• Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных

Последние новости:
03.09.2019

Законопроект "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О противодействии коррупции" призван устранить сложившуюся правовую неопределенность в сфере бюджетного законодательства, предусматривающего зачисление конфискованных денежных средств, полученных в результате совершения коррупционных правонарушений. Между тем, само понятие "коррупционное правонарушение" в настоящее время отсутствует в законодательстве.

21.08.2019

Принятие законопроект "О внесении изменений в статью 2.6.1 КоАП РФ" позволит владельцу автомобиля своевременно получить информацию о совершенном правонарушении водителем его транспортного средства, освободиться от ответственности согласно ч. 2 ст. 2.6.1 КоАП РФ, воспользоваться возможностью уплаты административного штрафа со скидкой предусмотренной ст. 32.2 КоАП РФ, своевременно выявлять несанкционированное использование регистрационного знака своего автомобиля другим транспортным средством.

14.08.2019

Целью законопроекта является устранение правовой коллизии между Федеральным законом "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" и бюджетным законодательством. Его реализация позволит избежать споров о необходимости использования специального банковского счета в соответствии с Федеральным законом.

Все статьи > Проверка достоверности, полноты и своевременности бухгалтерского учета и отчетности (Шестакова Е.В.)

Проверка достоверности, полноты и своевременности бухгалтерского учета и отчетности (Шестакова Е.В.)

Дата размещения статьи: 25.05.2015

Проверка достоверности, полноты и своевременности бухгалтерского учета и отчетности (Шестакова Е.В.)

Недостоверные сведения в отчетности могут привести к самым печальным последствиям - от потери ликвидности до отзыва лицензии банка. Вопросам достоверности уделяют особое внимание контролирующие органы. В каком порядке и по каким критериям осуществляются проверки достоверности, полноты и своевременности сдачи бухгалтерской отчетности? Опираясь на требования регулятора, банку необходимо самостоятельно разработать методику такой проверки. 

В п. 4.1.4 Положения Банка России от 16.12.2003 N 242-П "Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах" (в ред. 2014 г.) (далее - Положение N 242-П) указано, что служба внутреннего аудита банка должна осуществлять проверку и тестирование достоверности, полноты и своевременности бухгалтерского учета и отчетности, а также надежности (включая достоверность, полноту и своевременность) сбора и представления информации и отчетности. Однако детально порядок тестирования достоверности и полноты бухгалтерского учета и отчетности не прописан, его банк определяет самостоятельно. Поэтому банку очень важно разработать методику данной проверки. Каким образом это сделать? 

Разделение функционала служб внутреннего контроля и внутреннего аудита 

Разделение функций внутреннего контроля и внутреннего аудита было закреплено в Федеральном законе от 02.07.2013 N 146-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Окончательно требования к этим службам определены в изменениях к Положению N 242-П, внесенных Указанием Банка России от 24.04.2014 N 3241-У. В соответствии с ними служба внутреннего аудита осуществляет:

- проверку и оценку эффективности системы внутреннего контроля в целом, а также проверку выполнения решений органов управления кредитной организации;

- проверку полноты применения и эффективности методологии оценки банковских рисков и процедур управления банковскими рисками;

- проверку надежности функционирования системы внутреннего контроля за использованием автоматизированных информационных систем;

- проверку достоверности, полноты, объективности и своевременности бухгалтерского учета и отчетности и их тестирование, а также проверку надежности и своевременности сбора и представления информации и отчетности;

- проверку применяемых методов обеспечения сохранности имущества кредитной организации;

- оценку экономической целесообразности и эффективности совершаемых кредитной организацией операций;

- проверку процессов и процедур внутреннего контроля;

- проверку деятельности службы внутреннего контроля кредитной организации и службы управления рисками кредитной организации, а также решает другие вопросы, предусмотренные внутренними документами кредитной организации.

На руководителя службы внутреннего аудита не могут быть возложены обязанности, не связанные с осуществлением функций внутреннего аудита, а в ее состав не могут входить подразделения и служащие, деятельность которых не связана с выполнением функций внутреннего аудита. Руководитель службы внутреннего аудита подотчетен совету директоров кредитной организации.

Служба внутреннего контроля осуществляет следующие функции:

- выявляет риск возникновения у кредитной организации убытков из-за несоблюдения правовых актов Российской Федерации, внутренних документов кредитной организации, стандартов саморегулируемых организаций, а также в результате наложения санкций и (или) применения иных мер воздействия со стороны надзорных органов (регуляторного риска);

- анализирует внедряемые кредитной организацией новые банковские продукты, услуги и планируемые методы их реализации на наличие регуляторного риска;

- координирует и участвует в разработке комплекса мер, направленных на снижение уровня регуляторного риска в кредитной организации;

- выявляет конфликты интересов, участвует в разработке внутренних документов, направленных на их минимизацию, в том числе на предотвращение противоправной деятельности служащих кредитной организации;

- проводит мониторинг эффективности управления регуляторным риском;

- анализирует динамику поступления жалоб (обращений, заявлений) клиентов и соблюдение кредитной организацией прав клиентов;

- анализирует операции, которые не имеют очевидного экономического смысла (носят запутанный или необычный характер), на предмет выявления регуляторного риска;

- анализирует целесообразность привлечения кредитной организацией юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению своей деятельности;

- решает иные вопросы, связанные с управлением регуляторным риском.

Руководитель службы внутреннего контроля подотчетен единоличному исполнительному органу кредитной организации, если иное не предусмотрено федеральными законами. Он не вправе исполнять обязанности, не связанные с осуществлением внутреннего контроля. 

Почему нужно проверять достоверность отчетности? 

Казалось бы, все очевидно: тестирование достоверности, полноты и своевременности бухгалтерского учета и отчетности предусмотрено законодательно. Но оно необходимо еще и потому, что недостоверные сведения в отчетности могут привести к самым печальным последствиям - от потери ликвидности до отзыва лицензии банка.

Уже второй год Банк России проводит активную жесткую политику, чаще всего отзывая лицензии в связи с неисполнением федеральных законов, регулирующих банковскую деятельность, и нормативных актов Банка России, установлением фактов существенной недостоверности отчетных данных, а также неспособностью удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам.

Так, 28 ноября 2013 г. Банк России отозвал лицензию на осуществление банковских операций у КБ "НАФТАБАНК" (г. Махачкала). Такое решение было принято в связи с тем, что ООО "НАФТАБАНК" должным образом не исполнял федеральные законы, регулирующие банковскую деятельность. В частности, им были нарушены сроки представления ежемесячной отчетности (задержка более чем на 15 дней). ОАО "Смоленский Банк" (г. Смоленск) 13 декабря 2013 г. лишился лицензии в связи с установлением фактов существенной недостоверности отчетных данных, учитывая неоднократное применение в отношении него в течение одного года мер, предусмотренных Федеральным законом от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)". АКБ "ЛИНК-банк" (ОАО) не создавал адекватных принятым рискам резервов на возможные потери по ссудам, а также нарушал порядок ведения бухгалтерского учета.

С недостоверностью отчетности связаны и судебные риски. Пример - Постановление ФАС Московского округа от 31.03.2009 N КГ-А41/13264-08 по делу N А41-3613/08. 

Основные критерии проверки 

Если следовать буквальному прочтению Положения N 242-П, необходимо проверить достоверность, полноту и своевременность сдачи бухгалтерской отчетности.

Критерий достоверности означает, что отчетность должна быть актуальной, подлинной, сопоставимой, неискаженной, представлена в максимально удобной для восприятия форме, позволяющей оценить фактическое экономическое содержание процессов, явлений, фактов, условий, состояний, связанных с деятельностью банка и его финансовым положением.

Показатель полноты свидетельствует о том, что информация должна быть существенной и достаточной для принятия заинтересованными пользователями взвешенных экономических решений, но не должна быть излишней.

Своевременность означает соблюдение установленных сроков сдачи отчетности, позволяющее избежать санкций. Информация должна раскрываться в сроки и с периодичностью согласно требованиям законодательства, а при отсутствии таких требований - в разумные сроки, обеспечивающие своевременное принятие заинтересованными пользователями экономических решений. 

Своевременность сдачи отчетности 

Проверку лучше начать с анализа своевременности сдачи отчетности.

Ежегодно кредитная организация обязана раскрывать годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность и аудиторское заключение по ней, информацию о принимаемых рисках, процедурах их оценки, управления рисками и капиталом.

Ежеквартально раскрываются промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность, информация о принимаемых рисках, процедурах их оценки, управления рисками и капиталом.

В состав отчетности входят:

- форма 0409806 "Бухгалтерский баланс (публикуемая форма)";

- форма 0409807 "Отчет о прибылях и убытках (публикуемая форма)";

- приложения к бухгалтерскому балансу по форме 0409806 и отчету о прибылях и убытках в составе:

формы 0409808 "Отчет об уровне достаточности капитала, величине резервов на покрытие сомнительных ссуд и иных активов (публикуемая форма)";

формы 0409813 "Сведения об обязательных нормативах (публикуемая форма)";

формы 0409814 "Отчет о движении денежных средств (публикуемая форма)".

Кредитная организация также должна исполнить обязанности по раскрытию:

1) годовой консолидированной финансовой отчетности и аудиторского заключения по ней, информации о принимаемых рисках, процедурах их оценки, управления рисками и капиталом (ежегодно);

2) промежуточной консолидированной финансовой отчетности, информации о принимаемых рисках, процедурах их оценки, управления рисками и капиталом (один раз в полгода). 

Полнота информации в отчетности 

Для проверки полноты представляемой отчетности необходимо руководствоваться Указанием Банка России от 12.11.2009 N 2332-У "О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчетности кредитных организаций в Центральный банк Российской Федерации" (ред. от 31.05.2014). В частности, в данном Указании содержится Перечень форм отчетности и другой информации, представляемых кредитными организациями в Банк России, в разбивке на суточную, пятидневную, декадную, месячную, квартальную, полугодовую и годовую отчетность.

Так, например, в рамках месячной отчетности должны сдаваться:

- оборотная ведомость по счетам бухгалтерского учета кредитной организации (код формы по ОКУД 0409101);

- расшифровки отдельных показателей деятельности кредитной организации (код формы по ОКУД 0409110);

- информация о качестве активов кредитной организации (банковской группы) (код формы по ОКУД 0409115);

- сведения о ценных бумагах, приобретенных кредитной организацией (код формы по ОКУД 0409116);

- данные о крупных ссудах (код формы по ОКУД 0409117);

- данные о концентрации кредитного риска (код формы по ОКУД 0409118);

- расчет собственных средств капитала (Базель III) (код формы по ОКУД 0409123);

- расчет показателя краткосрочной ликвидности (Базель III) (код формы по ОКУД 0409122);

- сведения об активах и пассивах по срокам востребования и погашения (код формы по ОКУД 0409125);

- иные сведения, установленные в Перечне.

Для соблюдения требований к полноте представляемых сведений необходимо:

а) заполнять все формы, установленные законодательно;

б) самостоятельно не исключать из видов представляемых форм отдельные виды отчетности;

в) раскрывать информацию, установленную законодательно, в полном объеме.

Напомним, что в Указании Банка России от 25.10.2013 N 3087-У "О раскрытии и представлении банковскими холдингами консолидированной финансовой отчетности" содержатся следующие требования к раскрытию информации.

1. Головная организация (управляющая компания) банковского холдинга раскрывает годовую консолидированную финансовую отчетность вместе с аудиторским заключением по ней в срок не позднее 150 календарных дней после окончания года, за который составлена данная отчетность.

2. Годовая консолидированная финансовая отчетность банковских холдингов и аудиторское заключение по ней раскрываются на русском языке с отражением показателей в валюте Российской Федерации.

3. Годовая консолидированная финансовая отчетность и аудиторское заключение по ней считаются раскрытыми, если:

- они размещены в информационных системах общего пользования;

- опубликованы в средствах массовой информации, доступных для заинтересованных в них лиц;

- в отношении отчетности и аудиторского заключения проведены иные действия, обеспечивающие их доступность для всех заинтересованных лиц независимо от целей получения данной отчетности и аудиторского заключения в соответствии с процедурой, гарантирующей их получение.

С 1 января 2015 г. в отчетность, представляемую кредитной организацией в Банк России, включается информация об операциях с ценными бумагами (кроме векселей), переданными и полученными кредитной организацией контрагентам на возвратной основе (РЕПО, заем) в доверительное управление и в залог. 

Достоверность отчетности 

Критерии достоверности определены в Указании Банка России от 30.04.2008 N 2005-У "Об оценке экономического положения банков" (ред. от 11.06.2014).

Учет и отчетность банка признаются недостоверными, если учет и (или) отчетность банка не соответствуют федеральным законам, нормам и правилам, установленным Банком России, собственной учетной политике банка и выявленные недостатки или ошибки в состоянии учета и (или) отчетности банка существенно влияют на оценку его экономического положения, то есть ведут в случае их устранения к такому изменению значения хотя бы одного показателя из групп показателей оценки капитала, активов, доходности и ликвидности, при котором обобщающему результату по группе присваивается оценка "неудовлетворительно", и (или) несоблюдению хотя бы одного из обязательных нормативов.

Самыми негативными для банка являются преднамеренные ошибки. Преднамеренные ошибки - это сознательное искажение или утаивание работником (работниками) банка фактов хозяйственной деятельности и (или) порядка их бухгалтерского учета. Преднамеренность ошибки не всегда влияет на принятие решения об отзыве лицензии - важно установить факт существенной недостоверности данных в отчетности.

Факт существенной недостоверности отчетных данных кредитной организации считается установленным, если представленная кредитной организацией в Банк России отчетность в соответствии с Указанием Банка России от 17.09.2009 N 2293-У "О порядке отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций при установлении существенной недостоверности отчетных данных" (далее - Указание N 2293-У):

- содержит сведения о резервах на возможные потери по ссудам, ссудной и приравненной к ней задолженности и (или) прочие потери в ином размере, чем установлено Банком России;

- содержит сведения о соблюдении кредитной организацией обязательных нормативов, в то время как Банком России установлены факты несоблюдения обязательных нормативов;

- содержит сведения об ином рассчитанном кредитной организацией размере обязательных резервов, подлежащих депонированию в Банке России;

- не отражает фактического неисполнения кредитной организацией любых обязательств перед кредиторами и (или) обязанностей по уплате обязательных платежей;

- не отражает фактического проведения кредитной организацией операций, указанных в пп. 1 - 4 п. 1 и п. 1.1 ст. 6 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма";

- не подтверждается наличием (отсутствием) материальных ценностей, ценных бумаг и других документов, которые предусмотрены требованиями законодательства РФ;

- содержит сведения о переоценке кредитной организацией активов в ином порядке, чем установлено Банком России;

- не содержит сведений о наличии оснований для отзыва лицензии на осуществление банковских операций в случае, когда Банком России установлены указанные основания.

При оценке критерия недостоверности следует также обратить внимание на требования Указания N 2293-У. Согласно этому документу одним из оснований для отзыва лицензии у кредитной организации является неотражение в отчетности операций на сумму свыше 600 тыс. руб. 

Каким должен быть план проверки? 

План проверки разрабатывается в соответствии с положением о ревизионной комиссии (ревизоре) коммерческого банка. При этом следует обратить внимание, что возложение на одно и то же должностное лицо кредитной организации функций и руководителя (сотрудника) службы внутреннего аудита, и руководителя (сотрудника) службы внутреннего контроля не соответствует требованиям Положения N 242-П.

В целом план проверки в общих чертах может выглядеть следующим образом (табл. 1). 

Таблица 1 

План проверки своевременности, полноты и достоверности отчетности 

Область проверки

Нормативный документ

1

Проверка своевременности сдачи отчетности

Указание Банка России от 12.11.2009 N 2332-У "О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчетности кредитных организаций в Центральный банк Российской Федерации" (ред. от 31.05.2014)

2

Проверка заполнения всех форм отчетов, установленных законодательно

Указание Банка России от 12.11.2009 N 2332-У "О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчетности кредитных организаций в Центральный банк Российской Федерации" (ред. от 31.05.2014)

3

Проверка своевременности отражения межбанковских кредитов

Нормативные документы, регламентирующие порядок проведения аудита

4

Проверка своевременности и полноты отражения операций банка с ценными бумагами

Нормативная база для осуществления аудита операций банка с ценными бумагами

5

Проверка отсутствия сомнительных кассовых операций

Нормативные акты, определяющие порядок ведения кассовых операций.

Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".

Методические рекомендации по проведению проверок работы кредитных организаций по выявлению, фиксированию и направлению в уполномоченный орган сведений по операциям с денежными средствами в наличной форме, подлежащим обязательному контролю (доведены Письмом Банка России от 10.01.2007 N 1-Т)

6

Проверка сведений о резервах на возможные потери по ссудам

Положение Банка России от 26.03.2004 N 254-П "О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности"

7

Проверка обязательных нормативов:

 

- анализ выполнения обязательных нормативов;

Указание Банка России от 03.12.2013 N 3129-У "О внесении изменений в Указание Банка России от 12 ноября 2009 года N 2332-У "О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчетности кредитных организаций в Центральный банк Российской Федерации";

- анализ организации работы в кредитной организации по управлению ликвидностью;

Положение Банка России от 07.08.2009 N 342-П "Об обязательных резервах кредитных организаций";

- проверка правильности расчета и депонирования резервных требований Банка России

Письмо Банка России от 23.07.2008 N 87-Т "О порядке применения к кредитным организациям требований о соответствии отдельным критериям"

8

Проверка сведений об обязательных резервах, подлежащих депонированию в Банке России

Положение Банка России от 07.08.2009 N 342-П "Об обязательных резервах кредитных организаций"

9

Проверка фактов неисполнения обязательств перед кредиторами

Внутренние документы банка, учетная политика, анализ счетов учета, Федеральный закон от 25.02.1999 N 40-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" (ред. от 14.10.2014)

10

Проверка материальных ценностей

Положение Банка России от 16.12.2003 N 242-П "Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах"

11

Отражение сведений о переоценке активов

Положение Банка России от 16.07.2012 N 385-П "О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации"

12

Наличие оснований для отзыва лицензии

Указание Банка России от 17.09.2009 N 2293-У "О порядке отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций при установлении существенной недостоверности отчетных данных"

Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (ред. от 05.05.2014) предусматривает, что в случае непредставления информации, представления неполной или недостоверной информации Банк России имеет право требовать от кредитной организации устранения выявленных нарушений, взыскивать штраф в размере до 0,1% от минимального размера уставного капитала либо ограничивать проведение кредитной организацией отдельных операций, в том числе с головной кредитной организацией банковской группы.

При проверке достоверности сведений необходимо особое внимание уделить соблюдению нормативов, установленных законодательством. Так, в официальном заявлении Банка России указывалось, что подмосковный банк "Пушкино" представлял недостоверную отчетность, скрывающую отрицательный капитал.

Покажем на примере, каким образом нужно оценивать достоверность соблюдения обязательных нормативов. 

Пример 1. ОАО "Комсоцбанк" обобщает сведения о рисках на основании Положения Банка России от 28.12.2012 N 395-П "О методике определения величины собственных средств (капитала) кредитных организаций ("Базель III")" в следующем виде (табл. 2). 

Таблица 2 

Сведения о выполнении ОАО "Комсоцбанк" обязательных нормативов по состоянию на 1 апреля 2014 г.

 

Обязательный норматив

Нормативное значение, %

Фактическое значение норматива, %

Норматив достаточности собственных средств (Н1)

10

17,45

Норматив мгновенной ликвидности банка (Н2)

15

48,55

Норматив текущей ликвидности баланса (Н3)

50

83,20

Норматив долгосрочной ликвидности (Н4)

120

44,95

Норматив максимального размера кредитных рисков (Н7)

800

330,67

Чтобы проверить правильность формирования резервов по ссудам, оцениваемым на индивидуальной основе, необходимо:

- оценить адекватность оценки банком финансового положения заемщика;

- оценить адекватность оценки качества обслуживания долга;

- оценить правомерность присвоения ссуде категории качества;

- проверить размер расчетного и фактически сформированного резерва по ссуде.

Также при проверке достоверности и полноты учета следует уделять большое внимание вопросам удовлетворения требований кредиторов.

Согласно законодательству кредитная организация считается не способной удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязанности не исполнены ею в течение 14 дней после наступления даты их исполнения и (или) стоимость имущества (активов) кредитной организации недостаточна для исполнения ее обязательств перед кредиторами и (или) обязанности по уплате обязательных платежей. Поэтому нужно как можно чаще проводить проверку удовлетворения требований кредиторов во избежание негативных последствий. Например, 11 февраля 2014 г. у московского коммерческого банка "Европейский трастовый банк" была отозвана лицензия на осуществление банковских операций. Как сообщает Банк России, КБ "ЕВРОТРАСТ" потерял ликвидность, поэтому не смог своевременно исполнить обязательства перед кредиторами и вкладчиками. 

Мнение. Ю.Г. Хренова, Банк "Кредит-Москва" (ОАО), заместитель руководителя службы внутреннего контроля

В небольших банках и служба аудита, и служба внутреннего контроля могут осуществлять тестирование учета в соответствии с внутренним документом. Фактически цель обеих служб - проводить проверки банка. Но при этом служба внутреннего контроля является частью системы внутреннего контроля в рамках управления регуляторным риском и подотчетна единоличному исполнительному органу, а служба внутреннего аудита проверяет деятельность банка и представляет итоги проверки совету директоров во избежание конфликта интересов.

В нынешних условиях стоит задача разделить внутренний контроль на две составляющие: внутренний аудит и внутренний контроль. Для этого нужно внести корректировки в штатное расписание и выпустить внутренний документ, касающийся разделения функций.

Основная проблема небольших банков заключается в том, что они не могут привлечь в службы внутреннего аудита и внутреннего контроля большое количество специалистов, тем не менее для формального исполнения требования регулятора во внутреннем документе необходимо провести разделение не только их полномочий, но и сфер участия и контроля за деятельностью кредитной организации. 

Как часто должны проводиться проверки? 

План проведения проверок, осуществляемых службой внутреннего аудита, должен включать график осуществления проверок и составляться исходя из принятой органами управления банка методологии. Проверки могут быть:

1) плановыми (например, один раз в квартал);

2) внеплановыми (такие проверки проводятся, например, по заявлениям клиентов, предписаниям уполномоченных органов - Банка России, налоговых органов).

Можно установить дифференцированные сроки проверки данных бухгалтерского учета и отчетности (табл. 3). 

Таблица 3 

Периодичность проверок данных бухгалтерского учета и отчетности 

Срок проверки

Вид отчетности

Ежемесячно

Суточная

 

Пятидневная

 

Декадная

 

Месячная

Ежеквартально

Квартальная

 

Полугодовая

Ежегодно

Инвентаризация учета

 

Годовая

Но каждый банк самостоятельно определяет сроки проверок. 

Пример 2. В соответствии с установленными правилами и порядком ведения финансовой и бухгалтерской отчетности и бухгалтерского учета служба внутреннего аудита осуществляет:

- ежегодные проверки по итогам деятельности банка за год;

- внеочередные проверки - в любое время по своей инициативе, решению общего собрания акционеров банка, решению совета директоров банка или требованию акционера (акционеров) банка, владеющего в совокупности не менее чем 10% голосующих акций банка, по всем вопросам компетенции общего собрания на дату предъявления требования. 

В рамках таких проверок и проводится проверка достоверности отчетности.

Кроме того, целесообразно подготовить концепцию развития системы внутреннего контроля, в которую входили бы положения о проведении контроля достоверности учета. Это очень важно с учетом последних тенденций отзыва лицензий у банков, представляющих для проверки недостоверную отчетность. Формально у банков есть документально зафиксированная концепция организации и развития системы внутреннего контроля, но в большинстве случаев нет стратегического плана проверок на три-пять лет. 

Проверка достоверности учета филиала 

Порядок проверки достоверности учета филиала или дочерней кредитной организации в целом не отличается от порядка проверки головного банка. Однако есть некоторые отличия.

Во-первых, такая проверка проводится в пределах полномочий, предоставленных филиалу кредитной организации, то есть если филиал не проводит операции по кредитованию населения, то и достоверность таких операций не проверяется. Необходимо проверить полномочия лиц на совершение различных операций - не были ли они превышены в рамках осуществления деятельности.

Во-вторых, при проверке дочерней кредитной организации, расположенной за рубежом, необходимо учитывать особенности зарубежного законодательства, соглашения об избежании двойного налогообложения, особенности взаимодействия с уполномоченными банками в стране пребывания.

В-третьих, необходимо провести анализ переписки Банка России и налогового органа с филиалом кредитной организации. Например, в связи с недостоверными сведениями в отчетности могут возникнуть претензии именно к филиалу, так как, не оформив имущество, налоговый орган может доначислить по месту регистрации филиала налоги, о чем может не знать головная организация, если ведется децентрализованный учет. Регулятор также может выдать предписание непосредственно филиалу в отношении его работы, например о несоблюдении положений Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".

В-четвертых, нужно оценить направление работы филиала банка как с юридическими, так и с физическими лицами.

Для проверки полноты отражения денежных средств по кассе необходимо знать расположение приходных касс, расходных касс, приходно-расходных касс, вечерних касс, касс пересчета, хранилища ценностей или сейфовой комнаты, банкоматов, автоматов для приема и выдачи денежной наличности, в том числе с использованием персонального компьютера, установленного на рабочем месте кассового работника (т.н. электронного кассира), терминалов, функционирующих в автоматическом режиме и предназначенных для приема денежной наличности от клиентов и ее хранения (автоматических сейфов).

И, соответственно, проводится проверка отдельных помещений, где расположены приходные, расходные кассы. Если хранилище ценностей расположено непосредственно в головном банке, проверка в филиале осуществляться не будет. 

Как осуществлять контроль за устранением недочетов, выявленных проверкой? 

В некоторых случаях недочеты в учете являются несущественными, и их недопущение в дальнейшем зависит от качества разъяснительной работы. Например, можно разработать памятку по действиям сотрудников тех или иных подразделений в различных случаях. Она должна быть простой и наглядной, чтобы в ней мог разобраться любой сотрудник. Весомые инструкции, которые сложно прочитать и тем более запомнить, часто не работают и не способствуют исключению нарушений, которые ведут к появлению недостоверных сведений в отчетности.

Контроль за устранением недочетов в отчетности может осуществляться различными способами.

1. Контрольно-ревизионное подразделение может составить акт и выдать соответствующему структурному подразделению предписание об устранении недочетов. Структурное подразделение подготавливает отчет об исправлении выявленных нарушений, в котором установлены сроки исправления. Если руководитель структурного подразделения не предпримет меры по внесению исправлений, он может быть привлечен к дисциплинарной ответственности.

За совершение дисциплинарного проступка, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение работником своих трудовых обязанностей, к нему можно применить три вида взысканий (ст. 192 ТК РФ):

- замечание (менее строгая мера ответственности);

- выговор (более строгая мера ответственности);

- увольнение.

Следует обратить внимание и на сроки наложения дисциплинарного взыскания. Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка. Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения проступка, а по результатам ревизии, проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки - позднее двух лет со дня его совершения. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу.

2. Рассмотрение проблем достоверности отчетности может осуществляться на годовом собрании акционеров. Данные о достоверности бухгалтерской отчетности очень важны для акционеров, поэтому им представляется заключение, которое содержит:

1) подтверждение достоверности данных, содержащихся в отчетах, иных финансовых документах банка;

2) информацию о фактах нарушения установленного правовыми актами РФ порядка ведения бухгалтерского учета и представления финансовой отчетности, а также правовых актов РФ при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности.

Соответственно, общее собрание акционеров принимает решение о внесении изменений в отчетность, принятии мер по исправлению ситуации.

3. Возможно принятие решений на уровне правления банка. Например, служба внутреннего аудита рассылает членам правления и председателю правления банка по электронной почте сводные квартальные отчеты о проведенных проверках за квартал и отчет о проведенной квартальной проверке по устранению подразделениями выявленных замечаний в отношении недостоверных сведений для ознакомления и принятия мер в случае невыполнения курируемым подразделением плана мероприятий по устранению недостатков. И уже на уровне правления принимается решение о необходимости внесения корректив для исправления недостатков и ошибок в отчетности.

Для анализа исправлений ошибок в учете и отчетности целесообразно провести повторные контрольные мероприятия.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:
↑