• Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных

Последние новости:
03.09.2019

Законопроект "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О противодействии коррупции" призван устранить сложившуюся правовую неопределенность в сфере бюджетного законодательства, предусматривающего зачисление конфискованных денежных средств, полученных в результате совершения коррупционных правонарушений. Между тем, само понятие "коррупционное правонарушение" в настоящее время отсутствует в законодательстве.

21.08.2019

Принятие законопроект "О внесении изменений в статью 2.6.1 КоАП РФ" позволит владельцу автомобиля своевременно получить информацию о совершенном правонарушении водителем его транспортного средства, освободиться от ответственности согласно ч. 2 ст. 2.6.1 КоАП РФ, воспользоваться возможностью уплаты административного штрафа со скидкой предусмотренной ст. 32.2 КоАП РФ, своевременно выявлять несанкционированное использование регистрационного знака своего автомобиля другим транспортным средством.

14.08.2019

Целью законопроекта является устранение правовой коллизии между Федеральным законом "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" и бюджетным законодательством. Его реализация позволит избежать споров о необходимости использования специального банковского счета в соответствии с Федеральным законом.

Все статьи > Муниципальное образование "Городское поселение" как самостоятельный субъект в системе земельных правоотношений (Голышев Е.В.)

Муниципальное образование "Городское поселение" как самостоятельный субъект в системе земельных правоотношений (Голышев Е.В.)

Дата размещения статьи: 26.05.2015

Муниципальное образование "Городское поселение" как самостоятельный субъект в системе земельных правоотношений (Голышев Е.В.)

Одним из самых сложных, многопорядковых и многоуровневых понятий на настоящий момент в правовой доктрине остается понятие муниципального образования в виде городского поселения. Несмотря на итоги проводимой реформы местного самоуправления в Российской Федерации, значительный объем принятых федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации и впечатляющий объем судебной практики по их применению, можно смело констатировать, что "городское поселение" остается "на передовой" многих правовых и практических дискуссий. Муниципальное образование в виде городского поселения стало, с одной стороны, проводником основных идей различного рода реформ в различных правовых сферах, а с другой - может служить оценкой результатов их проведения, своеобразной лакмусовой бумажкой.
Еще большего внимания заслуживает участие городского поселения в земельных правоотношениях, т.к. именно они одновременно являются и целью, и результатом, и границами осуществления полномочий органов местного самоуправления в данном муниципальном образовании. Именно городское поселение позволяет нам проследить все многообразие, всю многоуровневость реализации государственных и муниципальных властных полномочий по распоряжению и контролю за таким сложным объектом, как земля, земельный участок, и другими его правовыми составляющими частями.
В ч. 1 ст. 2 Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в ред. от 05.04.2013) городское поселение определяется как город или поселок, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.
Таким образом, на настоящий момент муниципальное образование "Городское поселение" по смыслу Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в ред. от 05.04.2013) <1> уже не только обозначает населенный пункт <2>, но и обладает статусом одного из территориальных муниципальных образований <3> в системе последних.
--------------------------------
<1> URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 25.11.2013).
<2> Подробнее о соотношении терминов "поселение" и "населенный пункт" см., например: Першин Е.В., Дементьев А.Н. Реформирование территориальных основ местного самоуправления (анализ переходных положений новой редакции Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации") // Аналитический вестник Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. 2004. N 7(227); Лапин В.А., Любовный В.Я. Реформа местного самоуправления и административно-территориальное устройство России. М., 2005; Шугрина Е.С. Понятие и признаки муниципального образования в материалах судебной практики // Государственная власть и местное самоуправление. 2008. N 5 и др.
<3> См. также: Баженова О.И. Муниципальное образование как субъект права. М.: Изд-во Московского университета, 2010.

При первом подходе к рассматриваемой проблеме несложно заметить, что городское поселение является объектом регулирования со стороны многих отраслей российского права, а также то, что вкупе с земельными отношениями количество отраслей-регуляторов существенно увеличивается. Простое перечисление отраслей права, оказывающих правовое воздействие на муниципальное образование в виде городского поселения, уже говорит об актуальности и значимости этого субъекта правовых отношений, свидетельствует о сложности взаимного влияния и сочетания норм всех этих разнопорядковых отраслей и институтов. В связи с этим муниципальное образование в виде городского поселения можно называть комплексным правовым образованием, включающим в себя регулирование целого комплекса правовых отношений при реализации разновекторных целей и задач по построению государства и общества.
Городское поселение как комплексное правовое образование испытывает влияние норм конституционного права и муниципального права - по вопросам местного самоуправления, соблюдения и реализации конституционных принципов; государственного, административного и таможенного права - когда выступает территорией, граничащей с сопредельными государствами, и в роли административно-территориальной единицы; гражданского права и земельного права, норм градостроительного права - при использовании земли и земельных участков; экологического и природоохранного права - при осуществлении контроля за использованием земли и земельных участков; налогового права, бюджетного права - при определении земли, земельных участков как источника финансирования муниципального образования и т.д.
Следует учитывать также усиление значения судебной практики как источника права на всех ее уровнях, начиная с практики Европейского суда по правам человека, Конституционного Суда Российской Федерации, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации; практики высших органов судебной власти, судов общей юрисдикции и арбитражных судов, как источника регулирования земельных правоотношений с участием субъекта - муниципального образования в виде городского поселения.
Необходимо также особо подчеркнуть, что сложность в организации деятельности городского поселения как муниципального образования вытекает из "многослойности" его правового регулирования. На настоящий момент сложилась трехуровневая система регулирования городского поселения, в том числе связанная с земельными отношениями: на уровне Российской Федерации, на уровне субъектов РФ, на уровне органов местного самоуправления, т.е. само городское поселение может и должно в отдельных случаях <4> издавать нормативные и ненормативные локальные акты, вступать в гражданские правоотношения в качестве их полноправного субъекта и т.д.
--------------------------------
<4> Вопросы "местного значения" обозначены в главе 3 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (в ред. от 25.11.2013) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Более того, при определенных фактически сложившихся обстоятельствах вопросы земельных правоотношений могут регулироваться на уровне местного самоуправления не самим городским поселением, а муниципальным районом, городским округом и т.д. Все это связано с затянувшимся переходным периодом в реформировании органов местного самоуправления и неразграниченностью всех земельных участков, соответственно, неопределенностью их правового статуса, в том числе в пределах населенного пункта, представляющего собой муниципальное образование в виде городского поселения.
Следующей сложностью при определении статуса муниципального образования в виде городского поселения как субъекта земельных правоотношений выступает влияние двух подсистем регулирования земельных отношений, которые выделяются большинством исследователей: это публично-правовая и частноправовая модели регулирования <5>. При наличии одинаковых терминов и понятий при этом, по верному замечанию Ю.С. Михалычевой, формируются разные по своей сути "земельно-управленческие (публичные) отношения" <6>, а также "земельно-имущественные отношения" <7>.
--------------------------------
<5> См. подробнее: Михалычева Ю.С. Виды, объем и содержание полномочий органов местного самоуправления в сфере земельных отношений в российском законодательстве // Вестник Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации. 2007. N 4 [Электронное научное издание]. URL: http://oad.rags.ru/ vestnukrags/index.htm.
<6> "Земельно-управленческие (публичные) отношения - (1) отвечают требованиям Конституции РФ; (2) своим объектом имеют землю; (3) регулируются системой публичных норм конституционного и муниципального права, земельного права, публичными нормами Лесного, Водного и др. кодексов РФ". См.: Михалычева Ю.С. Указ. соч.
<7> "Земельно-имущественные отношения - (1) отвечают требованиям ст. 2 ГК РФ, построены на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности сторон; (2) своим объектом имеют земельные участки как объекты гражданских вещных и (или) обязательных прав; (3) регулируются системой норм гражданского права, складывающейся под воздействием публично-правового регулирования земельно-управленческих отношений". См.: Михалычева Ю.С. Указ. соч.

Но и это еще не все. Действуя в рамках земельно-управленческих (публичных) правоотношений, сложно ответить четко на вопрос: действует ли муниципальное образование в виде городского поселения в государственных интересах либо в интересах местного населения? Чему должен при этом отдаваться приоритет - государственным интересам или интересам местного населения, от чьего имени действуют органы местного самоуправления соответствующего муниципального образования? В отдельных случаях и по отдельным составляющим вопросы земельной политики в отдельно взятом муниципальном образовании могут если не противоречить друг другу, то во многом не совпадать. В другой плоскости этот вопрос выглядит еще более рельефно. Речь идет о самостоятельности муниципальной власти при решении на своем уровне вопросов, связанных с земельными отношениями. Действительно ли местное население городского поселения имеет в своем распоряжении реальные рычаги влияния на решение того или иного земельного вопроса, в том числе через действующие органы местного самоуправления? В данном случае мы не вдаемся в полемику по поводу понятия местного населения и включения в него "иных" элементов помимо постоянно проживающих жителей <8>.
--------------------------------
<8> См. подробнее полемику по поводу "заселенной территории" и "селитебной территории": Гильченко Л.В., Замотаев А.А., Пашенцев В.В. Федеральные правовые акты о местном самоуправлении. М., 2000. С. 75 - 76.

Наличие же самостоятельности в полномочиях муниципального образования в решении земельных вопросов во многом отвечает на вопрос дискуссии о роли местного самоуправления. Речь идет не только о признании на конституционном уровне важности, весомости, значимости местных интересов в качестве официальной государственной политики <9>, но и о реализации этой политики в действительности. А.А. Демин, вслед за Д.Н. Козаком, справедливо отмечает, что при действующих трех уровнях власти: федеральном, региональном и местном - местный уровень власти должен быть "включен в механизм государства, а не выключен из него объявлением его негосударственным, как это закреплено в Конституции РФ 1993 г." <10>.
--------------------------------
<9> Замотаев А.А. К вопросу о местном самоуправлении. Русский гуманитарный интернет-университет. 2002. URL: http://sbiblio.com/biblio/ archive/zamotaev_kvopromestsam/ (дата обращения: 25.11.2013).
<10> Демин А.А. Административно-территориальное деление страны - основа применения регионального законодательства об административной ответственности // Административное право и процесс. 2008. N 1.

В связи со всем вышеизложенным встает один из актуальных вопросов: а можно ли вообще рассматривать муниципальное образование в виде городского поселения в качестве самостоятельного субъекта при вступлении его в земельные правоотношения? Одной из черт самостоятельности субъекта является возможность привлечения его к правовой ответственности в случае нарушения им своих обязательств. Однако и здесь можно отметить еще одно неразрешимое противоречие, которое возникает при определении городского поселения как самостоятельного субъекта в земельных правоотношениях. Большинство юридически значимых действий совершается от имени муниципального образования его органами, которые далеко не всегда руководствуются принципами, сформулированными в федеральных законах, законах субъектов РФ и уставах муниципальных образований.
Административная, уголовная ответственность и даже гражданско-правовая ответственность этих должностных лиц или органов не всегда могут возместить те потери муниципального образования, которые оно несет в результате данных противоправных действий. Более того, социальная функция органов местного самоуправления, даже в случае привлечения вышеуказанных соответствующих должностных лиц к ответственности, не всегда выполняется в этом случае в полном объеме или вообще не выполняется.
На наш взгляд, земельные отношения во многом характеризуют самостоятельность городского поселения как муниципального образования, т.к. именно они являются бюджетной основой деятельности муниципалитета, именно в них могут реализоваться основные социальные функции муниципальной и государственной власти, а также субъективные права и интересы граждан, составляющих основу муниципального образования. В связи с этим необходимо в дальнейшем более конкретно определить составляющие элементы в механизме реализации власти органами местного самоуправления относительно нового для России муниципального образования в виде городского поселения. На уровне последних инициатив отдельных политиков и чиновников о придании некоторым городам России статуса субъектов Российской Федерации данное исследование будет выглядеть весьма продуктивным и объективным, т.к. позволит выделить все недостатки и достоинства в правовом регулировании города как субъекта Российской Федерации либо как муниципального образования в виде городского поселения.

Литература

1. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (в ред. от 25.11.2013) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" // Российская газета. Дополнительный выпуск N 3316. 8 октября. 2003.
2. Баженова О.И. Муниципальное образование как субъект права. М.: Изд-во Московского университета, 2010.
3. Гильченко Л.В., Замотаев А.А., Пашенцев В.В. Федеральные правовые акты о местном самоуправлении. М., 2000.
4. Демин А.А. Административно-территориальное деление страны - основа применения регионального законодательства об административной ответственности // Административное право и процесс. 2008. N 1.
5. Замотаев А.А. К вопросу о местном самоуправлении. Русский гуманитарный интернет-университет. 2002. URL: http://sbiblio.com/biblio/ archive/zamotaev_kvopromestsam/ (дата обращения: 25.11.2013).
6. Лапин В.А., Любовный В.Я. Реформа местного самоуправления и административно-территориальное устройство России. М., 2005.
7. Михалычева Ю.С. Виды, объем и содержание полномочий органов местного самоуправления в сфере земельных отношений в российском законодательстве // Вестник Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации. 2007. N 4 [Электронное научное издание]. URL: http://oad.rags.ru/ vestnukrags/index.htm.
8. Першин Е.В., Дементьев А.Н. Реформирование территориальных основ местного самоуправления (анализ переходных положений новой редакции Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации") // Аналитический вестник Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. 2004. N 7(227).
9. Шугрина Е.С. Понятие и признаки муниципального образования в материалах судебной практики // Государственная власть и местное самоуправление. 2008. N 5.
10. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 25.11.2013).

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:
↑