• Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных

Последние новости:
01.02.2019

Законопроектом предлагается законодательно закрепить норму, согласно которой в случае приостановления или прекращения использования клиентом электронного средства платежа по инициативе оператора по переводу денежных средств, оператор по переводу денежных средств обязан в день такого приостановления или прекращения в порядке, установленном договором, предоставить клиенту информацию о приостановлении или прекращении использования электронного средства платежа с указанием причины такого приостановления или прекращения.

23.01.2019

Законопроектом предлагается внести изменения в УПК РФ в части оформления и представления заявления о явке с повинной или оформления соответствующего протокола только в присутствии защитника. В случае принятия заявления о явке с повинной или оформления соответствующего протокола без участия защитника должны применяться средства видеозаписи хода сообщения лица о совершенном им преступлении.

18.01.2019

Законопроект подготовлен с целью создания законодательных предпосылок для затруднения приобретения в первую очередь алкогольной, но также и табачной продукции. Предлагается установить федеральным законом, что розничная торговля алкогольной и табачной продукцией может осуществляться исключительно в специализированных магазинах, в которых, кроме названной продукции (и сопутствующих табаку товаров), не будет продаваться ничего.

Все статьи > Договор на оказание лоббистских услуг. Лоббизм как юридическая профессия (Панарина М.М.)

Договор на оказание лоббистских услуг. Лоббизм как юридическая профессия (Панарина М.М.)

Дата размещения статьи: 02.02.2019

Договор на оказание лоббистских услуг. Лоббизм как юридическая профессия (Панарина М.М.)

На современном этапе развития система нормотворчества находится в определенной динамике. Констатация данного обстоятельства способствует факту появления новых правовых институтов, характерных для общественных отношений современности и правовых средств, опосредующих возможность функционирования таковых. К одному из таких новых правовых средств можно отнести договор между лицом, заинтересованным в принятии того или иного закона, и юридической фирмой на оказание лоббистских услуг по написанию и продвижению соответствующего законопроекта.
"Лоббизм" является неоднозначной в правовом значении категорией. С одной стороны, он является неявной формой воздействия на власть для достижения определенной цели. С другой стороны, институт лоббизма позволяет (своеобразным образом) выявлять общественные потребности, мнение людей и организаций по различным вопросам общественной жизни. Он позволяет осуществлять контроль над функционированием публичной власти <1>.
--------------------------------
<1> Любимов А.П. История лоббизма в России. М.: Либеральная миссия, 2005. С. 11.

Узаконивание лоббизма власти активно обсуждают с начала прошлого десятилетия. Еще в 2003 г. Госдума отклонила проект закона "О лоббистской деятельности" <2>, внесенный Ириной Хакамадой, Борисом Немцовым и Борисом Надеждиным. Ключевым в рамках правового регулирования лоббизма стало, безусловно, закрепленное в проекте определение лоббистской деятельности <3>. Под ней понимались любые контакты с государственными органами федерального уровня, осуществляемые в целях воздействия на принятие законов и решений <4>. Интересно отметить, что в данном проекте рассматривалась дефиниция лоббиста, необходимость лицензирования его деятельности, "клиента" - третьего лица, в интересах которого осуществляется лоббистская деятельность. Очевидно, что инициаторы законопроекта желали закрепить на правовом уровне стандартную схему отношений в сфере лоббистской деятельности, объединяющей клиента, лоббиста и государственный орган.
--------------------------------
<2> URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=PRJ&n=29107#03450691321566026.
<3> Ильичева Л.Е. Институционализация лоббизма в политическом процессе современной России: становление, приоритеты развития: Автореф. дис. ... д-ра полит. наук. М., 2002.
<4> Проект федерального закона "О регулировании лоббистской деятельности в федеральных органах государственной власти" // Государство и право. 1998. N 1.

Вопрос о создании такого правового средства, как договор на оказание лоббистских услуг, возник в связи с публикацией и раскрытием подробностей закупки юридических услуг, направленных на правку законов ВТБ банком <5>. Сведения о закупке ВТБ "юридических услуг по сопровождению обсуждения и принятия... поправок в целях совершенствования законодательства" опубликованы в Единой информационной системе закупок. Сделка стоимостью 46,5 млн руб. осуществлена по закону о закупках госкомпаний у "единственного контрагента" - адвокатского бюро "Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры" (далее - ЕПАМ). Изменить законодательство ВТБ хотел бы в части, связанной с банковскими гарантиями при госзакупках, а также с заключением, исполнением и расторжением контрактов. Сам текст поправок готовило ЕПАМ - по договору с банком 2017 г. за 3,6 млн руб.
--------------------------------
<5> URL: http://zakupki.gov.ru/223/purchase/public/purchase/info/commoninfo.html?regNumber=31806668279.

Понятно, что во многих крупных компаниях существуют юристы и адвокаты, которые занимаются лоббизмом. Так, страховые компании отслеживают свой "профильный" Федеральный закон от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - ОСАГО), сотовые операторы - "О связи", но деятельность таких юристов и адвокатов не имеет правовой регламентации. К сожалению, сейчас не существует системы регистрации лоббистских фирм, не определены основные принципы их деятельности.
Лоббистами чаще всего на практике являются консалтинговые фирмы различной организационно-правовой формы и некоммерческие организации с широким спектром работы (организация PR-компаний, маркетинговые, политические исследования, мониторинги социально-политической обстановки в различных сферах общественной жизни) <6>. Крупные коммерческие организации (например, Газпром, Лукойл, МРСК-холдинг) имеют в своей структуре специальные подразделения по взаимодействию с органами публичной власти: они и занимаются лоббированием и функционируют на основе учредительных документов коммерческой организации. Деятельность таких подразделений часто становится предметом дискуссий и поводом для обвинения в незаконной деятельности или в лоббизме, тормозящем законодательные инициативы других государственных органов и организаций. Об этом, в частности, заявил глава Федеральной антимонопольной службы (далее - ФАС), указав, что "известные лоббисты и прежде всего "Газпром"... предприняли усилия для того, чтобы законодательные инициативы в отношении изменения законодательства по повышению прозрачности госзакупок не прошли" <7>. Как нам кажется, наличие критериев оценки деятельности лоббистов снизило бы напряженность в этой сфере.
--------------------------------
<6> Консалтинговое агентство "Румянцев и партнеры". URL: http://www.rumyantsevconsulting.ru/; Центр по изучению проблем взаимодействия бизнеса и власти. URL: http://www.lobbying.ru/; Первая российская PR-компания "Никколо М". URL: http://nikkolom.ru/; Юридическая фирма "Гольцблат ПЛБ". URL: http://www.gblplaw.ru/.
<7> URL: https://www.kommersant.ru/doc/2927630.

Помимо указанных организаций российская модель взаимоотношений бизнеса и власти допускает признание в качестве лоббистов союзы (ассоциаций) коммерческих организаций, а также саморегулируемых организаций. Предпосылки для этого можно найти в Законах о некоммерческих организациях, об экспертной деятельности, о саморегулируемых организациях, о Торгово-промышленной палате.
Деятельность лоббистов близка к институту адвокатуры. В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ" (в ред. от 02.07.2013) (далее - Закон N 63-ФЗ) адвокатура является профессиональным сообществом адвокатов и как институт гражданского общества не входит в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления <8>. Согласно п. 2 ст. 2 Закона N 63-ФЗ адвокат представляет интересы доверителя в органах государственной власти. С точки зрения организационно-правовой формы адвокатура является негосударственной, общественной организацией. Но адвокатура отличается от других правозащитных организаций тем, что адвокатское сообщество должно предъявлять к своим членам повышенные профессиональные и квалификационные требования, а его органы управления - осуществлять контроль над деятельностью своих членов.
--------------------------------
<8> Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ" (в ред. от 02.07.2013) // СПС "КонсультантПлюс".

Стоит разобрать содержание договора на оказание лоббистских услуг.
Предмет договора об оказании лоббистской услуги. Между лоббистом и клиентом, желающими повлиять на принятие публично-властных решений, заключаются договоры в соответствии с Гражданским кодексом РФ (чаще всего это договор на оказание услуг).
Формы продвижения частных интересов во власти: а) получение информации от государственных органов для оценки прохождения законопроекта и проекта иного публично-властного решения; б) подготовка проекта какого-либо нормативно-правового акта; в) анализ рисков для клиента тех или иных поправок; г) продвижение законопроекта (содействие выходу поручений и распоряжений, инициирование публичных слушаний, общественных обсуждений); д) подготовка и продвижение экспертного заключения на законопроект (инициирование создания экспертных советов нужной тематики); е) пропаганда и продвижение позиции клиента по законодательству.
В целом цивилизованный открытый лоббизм вполне приемлем. При принятии законов законодатель не только может, но и должен прислушиваться к голосам тех, чьи интересы закон затронет. Эти затронутые потенциальным законом лица ("клиенты" по проекту) вполне могут нанимать профессиональных юристов и экспертов для того, чтобы они представляли их интересы при общении с законодателем. Важными, считаю, являются следующие моменты: а) чтобы все знали, что то или иное лицо, публично или непублично отстаивающее те или иные поправки в законы, является лоббистом и получает гонорар за это от клиента; б) законодатель сохранял объективность в этом вопросе. Большим вопросом в этом плане является гонорар успеха в лоббистском контракте. Если мы посмотрим на опыт развития института лоббизма в США, то Верховный суд США запрещал такие гонорары, но тогда он в принципе запрещал лоббизм как таковой. Но впоследствии этот запрет был снят, этот сектор перешел в легальную плоскость <9>.
--------------------------------
<9> Why a Federal Contingency Fee Lobbying Prohibition Is Consistent with First Amendment Freedoms, 58 Vand. L. Rev. 1885 (2005).

Нет сомнения в том, что легализация лоббистской деятельности решит много проблем, станет серьезным шагом к становлению и развитию гражданского общества. Поэтому верным будет вывод, что развитие лоббизма должно быть институализированным в определенных правовых нормах, в совершенствовании механизмов лоббистской деятельности и ее функций.
Основные задачи в этой области:
1) добиться специального регулирования в области заключения договора на оказание лоббистских услуг;
2) необходимо разделить представительство общественных интересов от интересов бизнес-сообщества;
3) создать реестр лоббистов;
4) важно учесть также и зарубежный опыт (США, Германия).

Литература

1. Ильичева Л.Е. Институализация лоббизма в политическом процессе современной России: становление, приоритеты развития: Дис. ... д-ра полит. наук / Л.Е. Ильичева. М., 2002. 435 с.
2. Любимов А.П. История лоббизма в России / А.П. Любимов. М.: Либеральная миссия, 2005. 204 с.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:
↑