• Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных

Последние новости:
03.09.2019

Законопроект "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О противодействии коррупции" призван устранить сложившуюся правовую неопределенность в сфере бюджетного законодательства, предусматривающего зачисление конфискованных денежных средств, полученных в результате совершения коррупционных правонарушений. Между тем, само понятие "коррупционное правонарушение" в настоящее время отсутствует в законодательстве.

21.08.2019

Принятие законопроект "О внесении изменений в статью 2.6.1 КоАП РФ" позволит владельцу автомобиля своевременно получить информацию о совершенном правонарушении водителем его транспортного средства, освободиться от ответственности согласно ч. 2 ст. 2.6.1 КоАП РФ, воспользоваться возможностью уплаты административного штрафа со скидкой предусмотренной ст. 32.2 КоАП РФ, своевременно выявлять несанкционированное использование регистрационного знака своего автомобиля другим транспортным средством.

14.08.2019

Целью законопроекта является устранение правовой коллизии между Федеральным законом "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" и бюджетным законодательством. Его реализация позволит избежать споров о необходимости использования специального банковского счета в соответствии с Федеральным законом.

Все статьи > Правовой режим охраны и защиты охраняемых объектов в рамках деятельности ФСО России (Пахомов А.В.)

Правовой режим охраны и защиты охраняемых объектов в рамках деятельности ФСО России (Пахомов А.В.)

Дата размещения статьи: 25.05.2015

Правовой режим охраны и защиты охраняемых объектов в рамках деятельности ФСО России (Пахомов А.В.)

Государственная охрана представляет собой деятельность по обеспечению безопасности объектов государственной охраны и защите охраняемых объектов, выполняемую в целях безопасного и беспрепятственного осуществления государственной власти в Российской Федерации и исполнения международных обязательств Российской Федерации. Реализация данной функции возложена на органы государственной охраны в лице ФСО России.
Деятельность органов государственной охраны выражается в осуществлении ими различных мер: правового, организационного, охранного, режимного, оперативно-розыскного, технического, информационного характера, на основе которых ФСО России самостоятельно либо с привлечением сил и средств других государственных органов обеспечения безопасности выполняет соответствующие мероприятия. Безусловно, все они подлежат правовому регулированию. На органы государственной охраны возложены обязанности по организации и проведению данных мероприятий.
В этом перечне мероприятий одним из наиболее важных их видов, с точки зрения обеспечения безопасности объектов государственной охраны, выступают охранные мероприятия.
Рассмотрим особенности правового регулирования охранных мероприятий, в рамках обеспечения режима охраны (защиты) охраняемых объектов. Под охраняемыми объектами, согласно ст. 1 Федерального закона от 27 мая 1996 г. N 57-ФЗ "О государственной охране" <1>, следует понимать здания, строения, сооружения, прилегающие к ним земельные участки (водные объекты), территории (акватории), защита которых осуществляется органами государственной охраны в целях обеспечения безопасности объектов государственной охраны; здания, строения, сооружения, находящиеся в оперативном управлении органов государственной охраны, а также земельные участки, находящиеся в постоянном (бессрочном) пользовании органов государственной охраны; здания, строения, сооружения, земельные участки и водные объекты, предоставленные в пользование органам государственной охраны.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 1996. N 22. Ст. 2594.

Сущность правового режима охраняемых объектов обусловлена прежде всего тем, что проведение "на них" (на их территории) охранных мероприятий осуществляется по двум направлениям.
Первым и основным направлением (в соответствии с главной целью, возложенной на органы государственной охраны) при проведении любого охранного мероприятия выступает обеспечение безопасности (жизни, здоровья) объектов государственной охраны, а также находящихся с ними членов их семей посредством реализации соответствующими подразделениями органов государственной охраны функции по охране (защите) вышеуказанных лиц. В рамках данного направления обеспечивается предоставление персональной охраны Президенту России, а также другим объектам государственной охраны, указанным в ст. ст. 8, 9, 11 Федерального закона "О государственной охране" <2> в местах их постоянного пребывания.
--------------------------------
<2> Федеральный закон от 27 мая 1996 г. N 57-ФЗ "О государственной охране" // СЗ РФ. 1996. N 22. Ст. 2594.

Вторым направлением деятельности подразделений органов государственной охраны при проведении на охраняемых объектах охранных мероприятий является обеспечение охраны (защиты) непосредственно самих охраняемых объектов - как материальных объектов.
Рассмотрим данное направление более подробно, на предмет анализа его правового режима, выражающегося в особенностях правового регулирования охранных мероприятий, осуществляемых на охраняемых объектах, непосредственно в целях их охраны (защиты).
Защита охраняемого объекта представляет собой совокупность мероприятий по охране и обороне охраняемого объекта, осуществляемых органами государственной охраны самостоятельно или с привлечением сил и средств других государственных органов обеспечения безопасности (федеральных органов исполнительной власти).
В целях обеспечения надежной охраны (защиты) охраняемого объекта, на нем в первую очередь должны быть выполнены ряд требований технического характера по его оснащению (оборудование, в частности, средствами связи, средствами охранной и пожарной сигнализаций, системой видеонаблюдения, а также иными специальными техническими средствами, которые в совокупности образуют систему охраны объекта). Кроме того, на охраняемых объектах оборудуются посты охраны, представляющие собой основные стационарные места несения службы сотрудниками соответствующих подразделений охраны ФСО России.
Задачи ФСО России по реализации функции охраны (защиты) вышеуказанных объектов возложены на Службу охранных мероприятий ФСО России <3>, а именно (непосредственно) на одно из ее подразделений - Управление охраны объектов Службы охранных мероприятий ФСО Российской Федерации. Специфика данного вида деятельности выражается в несении дежурства (службы), преимущественно на постах, посредством применения технических средств охраны, средств связи, сигнальных средств, а также использования служебных собак - в целях своевременного обнаружения различного рода и уровня угроз, их нейтрализации (пресечения) и тем самым - достижения главной цели, выражающейся в обеспечении безопасных условий для жизни и здоровья объектов государственной охраны, посредством их защиты.
--------------------------------
<3> Положение о Службе охранных мероприятий Федеральной службы охраны Российской Федерации (утв. Приказом ФСО России от 09.10.2004 N 360).

Охрана вышеуказанных объектов осуществляется и путем несения караульной службы. Ее производит вооруженное подразделение сотрудников государственной охраны, являющееся караулом. Он предназначен для выполнения боевой задачи по охране и обороне объектов государственной охраны, их зданий, строений, сооружений, прилегающих к ним территорий и акваторий, транспортных средств, грузов, а также для обеспечения установленного на объектах пропускного и внутриобъектового режима.
На охраняемых объектах государственной охраны устанавливается пропускной режим, т.е. порядок прохода лиц, проезда транспортных средств, проноса и провоза вещей. Право устанавливать пропускной режим дано соответствующим лицам, замещающим государственные должности в федеральных органах государственной власти, совместно с органами государственной охраны. В этих целях принимаются нормативные акты, которые регламентируют мероприятия и правила, направленные на исключение возможности бесконтрольного входа (выхода) лиц, въезда (выезда) транспортных средств, вноса (выноса), ввоза (вывоза) имущества на охраняемые объекты и с охраняемых объектов. Они определяют перечень должностных лиц и работников, имеющих право входа на охраняемые территории (в охраняемые помещения), введение системы постоянных, временных, разовых и материальных пропусков, определение порядка их учета, выдачи, замены, перерегистрации, возврата и уничтожения. Для осуществления санкционированного прохода граждан и проезда транспорта через контролируемые и запретные зоны оборудуются контрольно-пропускные пункты, создаются бюро пропусков <4>.
--------------------------------
<4> Кузьмин В.А. Комментарий к Федеральному закону от 27 мая 1996 г. N 57-ФЗ "О государственной охране". М., 2009 // СПС "Гарант".

Таким образом, функция охраны по своему характеру предшествует функции защиты (обороны), предопределяя в свою очередь характер последней. И если непосредственно под охраной вышеуказанных объектов понимается решаемая ФСО России задача, направленная на ограждение и недопустимость проникновения на территорию (в помещение) охраняемых объектов посторонних лиц, а также на обеспечение сохранности служебных документов, компьютерной техники, средств связи, материальных ценностей и иного имущества, то функция защиты (обороны) предполагает четкий алгоритм действий, предписываемых подразделениям охраны ФСО России, по отражению (обороне) в случае возможного нападения на охраняемые объекты, закрепленный положениями инструкций и других нормативных правовых актов преимущественно ведомственного характера.
Правовой режим охраны (защиты) охраняемых объектов предусматривает собой правовое регулирование военно-служебных и иных правоотношений, связанных с порядком осуществления охраны (защиты) соответствующих объектов сотрудниками подразделений охраны ФСО России.
В общем виде данные правоотношения урегулированы нормами основополагающих нормативных правовых актов, таких как Конституция РФ, Уголовный кодекс РФ, Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации и т.д.
Более конкретизированно и детализированно данные правоотношения регламентированы специальными нормами (нормами, носящими специальный характер) подзаконных нормативных правовых актов ведомственного характера (как правило, разрабатываемых индивидуально по каждому из охраняемых объектов), основными из которых являются:
- инструкция по защите охраняемого объекта;
- план охраны и обороны охраняемого объекта;
- положение о пропускном режиме на охраняемом объекте.
Данными нормативными правовыми актами определяются регламент служебного времени; порядок сдачи под охрану режимных и специальных помещений; ведение соответствующей служебной документации; графики дежурств сотрудников подразделений органов государственной охраны и т.д.
Таким образом, система охранных мероприятий, применяемая на охраняемых объектах ФСО России, представляет собой совокупность организационно-правовых мер, направленных на охрану (защиту) вышеуказанных объектов, осуществляемую сотрудниками специальных подразделений охраны на оборудованных стационарных постах охраны, в сочетании с принципами несения караульной службы, боевого дежурства, в целях обеспечения безопасности объектов государственной охраны.
Федеральным законом от 08.12.2011 г. N 424-ФЗ <5> были внесены некоторые изменения в редакцию ФЗ "О государственной охране", коснувшиеся в том числе правового режима охраны и защиты охраняемых объектов. В частности, изменениям подверглись практически все основные (базовые) понятия, содержащиеся в данном документе. Постараемся проанализировать их.
--------------------------------
<5> Федеральный закон от 8 декабря 2011 г. N 424-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной охране" и отдельные законодательные акты РФ" // СЗ РФ. 2011. N 50. Ст. 7366.

В новой (действующей) редакции ФЗ "О государственной охране" (далее - Закон) под охранным мероприятием следует понимать совокупность действий, направленных на обеспечение безопасности объекта государственной охраны и осуществляемых органами государственной охраны самостоятельно или с привлечением сил и средств других государственных органов обеспечения безопасности. Анализ данного определения позволяет сделать вывод о том, что законодатель в настоящее время не рассматривает как две равноценные задачи и, соответственно, функции органов государственной охраны функцию по обеспечению безопасности объектов государственной охраны и функцию по защите охраняемых объектов. Акцент делается на достижении главной цели в проведении любого, в том числе охранного, мероприятия - обеспечения безопасности объекта государственной охраны.
Также изменения коснулись и такого базового понятия, как "охраняемые объекты". Так, в действующей редакции Закона под охраняемыми объектами следует понимать здания, строения, сооружения, прилегающие к ним земельные участки (водные объекты), территории (акватории), защита которых осуществляется органами государственной охраны в целях обеспечения безопасности объектов государственной охраны; здания, строения, сооружения, находящиеся в оперативном управлении органов государственной охраны, а также земельные участки, находящиеся в постоянном (бессрочном) пользовании органов государственной охраны; здания, строения, сооружения, земельные участки и водные объекты, предоставленные в пользование органам государственной охраны. Здесь принципиально новым является то, что "теперь" под охраняемым объектом может пониматься любой объект недвижимости (здание, акватория, земельный участок и т.д.), на котором (в котором) находится объект государственной охраны. Здесь важно также заметить, что те здания, земельные участки и прочие объекты, которые были отнесены к числу охраняемых объектов ранее (до изменений, внесенных в Закон), по-прежнему относятся к таковым.
Далее, следуя этой логике, можно догадаться о целесообразности включения законодателем так называемого владельца (пользователя) охраняемого объекта в число лиц, участвующих в осуществлении пропускного режима наряду с сотрудниками органов государственной охраны. Это также можно считать очередным "нововведением" законодателя. Действующее законодательство РФ предусматривает, что пропускной режим - комплекс мер, осуществляемых органами государственной охраны самостоятельно или совместно с владельцем (пользователем) охраняемого объекта и связанных с организацией доступа на охраняемый объект, передвижением физических лиц, транспортных средств на охраняемом объекте, проносом и провозом вещей (грузов) на охраняемый объект или выносом и вывозом вещей (грузов) с охраняемого объекта.
В заключение в данной статье можно сделать общий вывод о том, что правовой режим охраны (защиты) охраняемых объектов в настоящее время претерпел определенные изменения. В результате чего:
- во-первых, произошла "переоценка" функции органов государственной охраны по защите охраняемых объектов и признание ее неравнозначности с основной функцией - обеспечение безопасности объектов государственной охраны;
- во-вторых, изменился подход к понятию "охраняемые объекты";
- в третьих, защита охраняемого объекта стала представлять собой совокупность мероприятий по охране и обороне охраняемого объекта, осуществляемых органами государственной охраны самостоятельно или с привлечением сил и средств других государственных органов обеспечения безопасности.

Литература

1. Федеральный закон от 27 мая 1996 г. N 57-ФЗ "О государственной охране" (с изм. и доп.) // СЗ РФ. 1996. N 22. Ст. 2594.
2. Федеральный закон от 8 декабря 2011 г. N 424-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной охране" и отдельные законодательные акты РФ" // СЗ РФ. 2011. N 50. Ст. 7366.
3. Положение о Службе охранных мероприятий Федеральной службы охраны Российской Федерации (утв. Приказом ФСО России от 09.10.2004 N 360).
4. Кузьмин В.А. Комментарий к Федеральному закону от 27 мая 1996 г. N 57-ФЗ "О государственной охране". М., 2009 // СПС "Гарант".

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:
↑