• Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных

Последние новости:
19.04.2019

Законопроектом "О внесении изменения в статью 217 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" предлагается установить, что суммы материальной помощи, не превышающие 4 000 рублей в год, выплачиваемые организацией, осуществляющей образовательную деятельность по основным профессиональным образовательным программам, студентам, аспирантам, адъюнктам, ординаторам и ассистентам-стажерам освобождаются от налогообложения.

08.04.2019

Законопроект "О жилищных субсидиях многодетным семьямнаправлен на улучшение демографической структуры современного российского общества и социально-экономического состояния государства. Кроме того, его принятие будет способствовать развитию сельской местности на территории России, что является немаловажным моментом на фоне сегодняшней урбанизации, то есть процесса роста городов, в связи с чем повышения удельного веса городского населения, возрастания роли городов во всех сферах жизни общества и преобладание городского образа жизни над сельским на всей территории страны.

30.03.2019

Законопроект направлен на установление новеллы, которая позволит обеспечить и защитить права и интересы вкладчиков, оказавшихся жертвами недобросовестных кредитных организаций, которые не включили указанных вкладчиков - физических лиц в реестр вкладчиков по различным причинам. Десятки тысяч добросовестных граждан нашей страны, лишившихся зачастую последних средств к существованию, будут иметь дополнительные гарантии защиты своих прав и могут быть уверены, что государство защитит их интересы и сбережения.

Все статьи > Приобретет ли муниципальное образование в виде городского поселения действительную самостоятельность в свете законопроекта N 469827-6? (Голышев Е.В.)

Приобретет ли муниципальное образование в виде городского поселения действительную самостоятельность в свете законопроекта N 469827-6? (Голышев Е.В.)

Дата размещения статьи: 13.05.2015

Приобретет ли муниципальное образование в виде городского поселения действительную самостоятельность в свете законопроекта N 469827-6? (Голышев Е.В.)

На основании Послания Президента России В.В. Путина Совету Федерации на 2014 г. <1> в Государственную Думу Российской Федерации внесен законопроект о реформировании системы местного самоуправления. Разработчиками законопроекта выступили ряд депутатов Государственной Думы РФ <2> и глава Комитета Совета Федерации по вопросам местного самоуправления Степан Киричук.
--------------------------------
<1> Послание Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию РФ от 12 декабря 2013 г., см.: ИА "ГАРАНТ". URL: http://www.garant.ru/hotlaw/federal/510873/#ixzz2wsORD38F на 20.03.2014.
<2> Депутаты Государственной Думы: В.Б. Кидяев, В.С. Тимченко, А.С. Делимханов, З.Д. Геккиев, В.А. Казаков, С.Г. Каргинов, П.И. Пимашков, М.Н. Свергунова, В.Е. Булавинов, И.Л. Зотов, П.Р. Качкаев, Н.А. Шайденко, В.В. Иванов, В.Е. Позгалев, А.Н. Ткачев, В.И. Гончаров, М.В. Дегтярев, Н.В. Герасимова, Е.Н. Сенаторова, З.Я. Рахматуллина, О.Д. Валенчук, М.М. Абасов; член Совета Федерации С.М. Киричук.

В пояснительной записке к законопроекту указано, что данный законопроект предполагает отказ от прямых выборов глав крупных городов и депутатов городских советов. Такие города будут разделены на районы, в каждом из которых будет свой совет депутатов. Из них будет формироваться общегородской представительный орган. Главой городской администрации будет сити-менеджер, нанятый по контракту и т.д. Кроме того, предлагается ввести новые виды муниципальных образований - городской округ с внутригородским делением и внутригородской район. Однако эти нововведения будут обязательны не во всех случаях и не для всех соответствующих муниципальных органов, а станут зависеть от законодательства субъектов Российской Федерации и т.п. <3>.
--------------------------------
<3> URL: http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/(Spravka)?OpenAgent&RN=469827-6&02 - на 20.03.2014.

Ни для кого не секрет, что на настоящий момент Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 30.01.2014) <4> (далее - Закон N 131-ФЗ) нуждается в системном пересмотре и изменении. Это не только очевидно депутатам муниципальных образований всех уровней, но и становится все явственнее простым гражданам и избирателям. Об этом же говорят и ученые-правоведы, например, С.Г. Соловьев, в большинстве своих работ утверждающий необходимость принятия вместо действующего Закона N 131-ФЗ Муниципального кодекса Российской Федерации <5>.
--------------------------------
<4> Российская газета. 08.10.2003. N 202.
<5> Соловьев С.Г. Муниципальный кодекс Российской Федерации - основа правопорядка в сфере местного самоуправления // Вестник Федерального арбитражного суда Уральского округа. 2013. N 2 (26). С. 73 - 95.

Постоянное "латание" данного Федерального закона (изменений за годы действия Закона было внесено в него порядка 90 раз, также он был предметом исследования Конституционного Суда Российской Федерации <6>) не только не улучшает прозрачность в схемах избрания властных органов, осуществления ими своих полномочий, взимания налогов и расходования бюджетных средств, но имеет, скорее всего, обратный эффект. На наш взгляд, самым показательным в этом ключе является муниципальное образование в виде городского поселения.
--------------------------------
<6> Постановления Конституционного Суда РФ от 29.03.2011 N 2-П, от 07.07.2011 N 15-П.

Посыл Президента РФ в прошлогоднем Послании Законодательному Собранию РФ на 2014 г. очевиден и понятен всем: он заключается в том, чтобы при формировании принципов муниципальной власти "любой гражданин мог дотянуться до нее рукой". Другими словами, принцип доступности должен осуществляться не только в рамках реформы судебной власти, как основополагающий принцип построения судебных органов и гражданского судопроизводства в целом; не только в реформировании административного аппарата на условиях принципа "одного окна", но и определять формирование муниципальной власти, уверенности граждан РФ в возможности влиять на нее, уверенности в причастности к деятельности муниципальной власти и ответственности за ее деятельность. Одним из первых ответов законодательной власти на этот призыв Президента и явился рассматриваемый нами законопроект.
Ценностью любого нововведения, как известно, является повышение эффективности работы той схемы, в которую это нововведение вводится. Понятно, что рассматриваемый законопроект будет предметом дискуссий и объектом изменений и дорабатываний в Государственной Думе РФ, но уже сейчас многие его нормы вызывают сомнения в их реальности, пригодности и эффективности.
Собственно, основная цель любых изменений принципов построения органов муниципальной власти в Российской Федерации должна служить интересам любого гражданина, и как ни странно - избирателя этой муниципальной власти. На это же указывается и в вышеобозначенном послании Президента РФ. Поэтому любому гражданину должна быть понятна хотя бы схема самих органов муниципальной власти, их полномочия и реальность в реализации этих полномочий. На практике же все не так просто и однозначно даже для самих муниципальных органов и их служащих.
Проблема даже не в том, что муниципальная власть и ее органы должны проявлять "самостийность" и самостоятельность в рамках законодательных норм субъекта Российской Федерации, с одной стороны, а с другой - соответствовать Конституции РФ и основным принципам организации такой власти. И даже не в смешении на первый взгляд равных по своему корню понятий - "город", "городское поселение", "городской округ", "муниципальный район", "сельское поселение", а сейчас, по законопроекту, и "городской округ с внутригородским делением" и "внутригородской район". Многие из этих образований, как и их названия, имеют несколько искусственный характер и никак не соотносятся со сложившимися ранее компактными местами проживания граждан России - деревня, село, район, город, губерния, область и др., которые как образования всегда нуждались именно в местном (читай - своем) самоуправлении <7>.
--------------------------------
<7> См., напр.: Макаров И.И. Наименование органов местного самоуправления: подходы регионального законодателя // Журнал российского права. 2012. N 3. С. 36 - 37.

Искать корни этой проблемы, на наш взгляд, необходимо в несколько иной плоскости. Речь идет о соотношении исполнительной власти в Российской Федерации и власти муниципальной, которая априори связана с полномочиями субъектов Российской Федерации. Другими словами, на чем должна замыкаться власть муниципалитетов, - на Российской Федерации, на соответствующем субъекте Российской Федерации или на том муниципальном образовании, которое наделило его этой властью, т.е. властными полномочиями. Дискуссии по этому поводу идут давно и плодотворно, собственно с момента создания современного Российского государства, но несбалансированность, некий диссонанс до сих пор в их взаимоотношениях остаются <8>.
--------------------------------
<8> См., напр.: Фадеев В.И. Основные проблемы реализации конституционной модели местного самоуправления на современном этапе // LEX RUSSICA. 2009. С. 367; Пешин Н.Л. Правовое регулирование местного самоуправления: проблемы теории и практики // Конституционное и муниципальное право. 2010. N 8.

Результатом муниципальной реформы, основанием для которой и выступал ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", на настоящий момент можно считать сложившуюся двухуровневую систему местного самоуправления, основой которой служат городские округа и муниципальные районы. Логичным представляется, что основным направлением дальнейшего поступательного движения этой реформы должно стать окончательное разграничение полномочий муниципальных образований в рамках муниципального района, прежде всего между муниципальным районом и городским поселением. Об этом свидетельствует и судебно-арбитражная практика, основу которой по земельным спорам составляют споры именно между этими субъектами. Логичным представлялось бы доведение до совершенства или хотя бы стремление к этому процедур выборов, назначений, привлечения к ответственности, снятия с должности глав соответствующих муниципальных образований. Вместо этого законодатель не только не снимает "старые" вопросы, но ставит перед правоприменителем новые, связанные с появлением в Российской Федерации и ее муниципалитетах новых образований - "городского округа с внутригородским делением" и "внутригородского района".
Законопроект предлагает новый единственный порядок избрания глав муниципального района и городского поселения. Представительные органы будут выбирать его из своего состава путем голосования. В частности, глава муниципального района по п. 5 ч. 2 ст. 36 законопроекта "избирается представительным органом муниципального района из своего состава и исполняет полномочия его председателя". При этом сам представительный орган муниципального района состоит из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений, избираемых представительными органами поселений из своего состава в соответствии с равной независимо от численности населения поселения нормой представительства, определяемой в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации и уставом муниципального района, - ч. 4 ст. 35 законопроекта.
Пункт 7 ч. 2 ст. 36 законопроекта предполагает, что глава городского поселения будет избираться только представительным органом поселения из своего состава и исполнять полномочия его председателя.
Однако данные положения законопроекта не только не приближают избирателя-гражданина к муниципальной власти, но, наоборот, отдаляют его. О каком принципе "протяженности протянутой руки" до муниципальной власти тут можно говорить, если глава городского поселения назначается депутатами, а потом он и другие депутаты назначают уже и главу муниципального района? Кроме того, это противоречит остающимся в силе ч. 1 и ч. 2 ст. 35 действующего Закона N 131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", которые закрепляют возможность выборов главы муниципального образования в соответствии с уставом соответствующего муниципального образования.
Более того, возможность населения муниципального образования участвовать в выборах уже являлась предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации. Например, ч. 3 ст. 23 признана не соответствующей Конституции РФ Постановлением Конституционного Суда РФ от 07.07.2011 N 15-П в той мере, в какой этими положениями в системе действующего правового регулирования не исключается возможность применения пропорциональной избирательной системы (в том числе как элемента смешанной избирательной системы) на выборах в представительные органы сельских поселений с малочисленным населением и малым числом депутатов, чем создается риск искажения волеизъявления избирателей, отступления от принципа свободных и справедливых выборов и нарушения равенства избирательных прав граждан.
При этом вводится новое лицо - сити-менеджер, не связанное с чаяниями отдельных избирателей - граждан муниципального образования, выражающих свою волю посредством голосования только за депутатов в представительном органе соответствующего муниципального образования.
Заслуживает интереса также положение законопроекта, обеспечивающее собственно властные полномочия соответствующего муниципального образования. Все полномочия, как и вся власть, основаны на владении определенным имуществом, что включается в понятие "вопросы местного значения". Нет имущества... о какой власти можно говорить у муниципального образования <9>. Между тем в законопроекте предлагается существенно изменить концепцию ст. 50 "Муниципальное имущество" действующего Закона. Имущество, которое перечислено в ч. ч. 2 - 4, предлагается... просто исключить и перейти на общие формулировки, содержащиеся в ч. 1 ст. 50 действующего Закона N 131.
--------------------------------
<9> См., напр.: Соловьев С.Г. К вопросу об управлении имуществом муниципального образования // Современное право. 2008. N 4. С. 41 - 45.

Таким образом, по законопроекту ст. 50 будет состоять из одной части, соответственно следующих пяти пунктов:
1) имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения;
2) имущество, предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также имущество, предназначенное для осуществления отдельных полномочий органов местного самоуправления, переданных им в порядке, предусмотренном ч. 4 ст. 15 настоящего Федерального закона;
3) имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений в соответствии с нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования;
4) имущество, необходимое для решения вопросов, право решения которых предоставлено органам местного самоуправления федеральными законами и которые не отнесены к вопросам местного значения;
5) имущество, предназначенное для решения вопросов, предусмотренных ч. 2 ст. 16 и ч. ч. 2 и 3 ст. 16.2 настоящего Федерального закона.
По нашему мнению, данное положение только добавляет неопределенности в характер и реальность властных полномочий, которыми на настоящий момент обладают муниципальные образования. Более того, не способствует стабильности отношений внутри муниципальных образований и между муниципальными образованиями. Данные положения по поводу статуса и предназначения объектов муниципальной собственности только повлекут за собой всплеск судебных разбирательств по этим жизненно важным вопросам для муниципальных образований и их жителей.
Таким образом, считаем, что рассматриваемый законопроект нуждается в существенной доработке, исходя из общих целей муниципальной реформы и потребностей граждан, населяющих любые муниципальные образования.

Список литературы

1. Макаров И.И. Наименование органов местного самоуправления: подходы регионального законодателя // Журнал российского права. 2012. N 3. С. 36 - 37.
2. Пешин Н.Л. Правовое регулирование местного самоуправления: проблемы теории и практики // Конституционное и муниципальное право. 2010. N 8. С. 50.
3. Соловьев С.Г. Муниципальный кодекс Российской Федерации - основа правопорядка в сфере местного самоуправления // Вестник Федерального арбитражного суда Уральского округа. 2013. N 2 (26). С. 73 - 95.
4. Соловьев С.Г. К вопросу об управлении имуществом муниципального образования // Современное право. 2008. N 4. С. 41 - 45.
5. Фадеев В.И. Основные проблемы реализации конституционной модели местного самоуправления на современном этапе // LEX RUSSICA. 2009.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:
↑