• Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 777-08-62 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных

Последние новости:
28.03.2018

Законопроектом "О внесении изменений в КоАП РФ в части усиления административной ответственности за совершение противоправных деяний на воздушном транспорте" предлагается усилить административную ответственность за такие деяния, как управление воздушным судном лицом, не имеющим права управления им, управление воздушным судном лицом, находящимся в состоянии опьянения, передача управления воздушным судном лицу, находящемуся в состоянии опьянения, невыполнение лицами, находящимися на борту воздушного судна, законных распоряжений командира воздушного судна и др.

21.03.2018

Целями законопроекта "О цифровых финансовых активах" является законодательное закрепление в российском правовом поле определений наиболее широко распространенных в настоящее время финансовых активов, создаваемых и/или выпускаемых с использованием цифровых финансовых технологий, к которым законопроект относит распределенный реестр цифровых транзакций, а также создание правовых условий для привлечения российскими юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями инвестиций путем выпуска токенов, являющихся одним из видов цифровых финансовых активов.

14.03.2018

Законопроектом предусматривается дополнение пункта 2 статьи 12.4 Федерального закона "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации", которая устанавливает права и обязанности лиц, осуществляющих рыболовство в экономической зоне, положением об обязанности для таких лиц проходить контрольные пункты (точки) и соблюдать порядок их прохождения, установленные федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства и федеральным органом исполнительной власти по обороне.

Все статьи > Государственная регистрация в системе государственного контроля (Долинская В.В.)

Государственная регистрация в системе государственного контроля (Долинская В.В.)

Дата размещения статьи: 05.06.2018

Государственная регистрация в системе государственного контроля (Долинская В.В.)

Характеристика государственного контроля, его форм и способов в правовых актах оставляет желать лучшего.
Есть два общих определения (оба с системными недостатками).
В п. 1 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" <1> (далее - ФЗ N 294) ставится знак равенства между понятиями "контроль" и "надзор" и предложена следующая дефиниция: "Государственный контроль (надзор) - деятельность уполномоченных органов государственной власти (федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации), направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями... требований, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации... посредством организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, организации и проведения мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями..."
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2008. N 52 (ч. I). Ст. 6249.

Итак, государственный контроль (надзор) - деятельность посредством организации и проведения проверок. В п. 6 ч. 1 той же статьи проверка определяется как "совокупность проводимых органом государственного контроля (надзора) или органом муниципального контроля в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя мероприятий по контролю для оценки соответствия осуществляемых ими деятельности или действий (бездействия), производимых и реализуемых ими товаров (выполняемых работ, предоставляемых услуг) обязательным требованиям и требованиям, установленным муниципальными правовыми актами" [выделено мной. - В.Д.]. То есть допущена логическая ошибка - порочный круг (Circulus vitiosus; idem per idem), при которой в определение или в доказательство латентно вводится сам доказываемый тезис или определяемое понятие.
Для нужд настоящей статьи значимо определение функций по контролю и надзору из пп. "б" п. 2 Указа Президента от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" <2>:
осуществление действий по контролю и надзору за исполнением органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами установленных Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами и другими нормативными правовыми актами общеобязательных правил поведения;
выдача органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) конкретных действий юридическим лицам и гражданам;
регистрация актов, документов, прав, объектов, а также издание индивидуальных правовых актов.
--------------------------------
<2> СЗ РФ. 2004. N 11. Ст. 945.

В первой функции допущена та же логическая ошибка, что и в ФЗ N 294, в третьей - смешение понятий "контроль", "регистрация", "учет".
В литературе термин "контроль" также трактуется неоднозначно. Во французском правоведении он первоначально отождествлялся с проверкой, надзором. Это соответствует нуждам управления и права. В странах общего права контроль понимался как господство, что больше соответствует нуждам права и экономики <3>. Обе трактовки имеют право на существование и активно используются в настоящее время. Контроль рассматривают как вид воздействия, стадию управленческого цикла (часто - заключительную, сужая, на наш взгляд, необоснованно, его значение) и как метод управления.
--------------------------------
<3> См. законодательство о защите конкуренции, о дочерних и зависимых обществах, о сделках с участием аффилированных лиц и т.д.

Логичным представляется использовать для нужд права определение из теории социального управления: "Контроль - это система наблюдения и проверки соответствия процесса функционирования объекта принятым управленческим решениям - законам, планам, нормам, правилам, приказам и т.д.; выявление результатов воздействия субъекта на объект, допущенных отклонений от требований управленческих решений" <4>.
--------------------------------
<4> Афанасьев В.Г. Научное управление обществом. М., 1968. С. 236.

Распространение в хозяйственно-правовой литературе получила дефиниция профессора В.С. Мартемьянова: "Контроль как способ государственного воздействия представляет собой установление для органов государства возможности наблюдать и в определенных пределах проверять состояние дел предпринимателя, принимать соответствующие меры в предусмотренных законом случаях" <5>.
--------------------------------
<5> Мартемьянов В.С. Хозяйственное право: Курс лекций: В 2 т. Т. 1. М., 1994. С. 194; В учебнике: Предпринимательское (хозяйственное) право / Отв. ред. О.М. Олейник. В 2 т. М., 2000 - на с. 671 она практически воспроизведена дословно, но "возможность" заменена на "обязанность", круг органов расширен за счет включения в него органов местного самоуправления.

Для нужд настоящей работы также отметим, что в процессе контроля по каналам обратной связи происходит движение и поступление информации к управляющему субъекту от объекта управления и (или) по поводу объекта управления, ее изучение и оценка. Выделяются такие этапы в процессе контроля, как отбор объекта и предмета контроля, выработка критериев соответствия объекта эталону, сбор информации, ее анализ, формирование выводов, реакция <6>.
--------------------------------
<6> См. подробнее: Долинская В.В. Предпринимательское право: Учебник. 2-е изд., испр. и доп. М., 2004. § 2.3.

В теории отсутствует единая схема средств и правовых форм государственного контроля за осуществлением экономической деятельности. Представляется, что во многом она совпадает со средствами и правовыми формами государственного регулирования, видом которого подчас называют государственный контроль <7>. Следует различать:
1) издание юридически обязательных актов;
2) контроль в узком смысле этого слова (наблюдение, надзор за их исполнением) или, иначе говоря, оперативно-организаторская работа;
3) применение мер государственного принуждения.
--------------------------------
<7> См.: Шульженко Ю.Л. Конституционный контроль в России. М., 1995. С. 16 - 17.

Вышеизложенное и анализ действующего законодательства приводят к неоднозначной оценке государственной регистрации в системе государственного контроля.
Институт государственной регистрации часто называют межотраслевым, хотя корректнее говорить о том, что он обслуживает нужды нескольких отраслей права, в первую очередь административного, гражданского, земельного (и других отраслей, регулирующих отношения по поводу природных ресурсов). К сожалению, в правовых актах и доктрине отсутствует единое понятие государственной регистрации.
Ю.А. Тихомиров относит государственную регистрацию к позитивным административным процедурам, т.е. призванным нормировать, упорядочить и стабилизировать основные виды деятельности <8>. И.Л. Бачило включает ее в учетно-аналитический блок функциональной деятельности государственных органов экономической сферы <9>. Ю.Н. Старилов называет проведение государственной регистрации в качестве примера совершения юридически значимых действий или действий юридического характера на основе закона или на основе изданного правового акта управления, а последнее квалифицирует в качестве формы управленческих действий (формы управления) <10>.
--------------------------------
<8> См.: Тихомиров Ю.А., Талапина Э.В. Административные процедуры и право // Журнал российского права. 2002. N 4.
<9> См.: Бачило И.Л. Развитие законодательства в сфере управления экономикой // Право и политика. 2000. N 7. С. 51.
<10> См.: Старилов Ю.Н. Административное право: В 2 ч. Ч. 2. Книга вторая: Формы и методы управленческих действий. Правовые акты управления. Административный договор. Административная юстиция. Воронеж, 2001. С. 18 - 19.

В.В. Залесский, поддерживая легальное определение государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей как акта уполномоченного федерального органа исполнительной власти, считал, что по своей природе этот акт имеет гражданско-правовой характер, так как создается субъект гражданского права, фиксируются дальнейшие изменения в правовом положении, имеющие существенное значение для характеристики юридического лица и индивидуального предпринимателя как участника гражданского оборота <11>.
--------------------------------
<11> См.: Залесский В.В. Комментарий к Федеральному закону "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". М., 2003.

Сравнительно-правовой анализ двух определений, содержащихся в ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" <12> (далее - ФЗ "О регистрации недвижимости"): "Государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав)" - и ст. 1 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" <13> (далее - ФЗ о гос. регистрации): "Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей... акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом", а также отдельных норм <14> позволяет выявить сущностные характеристики государственной регистрации:
это акт уполномоченного федерального органа исполнительной власти;
содержание - фиксация фактов, явлений и т.п.;
характер по инициирующему субъекту - заявительный;
форма реализации - присвоение порядкового номера и запись установленных сведений о них в специальных государственных реестрах;
основные задачи - контроль за законностью действий, придание факту законности, учет, объединение информации, охрана прав заинтересованных лиц;
характер по правовым последствиям - правоустанавливающий, правоизменяющий или правопрекращающий;
цели - значимые для общества в целом государства <15>.
--------------------------------
<12> СЗ РФ. 2015. N 29 (ч. 1). Ст. 4344.
<13> СЗ РФ. 2001. N 33 (ч. 1). Ст. 3431.
<14> См.: п. 3 ст. 16 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ от 7 марта 2001 г. N 24-ФЗ; ст. 1 Федерального закона от 25 июля 1998 г. N 128-ФЗ "О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации"; п. 1 ст. 1 Федерального закона от 3 декабря 2008 г. N 242-ФЗ "О государственной геномной регистрации в Российской Федерации"; п. 1 ст. 1 Федерального закона от 14 марта 2009 г. N 31-ФЗ "О государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними".
<15> См. подробнее: Долинская В.В. Понятие, порядок и проблемы государственной регистрации // Закон. 2006. N 2.

Выделение этих черт позволяет отличать обязательную государственную регистрацию от иных систем сбора и учета информации (например, от специальной регистрации или учета отдельных видов недвижимого имущества (п. 2 ст. 131 ГК РФ)).
Вне зависимости от отрасли государственная регистрация осуществляется в отношении:
субъектов права (юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, налогоплательщиков и т.д.);
объектов права (недвижимого имущества, особо ценных и (или) социально значимых объектов, источников повышенной опасности и т.д.);
юридических фактов - оснований возникновения, изменения и прекращения правоотношений (нормативных актов, актов гражданского состояния, заявлений о проведении общественной экологической экспертизы <16> и т.д.).
--------------------------------
<16> См.: ст. 23 Федерального закона от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" // СЗ РФ. 1995. N 48. Ст. 4556.

Основными проблемами государственной регистрации являются смешение объектов регистрации, множественность субъектов, осуществляющих ее, нарушение принципа публичности информации, недостаточное и противоречивое регулирование регистрационных отношений.
Несмотря на отмечаемую в литературе близость целей и принципов государственной регистрации субъектов и объектов, в двух основных законах о ней зафиксированы разные подходы.
Государственную регистрацию осуществляют уполномоченные федеральные органы исполнительной власти <17>.
--------------------------------
<17> См., например: ст. 2 ФЗ о гос. регистрации, Постановление Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. N 506 "Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе" // СЗ РФ. 2004. N 40. Ст. 3961; ст. 3 ФЗ о регистрации недвижимости, Постановление Правительства РФ от 1 июня 2009 г. N 457 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" // СЗ РФ. 2009. N 25. Ст. 3052.

Ее содержание - внесение сведений, признание и подтверждение - следует из приведенных выше определений.
Заявительный в основном характер находит отражение в п. 4 ст. 5, п. 1 ст. 8, ст. 9 и др. ФЗ о гос. регистрации, ст. ст. 14, 15, 18 и др. ФЗ о регистрации недвижимости.
Форма реализации освещена в ст. ст. 1, 5, 11 и др. ФЗ о гос. регистрации, ст. ст. 1, 7 - 10, 13 и др. ФЗ о регистрации недвижимости.
Решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в государственный реестр <18>. То есть речь идет о такой характеристике государственного контроля, как издание юридически обязательных актов.
--------------------------------
<18> См.: Тихомиров Ю.А. Административное право и процесс: Полный курс. М., 2004. § 4. Учетно-легализующие режимы.

Характер по правовым последствиям следует как из определений государственной регистрации, так и из частных норм, кроме того, неоднократно обсуждался в литературе <19>.
--------------------------------
<19> См., например: Козырь О.М. Актуальные проблемы регистрации недвижимости в Российской Федерации // Юридический мир. 1997. N 9.

Одна из лучших характеристик целей государственной регистрации дана В.Ф. Яковлевым: это форма "обозначения, обеспечения и защиты публичных интересов в сфере действия гражданского права" <20>.
--------------------------------
<20> Яковлев В.Ф. Россия: экономика, гражданское право (вопросы теории и практики). М.: РИЦ ИСПИ РАН, 2000. С. 180.

Более категоричен и уходит в определении от обеспечения баланса публичных и частных интересов О.Ю. Скворцов, который характеризует государственную регистрацию как "институт публичной власти для обеспечения публичных интересов и охраны законности на экономическом поле, регулируемый нормами административного и гражданского права" <21>.
--------------------------------
<21> Скворцов О.Ю. Сделки с недвижимостью в коммерческом обороте. М., 2006. С. 140.

Наибольшие сложности возникают при определении по действующему законодательству основных задач государственной регистрации, в том числе такой задачи, как контроль за законностью действий.
В п. 3.1 ст. 9 ФЗ о гос. регистрации подчеркивается учетная функция государственной регистрации, а А.П. Коренев и Ю.А. Тихомиров говорят об учетно-контрольных функциях в регулировании.
В п. 4.1 ст. 9 ФЗ о гос. регистрации установлена презумпция отказа от проверки регистрирующим органом формы и содержания представленных документов на предмет соответствия законам или иным правовым актам, которая может быть опровергнута ФЗ о гос. регистрации. В этой же норме сделано исключение в отношении проверки формы заявления о государственной регистрации и дана отсылка к предусмотренным ФЗ о гос. регистрации случаям проверки содержащихся в представленных документах сведений.
Пункт 4.2 ст. 9 ФЗ о гос. регистрации устанавливает основания, условия и способы проверки достоверности сведений: "в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности, в том числе в случае поступления возражений заинтересованных лиц относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего включения сведений в Единый государственный реестр юридических лиц, посредством:
а) изучения документов и сведений, имеющихся у регистрирующего органа, в том числе возражений заинтересованных лиц, а также документов и пояснений, представленных заявителем;
б) получения необходимых объяснений от лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения проверки;
в) получения справок и сведений по вопросам, возникающим при проведении проверки;
г) проведения осмотра объектов недвижимости;
д) привлечения специалиста или эксперта для участия в проведении проверки".
И если основания, условия проверки сформулированы нечетко, то ее способы соответствуют понятию контроля в узком смысле слова, оперативно-организаторской работе и содержанию ст. 2 ФЗ N 294.
Косвенным образом указывает на контрольные функции при государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя п. 4 ст. 22.1, п. 5 ст. 22.2 ФЗ о гос. регистрации.
Поименованные в п. 4.2 ст. 9 ФЗ о гос. регистрации меры по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений и их последствий раскрываются в п. 4.4 ст. 9 ФЗ о гос. регистрации - приостановление государственной регистрации или запрет на осуществление государственной регистрации в случае установления недостоверности сведений, включаемых в Единый государственный реестр юридических лиц, а также в п. 1 ст. 23 ФЗ о гос. регистрации - отказ в государственной регистрации.
Публичность информации и легальные основания для умаления чести и достоинства, деловой репутации находят отражение в мере, установленной в п. 5 ст. 11 ФЗ о гос. регистрации, - внесение в Единый государственный реестр юридических лиц записи о недостоверности содержащихся в нем сведений о юридическом лице.
С мерами государственного принуждения связано обращение регистрирующего органа в суд с требованием о принудительных ликвидации юридического лица, прекращении деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (п. п. 2 и 3 ст. 25 ФЗ о гос. регистрации).
Таким образом, несмотря на тяготение ФЗ о гос. регистрации к англо-американской правовой системе, где регистратор может принять декларацию директора/секретаря компании о соблюдении всех необходимых для регистрации требований закона в качестве достаточного доказательства и не проверять содержание учредительных документов, представляется обоснованным отнесение государственной регистрации субъектов к государственному контролю за ведением экономической, хозяйственной деятельности <22>.
--------------------------------
<22> См., например: Зыкова И.В. Правовое регулирование государственной регистрации юридических лиц: современное состояние и перспективы развития // Адвокат. 2004. N 1.

Гораздо четче прописано место государственной регистрации объектов в системе государственного контроля.
В п. 1 ч. 2 ст. 3 ФЗ о регистрации недвижимости указано, что уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и государственного кадастрового учета координирует и контролирует деятельность территориальных органов регистрации прав.
Согласно ч. 3 ст. 3 ФЗ о регистрации недвижимости к компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относятся среди прочего:
проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти (п. 2);
проверка наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав (п. 3).
Часть 1 ст. 29 ФЗ о регистрации недвижимости включает в процедуру государственной регистрации прав проведение правовой экспертизы представленных документов на предмет наличия или отсутствия установленных ФЗ о регистрации недвижимости оснований для приостановления государственной регистрации прав либо для отказа в ее осуществлении (п. 3).
Косвенным образом указывают на контрольные функции при государственной регистрации (и на меры пресечения неправомерных действий):
ст. 25 ФЗ о регистрации недвижимости об основаниях для возврата без рассмотрения заявления и документов, представленных для осуществления государственной регистрации прав, и
ст. 26 указанного ФЗ об основаниях приостановления осуществления государственной регистрации прав.
К мерам относится и ст. 27 ФЗ о регистрации недвижимости - отказ в осуществлении государственной регистрации прав.
Четкое указание на контрольные функции содержится в п. 1 ст. 10 Федерального закона от 14 марта 2009 г. N 31-ФЗ "О государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними":
правовая экспертиза документов, в том числе проверка законности сделок с воздушными судами (пп. 2);
установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данное воздушное судно, а также других оснований для отказа в государственной регистрации прав на воздушные суда или ее приостановления (пп. 3).
Е.В. Тресцова отмечает, что "введенная ГК РФ в 1994 г. система государственной регистрации прав на недвижимое имущество... была направлена на решение следующих задач: установление контроля за оборотом недвижимого имущества; обеспечение надежности и гласности при совершении сделок с недвижимостью; охрана и защита интересов участников рынка недвижимости" <23>.
--------------------------------
<23> Тресцова Е.В. Современное законодательство о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним: проблемы юридической науки и практики // Первые Всероссийские Державинские чтения. М.: РПА МЮ РФ, 2005. С. 157 - 158.

В результате этого краткого обзора государственной регистрации в системе государственного контроля приходим к следующим выводам.
По соотношению объекта и субъекта это внешний контроль. По методу воздействия он относится к прямому. По отношению к предмету контроль носит превентивный характер, является предварительным.
Недостатком, на наш взгляд, современного законодательства о государственной регистрации является уход от унификации в специализацию и избыточность мер по реализации такого направления административной реформы, как ограничение вмешательства государства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства, в том числе прекращение избыточного государственного регулирования <24>.
--------------------------------
<24> Пункт 1 Указа Президента РФ от 23 июля 2003 г. N 824 "О мерах по проведению административной реформы в 2003 - 2004 годах" // СЗ РФ. 2003. N 30. Ст. 3046.

Представляется целесообразным вернуться к обязательной правовой экспертизе при государственной регистрации вне зависимости от ее объекта и легально закрепить этот элемент регистрационной процедуры как форму государственного контроля.

Библиографический список

1. Афанасьев В.Г. Научное управление обществом. М., 1968.
2. Бачило И.Л. Развитие законодательства в сфере управления экономикой // Право и политика. 2000. N 7.
3. Долинская В.В. Понятие, порядок и проблемы государственной регистрации // Закон. 2006. N 2.
4. Долинская В.В. Предпринимательское право: Учебник. 2-е изд., испр. и доп. М., 2004.
5. Залесский В.В. Комментарий к Федеральному закону "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". М., 2003.
6. Зыкова И.В. Правовое регулирование государственной регистрации юридических лиц: современное состояние и перспективы развития // Адвокат. 2004. N 1.
7. Козырь О.М. Актуальные проблемы регистрации недвижимости в Российской Федерации // Юридический мир. 1997. N 9.
8. Мартемьянов В.С. Хозяйственное право: Курс лекций: В 2 т. Т. 1. М., 1994.
9. Скворцов О.Ю. Сделки с недвижимостью в коммерческом обороте. М., 2006.
10. Старилов Ю.Н. Административное право: В 2 ч. Ч. 2. Книга вторая: Формы и методы управленческих действий. Правовые акты управления. Административный договор. Административная юстиция. Воронеж, 2001.
11. Тихомиров Ю.А. Административное право и процесс: Полный курс. М., 2004. § 4. Учетно-легализующие режимы.
12. Тихомиров Ю.А., Талапина Э.В. Административные процедуры и право // Журнал российского права. 2002. N 4.
13. Тресцова Е.В. Современное законодательство о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним: проблемы юридической науки и практики // Первые Всероссийские Державинские чтения. М.: РПА МЮ РФ, 2005.
14. Шульженко Ю.Л. Конституционный контроль в России. М., 1995.
15. Яковлев В.Ф. Россия: экономика, гражданское право (вопросы теории и практики). М.: РИЦ ИСПИ РАН, 2000.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:
↑