• Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных

Последние новости:
19.04.2019

Законопроектом "О внесении изменения в статью 217 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" предлагается установить, что суммы материальной помощи, не превышающие 4 000 рублей в год, выплачиваемые организацией, осуществляющей образовательную деятельность по основным профессиональным образовательным программам, студентам, аспирантам, адъюнктам, ординаторам и ассистентам-стажерам освобождаются от налогообложения.

08.04.2019

Законопроект "О жилищных субсидиях многодетным семьямнаправлен на улучшение демографической структуры современного российского общества и социально-экономического состояния государства. Кроме того, его принятие будет способствовать развитию сельской местности на территории России, что является немаловажным моментом на фоне сегодняшней урбанизации, то есть процесса роста городов, в связи с чем повышения удельного веса городского населения, возрастания роли городов во всех сферах жизни общества и преобладание городского образа жизни над сельским на всей территории страны.

30.03.2019

Законопроект направлен на установление новеллы, которая позволит обеспечить и защитить права и интересы вкладчиков, оказавшихся жертвами недобросовестных кредитных организаций, которые не включили указанных вкладчиков - физических лиц в реестр вкладчиков по различным причинам. Десятки тысяч добросовестных граждан нашей страны, лишившихся зачастую последних средств к существованию, будут иметь дополнительные гарантии защиты своих прав и могут быть уверены, что государство защитит их интересы и сбережения.

Все статьи > Социальное обеспечение сотрудников Следственного комитета Российской Федерации как условие эффективного выполнения возложенных на них задач и функций (вопросы конституционно-правового регулирования) (Волчанская А.Н., Худяков А.В.)

Социальное обеспечение сотрудников Следственного комитета Российской Федерации как условие эффективного выполнения возложенных на них задач и функций (вопросы конституционно-правового регулирования) (Волчанская А.Н., Худяков А.В.)

Дата размещения статьи: 13.03.2019

Социальное обеспечение сотрудников Следственного комитета Российской Федерации как условие эффективного выполнения возложенных на них задач и функций (вопросы конституционно-правового регулирования) (Волчанская А.Н., Худяков А.В.)

Конституция РФ <1> в ч. 1 ст. 7 провозгласила Российскую Федерацию социальным государством, "политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека". Это означает, что Российская Федерация возложила на себя обязанность проводить социальную политику в отношении своих граждан. В этой связи нельзя не согласиться с мнением В.И. Шарина, который отмечает, что "социальная политика представляет собой сложную систему общественных взаимосвязей и взаимоотношений, цель которых - общество, человек, их стабильность, социальная устойчивость и благосостояние" <2>.
--------------------------------
<1> Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // СЗ РФ. 2014. N 31. Ст. 4398.
<2> Шарин В.И. Основы социальной политики и социальной защиты. М.: Инфра-М, 2016. С. 12.

С одной стороны, в данных взаимоотношениях государство выступает доминирующим субъектом, который обязуется обеспечить гарантируемый уровень жизни своих граждан и их социальную безопасность. С другой - каждый гражданин Российской Федерации обладает правом на достойный уровень жизни, который должен обеспечиваться государством в соответствии с правовым статусом индивида. Л.Д. Воеводин справедливо отмечает, что "основы правового положения человека и гражданина должны быть сконструированы государством с таким расчетом, чтобы обеспечить простор для жизни и деятельности каждому находящемуся в стране человеку" <3>.
--------------------------------
<3> Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России. М.: Изд-во МГУ: Инфра-М-Норма, 1997. С. 29.

В теории конституционного права на основании объема прав и обязанностей каждого индивида, а также в соответствии с социальным положением лиц выделяют: конституционный (общий), отраслевой, специальный и индивидуальный правовой статус <4>. Конституционный (общий) правовой статус личности включает в себя права, свободы, обязанности и гарантии, закрепленные как в Конституции - Основном Законе государства, так и в соответствующих общепризнанных нормах международного права. Отраслевой статус - это такое правовое положение человека и гражданина, которое связано с какой-либо из отраслей права. Еще один статус - специальный - определяет особое положение отдельных категорий граждан или лиц, которые занимают отличительное положение в определенной сфере, который направлен на возможность выполнения ими специальных функций. Индивидуальный статус, в зависимости от пола, возраста, семейного положения, должности, трудового стажа и т.п., отражает конкретику отдельного лица и представляет собой набор персонифицированных прав и обязанностей личности.
--------------------------------
<4> Умнова И.А., Алешкова И.А., Андриченко Л.В. Конституционное право России. М.: Юрайт, 2016. Т. 2: Особенная часть. С. 13.

В зависимости от особенностей правового статуса той или иной категории лиц, выраженных, как правило, в специальной, присущей только данной группе системе прав и обязанностей, государство гарантирует ту или иную степень социальной защищенности, предоставляя определенный перечень льгот и привилегий, закрепленных в соответствующих нормативных правовых актах.
Служба в Следственном комитете Российской Федерации (далее также - СК России) является особым видом государственной службы, что свидетельствует о наличии у его сотрудников специального правового статуса.
В соответствии с Положением о СК России <5> и Законом о СК России <6> СК России является федеральным государственным органом, осуществляющим полномочия в сфере уголовного судопроизводства. Одной из наиболее важных, на наш взгляд, задач, возложенных на СК России, является оперативное и качественное расследование преступлений, которые, в соответствии с нормами УПК РФ, находятся в его подследственности.
--------------------------------
<5> Указ Президента РФ от 14.01.2011 N 38 "Вопросы деятельности Следственного комитета Российской Федерации" (вместе с Положением о Следственном комитете Российской Федерации) // СЗ РФ. 2011. N 4. Ст. 572.
<6> Федеральный закон от 28.12.2010 N 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации" // СЗ РФ. 2011. N 1. Ст. 15.

Правовой статус сотрудников СК России определен Законом о СК России. Так, в соответствии со ст. 15 сотрудником СК России является гражданин Российской Федерации, который исполняет свои обязанности по замещаемой должности федеральной государственной службы и которому в соответствии со ст. 20 вышеуказанного Закона присвоено специальное звание. Кроме того, ст. 17 этого же Закона содержит отсылочные нормы к иным федеральным законам, предусматривающим дополнительные ограничения и запреты, а также устанавливающим обязанности, распространяющиеся на сотрудников Следственного комитета.
Особенности правового статуса сотрудника СК России заключаются прежде всего в том, что они, во-первых, сопряжены с различного рода ограничениями и запретами, связанными с прохождением службы. Так, в соответствии с ч. 5 ст. 5 Закона о СК России сотрудники не вправе совмещать свою основную деятельность с иной деятельностью на возмездной основе, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности. Однако не каждый сотрудник СК России имеет склонность к официально разрешенным видам деятельности, и даже те, кто хочет и может этим заниматься, часто не могут реализовать это право из-за ненормированного рабочего дня и повышенной загруженности по службе.
Кроме того, на основании п. п. 2.6.4 и 2.6.5 Приказа СК РФ <7> право на отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет предоставляется сотрудникам СК России только женского пола. Мужчины - сотрудники СК России, воспитывающие ребенка совместно с матерью, такого права не имеют, что, безусловно, является ограничением конституционного и трудового права лиц мужского пола <8>.
--------------------------------
<7> Приказ СК РФ от 15.08.2016 N 79 "Об утверждении Инструкции о порядке предоставления отпусков сотрудникам, федеральным государственным гражданским служащим и работникам Следственного комитета Российской Федерации" // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru. 28.10.2016.
<8> Обзор судебной практики рассмотрения судами дел по спорам, связанным с прохождением службы федеральными государственными служащими (сотрудниками органов внутренних дел, сотрудниками органов уголовно-исполнительной системы, сотрудниками Следственного комитета Российской Федерации, сотрудниками иных органов, в которых предусмотрена федеральная государственная служба, утвержден Президиумом Верховного Суда РФ 15 ноября 2017 г.

Во-вторых, к личным и профессиональным качествам сотрудника СК России предъявляются особые, повышенные требования. Так, на основании ст. 16 Закона о СК России сотрудниками могут быть только граждане РФ, имеющие высшее юридическое образование, с высокими профессиональными и моральными качествами, признанные годными по состоянию здоровья выполнять возлагаемые на них обязанности, связанные со служебной деятельностью <9>. Кроме того, Закон о СК России устанавливает целый ряд ограничений, препятствующих принятию на службу. К ним можно отнести наличие у кандидата: недееспособности (ограниченной дееспособности), судимости (снятой или погашенной), проблем с соблюдением законодательства РФ, определенных заболеваний, препятствующих осуществлению служебных обязанностей, а также если он не соблюдал ограничения и не исполнял обязанности, установленные Федеральным законом от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" <10> и др.
--------------------------------
<9> СЗ РФ. 2011. N 1. Ст. 15.
<10> Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru.

С целью определения соответствия замещаемой должности и уровня квалификации сотрудник СК России не реже одного раза в пять лет проходит очередную аттестацию <11>, на основании которой аттестационная комиссии может принять решение: о соответствии, неполном соответствии или несоответствии сотрудником СК России занимаемой должности <12>.
--------------------------------
<11> Федеральный закон от 28.12.2010 N 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации".
<12> Приказ СК России от 14.01.2016 N 4 "Об утверждении Положения об аттестационных комиссиях Следственного комитета Российской Федерации" // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2016. N 14.

Вместе с тем согласно Кодексу этики и служебного поведения федеральных государственных служащих Следственного комитета Российской Федерации <13> каждый сотрудник СК России обязан: быть образцом борьбы с нарушением закона, верным служебному долгу; соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина, а также государственные и общественные интересы; не допускать в служебной деятельности бюрократизм, формализм, высокомерие, неуважительное отношение к законным обращениям граждан, проявлять корректное и внимательное отношение с гражданами <14>.
--------------------------------
<13> Кодекс этики и служебного поведения федеральных государственных служащих Следственного комитета Российской Федерации, утв. Председателем Следственного комитета РФ А.И. Бастрыкиным 11 апреля 2011 г. URL: https://sledcom.ru (дата обращения: 19.05.2018).
<14> Апелляционное определение Московского городского суда от 10.05.2018 по делу N 33-19427/2018 // СПС "КонсультантПлюс".

В-третьих, на сотрудника СК России возложены дополнительные обязанности, выраженные в осуществлении специфической деятельности и обусловленные функциями, задачами и принципами СК России.
В связи с вышеназванными обязанностями, ограничениями и запретами сотрудникам СК России предоставляются особые гарантии социального обеспечения <15>. Достойное материальное обеспечение является одной из таких гарантий, основой которого является денежное содержание сотрудника СК России.
--------------------------------
<15> Федеральный закон от 28.12.2010 N 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации".

Материальное обеспечение сотрудников СК России состоит из оклада по занимаемой должности и специальных доплат: за специальное звание, выслугу лет, особые условия службы, сложность, напряженность и высокие достижения в службе и некоторых других.
Одним и ключевых показателей денежного содержания сотрудников СК России является должностной оклад, который устанавливается Правительством РФ <16>.
--------------------------------
<16> Постановление Правительства РФ от 20.06.2011 N 481 "Об установлении должностных окладов сотрудников Следственного комитета Российской Федерации, в том числе военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации, по штатным должностям которых предусмотрено присвоение специальных (воинских) званий" // СПС "КонсультантПлюс".

Доплата за специальное звание производится ежемесячно и устанавливается в процентном отношении к должностному окладу сотрудника СК России в размере: младший лейтенант юстиции - 15%, до полковника юстиции - 21% (с градацией 1%) и от генерал-майора юстиции - 23% до генерала юстиции РФ - 30% (с градацией 2%).
Надбавка за выслугу лет выплачивается в размере 20 - 70% должностного оклада, а надбавка за сложность и напряженность и высокие достижения службы - в размере до 50% должностного оклада, доплата за ученое звание и ученую степень - 5% должностного оклада (кандидат наук или доцент) и 10% должностного оклада (доктор наук или профессор), звания "Заслуженный юрист", "Почетный сотрудник Следственного комитета" - 10% оклада по должности и доплаты по специальному званию.
Кроме того, сотрудникам СК России выплачивается квартальная премия, премия по итогам работы за год и материальная помощь не менее двух окладов денежного содержания в год, а также при наличии экономии фонда оплаты труда может оказываться материальная помощь в связи с особыми жизненными обстоятельствами (смерть близких родственников, несчастный случай, необходимость восстановления утраченного здоровья, рождение ребенка, заключение брака и иные случаи) <17>.
--------------------------------
<17> Приказ СК России от 08.08.2016 N 71 "Об утверждении Положения о порядке выплаты премий по итогам службы за квартал и за год и оказания материальной помощи сотрудникам Следственного комитета Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс".

Согласно Закону о СК России сотрудникам, которые замещают отдельные должности, установлено ежемесячное денежное поощрение. Количество дополнительных окладов варьируется в зависимости от должности и составляет от 1 до 5 окладов.
Сотрудникам СК России, проходящим службу и имеющим выслугу не менее 20 лет и право на предусмотренное Законом о СК России пенсионное обеспечение, выплачивается ежемесячная надбавка к денежному содержанию в размере 50% пенсии, которая могла быть им назначена.
Однако несмотря на существование перечисленных доплат, уровень материального обеспечения сотрудников подразделений является недостаточным. В связи с этим хотелось бы обратить внимание на некоторые важные вопросы, которые, на наш взгляд, позволили бы улучшить материальное обеспечение сотрудников СК России:
1. Доплата за специальное звание выплачивается в процентном отношении от величины должностного оклада. При этом ее градация в 1 - 2% недостаточно эффективно влияет на увеличение денежного содержания в зависимости от присвоения звания. Думается, что для улучшения стимулирующей составляющей данной надбавки необходимо либо увеличить градацию между званиями минимум на 5%, либо на этом же уровне установить фиксированный размер доплаты за каждое специальное звание.
2. Правовое регулирование выплаты надбавки за сложность, напряженность и высокие достижения в службе требует конкретизации: уточнить, в каких случаях и за что данная надбавка выплачивается в максимальном размере, а в каких случаях ее размер снижается. Нормативно закрепить случаи, когда такая надбавка не выплачивается. Это позволит исключить произвольное толкование данной нормы правоприменителем, а сотрудники обретут возможность четких ориентиров для улучшения показателей своей служебной деятельности и получения более высокой заработной платы.
3. Вводя в 2011 г. в систему оплаты сотрудников СК России ежемесячное денежное поощрение, Закон о СК России учитывал лишь должности, существовавшие на момент его принятия. Позже в системе СК России появились новые учреждения и соответственно должности, не указанные в данном Законе. Так, например, в нем нет должностей сотрудников высших учебных заведений СК России, что лишает профессорско-преподавательский состав возможности получать эту доплату, хотя это могло стать серьезным подспорьем и стимулированием их профессиональной деятельности.
4. Города Москва и Санкт-Петербург являются субъектами с более высоким прожиточным минимумом в сравнении с другими регионами России, поэтому для сотрудников СК России необходимо установить вид надбавки, которая способствовала бы выравниванию данных уровней в субъектах. Вариантом решения этой проблемы может явиться установление специальной надбавки к должностному окладу за службу в регионах с повышенным прожиточным минимумом. Так, например, сотрудники ОВД, проходящие службу в Москве и Санкт-Петербурге, получают такую надбавку в размере 65% к должностному окладу <18>.
--------------------------------
<18> Приказ МВД России от 25.07.2017 N 522 "Об утверждении Перечня должностей сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, при замещении которых выплачивается ежемесячная надбавка за особые условия службы, и размеров надбавки по этим должностям" // СЗ РФ. 2011. N 51. Ст. 7532.

5. Ежемесячная надбавка к денежному содержанию в размере 50% пенсии, которая могла быть назначена сотруднику, входит в структуру заработной платы. Следовательно, из нее вычитается подоходный налог в размере 13%. Фактически данная надбавка составляет примерно 43%, что снижает уровень материального обеспечения сотрудников СК России. Решением данной проблемы может быть либо увеличение размера данной надбавки, либо выплата ее в виде пенсии, не подлежащей налоговому обложению.
6. Важным вопросом обеспечения социальных гарантий является оплата временной нетрудоспособности сотрудников СК России. В связи с отсутствием специального правового регулирования данного вопроса на сотрудников СК России распространяются общие правила, изложенные в общем трудовом законодательстве <19>. На наш взгляд, оплату временной нетрудоспособности сотрудников СК России следует осуществлять по правилам, установленным для сотрудников иных правоохранительных и специальных органов (Следственного департамента МВД России, ФСБ России, ФСИН России, Росгвардии), суть которых сводится к освобождению сотрудников от служебных обязанностей на время временной нетрудоспособности с 100%-ной выплатой денежного довольствия.
--------------------------------
<19> Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ; Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" // СЗ РФ. 2007. N 1 (ч. I). Ст. 18.

Другим немаловажным вопросом, влияющим на качество социальных гарантий, является обеспечение сотрудников СК России жилыми помещениями. В соответствии с Приказом СК России <20> "за сотрудниками, состоявшими на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях (служебных жилых помещениях) в период службы в Следственном комитете при прокуратуре Российской Федерации или Следственном комитете, сохраняется право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты или жилых помещений в собственность".
--------------------------------
<20> Приказ СК РФ от 10.07.2018 N 70 "Об утверждении Порядка принятия сотрудников Следственного комитета Российской Федерации на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений или жилых помещений в собственность" // СПС "КонсультантПлюс".

Данный Приказ стал продолжением поправок, внесенных в Закон о СК (ст. 35.1 "Обеспечение сотрудников Следственного комитета жилыми помещениями"). Однако он так и не решил ряд существующих в этой сфере проблем. В частности, остается неурегулированным вопрос о праве получения служебного жилья в собственность. Сегодня Закон предоставляет работодателю право передать такое помещение в собственность. В данном случае следует отметить, что это именно право, а не обязанность <21>. Все обращения по данным вопросам в Конституционный Суд РФ заканчиваются определениями, согласно которым "право граждан на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения не имеет конституционного закрепления и не подпадает под характеристики основных прав и свобод человека и гражданина, оно появляется, существует и реализуется как субъективное право конкретного физического лица, занимающего на правах нанимателя жилое помещение в государственном или муниципальном жилищном фонде" <22>.
--------------------------------
<21> Волчанская А.Н. Проблемы российской правовой политики в жилищной сфере // Юридический мир. 2017. N 7. С. 52 - 55.
<22> См.: Определение Конституционного Суда РФ от 19.07.2016 N 1528-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы граждан Алиевой А.Ф. и Алиевой Е.Ю. на нарушение конституционных прав и конституционных прав несовершеннолетнего ребенка частью 2 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации"; Определение Конституционного Суда РФ от 27.01.2011 N 108-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Латыпова К.Е. на нарушение его конституционных прав отдельными положениями постановлений Правительства Российской Федерации".

Следует отметить, что закрепление специального правового статуса той или иной категории лиц на законодательном уровне, как правило, осуществляется с закреплением соответствующих правовых гарантий их социального обеспечения <23>.
--------------------------------
<23> Федеральный закон от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих"; Федеральный закон от 19.07.2011 N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс".

Думается, что улучшить социальное обеспечение сотрудников СК России можно путем либо внесения изменений в Федеральный закон о СК России, либо разработки и принятия самостоятельного федерального закона о социальных гарантиях сотрудникам СК России, с последующим принятием единого ведомственного нормативного акта СК России, касающегося реализации социальных гарантий и выплаты денежного довольствия сотрудникам. Аналогичные нормативные акты существуют в некоторых правоохранительных органах <24>.
--------------------------------
<24> Приказ МВД России от 31.01.2013 N 65 "Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел"; Приказ Министра обороны от 30.12.2011 N 2700 "Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил РФ"; Приказ Федеральной службы исполнения наказаний от 27.05.2013 N 269 "Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников уголовно-исполнительной системы, Порядка выплаты премий за добросовестное выполнение служебных обязанностей сотрудникам уголовно-исполнительной системы и Порядка оказания материальной помощи сотрудникам уголовно-исполнительной системы" // СПС "КонсультантПлюс".

Принятие федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам Следственного комитета Российской Федерации", несомненно, повысит престиж службы в данном органе, сделает ее более привлекательной для граждан, готовых связать свою судьбу с защитой закона и справедливости в нашем государстве.

Библиография

1. Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России. М.: Изд-во МГУ; Инфра-М-Норма, 1997. 320 с.
2. Волчанская А.Н. Проблемы российской правовой политики в жилищной сфере // Юридический мир. 2017. N 7. С. 52 - 55.
3. Умнова И.А., Алешкова И.А., Андриченко Л.В. Конституционное право России. М.: Юрайт, 2016. Т. 2: Особенная часть. 439 с.
4. Шарин В.И. Основы социальной политики и социальной защиты. М.: Инфра-М, 2016. 383 с.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:
↑