• Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных

Последние новости:
03.09.2019

Законопроект "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О противодействии коррупции" призван устранить сложившуюся правовую неопределенность в сфере бюджетного законодательства, предусматривающего зачисление конфискованных денежных средств, полученных в результате совершения коррупционных правонарушений. Между тем, само понятие "коррупционное правонарушение" в настоящее время отсутствует в законодательстве.

21.08.2019

Принятие законопроект "О внесении изменений в статью 2.6.1 КоАП РФ" позволит владельцу автомобиля своевременно получить информацию о совершенном правонарушении водителем его транспортного средства, освободиться от ответственности согласно ч. 2 ст. 2.6.1 КоАП РФ, воспользоваться возможностью уплаты административного штрафа со скидкой предусмотренной ст. 32.2 КоАП РФ, своевременно выявлять несанкционированное использование регистрационного знака своего автомобиля другим транспортным средством.

14.08.2019

Целью законопроекта является устранение правовой коллизии между Федеральным законом "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" и бюджетным законодательством. Его реализация позволит избежать споров о необходимости использования специального банковского счета в соответствии с Федеральным законом.

Все статьи > Комментарий к Письму Минфина России от 16.02.2015 N 03-02-08/6944 (Матвеева А.Б.)

Комментарий к Письму Минфина России от 16.02.2015 N 03-02-08/6944 (Матвеева А.Б.)

Дата размещения статьи: 15.05.2015

Комментарий к Письму Минфина России от 16.02.2015 N 03-02-08/6944 (Матвеева А.Б.)

В комментируемом Письме Минфин подтвердил законность наложения на организацию штрафа на основании п. 1 ст. 119 НК РФ в сумме 1000 руб. в случае непредставления в установленный срок налоговой декларации, в которой сумма налога к уплате равна нулю.
Сразу скажем, что мнение финансового ведомства полностью соответствует положениям НК РФ. Дело в том, что в п. 18 Постановления N 57 <1> Пленум ВАС указал: отсутствие у налогоплательщика недоимки по задекларированному налогу либо суммы налога к уплате по соответствующей декларации не освобождает его от ответственности. В таком случае предусмотренный ст. 119 НК РФ штраф взыскивается в минимальном размере - 1000 руб.
--------------------------------
<1> Постановление Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации".

Руководствуясь позицией ВАС, нижестоящие суды отказывают налогоплательщикам, пытающимся доказать незаконность наложения инспекторами штрафа. В частности, АС МО в Постановлении от 26.01.2015 N Ф05-16047/2014 по делу N А40-26633/2014 указал: вне зависимости от того, что сумма налога за налоговый период равна нулю, налоговой инспекцией обоснованно применены меры налоговой ответственности ввиду нарушения организацией срока представления налоговой декларации. ФАС СЗО также принял решение в пользу контролеров (Постановление от 30.04.2014 по делу N А56-63059/2013), подтвердив, что в случае непредставления в установленный срок двух налоговых деклараций сумма штрафа составит 2000 руб. (по 1000 руб. за каждое нарушение). При этом арбитры отметили, что инспекция была вправе не только наложить штраф, но и приостановить операции по счетам налогоплательщика.
Однако единообразие судебной практики не означает, что налогоплательщику вообще нет смысла обращаться в суд. Да, учитывая позицию Пленума ВАС, убедить арбитров в неправомерности наложения указанного штрафа не получится. Вместе с тем можно попытаться добиться снижения размера штрафа. Основание для такого требования - все тот же п. 18 Постановления N 57. В нем отмечено: в случае выявления обстоятельств, смягчающих либо отягчающих ответственность налогоплательщика, суд, определяя конкретную сумму подлежащего взысканию штрафа, применяет нормы ст. ст. 112 и 114 НК РФ, на основании которых возможно снижение штрафа и по сравнению с установленным ст. 119 НК РФ минимальным размером. Таким образом, суд вправе принять решение об уменьшении размера взыскиваемого штрафа до суммы менее 1000 руб. за каждую не представленную в срок нулевую декларацию.

Обратите внимание! И в комментируемом Письме Минфина, и в ст. 119 НК РФ речь идет именно о налоговой декларации. Непредставление в установленный срок расчета авансовых платежей не подпадает под действие этой статьи.

На этот важный нюанс Пленум ВАС указал в п. 17 Постановления N 57, объяснив свою позицию тем, что Налоговый кодекс разграничивает два самостоятельных документа:
- налоговую декларацию, представляемую по итогам налогового периода;
- расчет авансового платежа, представляемый по итогам отчетного периода.
В связи с этим при рассмотрении споров судам предписано исходить из того, что установленный ст. 119 НК РФ штраф не применяется при непредставлении либо несвоевременном представлении по итогам отчетного периода расчета авансовых платежей вне зависимости от того, как поименован этот документ в той или иной главе части второй НК РФ <2>.
--------------------------------
<2> Например, ст. 289 НК РФ предусмотрено, что по итогам отчетных периодов по налогу на прибыль организация представляет налоговую декларацию. Тем не менее, несмотря на то что документ именуется декларацией, а не расчетом авансового платежа, нарушение срока подачи декларации за отчетный период (первый квартал, полугодие, девять месяцев или месяц, два месяца, три месяца и т.д.) не подпадает под действие ст. 119 НК РФ.

Важно, что ФНС согласилась с позицией Пленума ВАС (Письмо от 22.08.2014 N СА-4-7/16692). Поэтому за несвоевременное представление (непредставление) расчета по авансовому платежу организации грозит штраф в размере 200 руб. на основании п. 1 ст. 126 НК РФ.
Зачастую причиной наложения штрафа является то, что начинающий свою профессиональную деятельность бухгалтер неправильно трактует положения Налогового кодекса. В частности, бытует мнение, что не нужно подавать декларацию по налогу на имущество (расчет по авансовым платежам), если все имеющиеся у организации объекты основных средств полностью самортизированы и (или) не облагаются налогом на основании льготы. Это не так. Обязанность по представлению в налоговый орган деклараций по налогу на имущество организаций не возникает при отсутствии имущества, признаваемого объектом налогообложения в соответствии со ст. 374 НК РФ (Письмо Минфина России от 17.04.2012 N 03-02-08/41). При этом организации, полностью самортизировавшие свое имущество, должны подавать декларации и расчеты по авансовым платежам, поскольку основное средство признается объектом налогообложения вплоть до его списания с бухгалтерского учета, а полное погашение стоимости путем амортизации не является основанием для его выбытия (Письмо ФНС России от 08.02.2010 N 3-3-05/128). Аналогично организации, все имущество которых освобождено от налогообложения на основании льготы, все же признаются налогоплательщиками (у них есть объект налогообложения). Поэтому такие организации тоже обязаны подавать налоговые декларации и расчеты по авансовым платежам (Письмо ФНС России от 15.12.2011 N ЕД-21-3/375).
Схожая ситуация с земельным налогом. Если у организации нет земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ, она не признается налогоплательщиком, у нее не возникает обязанность по представлению в налоговый орган деклараций по земельному налогу (Письмо Минфина России от 17.04.2012 N 03-02-08/41). Соответственно, если имеющие земельные участки организации освобождены от налогообложения в силу льготы, обязанность подавать декларации и авансовые расчеты по земельному налогу сохраняется.
Дополнительно напомним, что согласно ст. 80 НК РФ:
- в налоговые органы не представляются налоговые декларации (расчеты) по тем налогам, по которым налогоплательщики освобождены от обязанности по их уплате в связи с применением специальных налоговых режимов (в виде уплаты ЕНВД, УСН, ПСН), в части деятельности, осуществление которой влечет применение спецрежимов, либо имущества, используемого для осуществления такой деятельности;
- налогоплательщик, не осуществляющий операций, в результате которых происходит движение денежных средств на его счетах в банках (в кассе организации), и не имеющий объектов налогообложения, представляет по данным налогам единую (упрощенную) налоговую декларацию не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшими кварталом, полугодием, девятью месяцами, календарным годом.
Разъясняя порядок применения указанных положений ст. 80 НК РФ применительно к декларации по НДС, ФНС в Письме от 04.04.2014 N ГД-4-3/6132 <3> сообщила, что на единую (упрощенную) налоговую декларацию по НДС не распространяются требования абз. 1 п. 5 ст. 174 НК РФ, которым предусмотрена обязанность представления налоговой декларации по установленному формату в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота.
--------------------------------
<3> Письмо размещено на сайте ФНС (http://www.nalog.ru) в разделе "Разъяснения ФНС, обязательные для применения налоговыми органами".

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:
↑