• Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных

Последние новости:
12.03.2019

Законопроект направлен на устранение коллизии норм и конкретизацию гарантии защиты прав граждан от действий, связанных с взиманием просроченной задолженности по жилищно-коммунальным платежам путем передачи таких полномочий коллекторам, а также иным непрофессиональным участникам рынка жилищно-коммунальных услуг. В настоящее время прямой запрет на передачу коллекторам права на работу с задолженностями по жилищно-коммунальным платежам граждан имеет важнейшее социальное значение. 

20.02.2019

Законопроект направлен на создание единого правового пространства на федеральном уровне, регулирующего вопросы социальной поддержки семей, имеющих детей и определяющего стратегические механизмы улучшения демографической ситуации в Российской Федерации в долгосрочной перспективе. В настоящее время в Российской Федерации отсутствует нормативно-правовой акт, закрепляющий указанные гарантии и регулирующий данные вопросы на федеральном уровне, что является серьезным  упущением в вопросе обеспечения социальных гарантий для семей, имеющих детей.

12.02.2019

Законопроект разработан в целях закрепления единых обязательных требований к работающим в автоматическом режиме специальным техническим средствам, имеющим функции фото- и киносъемки, видеозаписи, и средствам фото- и киносъемки, видеозаписи, а также порядка обработки и хранения информации, получаемой с их помощью, и установления нового порядка отмены постановления по делу об административном правонарушении, зафиксированном с применением специальных технических средств, в случае выявления их некорректной работы.

Все статьи > Штраф штрафу рознь (Тяпухин С.В.)

Штраф штрафу рознь (Тяпухин С.В.)

Дата размещения статьи: 17.05.2015

Штраф штрафу рознь (Тяпухин С.В.)

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) уполномочена осуществлять контроль и надзор в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения РФ, защиты прав потребителей на потребительском рынке. При выявлении того или иного нарушения в деятельности торгового предприятия хозяйствующий субъект привлекается к административной ответственности, как правило, по ст. 6.3 "Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения" либо ст. 14.43 "Нарушение изготовителем, исполнителем, продавцом требований технических регламентов" КоАП РФ. Поговорим об этом подробно. 

За нарушение законодательства в области благополучия человека и защиты прав потребителей предусмотрена административная ответственность сразу несколькими статьями КоАП РФ, размеры штрафов по которым существенно отличаются друг от друга. И прежде чем начать анализировать арбитражную практику по рассматриваемому вопросу, приведем содержание норм КоАП РФ. 

Административная ответственность 

Норма КоАП РФ

Содержание нарушения

Административная ответственность

Статья 6.3 КоАП РФ

Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий

- для должностных лиц - от 500 до 1000 руб.;

- для индивидуальных предпринимателей - от 500 руб. до 1000 руб.;

- для юридических лиц - от 10 000 до 20 000 руб.

В последних двух случаях наказание в виде штрафа может быть заменено на административное приостановление деятельности на срок до 90 суток

Часть 1 ст. 14.43 КоАП РФ

Нарушение изготовителем, исполнителем, продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования, производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных ст. ст. 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, ч. 2 ст. 11.21, ст. ст. 14.37, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 КоАП РФ

- для должностных лиц - от 10 000 до 20 000 руб.;

- для индивидуальных предпринимателей - от 20 000 до 30 000 руб.;

- для юридических лиц - от 100 000 до 300 000 руб.

Часть 2 ст. 14.43 КоАП РФ

Действия, предусмотренные ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ (см. выше), повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений

- для должностных лиц - от 20 000 до 30 000 руб.;

- для индивидуальных предпринимателей - от 30 000 до 40 000 руб.;

- для юридических лиц - от 300 000 до 600 000 руб.

В последних двух случаях предметы административного правонарушения могут быть конфискованы

Неподготовленный читатель, пробежав глазами по данным нормам, может сразу не сориентироваться, в каких случаях (при нарушении каких норм и правил) применяются те или иные штрафные санкции. Более того, и должностные лица из Роспотребнадзора, и даже арбитражные суды часто путают случаи применения указанных норм. Во избежание неразберихи было выпущено разъясняющее Письмо Роспотребнадзора от 29.04.2013 N 01/5020-13-32 вместе с Обзором судебной практики рассмотрения судом дел об административных правонарушениях, заявлений об оспаривании постановлений о привлечении к административной ответственности, ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) территориальных органов Роспотребнадзора, их должностных лиц. О том, какие выводы сделаны в названном Письме, а также о том, как разрешаются арбитражные споры после выхода его в свет, поговорим в данной статье. 

Выбор между ст. ст. 6.3 и 14.43 КоАП РФ 

По мнению Роспотребнадзора, объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.43 КоАП РФ, образуют только такие нарушения санитарно-эпидемиологических требований, которые относятся непосредственно к условиям транспортировки, приемки, хранения, переработки, реализации продовольственного сырья и пищевых продуктов (арбитражная практика показывает, что указанная статья может быть применена также в случае реализации с нарушением установленных требований и непродовольственных товаров).

При этом следует учитывать, что в силу примечания к ст. 14.43 КоАП РФ под подлежащими применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательными требованиями понимаются требования к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования, производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, определенные нормативными правовыми актами, принятыми Комиссией ТС в соответствии с Соглашением ТС по санитарным мерам от 11.12.2009 <1>, а также не противоречащие им требования нормативных правовых актов РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих обязательному исполнению на основании п. п. 1, 1.1, 6.2 ст. 46 Закона о техническом регулировании <2>.

--------------------------------

<1> В настоящее время утратило силу.

<2> Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании". 

Для справки. Внесение различных нарушений санитарно-эпидемиологических требований в один протокол об административном правонарушении, по мнению Роспотребнадзора, неправомерно, поскольку нарушения установленных требований в зависимости от конкретной ситуации могут квалифицироваться как по ст. 6.3 (если они напрямую не касаются продукции и связанных с ней процессов), так и по ст. 14.43 КоАП РФ (если нарушения непосредственно относятся к продукции и связанным с ней процессам). 

Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к размещению, устройству, планировке, санитарно-техническому состоянию, содержанию организаций торговли, а также условиям труда событий административных правонарушений, предусмотренных ст. 14.43 КоАП РФ, не образует. В этих случаях следует прибегать к положениям ст. 6.3 КоАП РФ.

Но и из указанных выше рекомендаций есть исключения. Приведем два примера.

1. В каждом конкретном случае при привлечении нарушителей к административной ответственности за несоблюдение санитарных правил личной гигиены работников и организации проверяющие должны обосновывать наличие прямой взаимосвязи данных правил с процессами производства, хранения и реализации продукции. Если работник непосредственно участвует в них (продавец, сотрудник склада, пекарь, повар, кондитер и тому подобные профессии), эта взаимосвязь будет иметь место: от соблюдения такими работниками правил личной гигиены зависит, насколько будет безопасна выпускаемая в обращение продукция. Допуск работников к выполнению работ без прохождения обязательного медицинского осмотра либо наличие факта невозможности соблюдения ими правил личной гигиены образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ. Напротив, отсутствие прямой взаимосвязи работника с процессами производства, хранения или реализации продукции является обстоятельством, исключающим событие административного правонарушения, установленного названной статьей. К примеру, нарушение работодателем порядка прохождения работниками, напрямую не связанными с производством и оборотом продукции (бухгалтером, секретарем, юристом и т.п.), медицинских осмотров образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 КоАП РФ.

2. Аналогичным образом проверяющие должны обосновывать прямую взаимосвязь нарушений санитарно-эпидемиологических требований к производственному контролю с процессами производства, хранения и реализации продукции: анализу подлежит степень влияния невыполнения указанных требований на безопасность продукции. К примеру, нарушение санитарно-эпидемиологических норм, устанавливающих порядок осуществления производственного контроля вредных выбросов в атмосферный воздух, воздействия вредных производственных факторов на здоровье работающих, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 КоАП РФ. Однако нарушение санитарно-эпидемиологических требований к производственному контролю безопасности производимой и реализуемой продукции является административным правонарушением, определенным ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ. 

Выбор между ч. 1 и 2 ст. 14.43 КоАП РФ 

Анализ судебной практики показывает, что должностные лица территориальных органов Роспотребнадзора часто необоснованно квалифицируют нарушения обязательных требований к продукции и связанным с ней процессам по ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ, в то время как такие нарушения создают реальную угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан.

Приведем пример. По мнению названного ведомства, неправильно применять зону ответственности по ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ в случае реализации пищевой продукции с истекшим сроком годности, содержащей бактерии группы кишечной палочки, с недостоверной информацией о дате ее изготовления (так называемой авансовой маркировкой), недостоверной информацией о составе продукта и пр. В перечисленных случаях штрафы должны быть предусмотрены ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ.

Итак, мы привели рекомендации Роспотребнадзора по данному вопросу. Далее рассмотрим, как видят арбитражные суды спорные ситуации. 

Арбитражная практика 

Вмененное нарушение

Применяемая норма

Реквизиты дела

Реализация пищевых продуктов с истекшим сроком годности

Часть 2 ст. 14.43 КоАП РФ

Постановления Президиума ВАС РФ от 24.12.2013 N 10373/13, АС ЗСО от 23.12.2014 по делу N А45-12578/2013, ФАС ДВО от 02.07.2014 по делу N А24-2161/2013

Реализация минеральной столовой воды, не соответствующей требованиям Технического регламента <1> (содержание йода в воде ниже показателя, приведенного изготовителем на потребительской упаковке)

Часть 2 ст. 14.43 КоАП РФ

Постановление ВС РФ от 04.02.2015 по делу N 305-АД14-1113, А40-158421/2013

Реализация сыра плавленого и молока сгущенного, не соответствующих требованиям Технического регламента <2> (в названных товарах выявлено наличие жиров немолочного происхождения)

Постановление АС МО от 27.01.2015 по делу N А40-79712/2014

Реализация детской обуви, не отвечающей требованиям Технического регламента <3> по содержанию вредных веществ в материалах (выявлено повышенное содержание формальдегида).

(Во всех случаях к ответственности привлечены торговые организации.)

Постановление АС ВСО от 29.10.2014 по делу N А33-5980/2014

Нарушение температурного режима хранения продукции на реализации в холодильной витрине магазина <4>

Часть 2 ст. 14.43 КоАП РФ

Постановление ФАС УО от 02.06.2014 по делу N А50-19711/2013

Реализация обуви, не отвечающей требованиям Технического регламента <5> по механической безопасности (показатель прочности крепления подошвы с заготовкой верха не соответствует установленным требованиям)

Часть 1 ст. 14.43 КоАП РФ

Постановление ВС РФ от 12.11.2014 N 308-АД14-4170

Реализация дизельного топлива, не соответствующего требованиям Технического регламента <6> по показателю содержания массовой доли серы

Постановление ФАС МО от 18.02.2014 по делу N А41-35842/13

Реализация посуды из стекла и стали с нарушением установленных ГОСТом <7> обязательных требований к маркировке и подтверждению соответствия продукции (в сопроводительной документации отсутствуют сведения о декларации о соответствии)

Часть 1 ст. 14.43 КоАП РФ

Постановление АС СЗО от 29.09.2014 по делу N А26-7043/2013

Транзитное движение автотранспорта, осуществляющего доставку товара к загрузочному входу магазина, по придомовой территории дома в нарушение Санитарных правил <8>

Статья 6.3 КоАП РФ

Постановление АС УО от 26.11.2014 по делу N А50-2250/2014

Реализация салатов из пластиковых ведерок при отсутствии на этикетках информации о дате изготовления продуктов, а также хранение пирожков с начинкой на подносе на прилавке возле весов в доступности для вторичного загрязнения покупателями

Статья 6.3 КоАП РФ

Постановление ВС РФ от 20.05.2014 N 80-АД14-5

Реализация продукции, не соответствующей Санитарным правилам <9> (охлаждающие тормозные жидкости содержали метанол) (к ответственности привлечена производственная компания)

Статья 6.3 КоАП РФ

Постановление АС ВВО от 22.12.2014 по делу N А43-4391/2014

 --------------------------------

<1> Технический регламент ТС "Пищевая продукция в части ее маркировки", утв. Решением Комиссии ТС от 09.12.2011 N 881.

<2> Технический регламент на молоко и молочную продукцию, утв. Федеральным законом от 12.06.2008 N 88-ФЗ.

<3> Технический регламент ТС "О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков", утв. Решением Комиссии ТС от 23.09.2011 N 797.

<4> Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов. СП 2.3.6.1066-01, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 07.09.2001 N 23.

<5> Технический регламент ТС "О безопасности продукции легкой промышленности", утв. Решением Комиссии ТС от 09.12.2011 N 876.

<6> Технический регламент "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту", утв. Постановлением Правительства РФ от 27.02.2008 N 118.

<7> ГОСТ 30407-96 "Посуда и декоративные изделия из стекла. Общие технические условия", принят Межгосударственным Советом по стандартизации, метрологии и сертификации 04.10.1996 и ГОСТ 27002-86 "Посуда из коррозийно-стойкой стали. Общие технические условия", утв. Постановлением Госстандарта СССР от 24.09.1986 N 2791.

<8> Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. СанПиН 2.1.2.2645-10, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.06.2010 N 64.

<9> Санитарно-гигиенические требования к организации и проведению работ с метанолом. СП 2.3.3.2892-11, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 12.07.2011 N 99. 

* * * 

Нарушение технических регламентов при осуществлении предпринимательской деятельности грозит предприятиям торговли нешуточными штрафами. Констатируем, что в настоящее время в отношении организаций торговли и оборота в них продовольственного сырья и пищевых продуктов технические регламенты отсутствуют. Между тем санитарные правила, устанавливающие обязательные требования к хранению и реализации пищевых продуктов, направлены на обеспечение их безопасности для жизни и здоровья населения, соответственно, подлежат обязательному исполнению. Отсюда следует, что нарушение указанных правил также может послужить основанием для привлечения к ответственности по ст. 14.43 КоАП РФ. Часть 2 названной статьи, предусматривающая самые большие штрафы, применяется в случае, если действия торгового предприятия создали реальную угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан (этот факт должен быть доказан органом Роспотребнадзора). Данная норма используется чаще всего при выявлении нарушений при продаже продовольственных товаров. Если предмет административного правонарушения - непродовольственный товар, штраф может быть менее чувствительным для организации (ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ). Ну и наконец, при нарушениях в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, если нарушение напрямую не касается продукции и связанных с ней процессов, а также в некоторых иных случаях применяется ст. 6.3 КоАП РФ.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:
↑