• Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 777-08-62 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных

Последние новости:
28.03.2018

Законопроектом "О внесении изменений в КоАП РФ в части усиления административной ответственности за совершение противоправных деяний на воздушном транспорте" предлагается усилить административную ответственность за такие деяния, как управление воздушным судном лицом, не имеющим права управления им, управление воздушным судном лицом, находящимся в состоянии опьянения, передача управления воздушным судном лицу, находящемуся в состоянии опьянения, невыполнение лицами, находящимися на борту воздушного судна, законных распоряжений командира воздушного судна и др.

21.03.2018

Целями законопроекта "О цифровых финансовых активах" является законодательное закрепление в российском правовом поле определений наиболее широко распространенных в настоящее время финансовых активов, создаваемых и/или выпускаемых с использованием цифровых финансовых технологий, к которым законопроект относит распределенный реестр цифровых транзакций, а также создание правовых условий для привлечения российскими юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями инвестиций путем выпуска токенов, являющихся одним из видов цифровых финансовых активов.

14.03.2018

Законопроектом предусматривается дополнение пункта 2 статьи 12.4 Федерального закона "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации", которая устанавливает права и обязанности лиц, осуществляющих рыболовство в экономической зоне, положением об обязанности для таких лиц проходить контрольные пункты (точки) и соблюдать порядок их прохождения, установленные федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства и федеральным органом исполнительной власти по обороне.

Все статьи > Возврат платежей, взимаемых таможенными органами (Дубинский Н.А.)

Возврат платежей, взимаемых таможенными органами (Дубинский Н.А.)

Дата размещения статьи: 17.05.2015

Возврат платежей, взимаемых таможенными органами (Дубинский Н.А.)

В силу различных причин, например невозможности точного определения величины платежа на момент его уплаты, изменения таможенной стоимости товаров, получения льгот в отношении товаров, по которым таможенные пошлины, налоги уже уплачены в полном объеме, допущения ошибок и т.п., у субъектов хозяйствования, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, часто образуются остатки неиспользованных авансовых платежей либо имеются излишне уплаченные суммы. Осуществление возврата таких сумм имеет некоторые особенности. Рассмотрим их в статье.

Общие вопросы возврата платежей, взимаемых таможенными органами

Согласно ст. 70 ТК ТС к таможенным платежам относятся:
1) ввозная таможенная пошлина;
2) вывозная таможенная пошлина;
3) НДС, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию ТС;
4) акциз, взимаемый при тех же обстоятельствах;
5) таможенные сборы.
Помимо названных, таможенные органы взимают еще и иные платежи: пени, проценты, предварительные (специальные, антидемпинговые, компенсационные) пошлины, а также специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины. В свою очередь, ТК ТС разделяются излишне уплаченные таможенные платежи и авансовые платежи.
Согласно ст. 89 ТК ТС под излишне уплаченными или излишне взысканными суммами таможенных пошлин, налогов понимаются уплаченные или взысканные суммы денежных средств, размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с ТК ТС и (или) законодательством государств - членов ТС и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров.

Для справки. При обнаружении факта излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов (в том числе в случае корректировки таможенной стоимости товаров в меньшую сторону) таможенный орган не позднее одного месяца со дня обнаружения такого факта обязан известить об этом плательщика (п. 5 ст. 147 Закона о таможенном регулировании в РФ <1>). Информирование осуществляется в произвольной форме с приложением копии корректировки декларации на товары. (Порядок уведомления декларанта о наличии у него сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных платежей разъяснен Письмом ФТС России от 11.08.2011 N 01-11/38437.)
--------------------------------
<1> Федеральный закон от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации".

В свою очередь, в силу ст. 73 ТК ТС под авансовыми платежами понимают денежные средства, внесенные в счет уплаты предстоящих вывозных таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов и не идентифицированные плательщиком в разрезе конкретных видов и сумм вывозных таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов в отношении конкретных товаров, если уплата таких платежей предусмотрена законодательством государств - членов ТС. Иными словами, ТК ТС не рассматривает в качестве авансовых платежей ввозные таможенные пошлины, а также пени, проценты, специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины.
Порядок возврата таможенных платежей регламентируется ст. 90 ТК ТС, которой определено, что возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм вывозных таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей, сумм обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов осуществляется в порядке и случаях, установленных законодательством государства - члена ТС, в котором произведены уплата и (или) взыскание таких сумм либо таможенному органу которого предоставлено обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов.
В свою очередь, возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм ввозных таможенных пошлин осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством государства - члена ТС, в котором произведены уплата и (или) взыскание таких сумм с учетом особенностей, установленных международным договором государств - членов ТС.
Антидемпинговые, специальные и компенсационные пошлины являются мерами нетарифного регулирования (Письмо ФТС России от 10.11.2011 N 01-11/54409). При этом в силу п. 17 Положения о зачислении и распределении специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин <2> возврат плательщику таких пошлин осуществляется в случаях, определенных Протоколом, в порядке, установленном законодательством государства-члена, в котором они уплачивались (взыскивались). Таким образом, в настоящее время в России порядок возврата таможенных платежей регламентируется:
- Договором о Евразийском экономическом союзе;
- Таможенным кодексом Таможенного союза;
- Законом о таможенном регулировании в РФ.
--------------------------------
<2> Названный документ является Приложением к Протоколу о применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам (далее - Протокол) (Приложение 8 к Договору о Евразийском экономическом союзе).

Механизм возврата платежей, взимаемых таможенными органами

Возврат излишне уплаченных таможенных платежей регламентирован гл. 17 Закона о таможенном регулировании в РФ. Излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
К заявлению о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов должны прилагаться следующие документы (п. 2 ст. 147 названного Закона):
1) платежный документ, подтверждающий уплату или взыскание таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату (в качестве таких документов могут рассматриваться чек, сформированный терминалом, через который проводилась уплата платежей, или банковское платежное поручение, содержащее сведения о реквизитах этого чека);
2) документы, подтверждающие начисление таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату;
3) документы, подтверждающие факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов;
4) документ, подтверждающий согласие лица, уплатившего таможенные пошлины, налоги, на их возврат лицу, на которое возложена обязанность по уплате таких платежей, при подаче заявления о возврате таможенных пошлин, налогов лицом, на которого возложена обязанность по их уплате;
5) иные документы, которые могут быть представлены лицом для подтверждения обоснованности возврата.
Возврат таможенных пошлин, налогов производится также в случаях (ст. 148 Закона о таможенном регулировании в РФ):
- отказа в выпуске товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой в отношении сумм таможенных пошлин, налогов, уплаченных в связи с регистрацией таможенной декларации на помещение товаров под эту таможенную процедуру;
- отзыва таможенной декларации;
- восстановления режима наиболее благоприятствуемой нации или тарифных преференций;
- если ТК ТС и (или) Законом о таможенном регулировании в РФ предусматривается возврат уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов при помещении товаров под таможенную процедуру реэкспорта или при помещении товаров под таможенные процедуры уничтожения либо отказа в пользу государства или реимпорта товаров;
- изменения с разрешения таможенного органа ранее заявленной таможенной процедуры, если суммы таможенных пошлин, налогов, подлежащие уплате при помещении товаров под вновь избранную таможенную процедуру, меньше сумм таможенных пошлин, налогов, уплаченных при первоначальной таможенной процедуре, за исключением случая, установленного п. 6 ст. 282 ТК ТС;
- возврата (полностью или частично) предварительной (специальной, антидемпинговой, компенсационной) пошлины в соответствии с международными договорами государств - членов ТС и (или) законодательством РФ о специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров.
Возврат таможенных пошлин, налогов в вышеперечисленных случаях производится при подаче заявления об этом не позднее одного года со дня, следующего за днем наступления обстоятельств, влекущих за собой возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных платежей. Положения п. 9 ст. 147 Закона о таможенном регулировании в РФ в названных ситуациях не применяются, то есть суммы пеней и проценты не возвращаются.
Рассмотрим некоторые практические вопросы, возникающие у участников внешнеэкономических сделок, касающиеся возврата таможенных платежей.

Должен ли в таможенный орган представляться оригинал платежного поручения?

Представлять в таможенный орган оригинал платежного поручения не обязательно. К заявлению о возврате таможенных пошлин, налогов можно приложить заверенную копию платежного документа (подробно об этом читайте в Письме ФТС России 22.06.2011 N 01-11/29197).

Организация, не осуществляющая внешнеэкономическую деятельность, ошибочно перечислила на счет, контролируемый таможенным органом, денежные средства. Таможенный орган помимо заявления потребовал от организации представить еще копию свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, заверенный образец подписи лица, подписавшего заявление. Насколько это законно?

Действия таможни вполне законны. Дело в том, что таможенное законодательство налагает на юридических лиц, созданных в соответствии с законодательством РФ, и заявивших о возврате таможенных платежей, обязанность по представлению следующих документов (если они не представлялись ранее) (п. 3 ст. 147 Закона о таможенном регулировании в РФ):
- копии свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;
- копии свидетельства о государственной регистрации;
- документа, подтверждающего полномочия лица, подписавшего заявление о возврате авансовых (излишне уплаченных таможенных) платежей;
- образца подписи лица, подписавшего заявление о возврате;
- копии документа, подтверждающего правопреемство, в случае, если заявление о возврате платежей подается правопреемником лица, внесшего авансовые (излишне уплаченные таможенные) платежи.
Все вышеперечисленные документы должны быть заверены нотариально либо таможенным органом при предъявлении оригинала документа. Если в таможенный орган названные документы представлялись ранее, информацию об этом, а также об отсутствии в них изменений следует привести в заявлении на возврат.

Каков порядок возврата авансовых платежей?

Порядок возврата авансовых платежей регламентирован ст. 122 Закона о таможенном регулировании в РФ. Согласно положениям названной статьи возврат осуществляется по правилам, предусмотренным для возврата излишне уплаченных таможенных пошлин, налогов, если заявление об их возврате подано лицом, внесшим авансовые платежи (его правопреемником), в течение трех лет со дня последнего распоряжения об использовании авансовых платежей. Если указанным лицом распоряжение об использовании авансовых платежей не производилось, этот срок подачи заявления об их возврате исчисляется со дня поступления денежных средств на счет Федерального казначейства. По истечении названного срока невостребованные суммы авансовых платежей учитываются в составе прочих неналоговых доходов федерального бюджета и возврату не подлежат.

Установлена ли какая-либо форма для заявления о возврате авансовых платежей?

Форма заявления о возврате авансовых платежей определена Приказом ФТС России от 22.12.2010 N 2520. Этим же документом установлены формы заявления о возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств.

В каких случаях таможенный орган вправе отказать организации в возврате таможенных платежей?

Возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не производится (п. 12 ст. 147 Закона о таможенном регулировании в РФ):
- при наличии у плательщика задолженности по уплате таможенных пошлин, налогов. В указанном случае по заявлению плательщика может быть произведен зачет излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов в счет погашения задолженности с учетом положения п. 10 настоящей статьи;
- если сумма таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату, составляет менее 150 руб., за исключением случаев излишней уплаты таможенных пошлин, налогов физическими лицами или их излишнего взыскания с названных лиц;
- в случае подачи заявления о возврате сумм таможенных пошлин, налогов по истечении установленных сроков.

У организации имеется излишне уплаченная сумма таможенных сборов за совершение таможенных операций. Какова процедура возврата данного платежа?

Согласно п. 1 ст. 129 Закона о таможенном регулировании в РФ возврат таможенных сборов осуществляется в порядке, предусмотренном для возврата таможенных пошлин, налогов. В свою очередь, возврат излишне уплаченных таможенных пошлин и налогов регламентирован гл. 17 названного Закона. Таким образом, для возврата излишне уплаченных сумм таможенных сборов за совершение таможенных операций организация должна представить в таможенный орган заявление с приложением необходимых документов в порядке, определенном ст. 147 Закона о таможенном регулировании в РФ.

Организация имеет излишне уплаченную сумму ввозной таможенной пошлины. Может ли она обратиться с заявлением в таможенный орган для возврата суммы излишне уплаченной ввозной таможенной пошлины на счет своего коммерческого партнера, перед которым организация имеет задолженность за поставленную продукцию?

Нет, не может. Это вытекает из нормы п. 7 ст. 147 Закона о таможенном регулировании в РФ, которым установлено, что возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится на счет плательщика (его правопреемника), указанный в заявлении о возврате.

Процедура рассмотрения заявлений плательщиков о возврате платежей, взимаемых таможенными органами

В соответствии со ст. 147 Закона о таможенном регулировании в РФ возврат авансовых платежей (в силу положений ст. 122 названного Закона), а также излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится по решению таможенного органа, который осуществляет администрирование данных денежных средств. Возврату также подлежат суммы пеней и процентов, уплаченные или взысканные с суммы возвращаемых таможенных пошлин, налогов, за исключением возврата таможенных платежей согласно ст. 148 данного Закона.
Общий срок рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не может превышать один месяц со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов. Если указанный срок таможней нарушен, на сумму излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата (процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Банка России, действовавшей в период нарушения срока возврата). В иных случаях при возврате таможенных пошлин, налогов (то есть при соблюдении названного срока) проценты с них не выплачиваются и суммы не индексируются.

Является ли нарушением установленного срока возврата излишне уплаченного таможенного платежа ситуация, когда таможенный орган принял решение о возврате до истечения месячного срока, а представил платежный документ в банк для фактического возврата после истечения месячного срока?

Да, является. В силу таможенного законодательства общий срок рассмотрения заявления о возврате включает время не только для принятия таможенным органом решения о возврате, но и срок для возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов.
В указанном случае за каждый день нарушения срока возврата должны быть начислены проценты. Отметим, что при расчете суммы процентов за нарушение таможенным органом срока возврата излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов учитывается фактическое количество дней в году - 365 или 366. Соответственно, в формуле расчета процентов применяется расчетная ставка, равная 1/365 или 1/366 (Письмо ФТС России от 30.03.2012 N 01-11/15247).

* * *

В статье рассмотрен порядок осуществления возврата таможенных платежей таможенными органами, в том числе случаи, при которых таможенные органы осуществляют возврат таможенных платежей с уплатой процентов. Перечислены ситуации, при наступлении которых таможня отказывает в возврате таможенных платежей.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:
↑