• Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных

Последние новости:
19.04.2019

Законопроектом "О внесении изменения в статью 217 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" предлагается установить, что суммы материальной помощи, не превышающие 4 000 рублей в год, выплачиваемые организацией, осуществляющей образовательную деятельность по основным профессиональным образовательным программам, студентам, аспирантам, адъюнктам, ординаторам и ассистентам-стажерам освобождаются от налогообложения.

08.04.2019

Законопроект "О жилищных субсидиях многодетным семьямнаправлен на улучшение демографической структуры современного российского общества и социально-экономического состояния государства. Кроме того, его принятие будет способствовать развитию сельской местности на территории России, что является немаловажным моментом на фоне сегодняшней урбанизации, то есть процесса роста городов, в связи с чем повышения удельного веса городского населения, возрастания роли городов во всех сферах жизни общества и преобладание городского образа жизни над сельским на всей территории страны.

30.03.2019

Законопроект направлен на установление новеллы, которая позволит обеспечить и защитить права и интересы вкладчиков, оказавшихся жертвами недобросовестных кредитных организаций, которые не включили указанных вкладчиков - физических лиц в реестр вкладчиков по различным причинам. Десятки тысяч добросовестных граждан нашей страны, лишившихся зачастую последних средств к существованию, будут иметь дополнительные гарантии защиты своих прав и могут быть уверены, что государство защитит их интересы и сбережения.

Все статьи > Муниципальное образование "Городское поселение" как самостоятельный субъект в системе земельных правоотношений (Голышев Е.В.)

Муниципальное образование "Городское поселение" как самостоятельный субъект в системе земельных правоотношений (Голышев Е.В.)

Дата размещения статьи: 26.05.2015

Муниципальное образование "Городское поселение" как самостоятельный субъект в системе земельных правоотношений (Голышев Е.В.)

Одним из самых сложных, многопорядковых и многоуровневых понятий на настоящий момент в правовой доктрине остается понятие муниципального образования в виде городского поселения. Несмотря на итоги проводимой реформы местного самоуправления в Российской Федерации, значительный объем принятых федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации и впечатляющий объем судебной практики по их применению, можно смело констатировать, что "городское поселение" остается "на передовой" многих правовых и практических дискуссий. Муниципальное образование в виде городского поселения стало, с одной стороны, проводником основных идей различного рода реформ в различных правовых сферах, а с другой - может служить оценкой результатов их проведения, своеобразной лакмусовой бумажкой.
Еще большего внимания заслуживает участие городского поселения в земельных правоотношениях, т.к. именно они одновременно являются и целью, и результатом, и границами осуществления полномочий органов местного самоуправления в данном муниципальном образовании. Именно городское поселение позволяет нам проследить все многообразие, всю многоуровневость реализации государственных и муниципальных властных полномочий по распоряжению и контролю за таким сложным объектом, как земля, земельный участок, и другими его правовыми составляющими частями.
В ч. 1 ст. 2 Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в ред. от 05.04.2013) городское поселение определяется как город или поселок, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.
Таким образом, на настоящий момент муниципальное образование "Городское поселение" по смыслу Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в ред. от 05.04.2013) <1> уже не только обозначает населенный пункт <2>, но и обладает статусом одного из территориальных муниципальных образований <3> в системе последних.
--------------------------------
<1> URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 25.11.2013).
<2> Подробнее о соотношении терминов "поселение" и "населенный пункт" см., например: Першин Е.В., Дементьев А.Н. Реформирование территориальных основ местного самоуправления (анализ переходных положений новой редакции Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации") // Аналитический вестник Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. 2004. N 7(227); Лапин В.А., Любовный В.Я. Реформа местного самоуправления и административно-территориальное устройство России. М., 2005; Шугрина Е.С. Понятие и признаки муниципального образования в материалах судебной практики // Государственная власть и местное самоуправление. 2008. N 5 и др.
<3> См. также: Баженова О.И. Муниципальное образование как субъект права. М.: Изд-во Московского университета, 2010.

При первом подходе к рассматриваемой проблеме несложно заметить, что городское поселение является объектом регулирования со стороны многих отраслей российского права, а также то, что вкупе с земельными отношениями количество отраслей-регуляторов существенно увеличивается. Простое перечисление отраслей права, оказывающих правовое воздействие на муниципальное образование в виде городского поселения, уже говорит об актуальности и значимости этого субъекта правовых отношений, свидетельствует о сложности взаимного влияния и сочетания норм всех этих разнопорядковых отраслей и институтов. В связи с этим муниципальное образование в виде городского поселения можно называть комплексным правовым образованием, включающим в себя регулирование целого комплекса правовых отношений при реализации разновекторных целей и задач по построению государства и общества.
Городское поселение как комплексное правовое образование испытывает влияние норм конституционного права и муниципального права - по вопросам местного самоуправления, соблюдения и реализации конституционных принципов; государственного, административного и таможенного права - когда выступает территорией, граничащей с сопредельными государствами, и в роли административно-территориальной единицы; гражданского права и земельного права, норм градостроительного права - при использовании земли и земельных участков; экологического и природоохранного права - при осуществлении контроля за использованием земли и земельных участков; налогового права, бюджетного права - при определении земли, земельных участков как источника финансирования муниципального образования и т.д.
Следует учитывать также усиление значения судебной практики как источника права на всех ее уровнях, начиная с практики Европейского суда по правам человека, Конституционного Суда Российской Федерации, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации; практики высших органов судебной власти, судов общей юрисдикции и арбитражных судов, как источника регулирования земельных правоотношений с участием субъекта - муниципального образования в виде городского поселения.
Необходимо также особо подчеркнуть, что сложность в организации деятельности городского поселения как муниципального образования вытекает из "многослойности" его правового регулирования. На настоящий момент сложилась трехуровневая система регулирования городского поселения, в том числе связанная с земельными отношениями: на уровне Российской Федерации, на уровне субъектов РФ, на уровне органов местного самоуправления, т.е. само городское поселение может и должно в отдельных случаях <4> издавать нормативные и ненормативные локальные акты, вступать в гражданские правоотношения в качестве их полноправного субъекта и т.д.
--------------------------------
<4> Вопросы "местного значения" обозначены в главе 3 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (в ред. от 25.11.2013) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Более того, при определенных фактически сложившихся обстоятельствах вопросы земельных правоотношений могут регулироваться на уровне местного самоуправления не самим городским поселением, а муниципальным районом, городским округом и т.д. Все это связано с затянувшимся переходным периодом в реформировании органов местного самоуправления и неразграниченностью всех земельных участков, соответственно, неопределенностью их правового статуса, в том числе в пределах населенного пункта, представляющего собой муниципальное образование в виде городского поселения.
Следующей сложностью при определении статуса муниципального образования в виде городского поселения как субъекта земельных правоотношений выступает влияние двух подсистем регулирования земельных отношений, которые выделяются большинством исследователей: это публично-правовая и частноправовая модели регулирования <5>. При наличии одинаковых терминов и понятий при этом, по верному замечанию Ю.С. Михалычевой, формируются разные по своей сути "земельно-управленческие (публичные) отношения" <6>, а также "земельно-имущественные отношения" <7>.
--------------------------------
<5> См. подробнее: Михалычева Ю.С. Виды, объем и содержание полномочий органов местного самоуправления в сфере земельных отношений в российском законодательстве // Вестник Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации. 2007. N 4 [Электронное научное издание]. URL: http://oad.rags.ru/ vestnukrags/index.htm.
<6> "Земельно-управленческие (публичные) отношения - (1) отвечают требованиям Конституции РФ; (2) своим объектом имеют землю; (3) регулируются системой публичных норм конституционного и муниципального права, земельного права, публичными нормами Лесного, Водного и др. кодексов РФ". См.: Михалычева Ю.С. Указ. соч.
<7> "Земельно-имущественные отношения - (1) отвечают требованиям ст. 2 ГК РФ, построены на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности сторон; (2) своим объектом имеют земельные участки как объекты гражданских вещных и (или) обязательных прав; (3) регулируются системой норм гражданского права, складывающейся под воздействием публично-правового регулирования земельно-управленческих отношений". См.: Михалычева Ю.С. Указ. соч.

Но и это еще не все. Действуя в рамках земельно-управленческих (публичных) правоотношений, сложно ответить четко на вопрос: действует ли муниципальное образование в виде городского поселения в государственных интересах либо в интересах местного населения? Чему должен при этом отдаваться приоритет - государственным интересам или интересам местного населения, от чьего имени действуют органы местного самоуправления соответствующего муниципального образования? В отдельных случаях и по отдельным составляющим вопросы земельной политики в отдельно взятом муниципальном образовании могут если не противоречить друг другу, то во многом не совпадать. В другой плоскости этот вопрос выглядит еще более рельефно. Речь идет о самостоятельности муниципальной власти при решении на своем уровне вопросов, связанных с земельными отношениями. Действительно ли местное население городского поселения имеет в своем распоряжении реальные рычаги влияния на решение того или иного земельного вопроса, в том числе через действующие органы местного самоуправления? В данном случае мы не вдаемся в полемику по поводу понятия местного населения и включения в него "иных" элементов помимо постоянно проживающих жителей <8>.
--------------------------------
<8> См. подробнее полемику по поводу "заселенной территории" и "селитебной территории": Гильченко Л.В., Замотаев А.А., Пашенцев В.В. Федеральные правовые акты о местном самоуправлении. М., 2000. С. 75 - 76.

Наличие же самостоятельности в полномочиях муниципального образования в решении земельных вопросов во многом отвечает на вопрос дискуссии о роли местного самоуправления. Речь идет не только о признании на конституционном уровне важности, весомости, значимости местных интересов в качестве официальной государственной политики <9>, но и о реализации этой политики в действительности. А.А. Демин, вслед за Д.Н. Козаком, справедливо отмечает, что при действующих трех уровнях власти: федеральном, региональном и местном - местный уровень власти должен быть "включен в механизм государства, а не выключен из него объявлением его негосударственным, как это закреплено в Конституции РФ 1993 г." <10>.
--------------------------------
<9> Замотаев А.А. К вопросу о местном самоуправлении. Русский гуманитарный интернет-университет. 2002. URL: http://sbiblio.com/biblio/ archive/zamotaev_kvopromestsam/ (дата обращения: 25.11.2013).
<10> Демин А.А. Административно-территориальное деление страны - основа применения регионального законодательства об административной ответственности // Административное право и процесс. 2008. N 1.

В связи со всем вышеизложенным встает один из актуальных вопросов: а можно ли вообще рассматривать муниципальное образование в виде городского поселения в качестве самостоятельного субъекта при вступлении его в земельные правоотношения? Одной из черт самостоятельности субъекта является возможность привлечения его к правовой ответственности в случае нарушения им своих обязательств. Однако и здесь можно отметить еще одно неразрешимое противоречие, которое возникает при определении городского поселения как самостоятельного субъекта в земельных правоотношениях. Большинство юридически значимых действий совершается от имени муниципального образования его органами, которые далеко не всегда руководствуются принципами, сформулированными в федеральных законах, законах субъектов РФ и уставах муниципальных образований.
Административная, уголовная ответственность и даже гражданско-правовая ответственность этих должностных лиц или органов не всегда могут возместить те потери муниципального образования, которые оно несет в результате данных противоправных действий. Более того, социальная функция органов местного самоуправления, даже в случае привлечения вышеуказанных соответствующих должностных лиц к ответственности, не всегда выполняется в этом случае в полном объеме или вообще не выполняется.
На наш взгляд, земельные отношения во многом характеризуют самостоятельность городского поселения как муниципального образования, т.к. именно они являются бюджетной основой деятельности муниципалитета, именно в них могут реализоваться основные социальные функции муниципальной и государственной власти, а также субъективные права и интересы граждан, составляющих основу муниципального образования. В связи с этим необходимо в дальнейшем более конкретно определить составляющие элементы в механизме реализации власти органами местного самоуправления относительно нового для России муниципального образования в виде городского поселения. На уровне последних инициатив отдельных политиков и чиновников о придании некоторым городам России статуса субъектов Российской Федерации данное исследование будет выглядеть весьма продуктивным и объективным, т.к. позволит выделить все недостатки и достоинства в правовом регулировании города как субъекта Российской Федерации либо как муниципального образования в виде городского поселения.

Литература

1. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (в ред. от 25.11.2013) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" // Российская газета. Дополнительный выпуск N 3316. 8 октября. 2003.
2. Баженова О.И. Муниципальное образование как субъект права. М.: Изд-во Московского университета, 2010.
3. Гильченко Л.В., Замотаев А.А., Пашенцев В.В. Федеральные правовые акты о местном самоуправлении. М., 2000.
4. Демин А.А. Административно-территориальное деление страны - основа применения регионального законодательства об административной ответственности // Административное право и процесс. 2008. N 1.
5. Замотаев А.А. К вопросу о местном самоуправлении. Русский гуманитарный интернет-университет. 2002. URL: http://sbiblio.com/biblio/ archive/zamotaev_kvopromestsam/ (дата обращения: 25.11.2013).
6. Лапин В.А., Любовный В.Я. Реформа местного самоуправления и административно-территориальное устройство России. М., 2005.
7. Михалычева Ю.С. Виды, объем и содержание полномочий органов местного самоуправления в сфере земельных отношений в российском законодательстве // Вестник Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации. 2007. N 4 [Электронное научное издание]. URL: http://oad.rags.ru/ vestnukrags/index.htm.
8. Першин Е.В., Дементьев А.Н. Реформирование территориальных основ местного самоуправления (анализ переходных положений новой редакции Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации") // Аналитический вестник Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. 2004. N 7(227).
9. Шугрина Е.С. Понятие и признаки муниципального образования в материалах судебной практики // Государственная власть и местное самоуправление. 2008. N 5.
10. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 25.11.2013).

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:
↑