистрации установлена презумпция отказа от проверки регистрирующим органом формы и содержания представленных документов на предмет соответствия законам или иным правовым актам, которая может быть опровергнута ФЗ о гос. регистрации. В этой же норме сделано исключение в отношении проверки формы заявления о государственной регистрации и дана отсылка к предусмотренным ФЗ о гос. регистрации случаям проверки содержащихся в представленных документах сведений.
Пункт 4.2 ст. 9 ФЗ о гос. регистрации устанавливает основания, условия и способы проверки достоверности сведений: "в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности, в том числе в случае поступления возражений заинтересованных лиц относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего включения сведений в Единый государственный реестр юридических лиц, посредством:
а) изучения документов и сведений, имеющихся у регистрирующего органа, в том числе возражений заинтересованных лиц, а также документов и пояснений, представленных заявителем;
б) получения необходимых объяснений от лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения проверки;
в) получения справок и сведений по вопросам, возникающим при проведении проверки;
г) проведения осмотра объектов недвижимости;
д) привлечения специалиста или эксперта для участия в проведении проверки".
И если основания, условия проверки сформулированы нечетко, то ее способы соответствуют понятию контроля в узком смысле слова, оперативно-организаторской работе и содержанию ст. 2 ФЗ N 294.
Косвенным образом указывает на контрольные функции при государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя п. 4 ст. 22.1, п. 5 ст. 22.2 ФЗ о гос. регистрации.
Поименованные в п. 4.2 ст. 9 ФЗ о гос. регистрации меры по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений и их последствий раскрываются в п. 4.4 ст. 9 ФЗ о гос. регистрации - приостановление государственной регистрации или запрет на осуществление государственной регистрации в случае установления недостоверности сведений, включаемых в Единый государственный реестр юридических лиц, а также в п. 1 ст. 23 ФЗ о гос. регистрации - отказ в государственной регистрации.
Публичность информации и легальные основания для умаления чести и достоинства, деловой репутации находят отражение в мере, установленной в п. 5 ст. 11 ФЗ о гос. регистрации, - внесение в Единый государственный реестр юридических лиц записи о недостоверности содержащихся в нем сведений о юридическом лице.
С мерами государственного принуждения связано обращение регистрирующего органа в суд с требованием о принудительных ликвидации юридического лица, прекращении деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (п. п. 2 и 3 ст. 25 ФЗ о гос. регистрации).
Таким образом, несмотря на тяготение ФЗ о гос. регистрации к англо-американской правовой системе, где регистратор может принять декларацию директора/секретаря компании о соблюдении всех необходимых для регистрации требований закона в качестве достаточного доказательства и не проверять содержание учредительных документов, представляется обоснованным отнесение государственной регистрации субъектов к государственному контролю за ведением экономической, хозяйственной деятельности <22>.
--------------------------------
<22> См., например: Зыкова И.В. Правовое регулирование государственной регистрации юридических лиц: современное состояние и перспективы развития // Адвокат. 2004. N 1.

Гораздо четче прописано место государственной регистрации объектов в системе государственного контроля.
В п. 1 ч. 2 ст. 3 ФЗ о регистрации недвижимости указано, что уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и государственного кадастрового учета координирует и контролирует деятельность территориальных органов регистрации прав.
Согласно ч. 3 ст. 3 ФЗ о регистрации недвижимости к компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относятся среди прочего:
проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти (п. 2);
проверка наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав (п. 3).
Часть 1 ст. 29 ФЗ о регистрации недвижимости включает в процедуру государственной регистрации прав проведение правовой экспертизы представленных документов на предмет наличия или отсутствия установленных ФЗ о регистрации недвижимости оснований для приостановления государственной регистрации прав либо для отказа в ее осуществлении (п. 3).
Косвенным образом указывают на контрольные функции при государственной регистрации (и на меры пресечения неправомерных действий):
ст. 25 ФЗ о регистрации недвижимости об основаниях для возврата без рассмотрения заявления и документов, представленных для осуществления государственной регистрации прав, и
ст. 26 указанного ФЗ об основаниях приостановления осуществления государственной регистрации прав.
К мерам относится и ст. 27 ФЗ о регистрации недвижимости - отказ в осуществлении государственной регистрации прав.
Четкое указание на контрольные функции содержится в п. 1 ст. 10 Федерального закона от 14 марта 2009 г. N 31-ФЗ "О государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними":
правовая экспертиза документов, в том числе проверка законности сделок с воздушными судами (пп. 2);
установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данное воздушное судно, а также других оснований для отказа в государственной регистрации прав на воздушные суда или ее приостановления (пп. 3).
Е.В. Тресцова отмечает, что "введенная ГК РФ в 1994 г. система государственной регистрации прав на недвижимое имущество... была направлена на решение следующих задач: установление контроля за оборотом недвижимого имущества; обеспечение надежности и гласности при совершении сделок с недвижимостью; охрана и защита интересов участников рынка недвижимости" <23>.
--------------------------------
<23> Тресцова Е.В. Современное законодательство о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним: проблемы юридической науки и практики // Первые Всероссийские Державинские чтения. М.: РПА МЮ РФ, 2005. С. 157 - 158.

В результате этого краткого обзора государственной регистрации в системе государственного контроля приходим к следующим выводам.
По соотношению объекта и субъекта это внешний контроль. По методу воздействия он относится к прямому. По отношению к предмету контроль носит превентивный характер, является предварительным.
Недостатком, на наш взгляд, современного законодательства о государственной регистрации является уход от унификации в специализацию и избыточность мер по реализации такого направления административной реформы, как ограничение вмешательства государства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства, в том числе прекращение избыточного государственного регулирования <24>.
--------------------------------
<24> Пункт 1 Указа Президента РФ от 23 июля 2003 г. N 824 "О мерах по проведению административной реформы в 2003 - 2004 годах" // СЗ РФ. 2003. N 30. Ст. 3046.

Представляется целесообразным вернуться к обязательной правовой экспертизе при государственной регистрации вне зависимости от ее объекта и легально закрепить этот элемент регистрационной процедуры как форму государственного контроля.

Библиографический список

1. Афанасьев В.Г. Научное управление обществом. М., 1968.
2. Бачило И.Л. Развитие законодательства в сфере управления экономикой // Право и политика. 2000. N 7.
3. Долинская В.В. Понятие, порядок и проблемы государственной регистрации // Закон. 2006. N 2.
4. Долинская В.В. Предпринимательское право: Учебник. 2-е изд., испр. и доп. М., 2004.
5. Залесский В.В. Комментарий к Федеральному закону "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". М., 2003.
6. Зыкова И.В. Правовое регулирование государственной регистрации юридических лиц: современное состояние и перспективы развития // Адвокат. 2004. N 1.
7. Козырь О.М. Актуальные проблемы регистрации недвижимости в Российской Федерации // Юридический мир. 1997. N 9.
8. Мартемьянов В.С. Хозяйственное право: Курс лекций: В 2 т. Т. 1. М., 1994.
9. Скворцов О.Ю. Сделки с недвижимостью в коммерческом обороте. М., 2006.
10. Старилов Ю.Н. Административное право: В 2 ч. Ч. 2. Книга вторая: Формы и методы управленческих действий. Правовые акты управления. Административный договор. Административная юстиция. Воронеж, 2001.
11. Тихомиров Ю.А. Административное право и процесс: Полный курс. М., 2004. § 4. Учетно-легализующие режимы.
12. Тихомиров Ю.А., Талапина Э.В. Административные процедуры и право // Журнал российского права. 2002. N 4.
13. Тресцова Е.В. Современное законодательство о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним: проблемы юридической науки и практики // Первые Всероссийские Державинские чтения. М.: РПА МЮ РФ, 2005.
14. Шульженко Ю.Л. Конституционный контроль в России. М., 1995.
15. Яковлев В.Ф. Россия: экономика, гражданское право (вопросы теории и практики). М.: РИЦ ИСПИ РАН, 2000.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:
↑