• Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 777-08-62 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных

Последние новости:
28.03.2018

Законопроектом "О внесении изменений в КоАП РФ в части усиления административной ответственности за совершение противоправных деяний на воздушном транспорте" предлагается усилить административную ответственность за такие деяния, как управление воздушным судном лицом, не имеющим права управления им, управление воздушным судном лицом, находящимся в состоянии опьянения, передача управления воздушным судном лицу, находящемуся в состоянии опьянения, невыполнение лицами, находящимися на борту воздушного судна, законных распоряжений командира воздушного судна и др.

21.03.2018

Целями законопроекта "О цифровых финансовых активах" является законодательное закрепление в российском правовом поле определений наиболее широко распространенных в настоящее время финансовых активов, создаваемых и/или выпускаемых с использованием цифровых финансовых технологий, к которым законопроект относит распределенный реестр цифровых транзакций, а также создание правовых условий для привлечения российскими юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями инвестиций путем выпуска токенов, являющихся одним из видов цифровых финансовых активов.

14.03.2018

Законопроектом предусматривается дополнение пункта 2 статьи 12.4 Федерального закона "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации", которая устанавливает права и обязанности лиц, осуществляющих рыболовство в экономической зоне, положением об обязанности для таких лиц проходить контрольные пункты (точки) и соблюдать порядок их прохождения, установленные федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства и федеральным органом исполнительной власти по обороне.

Все статьи > Штраф штрафу рознь (Тяпухин С.В.)

Штраф штрафу рознь (Тяпухин С.В.)

Дата размещения статьи: 17.05.2015

Штраф штрафу рознь (Тяпухин С.В.)

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) уполномочена осуществлять контроль и надзор в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения РФ, защиты прав потребителей на потребительском рынке. При выявлении того или иного нарушения в деятельности торгового предприятия хозяйствующий субъект привлекается к административной ответственности, как правило, по ст. 6.3 "Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения" либо ст. 14.43 "Нарушение изготовителем, исполнителем, продавцом требований технических регламентов" КоАП РФ. Поговорим об этом подробно. 

За нарушение законодательства в области благополучия человека и защиты прав потребителей предусмотрена административная ответственность сразу несколькими статьями КоАП РФ, размеры штрафов по которым существенно отличаются друг от друга. И прежде чем начать анализировать арбитражную практику по рассматриваемому вопросу, приведем содержание норм КоАП РФ. 

Административная ответственность 

Норма КоАП РФ

Содержание нарушения

Административная ответственность

Статья 6.3 КоАП РФ

Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий

- для должностных лиц - от 500 до 1000 руб.;

- для индивидуальных предпринимателей - от 500 руб. до 1000 руб.;

- для юридических лиц - от 10 000 до 20 000 руб.

В последних двух случаях наказание в виде штрафа может быть заменено на административное приостановление деятельности на срок до 90 суток

Часть 1 ст. 14.43 КоАП РФ

Нарушение изготовителем, исполнителем, продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования, производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных ст. ст. 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, ч. 2 ст. 11.21, ст. ст. 14.37, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 КоАП РФ

- для должностных лиц - от 10 000 до 20 000 руб.;

- для индивидуальных предпринимателей - от 20 000 до 30 000 руб.;

- для юридических лиц - от 100 000 до 300 000 руб.

Часть 2 ст. 14.43 КоАП РФ

Действия, предусмотренные ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ (см. выше), повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений

- для должностных лиц - от 20 000 до 30 000 руб.;

- для индивидуальных предпринимателей - от 30 000 до 40 000 руб.;

- для юридических лиц - от 300 000 до 600 000 руб.

В последних двух случаях предметы административного правонарушения могут быть конфискованы

Неподготовленный читатель, пробежав глазами по данным нормам, может сразу не сориентироваться, в каких случаях (при нарушении каких норм и правил) применяются те или иные штрафные санкции. Более того, и должностные лица из Роспотребнадзора, и даже арбитражные суды часто путают случаи применения указанных норм. Во избежание неразберихи было выпущено разъясняющее Письмо Роспотребнадзора от 29.04.2013 N 01/5020-13-32 вместе с Обзором судебной практики рассмотрения судом дел об административных правонарушениях, заявлений об оспаривании постановлений о привлечении к административной ответственности, ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) территориальных органов Роспотребнадзора, их должностных лиц. О том, какие выводы сделаны в названном Письме, а также о том, как разрешаются арбитражные споры после выхода его в свет, поговорим в данной статье. 

Выбор между ст. ст. 6.3 и 14.43 КоАП РФ 

По мнению Роспотребнадзора, объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.43 КоАП РФ, образуют только такие нарушения санитарно-эпидемиологических требований, которые относятся непосредственно к условиям транспортировки, приемки, хранения, переработки, реализации продовольственного сырья и пищевых продуктов (арбитражная практика показывает, что указанная статья может быть применена также в случае реализации с нарушением установленных требований и непродовольственных товаров).

При этом следует учитывать, что в силу примечания к ст. 14.43 КоАП РФ под подлежащими применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательными требованиями понимаются требования к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования, производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, определенные нормативными правовыми актами, принятыми Комиссией ТС в соответствии с Соглашением ТС по санитарным мерам от 11.12.2009 <1>, а также не противоречащие им требования нормативных правовых актов РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих обязательному исполнению на основании п. п. 1, 1.1, 6.2 ст. 46 Закона о техническом регулировании <2>.

--------------------------------

<1> В настоящее время утратило силу.

<2> Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании". 

Для справки. Внесение различных нарушений санитарно-эпидемиологических требований в один протокол об административном правонарушении, по мнению Роспотребнадзора, неправомерно, поскольку нарушения установленных требований в зависимости от конкретной ситуации могут квалифицироваться как по ст. 6.3 (если они напрямую не касаются продукции и связанных с ней процессов), так и по ст. 14.43 КоАП РФ (если нарушения непосредственно относятся к продукции и связанным с ней процессам). 

Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к размещению, устройству, планировке, санитарно-техническому состоянию, содержанию организаций торговли, а также условиям труда событий административных правонарушений, предусмотренных ст. 14.43 КоАП РФ, не образует. В этих случаях следует прибегать к положениям ст. 6.3 КоАП РФ.

Но и из указанных выше рекомендаций есть исключения. Приведем два примера.

1. В каждом конкретном случае при привлечении нарушителей к административной ответственности за несоблюдение санитарных правил личной гигиены работников и организации проверяющие должны обосновывать наличие прямой взаимосвязи данных правил с процессами производства, хранения и реализации продукции. Если работник непосредственно участвует в них (продавец, сотрудник склада, пекарь, повар, кондитер и тому подобные профессии), эта взаимосвязь будет иметь место: от соблюдения такими работниками правил личной гигиены зависит, насколько будет безопасна выпускаемая в обращение продукция. Допуск работников к выполнению работ без прохождения обязательного медицинского осмотра либо наличие факта невозможности соблюдения ими правил личной гигиены образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ. Напротив, отсутствие прямой взаимосвязи работника с процессами производства, хранения или реализации продукции является обстоятельством, исключающим событие административного правонарушения, установленного названной статьей. К примеру, нарушение работодателем порядка прохождения работниками, напрямую не связанными с производством и оборотом продукции (бухгалтером, секретарем, юристом и т.п.), медицинских осмотров образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 КоАП РФ.

2. Аналогичным образом проверяющие должны обосновывать прямую взаимосвязь нарушений санитарно-эпидемиологических требований к производственному контролю с процессами производства, хранения и реализации продукции: анализу подлежит степень влияния невыполнения указанных требований на безопасность продукции. К примеру, нарушение санитарно-эпидемиологических норм, устанавливающих порядок осуществления производственного контроля вредных выбросов в атмосферный воздух, воздействия вредных производственных факторов на здоровье работающих, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 КоАП РФ. Однако нарушение санитарно-эпидемиологических требований к производственному контролю безопасности производимой и реализуемой продукции является административным правонарушением, определенным ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ. 

Выбор между ч. 1 и 2 ст. 14.43 КоАП РФ 

Анализ судебной практики показывает, что должностные лица территориальных органов Роспотребнадзора часто необоснованно квалифицируют нарушения обязательных требований к продукции и связанным с ней процессам по ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ, в то время как такие нарушения создают реальную угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан.

Приведем пример. По мнению названного ведомства, неправильно применять зону ответственности по ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ в случае реализации пищевой продукции с истекшим сроком годности, содержащей бактерии группы кишечной палочки, с недостоверной информацией о дате ее изготовления (так называемой авансовой маркировкой), недостоверной информацией о составе продукта и пр. В перечисленных случаях штрафы должны быть предусмотрены ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ.

Итак, мы привели рекомендации Роспотребнадзора по данному вопросу. Далее рассмотрим, как видят арбитражные суды спорные ситуации. 

Арбитражная практика 

Вмененное нарушение

Применяемая норма

Реквизиты дела

Реализация пищевых продуктов с истекшим сроком годности

Часть 2 ст. 14.43 КоАП РФ

Постановления Президиума ВАС РФ от 24.12.2013 N 10373/13, АС ЗСО от 23.12.2014 по делу N А45-12578/2013, ФАС ДВО от 02.07.2014 по делу N А24-2161/2013

Реализация минеральной столовой воды, не соответствующей требованиям Технического регламента <1> (содержание йода в воде ниже показателя, приведенного изготовителем на потребительской упаковке)

Часть 2 ст. 14.43 КоАП РФ

Постановление ВС РФ от 04.02.2015 по делу N 305-АД14-1113, А40-158421/2013

Реализация сыра плавленого и молока сгущенного, не соответствующих требованиям Технического регламента <2> (в названных товарах выявлено наличие жиров немолочного происхождения)

Постановление АС МО от 27.01.2015 по делу N А40-79712/2014

Реализация детской обуви, не отвечающей требованиям Технического регламента <3> по содержанию вредных веществ в материалах (выявлено повышенное содержание формальдегида).

(Во всех случаях к ответственности привлечены торговые организации.)

Постановление АС ВСО от 29.10.2014 по делу N А33-5980/2014

Нарушение температурного режима хранения продукции на реализации в холодильной витрине магазина <4>

Часть 2 ст. 14.43 КоАП РФ

Постановление ФАС УО от 02.06.2014 по делу N А50-19711/2013

Реализация обуви, не отвечающей требованиям Технического регламента <5> по механической безопасности (показатель прочности крепления подошвы с заготовкой верха не соответствует установленным требованиям)

Часть 1 ст. 14.43 КоАП РФ

Постановление ВС РФ от 12.11.2014 N 308-АД14-4170

Реализация дизельного топлива, не соответствующего требованиям Технического регламента <6> по показателю содержания массовой доли серы

Постановление ФАС МО от 18.02.2014 по делу N А41-35842/13

Реализация посуды из стекла и стали с нарушением установленных ГОСТом <7> обязательных требований к маркировке и подтверждению соответствия продукции (в сопроводительной документации отсутствуют сведения о декларации о соответствии)

Часть 1 ст. 14.43 КоАП РФ

Постановление АС СЗО от 29.09.2014 по делу N А26-7043/2013

Транзитное движение автотранспорта, осуществляющего доставку товара к загрузочному входу магазина, по придомовой территории дома в нарушение Санитарных правил <8>

Статья 6.3 КоАП РФ

Постановление АС УО от 26.11.2014 по делу N А50-2250/2014

Реализация салатов из пластиковых ведерок при отсутствии на этикетках информации о дате изготовления продуктов, а также хранение пирожков с начинкой на подносе на прилавке возле весов в доступности для вторичного загрязнения покупателями

Статья 6.3 КоАП РФ

Постановление ВС РФ от 20.05.2014 N 80-АД14-5

Реализация продукции, не соответствующей Санитарным правилам <9> (охлаждающие тормозные жидкости содержали метанол) (к ответственности привлечена производственная компания)

Статья 6.3 КоАП РФ

Постановление АС ВВО от 22.12.2014 по делу N А43-4391/2014

 --------------------------------

<1> Технический регламент ТС "Пищевая продукция в части ее маркировки", утв. Решением Комиссии ТС от 09.12.2011 N 881.

<2> Технический регламент на молоко и молочную продукцию, утв. Федеральным законом от 12.06.2008 N 88-ФЗ.

<3> Технический регламент ТС "О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков", утв. Решением Комиссии ТС от 23.09.2011 N 797.

<4> Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов. СП 2.3.6.1066-01, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 07.09.2001 N 23.

<5> Технический регламент ТС "О безопасности продукции легкой промышленности", утв. Решением Комиссии ТС от 09.12.2011 N 876.

<6> Технический регламент "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту", утв. Постановлением Правительства РФ от 27.02.2008 N 118.

<7> ГОСТ 30407-96 "Посуда и декоративные изделия из стекла. Общие технические условия", принят Межгосударственным Советом по стандартизации, метрологии и сертификации 04.10.1996 и ГОСТ 27002-86 "Посуда из коррозийно-стойкой стали. Общие технические условия", утв. Постановлением Госстандарта СССР от 24.09.1986 N 2791.

<8> Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. СанПиН 2.1.2.2645-10, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.06.2010 N 64.

<9> Санитарно-гигиенические требования к организации и проведению работ с метанолом. СП 2.3.3.2892-11, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 12.07.2011 N 99. 

* * * 

Нарушение технических регламентов при осуществлении предпринимательской деятельности грозит предприятиям торговли нешуточными штрафами. Констатируем, что в настоящее время в отношении организаций торговли и оборота в них продовольственного сырья и пищевых продуктов технические регламенты отсутствуют. Между тем санитарные правила, устанавливающие обязательные требования к хранению и реализации пищевых продуктов, направлены на обеспечение их безопасности для жизни и здоровья населения, соответственно, подлежат обязательному исполнению. Отсюда следует, что нарушение указанных правил также может послужить основанием для привлечения к ответственности по ст. 14.43 КоАП РФ. Часть 2 названной статьи, предусматривающая самые большие штрафы, применяется в случае, если действия торгового предприятия создали реальную угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан (этот факт должен быть доказан органом Роспотребнадзора). Данная норма используется чаще всего при выявлении нарушений при продаже продовольственных товаров. Если предмет административного правонарушения - непродовольственный товар, штраф может быть менее чувствительным для организации (ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ). Ну и наконец, при нарушениях в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, если нарушение напрямую не касается продукции и связанных с ней процессов, а также в некоторых иных случаях применяется ст. 6.3 КоАП РФ.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:
↑