• Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных

Последние новости:
03.09.2019

Законопроект "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О противодействии коррупции" призван устранить сложившуюся правовую неопределенность в сфере бюджетного законодательства, предусматривающего зачисление конфискованных денежных средств, полученных в результате совершения коррупционных правонарушений. Между тем, само понятие "коррупционное правонарушение" в настоящее время отсутствует в законодательстве.

21.08.2019

Принятие законопроект "О внесении изменений в статью 2.6.1 КоАП РФ" позволит владельцу автомобиля своевременно получить информацию о совершенном правонарушении водителем его транспортного средства, освободиться от ответственности согласно ч. 2 ст. 2.6.1 КоАП РФ, воспользоваться возможностью уплаты административного штрафа со скидкой предусмотренной ст. 32.2 КоАП РФ, своевременно выявлять несанкционированное использование регистрационного знака своего автомобиля другим транспортным средством.

14.08.2019

Целью законопроекта является устранение правовой коллизии между Федеральным законом "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" и бюджетным законодательством. Его реализация позволит избежать споров о необходимости использования специального банковского счета в соответствии с Федеральным законом.

Все статьи > Правовые основы приватизации и ее регламентации в праве Российской Федерации и Республики Таджикистан (Шукурова К.Б.)

Правовые основы приватизации и ее регламентации в праве Российской Федерации и Республики Таджикистан (Шукурова К.Б.)

Дата размещения статьи: 20.08.2019

Правовые основы приватизации и ее регламентации в праве Российской Федерации и Республики Таджикистан (Шукурова К.Б.)

Компаративистский метод научного анализа является основным при исследовании регламентации определенных отношений различными правовыми системами. Один из основоположников компаративистики в российском праве писал: "Всякий закон тем совершеннее или несовершеннее, чем ближе он подходит к правосудию или отходит от оного... Но по многим причинам случается, что ни в каком государстве все решения законов не согласуются точно с правилами, которые бы природный смысл о правосудии предписывал" <1>. Компаративистский подход к исследованию правовых явлений и в настоящее время является весьма актуальным <2>.
--------------------------------
<1> Артемьев А.А. Краткое начертание римских и российских прав с показанием купно обоих равномерно как и чиноположения оных историй. М.: При Императорском университете, 1777. С. 5.
<2> Чернявский А.Г. Фундаментальные основы права: Компаративистика в юриспруденции. М.: Юстиция, 2019.

Приватизация государственного имущества как в Российской Федерации, так и в Республике Таджикистан является средством экономической политики, оказывающим воздействие на социальные институты, экономическую структуру и перспективы развития экономики независимо от их масштабов. Цели приватизации могут быть разными, и они определяются состоянием экономической системы вообще и правовыми подходами к понятию и содержанию права собственности в частности. Рассмотрение теоретических основ собственности и права собственности выходит за рамки настоящей работы; отметим интерес доктрины к данной проблематике <3>.
--------------------------------
<3> Алексеев С.С. Право собственности. Проблемы теории. 3-е изд. М.: Норма; Инфра-М, 2010; Бибиков А.А. Правовые проблемы реализации государственной собственности. Иваново: ИГУ, 1992; Васильева Н.В. Публичные доходы в Российской Федерации: финансово-правовой аспект: Монография / Под ред. Е.Ю. Грачевой. М.: НОРМА, 2017; Зайцев В.В., Муртазакулов Д.С., Рыбаков В.А., Зайцев О.В. Право собственности крестьянского (фермерского) хозяйства: методологические и доктринальные аспекты (опыт России и Таджикистана). Душанбе: Эр-граф, 2015; Исмаилов Ш.М. Особенности государственной регистрации недвижимости и прав на нее в Таджикистане // Предпринимательское право. 2016. N 1; Камышанский В.П. Актуальные проблемы права собственности: Учеб. пособие. Краснодар, 2008; Крейчман Ф. Демократизация форм собственности как основа преобразований // ЭКО. 2000. N 2; Курбонализода Н.Ш. Некоторые проблемы права собственности граждан Таджикистана // Правовая жизнь. 2018. N 2; Пилецкий А.Е. Теоретические проблемы правового статуса предприятия в социально-экономической системе государства. Самара, 2001; Станекзай Насруллах, Гаюров Ш.К. Собственность // Правовая жизнь. 2017. N 1.

Проблема целей приватизации во многом определяет направленность правовой регламентации приватизационных процессов. В качестве целей доктрина выделяет наполнение бюджета публично-правового образования <4>, оздоровление публичных финансов <5>, сохранение рабочих мест либо характера производства <6>, способ управления имуществом, принадлежащим публично-правовому образованию <7>, создание условий для развития инновационного процесса <8>, повышение экономической эффективности как вышедшего из публичной собственности имущества, так и оставшегося в ней <9>.
--------------------------------
<4> Елагин Р.И. Правовое регулирование приватизационных процессов государственных и муниципальных предприятий в РФ. М., 2010. С. 67.
<5> Казна и бюджет / Р.Е. Артюхин, А.В. Богданова, Ю.В. Гинзбург и др.; отв. ред. Д.Л. Комягин. М.: Наука, 2014. С. 205.
<6> Кирпичев А.Е. Предпринимательские обязательства в публичном секторе экономики: Монография. М.: РГУП, 2017. С. 127.
<7> Кондратьев В.А. Конкурс как форма торгов: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2017. С. 172; Трофимова Г.А. Конституционно-правовая ответственность публично-правовых субъектов: деликты общего характера // Конституционное и муниципальное право. 2018. N 6. С. 5.
<8> Лисицын-Светланов А.Г. Развитие науки "энергетическое право" в России // Энергетическое право. 2015. N 2. С. 12.
<9> Мозолин В.П. Восемь лет спустя // Законодательство и экономика. 2012. N 10. С. 7.

Иные цели преследует приватизация такого особого объекта, как жилое помещение. Безусловно, "приватизация жилья на постсоветском пространстве является особым, уникальным инструментом экономической политики. Она существенным образом отличается от приватизации в традиционном понимании, поскольку не преследует классические цели приватизации - повышение эффективности управления публичным сектором экономики, обеспечение дополнительных источников поступления публичных доходов" <10>.
--------------------------------
<10> Козырин А.Н. Законодательство о приватизации жилых помещений в Республике Беларусь и Российской Федерации // Публично-правовые исследования. 2015. N 4. С. 2.

Исторически приватизация может происходить в двух основных вариантах, которые предопределяют последствия, конечную эффективность и масштабы ее проведения <11>. Первый вариант - это приватизация в капиталистической экономической системе. В доктрине процесс передачи государственной (муниципальной) собственности в частные руки именуют разгосударствлением, обратный процесс - национализацией или муниципализацией <12>.
--------------------------------
<11> Сухарев О.С. Институциональная теория приватизации-национализации активов // JOURNAL OF INSTITUTIONAL STUDIES (Журнал институциональных исследований). 2015. Т. 7. N 1. С. 59 - 78.
<12> Управление государственной и муниципальной собственностью: право, экономика, недвижимость и природопользование: Монография / А.И. Галкин, С.Г. Еремин, Г.М. Кадырова и др.; под ред. С.Е. Прокофьева, О.В. Паниной, С.Г. Еремина. М.: Юстицинформ, 2014. С. 33.

Как правило, основные цели приватизации по первому варианту - необходимость активизации частного сектора, стимулирование конкуренции для решения бюджетных проблем, реагирование на кризис или стагнацию в отдельных секторах экономики с высокой долей государственной собственности, снижение расходов государственного сектора управления, уменьшение потерь в секторе государственного управления, решение проблем структурных изменений управления в экономике, разработка отдельных стратегических отраслей, стимулирование инвестиционной активности.
Второй вариант осуществления процесса приватизации - это приватизация, проводимая в экономической системе, в определенный момент времени претерпевающей трансформацию, например при переходе от централизованного управления, сосредоточенного в руках государства, к рыночной экономике. В данном случае основной причиной приватизации становилась необходимость создания частного сектора и частного собственника <13>.
--------------------------------
<13> Сухарев О.С. Институциональная теория приватизации-национализации активов // JOURNAL OF INSTITUTIONAL STUDIES (Журнал институциональных исследований). 2015. Т. 7. N 1. С. 59 - 78.

В Российской Федерации и в Республике Таджикистан процесс приватизации развивается по второму варианту. Для обеспечения эффективного правового сопровождения этого процесса были приняты различные нормативные акты, направленные на ее надлежащее регулирование. Важно отметить, что законодательство в этих государствах на протяжении длительного периода характеризовалось своей нестабильностью, в том числе в силу противоборства различных политических сил, а также утилитарных потребностей.
По словам профессора В.П. Мозолина, с которыми невозможно не согласиться, в рамках "системной трансформации экономических и правовых отношений при переходе от социалистических форм собственности к капиталистическим, основанным на частной собственности на средства производства и предметы потребления, не удалось избежать ошибок, особенно в сфере приватизации, когда переход наиболее ценных средств производства в частные руки, прежде всего природных ресурсов, произошел по существу за бесценок с явным нарушением действующих в капиталистическом обществе экономических законов" <14>.
--------------------------------
<14> Мозолин В.П. Восемь лет спустя // Законодательство и экономика. 2012. N 10. С. 9.

Поскольку приватизация - процесс длящийся, то в целях недопущения повторения ошибок возникает необходимость анализа становления системы правового регулирования приватизации, проведение которого позволит рассмотреть сущность изучаемого явления в динамике его исторического развития, надлежащим образом выявить правовые проблемы, существующие в настоящее время, и определить тенденции их преодоления в Российской Федерации и Республике Таджикистан.
Анализ нормативных источников позволяет утверждать, что развитие приватизации в Российской Федерации существенным образом отличалось от развития аналогичного процесса в Республике Таджикистан, что обусловлено различными состояниями экономических систем указанных стран в начале процесса приватизации. Именно поэтому результаты приватизации и действующие нормативно-правовые модели приватизации в Российской Федерации и в Республике Таджикистан нуждаются в исследовании с целью дифференциации различных аспектов протекающего процесса приватизации.
Первое существенное отличие приватизации в рассматриваемых странах можно назвать темпоральным: процесс ее развития протекал в различные временные периоды, разными темпами.
Основы современной правовой модели приватизации в России начали формироваться во второй половине 80-х годов прошлого века и в доктринальных источниках получили характеристику "ползучей приватизации" <15>, "свободной приватизации" <16>, "ваучерной" <17> и "номенклатурно-бюрократической приватизации" <18>.
--------------------------------
<15> Приватизация по-российски / Под ред. А.Б. Чубайса. М.: Вагриус, 1999. 366 с.; Шапран В.С., Шапран Н.С. Стратегии андеррайтинга при IPO // Инвестиционный банкинг. 2007. N 1.
<16> Алексеев С.С. Право собственности. Проблемы теории. 3-е изд. М.: Норма: Инфра-М, 2010. 240 с.
<17> Грищенко Л.Л., Мартынов Д.В. Рейдерство как современная угроза интересам бизнеса // Безопасность бизнеса. 2018. N 3. С. 23; Коновалов А.В. Действие принципов права и их роль в формировании правопорядка // Lex russica. 2018. N 10. С. 9; Осипенко О.В. Информационные права акционеров: новеллы корпоративного законодательства // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2018. N 2. С. 82; Радыгин А.Д. Реформа собственности в России: на пути из прошлого в будущее. М., 1994. С. 155.
<18> История экономики СССР и России в конце XX века (1985 - 1999) / Под общ. ред. А.А. Клишаса. М.: Издательство МГУ, 2011. 272 с.

Правовой базой данного этапа приватизации являлся Указ Президента РФ от 14 августа 1992 г. N 914 "О введении в действие системы приватизационных чеков в Российской Федерации" <19>.
--------------------------------
<19> Указ Президента РФ от 14 августа 1992 г. N 914 "О введении в действие системы приватизационных чеков в Российской Федерации" // Российская газета. 1992. N 191. 27 августа.

В указанный период времени процессы приватизации в России уже начали де-факто складываться, что отмечается учеными <20>.
--------------------------------
<20> Публичные финансы и финансовое право: Сб. науч. трудов к 10-летию кафедры финансового права Высшей школы экономики / Р.Е. Артюхин, Ю.В. Гинзбург, Ю.В. Гинзбург и др.; под ред. А.Н. Козырина. М.: НИУ ВШЭ, 2012. 674 с.

Закон РСФСР от 3 июля 1991 г. N 1531-1 "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР" <21> закрепил легальное определение приватизации и ее цели. Наряду с этим документом правовая регламентация приватизации устанавливалась положениями Закона РСФСР от 24 декабря 1990 г. N 443-1 "О собственности" <22>, Закона РСФСР от 25 декабря 1990 г. N 445-1 "О предприятиях и предпринимательской деятельности" <23>, Постановления от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" <24>.
--------------------------------
<21> Федеральный закон от 21.12.2001 N 178-ФЗ (ред. от 06.03.2019) "О приватизации государственного и муниципального имущества" // Собрание законодательства РФ. 28.01.2002. N 4. Ст. 251.
<22> Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР. 1990. N 30. Ст. 416. Утратил силу в связи с изданием Федерального закона от 30.11.1994 N 52-ФЗ (ред. от 03.08.2018) "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
<23> Ведомости СНД и ВС РСФСР. 27.12.1990. N 30. Ст. 418. Утратил силу с 1 июля 2002 г. в связи с изданием Федерального закона от 21.03.2002 N 31-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "О приведении законодательных актов в соответствие с Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц".
<24> Российская газета. 1992. N 8. 11 января.

Можно сделать вывод, в соответствии с которым особенностью законодательства о приватизации первой волны было проявление приоритета такой цели приватизации, как обеспечение разгосударствления экономики страны, то есть передача активов государства в частные руки. В целом имело место сочетание частных и публичных целей <25>.
--------------------------------
<25> Богданов Е.В. Соотношение частного и публичного в гражданском законодательстве // Российская юстиция. 2000. N 4. С. 7.

Для того чтобы ускорить процессы приватизации и усовершенствовать их правовую регламентацию, а также обеспечить соответствие законодательства о приватизации новым нормам гражданского законодательства, закрепившим основы порядка приобретения и прекращения права собственности, в 2001 г. в Российской Федерации был принят Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Закон о приватизации в РФ) <26>, в котором не только появилось новое законодательное определение приватизации, в полной мере раскрывающее суть указанного процесса, но и были закреплены новые цели приватизации - проведение структурных реформ, сокращение бюджетного дефицита, поиск оптимальных форм управления публичной собственностью. Также в этот период времени был издан ряд законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, принимаемых во исполнение норм федерального законодательства о приватизации и устанавливающих порядок и условия приватизации имущества, принадлежащего субъекту Российской Федерации.
--------------------------------
<26> Федеральный закон от 21.12.2001 N 178-ФЗ (ред. от 06.03.2019) "О приватизации государственного и муниципального имущества" // Российская газета. 2002. N 16. 26 января.

В качестве примера можно назвать Закон Республики Дагестан от 9 ноября 2004 г. N 29 "О приватизации государственного имущества Республики Дагестан" <27>, решение Казанской городской Думы от 10 марта 2010 г. N 7-48 "О порядке приватизации муниципального имущества г. Казани" <28>, Постановление Правительства Республики Карелия от 3 марта 2003 г. N 17-П "Об утверждении Правил разработки программы приватизации государственного имущества Республики Карелия" <29>.
--------------------------------
<27> Закон Республики Дагестан от 9 ноября 2004 г. N 29 "О приватизации государственного имущества Республики Дагестан" // Собрание законодательства Республики Дагестан. 2004. N 11. Ст. 909.
<28> Решение Казанской городской Думы от 10 марта 2010 г. N 7-48 "О порядке приватизации муниципального имущества г. Казани" // Сборник документов и правовых актов муниципального образования города Казани. 2010. N 9. 18 марта. С. 46.
<29> Постановление Правительства Республики Карелия от 3 марта 2003 г. N 17-П "Об утверждении Правил разработки программы приватизации государственного имущества Республики Карелия" // Карелия. 2003. N 29. 20 марта.

Сказанное позволяет обозначить еще одну проблему правовой регламентации приватизации, которая может быть выражена вопросом: в чьем ведении находится приватизационное законодательство в Российской Федерации - исключительном федеральном или совместном ведении РФ и ее субъектов?
Как известно, согласно норме п. "о" ст. 71 Конституции РФ гражданское законодательство отнесено к исключительному ведению Российской Федерации, а административное законодательство - к совместному ведению, на что обращают внимание ученые <30>. Следовательно, ответ на вопрос о легитимности законодательства о приватизации, исходящего от субъектов Федерации, будет зависеть от квалификации приватизационных отношений как частных либо публичных.
--------------------------------
<30> Симонян Г.Р. Общегосударственное значение вопросов исключительного ведения Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2007. N 21.

Единая позиция в доктрине отсутствует; выделим основные подходы:
- приватизационные отношения являются гражданско-правовыми, так как опосредуют передачу имущества из собственности одних субъектов в собственность других <31>;
--------------------------------
<31> Козлов А.Ю. Обеспечение баланса публичных и частных интересов в процессе возмездного отчуждения недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2009. С. 17; Медведев В.А. К вопросу о природе права государственного предприятия на имущество. Право собственности в условиях совершенствования социализма. М., 1989. С. 52.

- приватизационные отношения по сути административно-правовые, поскольку в их основе лежит властная воля публично-правового образования <32>;
--------------------------------
<32> Чарахчьян Д.В. Административно-правовые механизмы реализации публичных интересов в процессе приватизации в России: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2008.

- приватизационные отношения сочетают в себе элементы публичной и частной регламентации <33>.
--------------------------------
<33> Винницкий А.В. Публичная собственность. М.: Статут, 2013. С. 75; Скворцов О.Ю. Приватизационное право: Учеб. пособие. М., 1999. С. 37.

Последняя позиция представляется наиболее приемлемой; при этом необходимо отметить следующее. Возникновение приватизационных отношений зависит не от воли сторон, а от властного решения собственника имущества. Из этого следует, что начальная природа отношений является публичной. А вот в дальнейшем их развитии проявляются частные элементы: когда, например, речь идет о согласовании условий передачи имущества, заключении договоров, опосредующих данную передачу, и т.д.
Из сказанного следует, что законодательные акты субъектов Федерации, регламентирующие приватизационные отношения, легитимны, если касаются публичных основ приватизации, и сомнительны с правовой точки зрения, если регламентируют договорные и иные частные отношения. Данный вывод требует особого внимания в практической плоскости, при осуществлении анализа содержания законов субъектов Федерации, регламентирующих приватизационные отношения.
Обращает на себя внимание тот факт, что отдельные нормы о приватизации содержатся в Земельном кодексе Российской Федерации <34> (в части приватизации земель различного назначения).
--------------------------------
<34> Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 25.12.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019).

Подводя промежуточный итог, отметим, что приватизация, зародившаяся в экономической политике Российской Федерации более четверти века назад и первоначально ориентированная на одну единственную цель - разгосударствление экономики, в настоящий момент приобрела определенную правовую регламентацию и стала мощным стимулом проведения структурных реформ в сфере собственности.
Теперь акцентируем внимание на правовой регламентации приватизации в Республике Таджикистан. Как известно, 9 сентября 1991 г. на сессии Шурои Оли Республики Таджикистан (Верховного Совета РТ) было принято Постановление и Заявление "О государственной независимости Республики Таджикистан" - этот день является государственным праздником.
При этом в Республике Таджикистан процесс приватизации государственного имущества начался еще до обретения независимости. Закон Таджикской ССР от 21.02.1991 N 262 "О разгосударствлении и приватизации государственного имущества Республики Таджикистан" <35> заложил основы реализации экономических реформ в сфере собственности. Впоследствии был принят ряд правовых актов, которые вывели рассматриваемый процесс на новый уровень. Это прежде всего Закон Республики Таджикистан от 16 мая 1997 г. N 464 "О приватизации государственной собственности в Республике Таджикистан" <36>, закрепивший легальное определение понятия приватизации, ее направления, принципы и состав объектов, подлежащих приватизации. Также был принят Закон Республики Таджикистан от 4 ноября 1995 г. N 114 "О приватизации жилищного фонда Республики Таджикистан" <37>, установивший основные принципы приватизации государственного жилищного фонда на территории республики, правовые, социальные и экономические основы приватизации жилья.
--------------------------------
<35> Закон Таджикской ССР от 21 февраля 1991 г. N 262 "О разгосударствлении и приватизации собственности в Таджикской ССР" // Ведомости Верховного Совета Тадж. ССР. 1991. N 6. С. 34 - 38.
<36> Закон Республики Таджикистан от 16 мая 1997 г. N 464 "О приватизации государственной собственности в Республике Таджикистан". URL: http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?Rgn=2104 (дата обращения: 01.02.2019).
<37> Закон Республики Таджикистан от 4 ноября 1995 г. N 114 "О приватизации жилищного фонда Республики Таджикистан". URL: http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=2106 (дата обращения: 01.02.2019).

Эти законы заложили основу для создания различных форм собственности в Таджикистане, выступая фундаментом перехода к рыночной экономике.
Процесс приватизации государственного имущества в Республике Таджикистан проходил в два этапа, каждый из которых характеризуется наличием особых целей и задач. Первый этап был ориентирован на мелкомасштабную приватизацию, которая включала в себя приватизацию торговых предприятий, объектов общественного питания, бытовых услуг и транспорта.
В настоящее время - в рамках второго этапа - происходит приватизация и реструктуризация средних и крупных промышленных, транспортных, коммуникационных и строительных предприятий. Происходит данный процесс прежде всего посредством преобразования государственных предприятий в акционерные общества с последующей продажей акций на аукционах. В данном контексте целесообразно акцентировать внимание на дифференциации процессов приватизации в Российской Федерации и в Республике Таджикистан.
Как было отмечено выше, первоначальной целью приватизации в Российской Федерации было обеспечение разгосударствления экономики страны, что особенно важно вне контекста размера предприятий.
В Республике Таджикистан был использован подход, ориентированный на частичное разгосударствление экономики, производимое в несколько этапов (начиная с небольших предприятий при постепенном переходе на средние и крупные предприятия). Трудно однозначно ответить на вопрос о том, какой из указанных подходов можно считать более рациональным. С одной стороны, первоначальная ориентация на мелкомасштабную приватизацию позволяет оценить качественный параметр осуществления процесса приватизации в динамике, выявить недостатки нормативного регулирования и наметить пути совершенствования правовых основ приватизации без существенного ущерба для государства.
Однако в доктрине отмечается, что уже на этапе мелкомасштабной приватизации была сделана главная ошибка - переоценен потенциал частных собственников, а также недооценены возможности государственной и коллективной собственности, что не только не позволило достичь целей приватизации, но и привело к разрушительной рецессии экономики страны, на что обращают внимание ученые <38>.
--------------------------------
<38> Абдусамадов Г.С. Переход к рынку: социально-экономические аспекты // Тадж. отд. международного фонда экон. и соц. реформ. Душанбе, 1999. 205 с.; Гаюров Ш.К., Касымов Ф.А. Некоторые вопросы приватизации в гражданском праве. Правовая жизнь. Душанбе: Типография ТНУ, 2018. N 1 (21); Рахимов А.М. Проблемы повышения конкурентоспособности экономики Республики Таджикистан: Монография // ХГУ. Худжанд: Изд-во Рахима Джалила, 2004. 207 с.

Кроме того, во многих приватизированных предприятиях малого бизнеса не была создана надлежащая система управления по причине того, что в процессе приватизации будущие собственники предприятий руководствовались не принципами конкуренции, а поддержкой правительственных чиновников, основанной в том числе на кланово-родовых отношениях <39>.
--------------------------------
<39> Холматов Р.Б. Роль приватизации в формировании многоукладной структуры собственности: Дис. ... канд. эк. наук: 08.00.01. Душанбе, 2011. 142 с.

Отметим, что в Республике Таджикистан с введением процесса приватизации произошли изменения в отношениях собственности: в практику было введено много понятий и терминов, которые ранее правовой системе государства не были знакомы. К их числу можно отнести понятие "акционирование государственных предприятий".
Конструкция акционирования государственных предприятий не содержит ничего изначально чуждого гражданско-правовой науке и не является непознаваемой вещью в себе, если использовать терминологию И. Канта <40>. Данная конструкция акционирования прямо связана с понятием предприятия как имущественного комплекса, являющегося объектом гражданских правоотношений <41>.
--------------------------------
<40> Учение Канта о вещи в себе / А.М. Щербина; под ред. Г.И. Челпанова. Изд. 2-е. Москва: URSS: ЛЕНАНД, 2015. 189 с.
<41> Витрянский В.В. Основные направления развития гражданского законодательства о предприятии как объекте гражданских прав // Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. 2003. N 3. С. 155.

Создание акционерных обществ - интересное частноправовое явление, следствием которого является создание стимулов для частного собственника <42>. Владение, пользование и распоряжение объектами вещных прав, осуществляемые акционерными обществами, в полной мере стали признаваться правовой системой Республики Таджикистан <43>.
--------------------------------
<42> Гаюров Ш.К., Касымов Ф.А. Некоторые вопросы приватизации в гражданском праве // Правовая жизнь. Душанбе: Типография ТНУ, 2018. N 1 (21).
<43> Бозоров Р.Б. Динамика инвестиционного законодательства Республики Таджикистан // Правовая жизнь. 2017. N 1 (17). С. 113 - 120.

Однако, несмотря на закрепление права собственности, стали возникать вопросы, определяемые реализацией принципов верховенства закона, приоритета гражданского (частного) права, защиты неприкосновенности человека и права собственности, что создало еще одну серьезную проблему в процессе приватизации государственных предприятий.
Российский подход к определению механизма приватизации был направлен на практически полное разгосударствление экономики (за исключением отдельных предприятий, например имеющих стратегическое значение для страны). Масштабный характер приватизационных явлений позволил достаточно быстро выявить недостатки в законодательных основах приватизации и направить меры на устранение (пусть и постепенное) данных недостатков, что, к сожалению, не увенчалось полным успехом.
В целях ускорения процесса приватизации и привлечения инвестиций Правительством Республики Таджикистан принимаются стратегические планы и программы приватизации. В частности, можно назвать важнейшее Постановление Правительства Республики Таджикистан от 7 ноября 2003 г. N 486 "О стратегическом плане приватизации средних и крупных предприятий и реструктуризации субъектов естественных монополий и особо крупных предприятий на 2003 - 2013 годы" <44>.
--------------------------------
<44> Постановление Правительства Республики Таджикистан от 7 ноября 2003 г. N 486 "О стратегическом плане приватизации средних и крупных предприятий и реструктуризации субъектов естественных монополий и особо крупных предприятий на 2003 - 2013 годы". URL: http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=14338 (дата обращения: 01.02.2019).

В 2013 г. Постановления Правительства Республики Таджикистан от 7 ноября 2003 г. и от 5 декабря 2013 г. N 557 "О Программе приватизации государственной собственности в Республике Таджикистан на 2014 - 2017 годы" <45> утвердили соответствующую Программу приватизации.
--------------------------------
<45> Постановление Правительства Республики Таджикистан от 5 декабря 2013 года N 557 "О Программе приватизации государственной собственности в Республике Таджикистан на 2014 - 2017 годы". URL: http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=64866 (дата обращения: 01.02.2019).

В настоящий момент находится на стадии рассмотрения Постановление Правительства Республики Таджикистан "О Программе приватизации государственной собственности на 2018 - 2020 годы "030.070.000". В процессе разработки данной Программы были учтены цели и задачи, определенные в Национальной стратегии развития Республики Таджикистан на период до 2030 года, Стратегии управления фискальными рисками государственных предприятий на 2016 - 2020 годы, Стратегии инновационного развития Республики Таджикистан на период до 2020 года, Стратегии по противодействию коррупции в Республике Таджикистан на 2013 - 2020 годы.
Основной целью названных стратегических планов и программ в настоящее время является содействие постепенной денационализации функционирующих в Республике Таджикистан средних и крупных предприятий. Правительство рассчитывает на дальнейшее продвижение рыночных реформ, создание надлежащих условий для динамичного и эффективного развития частного сектора экономики, создание современных экономических форм и конструкций, привлечение внутренних и иностранных инвестиций, формирование фондового рынка и эффективного использования активов предприятий, снижение нагрузки на государственный бюджет, создание новых рабочих мест и увеличение возможностей трудоустройства.
Важно отметить, что и в Стратегическом плане приватизации, и в Программе приватизации Республики Таджикистан установлен порядок приватизации государственных предприятий в рамках трех направлений: приватизация средних и крупных предприятий с использованием английских аукционов; приватизация средних и крупных предприятий в рамках проведения специальных инвестиционных тендеров; реструктуризация на государственном уровне субъектов естественных монополий и крупных предприятий. Так, например, в целях приватизации крупных предприятий, имеющих большое экономическое значение для страны, продажа таких акций производится только на инвестиционных торгах, что позволяет государству не только контролировать процесс приватизации, но и обеспечивать ответственность перед государством получателей государственного имущества.
Процесс приватизации государственного имущества в Республике Таджикистан проходит достаточно динамично. Так, по официальным данным, с начала 1991 г. по настоящее время в Республике Таджикистан было приватизировано 9 691 малое предприятие и 1 307 средних и крупных предприятий <46>.
--------------------------------
<46> Официальный сайт Посольства Республики Таджикистан в США. URL: http://tajemb.us (дата обращения: 01.02.2019).

Резюмируя сказанное, отметим, что приватизация, зародившаяся в экономической политике Российской Федерации более четверти века назад и первоначально ориентированная на разгосударствление экономики, в настоящий момент является стимулом и инструментом структурных реформ в сфере собственности. В Республике Таджикистан политика приватизации несколько отличается от российской. Компаративистский метод исследования позволил выявить сильные и слабые стороны правовой регламентации приватизации в рассмотренных государствах, а также причины недостаточной экономической эффективности ее осуществления. И в Российской Федерации, и в Республике Таджикистан наблюдаются правовые проблемы, вызванные желанием власти, с одной стороны, осуществлять разгосударствление собственности, с другой - сдерживать приватизационные процессы, чтобы оставить за собой контроль в экономической сфере. При этом нестабильность и противоречивость законодательства более характерны для Республики Таджикистан, нежели для Российской Федерации. Эффективным решением многих существующих в приватизационном праве Республики Таджикистан проблем могло бы стать использование положительного опыта Российской Федерации в области регламентации права собственности различных субъектов и приватизации публичной собственности.
Кроме того, в настоящей статье были рассмотрены такие базисные проблемы, как проблема влияния целенаправленности приватизации на ее правовое оформление, а также проблема, связанная с ответом на вопрос о квалификации приватизационных отношений с точки зрения правовой природы в качестве публичных или частных. От ответа на этот вопрос зависит оценка легитимности приватизационного законодательства субъектов Российской Федерации.
Решение названных и иных проблем, затронутых в настоящей статье, определяет перспективы доктринальных исследований приватизационных процессов в Российской Федерации и Республике Таджикистан.

Библиографический список

1. Федеральный закон от 21.12.2001 N 178-ФЗ (ред. от 29.06.2018) "О приватизации государственного и муниципального имущества" // Парламентская газета. N 19. 2002. 26 января.
2. Закон РФ от 03.07.1991 N 1531-1 (ред. от 17.03.1997) "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. N 27. Ст. 927.
3. Закон РСФСР от 24.12.1990 N 443-1 (ред. от 24.06.1992, с изм. от 01.07.1994) "О собственности в РСФСР" // Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР. 1990. N 30. Ст. 416.
4. Закон РСФСР от 25.12.1990 N 445-1 (ред. от 30.11.1994) "О предприятиях и предпринимательской деятельности" // Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР. 1990. N 30. Ст. 418.
5. Закон Республики Дагестан от 9 ноября 2004 г. N 29 "О приватизации государственного имущества Республики Дагестан" // Собрание законодательства Республики Дагестан. 2004. N 11. Ст. 909.
6. Закон Таджикской ССР от 21 февраля 1991 г. N 262 "О разгосударствлении и приватизации собственности в Таджикской ССР" // Ведомости Верховного Совета Тадж. ССР. 1991. N 6. С. 34 - 38.
7. Закон Республики Таджикистан от 16 мая 1997 г. N 464 "О приватизации государственной собственности в Республике Таджикистан". URL: http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?Rgn=2104 (дата обращения: 01.02.2019).
8. Закон Республики Таджикистан от 4 ноября 1995 г. N 114 "О приватизации жилищного фонда Республики Таджикистан". URL: http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=2106 (дата обращения: 01.02.2019).
9. Постановление ВС РФ от 27.12.1991 N 3020-1 (ред. от 24.12.1993) "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" // Российская газета. N 8. 1992. 11 января.
10. Постановление Правительства Республики Карелия от 3 марта 2003 г. N 17-П "Об утверждении Правил разработки программы приватизации государственного имущества Республики Карелия" // Карелия. 2003. N 29. 20 марта.
11. Постановление Правительства Республики Таджикистан от 5 декабря 2013 г. N 557 "О Программе приватизации государственной собственности в Республике Таджикистан на 2014 - 2017 годы". URL: http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=64866 (дата обращения: 01.02.2019).
12. Постановление Правительства Республики Таджикистан от 7 ноября 2003 г. N 486 "О стратегическом плане приватизации средних и крупных предприятий и реструктуризации субъектов естественных монополий и особо крупных предприятий на 2003 - 2013 годы". URL: http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=14338 (дата обращения: 01.02.2019).
13. Решение Казанской городской Думы от 10 марта 2010 г. N 7-48 "О порядке приватизации муниципального имущества г. Казани" // Сборник документов и правовых актов муниципального образования города Казани. 2010. N 9. 18 марта. С. 46.
14. Абдусамадов Г.С. Переход к рынку: социально-экономические аспекты // Душанбе: Тадж. отд. международного фонда экон. и соц. реформ, 1999. 205 с.
15. Алексеев С.С. Право собственности. Проблемы теории. 3-е изд. М.: Норма, Инфра-М, 2010. 240 с.
16. Бибиков А.А. Правовые проблемы реализации государственной собственности. Иваново: ИГУ, 1992. С. 27 - 29.
17. Богданов Е.В. Соотношение частного и публичного в гражданском законодательстве // Российская юстиция. 2000. N 4.
18. Бозоров Р.Б. Динамика инвестиционного законодательства Республики Таджикистан // Правовая жизнь. 2017. N 1 (17). С. 113 - 120.
19. Васильева Н.В. Публичные доходы в Российской Федерации: финансово-правовой аспект: Монография / Под ред. Е.Ю. Грачевой. М.: НОРМА, 2017. 304 с.
20. Винницкий А.В. Публичная собственность. М.: Статут, 2013. 732 с.
21. Витрянский В.В. Основные направления развития гражданского законодательства о предприятии как объекте гражданских прав // Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. 2003. N 3. С. 155.
22. Гаюров Ш.К., Касымов Ф.А. Некоторые вопросы приватизации в гражданском праве // Правовая жизнь. Душанбе: Типография ТНУ, 2018. N 1 (21).
23. Ем В.С. Обязательства из договоров продажи недвижимости и предприятий // Гражданское право. В 4 т. Т. 3. Обязательственное право / Отв. ред. Е.А. Суханов. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2008. 498 с.
24. Зайцев В.В., Муртазакулов Д.С., Рыбаков В.А., Зайцев О.В. Право собственности крестьянского (фермерского) хозяйства: методологические и доктринальные аспекты (опыт России и Таджикистана). Душанбе: Эр-граф, 2015. С. 15.
25. Иоффе О.С. Избранные труды по гражданскому праву: из истории цивилистической мысли. Гражданское правоотношение. Критика теории "хозяйственного права". М.: Статут, 2000. 777 с.
26. Исмаилов Ш.М. Особенности государственной регистрации недвижимости и прав на нее в Таджикистане // Предпринимательское право. 2016. N 1. С. 72 - 78.
27. История экономики СССР и России в конце XX века (1985 - 1999) / Под общ. ред. А.А. Клишаса. М.: Издательство МГУ, 2011. 272 с.
28. Камышанский В.П. Актуальные проблемы права собственности: Учеб. пособие. Краснодар: НОУ ВПО ИНЭП, 2008. 464 с. С. 350.
29. Крейчман Ф. Демократизация форм собственности как основа преобразований // ЭКО. 2000. N 2. С. 108 - 113.
30. Курбонализода Н.Ш. Некоторые проблемы права собственности граждан Таджикистана // Правовая жизнь. 2018. N 2. С. 192 - 198.
31. Медведев В.А. К вопросу о природе права государственного предприятия на имущество // Право собственности в условиях совершенствования социализма. М., 1989. С. 52.
32. Официальный сайт Посольства Республики Таджикистан в США. URL: http://tajemb.us (дата обращения: 01.02.2019).
33. Пилецкий А.Е. Теоретические проблемы правового статуса предприятия в социально-экономической системе государства. Самара, 2001. С. 40.
34. Приватизация по-российски / Под ред. А.Б. Чубайса. М.: Вагриус, 1999. 366 с.
35. Публичные финансы и финансовое право: Сб. науч. трудов к 10-летию кафедры финансового права Высшей школы экономики / Р.Е. Артюхин, Ю.В. Гинзбург, Ю.В. Гинзбург и др.; под ред. А.Н. Козырина. М.: НИУ ВШЭ, 2012. 674 с.
36. Радыгин А.Д. Реформа собственности в России: на пути из прошлого в будущее. М., 1994. С. 155.
37. Рахимов А.М. Проблемы повышения конкурентоспособности экономики Республики Таджикистан: Монография // ХГУ. Худжанд: Изд-во Рахима Джалила, 2004. 207 с.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:
↑