• Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных

Последние новости:
03.09.2019

Законопроект "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О противодействии коррупции" призван устранить сложившуюся правовую неопределенность в сфере бюджетного законодательства, предусматривающего зачисление конфискованных денежных средств, полученных в результате совершения коррупционных правонарушений. Между тем, само понятие "коррупционное правонарушение" в настоящее время отсутствует в законодательстве.

21.08.2019

Принятие законопроект "О внесении изменений в статью 2.6.1 КоАП РФ" позволит владельцу автомобиля своевременно получить информацию о совершенном правонарушении водителем его транспортного средства, освободиться от ответственности согласно ч. 2 ст. 2.6.1 КоАП РФ, воспользоваться возможностью уплаты административного штрафа со скидкой предусмотренной ст. 32.2 КоАП РФ, своевременно выявлять несанкционированное использование регистрационного знака своего автомобиля другим транспортным средством.

14.08.2019

Целью законопроекта является устранение правовой коллизии между Федеральным законом "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" и бюджетным законодательством. Его реализация позволит избежать споров о необходимости использования специального банковского счета в соответствии с Федеральным законом.

Все статьи > Финансовое регулирование деятельности частных нотариусов (Юдин Е.А.)

Финансовое регулирование деятельности частных нотариусов (Юдин Е.А.)

Дата размещения статьи: 15.05.2015

Финансовое регулирование деятельности частных нотариусов (Юдин Е.А.)

В функции ФГБУ "Научно-исследовательский финансовый институт", наряду с выполнением профильной научно-исследовательской работы, как правило, по заказам Минфина России, входит и подготовка экспертных заключений на обращения граждан и организаций по широкой финансово-экономической тематике. Основанием для настоящей публикации послужило одно из таких обращений, автор которого выступает с предложением повысить налоговую нагрузку на частных нотариусов и расширить в Москве сеть государственных нотариальных контор, которые, по его мнению, в большей мере ориентированы на повышение доходов бюджетной системы, чем аналогичные учреждения частного профиля, и предоставляют более доступные в финансовом плане нотариальные услуги населению. Позиция НИФИ исходит из положений действующего законодательства и анализа практики решения поставленных вопросов (Письмо НИФИ от 28.01.2015 N 33).
Проблемы правового статуса нотариусов и особенности их деятельности вызывают как научный, так и практический интерес в связи с возрастанием требований общества к материальному уровню жизни и удовлетворению его потребностей в услугах различного вида. Однако при несомненном приоритете в структуре платных услуг населению таких компонентов (исходя из объема поступающих за их выполнение платежей), как бытовые, транспортные, жилищные, коммунальные, медицинские, образовательные <1>, услуги правового характера занимают в этом перечне свое важное место, связанное с необходимостью разрешения гражданами различных юридических проблем с помощью адвокатов, нотариусов, работников юридических консультаций, специализирующихся в отдельных отраслях права.
--------------------------------
<1> В официальных публикациях Росстата отмечается 15 видов платных услуг.

Деятельность нотариусов определяется Основами законодательства Российской Федерации о нотариате от 11.02.1993 N 4462-1 (с изм. и доп., внесенными в 2001 - 2014 гг.). Вопросы финансового обеспечения деятельности нотариусов рассматриваются в ст. ст. 22 - 23 указанного законодательного акта. Суммируя основные положения названных статей, относящиеся к поставленной проблеме, можно отметить следующее.
За совершение нотариальных действий, для которых установлена обязательная нотариальная форма, законодательством предусмотрено взимание нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах (далее - государственные нотариусы), и уполномоченными должностными лицами государственной пошлины, а нотариусами, занимающимися частной практикой (далее - частные нотариусы), - нотариального тарифа.
Размеры государственной пошлины за совершение нотариальных действий установлены ст. 333.24 Налогового кодекса РФ (НК РФ), а нотариальный тариф взимается в размере, соответствующем размеру государственной пошлины.
Что касается нотариальных действий, для которых не предположена обязательная нотариальная форма, то за них и государственные, и частные нотариусы, а также уполномоченные должностные лица взимают нотариальные тарифы в размере, установленном Основами законодательства Российской Федерации о нотариате (ст. 22.1).
Государственная пошлина за совершение нотариальных действий поступает в бюджеты субъектов Российской Федерации. А денежные средства, полученные частными нотариусами в размере нотариальных тарифов и за оказание услуг правового и технического характера, а также некоторые другие финансовые поступления являются источником финансирования их деятельности. Эти средства частных нотариусов после уплаты ими налогов и других обязательных платежей поступают в их собственность.
Законодательные основы формирования доходов нотариусов в России и за рубежом рассматриваются в ряде публикаций. Одним из выводов, сформулированных их авторами, является указание на необходимость конкретизации системы оплаты труда нотариусов с точки зрения ее правового толкования <2>.
--------------------------------
<2> Романовская О.В. Оплата услуг нотариуса (комментарий к решению Конституционного Суда России) // Нотариус. 2013. N 1. С. 13 - 18.

Относительно расходов, и в первую очередь налогов, уплачиваемых нотариусами в бюджет, надо отметить следующие особенности.
В НК РФ установлено, что налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых возложена обязанность уплачивать соответствующие налоги и сборы (ст. 19). К физическим лицам НК РФ относит российских граждан, иностранных граждан и лиц без гражданства. Самостоятельную группу составляют индивидуальные предприниматели.
С 1 января 2007 г. после принятия Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования" была внесена ясность в вопрос о соотношении понятий нотариальной и предпринимательской деятельности. В связи с тем что частная нотариальная практика не связана с целенаправленным извлечением прибыли, как это имеет место в работе предпринимателей, она не может быть признана формой предпринимательской деятельности. На этом основании частные нотариусы не могут относиться к категории индивидуальных предпринимателей, а являются по своему правовому статусу физическими лицами.
Следовательно, при осуществлении своей профессиональной деятельности частные нотариусы обязаны уплачивать налог на доходы физических лиц (НДФЛ) и вправе получать стандартные, социальные и имущественные вычеты согласно нормам НК РФ (ст. ст. 218 - 220).
Рассматривая вопрос о расчетах частных нотариусов с бюджетом во всей его полноте, специалисты совершенно справедливо указывают на требование уплаты нотариусами в конкретных случаях НДФЛ и по другим выполняемым ими работам, а также иные налоги. Поскольку частные нотариусы вправе заниматься наряду с профессиональной нотариальной деятельностью также научной и преподавательской работой, то у них возникает потенциальная налоговая обязанность по уплате НДФЛ с доходов от такой деятельности, а при наличии соответствующего имущества - и по уплате реальных налогов с этого имущества, а именно, регионального транспортного налога и местных налогов - земельного налога и налога на имущество физических лиц <3>.
--------------------------------
<3> Бурова А.С. Особенности налогово-правового статуса частнопрактикующего нотариуса // Нотариус. 2014. N 2. С. 19 - 23.

В связи с тем что частные нотариусы при осуществлении своей профессиональной деятельности пользуются услугами нанятых ими сотрудников, они выполняют и роль налоговых агентов. Данная функция заключается в том, что по мере выдачи заработной платы сотрудникам своих нотариальных контор частные нотариусы осуществляют комплекс действий по исчислению, удержанию и перечислению в бюджет НДФЛ за этих сотрудников. Эта обязанность частных нотариусов распространяется и на страховые взносы в государственные внебюджетные фонды.
Помимо налоговых платежей в обязанность частных нотариусов входит и уплата ими как членами нотариальных палат членских взносов и других платежей. Аренда помещений также требует расчетов с собственниками недвижимости. Кроме того, частные нотариусы обязаны вести по установленной форме учет всех полученных ими доходов и произведенных платежей.
Перечисленные доходы, расходы и обязательства частных нотариусов отражают сложившийся порядок их взаимоотношений с бюджетной системой, клиентами и партнерами.
Предложение об увеличении налоговой нагрузки на частных нотариусов, очевидно, следует рассматривать как меру повышения сумм уплачиваемого ими НДФЛ. Однако в этом вопросе налогообложение осуществляется на общих основаниях - по ставке 13% для всех резидентов (граждан страны) на территории Российской Федерации без привязки к виду их профессиональной деятельности и размеру получаемого ими дохода. Применение в отношении резидентов пониженных (9%) и повышенных (30 и 35%) ставок НДФЛ относится к частным случаям, рассмотренным в п. п. 2, 5 и 6 ст. 224 НК РФ.
Налог на доходы физических лиц занимает одно из первых мест среди налоговых платежей в общем объеме поступлений в бюджет. Критика в отношении действующей практики налогообложения доходов населения базируется на отсутствии дифференцированного подхода к обоснованию доли изъятия в бюджет средств из доходов различных категорий граждан. Поэтому в течение нескольких последних лет отмечается заметная популярность обсуждения проблемы налогообложения "сверхдоходов" населения. Эта идея в той или иной мере находила отражение и продолжает высказываться в предложениях о восстановлении прогрессивной ставки подоходного налога. Однако в настоящее время эти предложения не находят единой оценки в органах государственной власти, научных кругах, бизнес-сообществе и требуют дополнительной проработки. Поэтому выбор альтернативы применению "плоской" шкалы подоходного налога имеет пока постановочный характер.
В вопросе о ставке подоходного налога Президент России В.В. Путин придерживается мнения о целесообразности сохранения практики применения "плоской" шкалы налогообложения для всех категорий граждан, считая введение прогрессивной ставки пока преждевременным.
В рамках исследуемой проблемы понятно продиктованное в первую очередь общегосударственными интересами и активной гражданской позицией желание отдельных групп населения усилить фискальный потенциал НДФЛ при сохранении необременительной нагрузки от его взимания на рядовых граждан. Но именно поэтому на практике в настоящее время реализуется подход, основанный на необходимости невысокого по мировым меркам уровня налогообложения доходов подавляющей части населения России. При этом повышение уровня налоговой нагрузки на богатых граждан, к которым зачастую принято относить и частных нотариусов (хотя, полагаем, не все из них согласятся с таким утверждением), откладывается на неопределенную перспективу.
Следует отметить, что предлагаемое в некоторых кругах повышение уровня налогообложения доходов наиболее материально обеспеченной части общества может создать в стране и дополнительные условия для оттока капитала в зарубежные банки, что усилило в последнее время внимание органов власти к этой проблеме.
Что же касается реализации принципов социальной справедливости, то снять в определенной мере напряженность в обществе в связи с материальным неравенством его различных слоев и повысить доходы бюджета можно с помощью провозглашенного экспертным сообществом налога на роскошь, фискальная "идеология" которого затрагивает конкретные имущественные налоги. Придавая первоначально введению этого налога в большей степени именно значение фактора социальной справедливости, Президент России предложил реализовать эту идею еще в 2013 г. и распространить ее в первую очередь на элитную недвижимость и дорогие автомобили.
Очевидно, государство должно обеспечить соответствующие социальные гарантии в связи с введением нового в российской практике налога на недвижимость (с одновременной отменой налога на имущество физических лиц), необходимость взимания которого связана с требованиями урегулирования налоговых правоотношений в имущественном комплексе страны и создания условий для укрепления местных бюджетов. Повышенный фискальный эффект в сфере использования дорогого движимого имущества должен обеспечивать действующий транспортный налог.
Таким образом, на уровень доходной части бюджета и доходов, остающихся в распоряжении тех или иных слоев общества, влияет вся совокупность налоговых факторов и, в частности, необходимость уплаты, наряду с НДФЛ, налогов на недвижимое и движимое имущество, которые, очевидно, и могут повысить налоговую нагрузку на категорию богатых граждан.
Продолжая тему формирования доходов и расходов нотариусов, нетрудно заметить, что именно финансовые условия в существенной мере влияют на выбор государством оптимальных пропорций при решении вопроса об определении количества государственных и частных нотариусов, обслуживающих конкретные территории. При этом финансовая сторона обеспечения деятельности государственных нотариальных контор относится к компетенции государства. В отдельных случаях имеет место изменение территории деятельности нотариусов, которое осуществляется согласно Приказу Минюста России от 14.01.2010 N 1.
Что касается частного вопроса о повышении обеспечения жителей столицы услугами государственных нотариусов, то он относится к компетенции соответствующих подразделений Минюста России и Правительства Москвы.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:
↑