• Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных

Последние новости:
12.03.2019

Законопроект направлен на устранение коллизии норм и конкретизацию гарантии защиты прав граждан от действий, связанных с взиманием просроченной задолженности по жилищно-коммунальным платежам путем передачи таких полномочий коллекторам, а также иным непрофессиональным участникам рынка жилищно-коммунальных услуг. В настоящее время прямой запрет на передачу коллекторам права на работу с задолженностями по жилищно-коммунальным платежам граждан имеет важнейшее социальное значение. 

20.02.2019

Законопроект направлен на создание единого правового пространства на федеральном уровне, регулирующего вопросы социальной поддержки семей, имеющих детей и определяющего стратегические механизмы улучшения демографической ситуации в Российской Федерации в долгосрочной перспективе. В настоящее время в Российской Федерации отсутствует нормативно-правовой акт, закрепляющий указанные гарантии и регулирующий данные вопросы на федеральном уровне, что является серьезным  упущением в вопросе обеспечения социальных гарантий для семей, имеющих детей.

12.02.2019

Законопроект разработан в целях закрепления единых обязательных требований к работающим в автоматическом режиме специальным техническим средствам, имеющим функции фото- и киносъемки, видеозаписи, и средствам фото- и киносъемки, видеозаписи, а также порядка обработки и хранения информации, получаемой с их помощью, и установления нового порядка отмены постановления по делу об административном правонарушении, зафиксированном с применением специальных технических средств, в случае выявления их некорректной работы.

Все статьи > Особенности налогообложения операций с электронными денежными средствами в Российской Федерации (Бабина К.И., Бабаян З.М.)

Особенности налогообложения операций с электронными денежными средствами в Российской Федерации (Бабина К.И., Бабаян З.М.)

Дата размещения статьи: 09.01.2019

Особенности налогообложения операций с электронными денежными средствами в Российской Федерации (Бабина К.И., Бабаян З.М.)

Начиная с конца XX века идет интенсивное развитие таких явлений, как электронные денежные средства, электронные платежные системы и электронная (интернет) коммерция. Появление и развитие такого явления, как электронная коммерция, идет стихийно как в нашей стране, так и за рубежом. Негативный момент состоит в том, что это происходит без должного государственно-правового регулирования. Это может пагубно сказаться как на экономической сфере государства, так и на электронной коммерции. Базисом, на котором строится электронная коммерция, являются электронные деньги. Именно они выступают в качестве оплаты за оказанные услуги и товары в сфере Интернета.

В последнее десятилетие системы оплаты электронными денежными средствами не достигли совершенства. Однако, несмотря на данное утверждение, наблюдается положительная динамика в расширении кредитно-денежной системы данной сферы, что благоприятно сказывается на экономике нашей страны.

Следует отметить, что как для физических, так и для юридических лиц электронные денежные средства являются оперативным инструментом. Так, физическим лицам удобно покупать товары через Интернет, не выходя из своего дома, а юридическим лицам - иметь доступ в Интернет с целью получения оплаты за поставку товара или какой-либо услуги, а также осуществлять электронный документооборот независимо от места, где оно находится.

По справедливому мнению Р.Е. Хуснетдинова, электронная (интернет) предпринимательская деятельность имеет ряд специфических особенностей: отсутствие географических границ в Интернете, исключение посредников, анонимность участников. С помощью доменного имени в интернет-адресе можно определить лишь государство возможного местоположения, а не идентифицировать лицо [5, С. 14].

Как отмечено выше, электронная коммерческая деятельность является одним из инструментов глобализации в сфере мировой экономики. При этом законодательства развитых стран попросту не могут успеть за изменениями, которые происходят в этом сегменте. Согласно изменениям, внесенным в ст. 86 Налогового кодекса Российской Федерации, банки предоставляют организациям, индивидуальным предпринимателям право использовать корпоративные электронные средства, наряду с открытием им счета, только при представлении свидетельства о постановке на налоговый учет. Банки также должны сообщать в налоговые органы о предоставлении или прекращении такого права налогоплательщиком [1].

Организации, осуществляющие операции с электронными денежными средствами, обязаны в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации уплачивать следующие налоги: налог на прибыль, налог на добавленную стоимость. Кроме того, на кредитные организации возлагаются в сфере налогообложения публичные обязанности. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика, организации или индивидуального предпринимателя в банках и его электронные денежные средства. Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока.

Организации могут использовать только корпоративные электронные средства платежа. Электронное средство платежа является корпоративным, если используется с проведением идентификации клиента оператором электронных денежных средств, в соответствии с Федеральным законом от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".

В ст. 135.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлены санкции: за несообщение в установленный срок банком налоговому органу сведений о предоставлении или прекращении права организации, индивидуальному предпринимателю, нотариусу, занимающемуся частной практикой, или адвокату, учредившему адвокатский кабинет, использовать корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств, об изменении реквизитов корпоративного электронного средства платежа взыскивается штраф в размере 40 тысяч рублей.

Остановить внедрение этих технологий в нашу жизнь невозможно и не нужно, однако довести их до требуемого уровня и научиться пользоваться ими придется.

Под электронной коммерцией (E-commerce) понимают любое взаимодействие участников бизнес-процесса через сеть. В процессе электронной коммерции участвуют три основные стороны - продавец, покупатель и банк. Их взаимодействие с логистическими структурами (доставка, обслуживание и др.) и документооборот регламентируются протоколом IOTP.

Действующее законодательство рассматривает электронную коммерцию в качестве обычной предпринимательской деятельности, применяя к ней соответствующие нормы, не имея физической возможности обеспечить их соблюдение на просторах интернета.

К сожалению, российское законодательство в сфере налогообложения не может уделить особое внимание специфическим особенностям электронной коммерческой деятельности в сегменте экономики нашей страны. В результате недоработок и непридания таким "мелочам" должного внимания предприниматели в сфере Интернет, или электронного бизнеса, пользуются пробелами в нормативно-правовой базе по налогообложению.

В российском законодательстве, в том числе в Законе об информации, информатизации и защите информации и Гражданском кодексе Российской Федерации, присутствует и понятие электронная подпись, в том числе электронная цифровая подпись. Электронные расчеты регулируются как общим гражданским законодательством, так и специальными актами Центрального банка Российской Федерации.

Необходимо отметить, что при определении объекта налогообложения в электронной коммерческой деятельности возможны следующие варианты.

Первый вариант: объект налогообложения определяется в соответствии с законодательством той налоговой юрисдикции, в которой субъект электронной коммерции имеет постоянное представительство и с учетом законодательства тех налоговых юрисдикций, где он осуществляет деятельность.

Второй вариант: объект налогообложения является унифицированным для всех налоговых юрисдикций и определяется в соответствии с международным налоговым законодательством.

По мнению Л.В. Фроловой, субъекты электронной коммерческой деятельности, как и другие лица, которые занимаются традиционными видами предпринимательской деятельности, также имеют возможность исчислять налоговые платежи [4, С. 192].

Принцип определения налогооблагаемой базы субъектами электронной коммерческой деятельности зависит от того, какой вариант правил установления объекта налогообложения принят к электронной коммерции. В том случае, если объект налогообложения является унифицированным, налогооблагаемая база будет определяться в соответствии с налоговым законодательством и будет совпадать с объектом налогообложения.

Если объект налогообложения определяется в соответствии с законодательством той налоговой юрисдикции, в которой субъект электронной коммерческой деятельности имеет постоянное представительство и с учетом законодательства тех налоговых юрисдикций, в которых субъект электронной коммерции осуществлял реализацию товаров, то налогооблагаемая база определяется в соответствии с законодательством налоговой юрисдикции постоянного местонахождения и налоговых юрисдикций, в которых субъект осуществлял реализацию цифровых товаров [3, С. 192].

Налогообложение операций в сети Интернет в настоящее время происходит по принадлежности к той или иной операции, определенной условиями Налогового кодекса. На виртуальную торговлю также распространяются нормы налогового законодательства, которое напрямую не регулирует вопросы, связанные с налогообложением деятельности интернет-магазина, но к предпринимательской деятельности в виде розничной торговли при соблюдении определенных условий применяется система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход.

Развитие электронных технологий привело к возникновению так называемых цифровых/крипто-/виртуальных валют, наибольшую известность из которых получил биткоин (Bitcoin). Несмотря на свою электронно-цифровую форму, криптовалюты значительным образом отличаются от электронных денег.

В силу своей природы, особенностей эмиссии и обращения криптовалюты чрезвычайно сложно регулировать посредством права. На сегодняшний момент порядок обращения определяется правилами децентрализованных (пиринговых) платежных систем.

В британском законодательстве (равно как и в российском) отсутствует нормативно закрепленное определение понятия "цифровая (виртуальная) валюта". В то же время в своей деятельности Казначейство Ее Величества руководствуется определением, данным в докладе ФАТФ "Виртуальные валюты - ключевые определения и потенциальные ПОД/ФТ риски".

В России виртуальные валюты официально признаются денежными суррогатами. Как отметил Центральный банк России в информации от 27 января 2014 г., "по "виртуальным валютам" отсутствует обеспечение и юридически обязанные по ним субъекты. Операции по ним носят спекулятивный характер, осуществляются на так называемых виртуальных биржах и несут высокий риск потери стоимости. Допустимость использования биткоинов и иных криптовалют во взаимных расчетах диктует необходимость решения вопроса о налогообложении операций с данными инструментами. Особую сложность представляет проблема налогообложения операций с биткоинами налогом на добавленную стоимость.

В настоящее время НДС является общеевропейским налогом, правовое регулирование которого осуществляется на основании Директивы Совета Европы 2006/112/ЕС от 28.11.2006 "Об общей системе налога на добавленную стоимость" [2]. Директива не предусматривает особых правил налогообложения операций, осуществляемых с биткоинами и другими валютами. В то же время в соответствии со ст. 135 Директивы 2006/112/ЕС государства - члены ЕС освобождают от налогообложения операции, включая переуступку, касающиеся депозитных и текущих счетов, платежей, переводов, долгов, чеков и иных оборотных инструментов, за исключением взыскания долгов, операции, включая переуступку, касающиеся валюты, банкнот и монет, использующихся в качестве законного платежного средства, за исключением предметов коллекционирования, т.е. золотых, серебряных или иных металлических монет или банкнот, которые обычно не используются как законное средство платежа, или монет, представляющих нумизматический интерес.

В связи с отсутствием единообразного представления о правовой природе виртуальной валюты долгое время государства - члены ЕС самостоятельно решали, подлежат ли операции, проводимые с использованием такой валюты, освобождению от НДС в соответствии со ст. 135 Директивы 2006/112/ЕС от 15.10.2015. Европейский суд (European Court of Justice) в своем Постановлении по делу C-264/14 указал на то, что операции по обмену традиционных валют на единицы виртуальной валюты "биткоин" и наоборот освобождаются от обложения НДС. В то же время еще до принятия данного Постановления Управлением Ее Величества по налогам и таможенным сборам (HM Revenue & Customs) было выпущено разъяснение следующего содержания:

- "доходы, полученные от майнинга биткоинов, будут по общему правилу за рамками НДС на основании того, что такая деятельность не представляет собой экономическую деятельность для целей НДС, поскольку не существует достаточной связи между оказанными услугами и полученным вознаграждением;

(Традиционно принято говорить, что биткоины не эмитируются, а "добываются". Процесс "добычи" биткоинов называется майнингом (от англ. mining - добыча, горный промысел, разработка полезных ископаемых и т.д.), а тех, кто этим занимается, - майнерами (от англ. miner - шахтер, горняк).)

- доходы, полученные майнерами от других видов деятельности, таких как оказание услуг, связанных с проверкой конкретных операций, за которые взимается отдельная комиссия, будут освобождены от уплаты НДС в соответствии со ст. 135 (1) (d) Директивы ЕС по НДС как подпадающие под определение "операций, включая переуступку, касающихся депозитных и текущих счетов, платежей, переводов, долгов, чеков и иных оборотных инструментов";

- при обмене биткоинов на стерлинги или иностранную валюту, такую как евро или доллары, НДС не будет возникать, в силу стоимости самих биткоинов;

- сборы (в любой форме), сделанные сверх стоимости биткоинов для организации или проведения каких-либо операций в биткоинах, будут освобождены от уплаты НДС в соответствии со ст. 135 (1) (d).

В отношении налогообложения прибыли, получаемой в результате совершения операций с биткоинами, Управление по налогам и таможенным платежам отмечает следующее:

- прибыль и убытки от курсовых разниц, возникающих вследствие обмена биткоинов на стерлинги или иную валюту, подлежат налогообложению корпоративным налогом;

- прибыль и убытки от предпринимательской деятельности (не являющейся корпоративной), связанной с биткоинами, облагаются подоходным налогом;

- если прибыль или убыток по валютному контракту не связаны с прибылью от реализации или с кредитными отношениями, они будут рассматриваться как налогооблагаемая прибыль или как допустимые убытки для корпоративного налога. Прибыль и убытки, возникшие в связи с биткоинами или иными криптовалютами, являются налогооблагаемыми (в отношении прибыли) или допустимыми (в отношении убытков) для налога на прирост капитала (Capital Gains Tax), если они возникают у физического лица, или корпоративным налогом в отношении прибыли, возникающей у компаний.

Острая проблема состоит в том, что необходимо законодательно окончательно закрепить за документами, которыми совершают взаимообмен в телекоммуникационной сфере, юридическую силу.

На основании изложенного можно сделать вывод, что существуют объективные трудности в сфере налогообложении субъектов электронной коммерческой деятельности. Сделки, совершающиеся в сети Интернет, отследить очень сложно. Географические и политические границы в виртуальном пространстве носят условный характер. Продавец и покупатель в электронной сделке не могут быть до конца уверены, что их не введут в заблуждение и не совершат в отношении них какие-либо мошеннические действия. По своей природе электронные сделки являются тоже анонимными. То есть невозможно исчислить налогообложение на конкретную сделку и субъектов электронной предпринимательской деятельности. Многие развитые страны мира стремятся к преодолению данных пробелов в своем законодательстве.

Библиографический список

1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 14.11.2017) // СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3824; Российская газета. 2017. 17 ноября.
2. Директива Совета 2006/112/ЕС от 28.11.2006 об общей системе налога на добавленную стоимость // N L.347.11.12.2006.
3. Огородникова И.И. Развитие бизнеса в сети Интернет: налоговый аспект // Вестник ТюмГУ. 2010. N 4. С. 133.
4. Фролова Л.В. Принципы налогообложения субъектов электронной коммерции // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2009. N 3. С. 192.
5. Хуснетдинов Р.Е. Налогообложение реализации услуг в сфере электронной предпринимательской деятельности: Дис. ... канд. экон. наук. М., 2014. С. 14 - 15.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:
↑