• Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных

Последние новости:
03.09.2019

Законопроект "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О противодействии коррупции" призван устранить сложившуюся правовую неопределенность в сфере бюджетного законодательства, предусматривающего зачисление конфискованных денежных средств, полученных в результате совершения коррупционных правонарушений. Между тем, само понятие "коррупционное правонарушение" в настоящее время отсутствует в законодательстве.

21.08.2019

Принятие законопроект "О внесении изменений в статью 2.6.1 КоАП РФ" позволит владельцу автомобиля своевременно получить информацию о совершенном правонарушении водителем его транспортного средства, освободиться от ответственности согласно ч. 2 ст. 2.6.1 КоАП РФ, воспользоваться возможностью уплаты административного штрафа со скидкой предусмотренной ст. 32.2 КоАП РФ, своевременно выявлять несанкционированное использование регистрационного знака своего автомобиля другим транспортным средством.

14.08.2019

Целью законопроекта является устранение правовой коллизии между Федеральным законом "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" и бюджетным законодательством. Его реализация позволит избежать споров о необходимости использования специального банковского счета в соответствии с Федеральным законом.

Все статьи > Нефинансовая информация в бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций (Ситникова В.А.)

Нефинансовая информация в бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций (Ситникова В.А.)

Дата размещения статьи: 08.05.2015

Нефинансовая информация в бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций (Ситникова В.А.)

В статье обосновывается необходимость дополнения финансовой информации бухгалтерской (финансовой) отчетности нефинансовым содержанием с целью повышения полезности сведений для заинтересованных пользователей. Приводятся примеры нефинансовой информации в разрезе экономических, социальных и экологических показателей.

В условиях современной экономической ситуации пользователи бухгалтерской (финансовой) отчетности предъявляют ряд требований к информации о деятельности организации для принятия адекватных деловых решений. В основе формирования информации для внешних пользователей находится финансовый признак. Однако в настоящее время все больше внимания уделяется нефинансовым показателям, которые, являясь важными, с точки зрения заинтересованных пользователей, также оказывают влияние на принятие ими деловых решений. Одним из способов информирования пользователей об экономических, социальных и экологических направлениях развития организации является отчет об устойчивом развитии организации (нефинансовый отчет, социальный отчет).
Повышение требований пользователей отчетности к ее качеству, в свою очередь, является стимулом развития нефинансовой отчетности. Нефинансовая отчетность характеризует стратегию компании в области экономической, социальной, экологической деятельности. "Хотя компании по-разному называют свои нефинансовые отчеты и используют разные стандарты подготовки, их объединяет призвание раскрыть заинтересованным пользователям стратегию и результаты своих экологических и социальных инициатив, влияние этих инициатив на экономические показатели и устойчивость финансово-хозяйственной деятельности в обозримом будущем" [4]. Специалисты отмечают, что "существенная доля значимой для анализа компании информации приходится на так называемые нефинансовые показатели" [1].
Важные взаимосвязи, характеризующие разные стороны деятельности организации, предполагается реализовать в новой модели корпоративной отчетности - интегрированной отчетности. Специалисты утверждают, что "корпоративная отчетность будущего - это интегрированная отчетность" [2]. Тем не менее создание, развитие и практическая реализация концепции интегрированной отчетности требуют времени.
Формирование и публикация отчетов в области устойчивого развития являются доступными далеко не всем организациям, при этом возрастает потребность заинтересованных внешних пользователей в нефинансовой информации о деятельности организации. В этой связи информационные запросы пользователей могут быть в некоторой степени решены посредством дополнения бухгалтерской (финансовой) отчетности организации информацией нефинансового характера.
Таким образом, дополнение финансовых показателей бухгалтерской отчетности нефинансовой информацией, с одной стороны, частично решает проблему. С другой стороны, совершенно справедливо утверждение о том, что стремление дополнить бухгалтерскую отчетность показателями усложняет ее, "делает ее громоздкой, затрудняет восприятие существенной информации, понимание бизнес-модели и того, как создается ценность" [3].
Нефинансовые показатели, дополняя финансовую информацию, могут раскрываться в пояснениях к бухгалтерской (финансовой) отчетности организации. Так, в целях повышения полезности внешней отчетности для заинтересованных пользователей нефинансовые показатели могут раскрываться в разрезе экономической, социальной и экологической составляющих. В качестве примера нефинансовой информации о деятельности организаций для ее дополнительной характеристики могут раскрываться с помощью натуральных измерителей (шт., л, кв. м и др.) такие экономические показатели, как продажи в разрезе видов продукции (работ, услуг), выпуск продукции по видам, количество возвратов продукции покупателями, информация о количестве заказов на производство продукции, выполнение работ или оказание услуг, полученных в отчетном периоде, но выполнение которых будет осуществляться в будущих периодах.
В состав экономических нефинансовых показателей также могут быть отнесены показатели темпов роста прочих доходов и прочих расходов соответственно, темпы изменения числа обращений за проведением гарантийного ремонта продукции по видам. Для девелоперских компаний актуальными являются такие показатели, как наименование и описание проектов, их проектная площадь, расположение, преимущества, сроки начала и завершения строительства, стадия завершенности строительства объектов на отчетную дату, темпы выполнения работ, прогнозы выполнения сроков. По законченным строительством объектам востребована информация об общей площади проданных объектов, подлежащих продаже, количестве обращений в целях предъявления претензий по качеству переданных объектов и др.
Социальная составляющая информации может быть представлена такими показателями, как уровень удовлетворенности заказчиков, текучесть кадров. Стремление организаций к использованию дешевой рабочей силы вызывает недоверие потребителей к уровню качества создаваемого продукта, в связи с чем потребителям продукции, работ, услуг, и другим пользователям информации о деятельности организации с высокой вероятностью будет интересен такой показатель, как "отношение количества сотрудников-нерезидентов к общей численности сотрудников". Указанные показатели могут исчисляться в процентах.
Для пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности представляют также интерес такие показатели, как: количество сотрудников-инвалидов, работающих в организации, и их доля в общей численности сотрудников; количество сотрудников до 18 лет, от 18 до 24 лет, соответственно, доля работников этих возрастных категорий в общей численности персонала организации. Отмеченные показатели позволят сформировать выводы о том, каким образом организации реализуют социальную нагрузку.
В свою очередь, экологическая составляющая может характеризоваться количеством экологически вредных продуктов, которые сопровождают выпуск продукции, количеством выбросов в атмосферу вредных веществ, использованием высокого класса экологически чистых материалов. Представляет также интерес информация о количестве проверок за отчетный период на предмет соблюдения законодательства, регулирующего вопросы экологии, о применении санкций за нарушение законодательства.
Очевидно, что состав нефинансовой информации зависит от видов и особенностей деятельности организации. В этой связи нефинансовые показатели всегда будут отражать специфичные характеристики деятельности организации.
Следует отметить, что для пользователей отчетности важно получить комплексное представление о деятельности организации, ее стратегии. Поэтому дополнение финансовой информации бухгалтерской отчетности нефинансовыми показателями лишь в некоторой степени повысит информационные возможности отчетных сведений. Тем не менее дополнительные сведения будут полезны для принятия деловых решений.

Список литературы

1. Ефимова О.В. Отчет об устойчивом развитии как новая форма корпоративной отчетности компании // Аудиторские ведомости. 2014. N 8.
2. Когденко В.Г., Мельник М. Интегрированная отчетность: вопросы формирования и анализа // Международный бухгалтерский учет. 2014. N 10.
3. Малиновская Н.В. Интегрированная отчетность - инновационная модель корпоративной отчетности // Международный бухгалтерский учет. 2013. N 38.
4. Морозова Е.В. Нефинансовая отчетность как источник информации о деятельности компании // Международный бухгалтерский учет. 2014. N 22.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:
↑