• Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных

Последние новости:
12.03.2019

Законопроект направлен на устранение коллизии норм и конкретизацию гарантии защиты прав граждан от действий, связанных с взиманием просроченной задолженности по жилищно-коммунальным платежам путем передачи таких полномочий коллекторам, а также иным непрофессиональным участникам рынка жилищно-коммунальных услуг. В настоящее время прямой запрет на передачу коллекторам права на работу с задолженностями по жилищно-коммунальным платежам граждан имеет важнейшее социальное значение. 

20.02.2019

Законопроект направлен на создание единого правового пространства на федеральном уровне, регулирующего вопросы социальной поддержки семей, имеющих детей и определяющего стратегические механизмы улучшения демографической ситуации в Российской Федерации в долгосрочной перспективе. В настоящее время в Российской Федерации отсутствует нормативно-правовой акт, закрепляющий указанные гарантии и регулирующий данные вопросы на федеральном уровне, что является серьезным  упущением в вопросе обеспечения социальных гарантий для семей, имеющих детей.

12.02.2019

Законопроект разработан в целях закрепления единых обязательных требований к работающим в автоматическом режиме специальным техническим средствам, имеющим функции фото- и киносъемки, видеозаписи, и средствам фото- и киносъемки, видеозаписи, а также порядка обработки и хранения информации, получаемой с их помощью, и установления нового порядка отмены постановления по делу об административном правонарушении, зафиксированном с применением специальных технических средств, в случае выявления их некорректной работы.

Все статьи > К вопросу о правомерности взимания платы за посещение национального парка (на примере ФГБУ "Национальный парк "Югыд ва") (Воронцова О.В.)

К вопросу о правомерности взимания платы за посещение национального парка (на примере ФГБУ "Национальный парк "Югыд ва") (Воронцова О.В.)

Дата размещения статьи: 16.05.2015

К вопросу о правомерности взимания платы за посещение национального парка (на примере ФГБУ "Национальный парк "Югыд ва") (Воронцова О.В.)

В соответствии с Федеральным законом от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" <1> национальные парки являются природоохранными, эколого-просветительскими и научно-исследовательскими учреждениями, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, и предназначены для использования в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях и для регулируемого туризма.
--------------------------------
<1> Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. N 12. Ст. 1024.

23 апреля 1994 г. в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации N 377 <2> в Республике Коми был создан национальный парк "Югыд ва" (далее - ФГБУ "Национальный парк "Югыд ва"). Цель создания национального парка была прописана в данном нормативном правовом акте следующим образом: сохранение уникальных природных комплексов Приполярного и Северного Урала, имеющих большое экологическое, историческое и рекреационное значение.
--------------------------------
<2> Постановление Правительства Российской Федерации от 23.04.1994 N 377 (ред. от 09.10.1995) "О создании в Республике Коми национального парка "Югыд ва" Федеральной службы лесного хозяйства России" // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. N 2. Ст. 116.

Согласно положениям Устава ФГБУ "Национальный парк "Югыд ва" является некоммерческой организацией, имеющей целью сохранение природных комплексов и объектов, имеющих особую экологическую, историческую и эстетическую ценность и предназначенных для использования в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях и для регулярного туризма. В соответствии с Уставом ФГБУ "Национальный парк "Югыд ва" и на основании приказа директора ФГБУ "Национальный парк "Югыд ва" от 24 января 2012 г. N 4-П был утвержден перечень платных услуг, предоставляемых парком в 2012 г. Согласно вышеуказанному перечню в число прочих услуг входили платные услуги туристических стоянок с размещением палаточного лагеря со стоимостью 120 рублей с человека в день на стоянке с размещением палаток.
Данная ситуация характерна для многих особо охраняемых территорий России. Как отмечает Н. Гузеева, в Домбае (Карачаево-Черкесская Республика) уже более 15 лет сотрудники Тебердинского заповедника берут с туристов деньги за прогулки по ближайшим ущельям, в том числе за проход или проезд по грунтовой дороге к знаменитому лагерю "Алибек". За прогулки по тропинкам в национальных парках "Самарская Лука", "Забайкальский" и многих других тоже нужно платить. В Приэльбрусье (Кабардино-Балкарская Республика) сотрудники национального парка требовали по 1000 руб. со всех, кто хочет подняться по заснеженным склонам Эльбруса хотя бы на 100 м выше канатной дороги. На известном с советских времен 30-метровом туристском маршруте (из Адыгеи через плато Лаго-Наки мимо горы Фишт к Черному морю) деньги с туристов брали дважды: при входе - за каждый день перехода по территории Кавказского биосферного заповедника, а на выходе с маршрута - за проход по Сочинскому нацпарку <3>.
--------------------------------
<3> Гузеева Н. Национальный парк не зоопарк // ЭЖ-Юрист. 2011. N 40. С. 8.

Печорской природоохранной межрайонной прокуратурой была проведена проверка по вопросу взимания администрацией ФГБУ "Национальный парк "Югыд ва" платы с физических лиц за посещение национального парка, после проведения которой Печорским межрайонным природоохранным прокурором в интересах неопределенного круга лиц было направлено в суд заявление о признании незаконным установления входной платы на обустроенные рекреационные объекты (на специально организованные (предусмотренные) туристические стоянки с размещением палаточного лагеря), расположенные на территории ФГБУ "Национальный парк "Югыд ва", и об обязании администрации парка исключить указанную услугу из перечня платных услуг <4>.
--------------------------------
<4> URL: http://www.правокоми.рф.

На запрос прокуратуры (исх. N 2242 от 26 декабря 2011 г.) директор ФГБУ "Национальный парк "Югыд Ва" ответил, что плата непосредственно за посещение ФГБУ "Национальный парк "Югыд ва" с граждан не взимается и на территории парка бесплатные стоянки для организации палаточных лагерей не предусмотрены. Парк оказывает услуги туристических стоянок с размещением палаточного лагеря, которые оборудованы кострищем, навесом от дождя или беседкой, мусоросборником, спуском к воде (где это необходимо) <5>.
--------------------------------
<5> URL: http://sudact.ru (дело N 33-3263АП/2012).

Однако на основании проведенного в судебном заседании анализа доказательств суд пришел к выводу о том, что посещение территории ФГБУ "Национальный парк "Югыд ва" с туристическими целями возможно только на платной основе, поскольку все указанные туристические маршруты - длительностью более одного дня, в связи с чем предполагают обязательное пользование оборудованными стоянками для размещения палаточного лагеря для отдыха, за что взимается плата из расчета 120 рублей с человека в день. Следовательно, бесплатное посещение территории ФГБУ "Национальный парк "Югыд ва" в туристических целях исключено.
С учетом анализа норм действующего законодательства суд также установил, что действующее законодательство не предусматривает взимание платы с граждан (потребителей услуг) за вход и нахождение на обустроенных рекреационных объектах (в частности на специально организованных (предусмотренных) туристических стоянках с размещением палаточного лагеря). Таким образом, взимание обязательной платы за посещение в туристических целях территории ФГБУ "Национальный парк "Югыд ва", по мнению суда, противоречит Уставу и Положению "О Федеральном государственном учреждении "Национальный парк "Югыд Ва", согласно которым данное учреждение является природоохранным, эколого-просветительским и научно-исследовательским учреждением, имеющим целью сохранение природных комплексов и объектов, имеющих особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, и предназначенным для использования в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях и для регулируемого туризма. Суд считает, что при отсутствии возможности посещения территории ФГБУ "Национальный парк "Югыд Ва" без внесения платы нельзя сделать вывод о том, что данное учреждение, деятельность которого финансируется из федерального бюджета (п. 66 Положения), является некоммерческим. При этом суд учитывает, что согласно ст. 16 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" национальные парки являются юридическими лицами, которые не имеют в качестве цели своей деятельности извлечение прибыли, т.е. являются некоммерческими организациями и создаются в форме финансируемого за счет средств федерального бюджета природоохранного учреждения. Таким образом, плата за нахождение на обустроенных рекреационных объектах (в частности, на специально организованных (предусмотренных) туристических стоянках с размещением палаточного лагеря) является, по сути, сбором за возможность посещения территории национального парка. Статьей 12 Налогового кодекса РФ <6> определены виды налогов в Российской Федерации. Федеральные, региональные или местные налоги и сборы, не предусмотренные Налоговым кодексом, не могут устанавливаться. На основании изложенного суд сделал вывод о том, что плата за посещение и передвижение по территории ФГБУ "Национальный парк "Югыд ва" как вид сбора не может быть установлена как не предусмотренная Налоговым кодексом РФ.
--------------------------------
<6> Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. N 31. Ст. 382.

Таким образом, администрация ФГБУ "Национальный парк "Югыд ва", взимая плату с граждан (потребителей услуг), посещающих национальный парк и совершающих остановку на специально организованных (предусмотренных) для этого местах - туристических стоянках с размещением палаточного лагеря, навязывает указанному выше неопределенному кругу лиц дополнительные услуги, фактически обусловливая возможность посещения территории национального парка только после внесения соответствующей платы, тем самым нарушает требования Закона РФ "О защите прав потребителей" <7> и Федерального закона РФ "Об особо охраняемых природных территориях".
--------------------------------
<7> Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. N 3. Ст. 140.

Обусловливая возможность посещения территории ФГБУ "Национальный парк "Югыд ва" только после внесения соответствующей платы за остановку на специально организованных (предусмотренных) туристических стоянках с размещением палаточного лагеря, администрация ФГБУ "Национальный парк "Югыд ва" нарушает права неопределенного круга лиц (граждан-потребителей) на свободу передвижения и выбор места пребывания, т.е. права граждан, которые в силу ст. 27 Конституции Российской Федерации <8> и ст. 1 Закона РФ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" <9> являются неотчуждаемыми, непосредственно действующими, гарантированы и, соответственно, защищаются действующим законодательством. Довод представителя ответчика о том, что невзимание платы за посещение территории ФГБУ "Национальный парк "Югыд Ва" приведет к бесконтрольному посещению территории парка, судом был отвергнут, поскольку территория указанного учреждения относится к особо охраняемым природным территориям, а следовательно, данные обстоятельства не состоят в причинно-следственной связи. В итоге суд признал незаконным приказ директора ФГБУ "Национальный парк "Югыд ва" от 24 января 2012 г. N 4-П "Об утверждении услуг на 2012 год" в части установления входной платы на обустроенные рекреационные объекты (специально организованные туристические стоянки с размещением палаточного лагеря), расположенные на территории ФГБУ "Национальный парк "Югыд ва", и обязать ФГБУ "Национальный парк "Югыд ва" исключить из перечня платных услуг, утвержденных приказом директора ФГБУ "Национальный парк "Югыд ва" от 24 января 2012 г. N 4-П "Об утверждении услуг на 2012 год", взимание платы за вход на обустроенные рекреационные объекты (на специально организованные (предусмотренные) туристические стоянки с размещением палаточного лагеря, расположенные на территории ФГБУ "Национальный парк "Югыд ва").
--------------------------------
<8> Парламентская газета. 2009. 23 - 29 января. N 4.
<9> Российская газета. 1993. 10 августа. N 152.

Определением Верховного суда Республики Коми от 6 августа 2012 г. решение Вуктыльского городского суда Республики Коми от 30 мая 2012 г. оставлено без изменения, жалоба ФГБУ "Национальный парк "Югыд ва" оставлена без удовлетворения <10>.
--------------------------------
<10> URL: http://sudact.ru (Дело N 33-3263АП/2012).

Литература

1. Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. N 12. Ст. 1024.
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 23.04.1994 N 377 "О создании в Республике Коми национального парка "Югыд ва" Федеральной службы лесного хозяйства России" (ред. от 09.10.1995) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. N 2. Ст. 116.
3. Гузеева Н. Национальный парк не зоопарк // ЭЖ-Юрист. 2011. N 40. С. 8.
4. URL: http://www.правокоми.рф.
5. URL: http://sudact.ru (Дело N 33-3263АП/2012).
6. Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. N 31. Ст. 3824.
7. Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. N 3. Ст. 140.
8. Парламентская газета. 2009. 23 - 29 января. N 4.
9. Российская газета. 1993. 10 августа. N 152.
10. URL: http://sudact.ru (дело N 33-3263АП/ 2012).

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:
↑