• Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных

Последние новости:
03.09.2019

Законопроект "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О противодействии коррупции" призван устранить сложившуюся правовую неопределенность в сфере бюджетного законодательства, предусматривающего зачисление конфискованных денежных средств, полученных в результате совершения коррупционных правонарушений. Между тем, само понятие "коррупционное правонарушение" в настоящее время отсутствует в законодательстве.

21.08.2019

Принятие законопроект "О внесении изменений в статью 2.6.1 КоАП РФ" позволит владельцу автомобиля своевременно получить информацию о совершенном правонарушении водителем его транспортного средства, освободиться от ответственности согласно ч. 2 ст. 2.6.1 КоАП РФ, воспользоваться возможностью уплаты административного штрафа со скидкой предусмотренной ст. 32.2 КоАП РФ, своевременно выявлять несанкционированное использование регистрационного знака своего автомобиля другим транспортным средством.

14.08.2019

Целью законопроекта является устранение правовой коллизии между Федеральным законом "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" и бюджетным законодательством. Его реализация позволит избежать споров о необходимости использования специального банковского счета в соответствии с Федеральным законом.

Все статьи > Особенности правового статуса судьи Конституционного Суда Российской Федерации (Орлова К.А.)

Особенности правового статуса судьи Конституционного Суда Российской Федерации (Орлова К.А.)

Дата размещения статьи: 26.05.2015

Особенности правового статуса судьи Конституционного Суда Российской Федерации (Орлова К.А.)

Правовой статус судей Конституционного Суда Российской Федерации регламентируется совокупностью нормативных актов, нормы которых устанавливают особенности их правового положения.
Судьи Конституционного Суда Российской Федерации наделены особыми полномочиями, не свойственными другим судьям в Российской Федерации. Так, согласно ст. 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" <1> Конституционный Суд Российской Федерации разрешает дела о соответствии различных нормативно-правовых актов, включая все законы, и договоров Конституции РФ; имеет право толковать статьи Конституции РФ; разрешает споры между различными органами государственной власти на разных уровнях об их компетенции; рассматривает жалобы граждан на нарушение их конституционных прав и свобод; дает свое заключение в случае выдвижения обвинения в адрес Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления о соблюдении установленного законом порядка и т.д. Одной из особенностей Конституционного Суда Российской Федерации является то, что он проверяет в том числе и конституционность законов, регулирующих их же правовой статус (см., например, Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 19 ноября 2012 г. <2>).
--------------------------------
<1> ФКЗ от 21.07.1994 N 1 "О Конституционном Суде Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. N 13. Ст. 1447.
<2> Постановление от 19 ноября 2012 г. N 27-П "По делу о проверке конституционности положений п. 7 ст. 20 Закона РФ "О статусе судей в РФ", п. 1 ст. 10, п. 1 ст. 16, п. 1 ст. 29.1 и п. п. 1 и 3 ст. 30 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" в связи с жалобой гражданки И.Ю. Фроловой // СПС "КонсультантПлюс".

Судебные заседания Конституционного Суда Российской Федерации проводятся исключительно коллегиально. Судьи имеют право осуществлять свою деятельность при наличии не менее трех четвертей от общего числа судей (от 19 судей). Все они назначаются на должность без ограничения срока пребывания в должности тайным голосованием в индивидуальном порядке Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации. Но предельный возраст пребывания в должности судьи Конституционного Суда Российской Федерации все же определен - 70 лет. Однако на Председателя Конституционного Суда Российской Федерации предельный возраст пребывания в должности судьи не распространяется.
К кандидатам на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации предъявляются нестандартные повышенные требования. Помимо того, что ему, как и другим судьям, необходимо быть гражданином РФ, иметь высшее юридическое образование, ему обязательно должно быть не менее 40 лет, он должен иметь безупречную репутацию, стаж работы по юридической профессии не менее 15 лет, и, более того, необходимо обладать признанной высокой квалификацией в области права.
Судья Конституционного Суда Российской Федерации после назначения на должность приносит присягу иного содержания, нежели другие судьи России. В ст. 10 ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" прописан текст присяги следующего содержания: "Клянусь честно и добросовестно исполнять обязанности судьи Конституционного Суда Российской Федерации, подчиняясь при этом только Конституции Российской Федерации, ничему и никому более".
Как и все судьи, они не имеют права заниматься частной практикой, предпринимательской и иной оплачиваемой деятельностью, кроме научной, преподавательской и иной творческой деятельности.
Согласно ст. 13 ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" одной из гарантий независимости судей КС РФ является предоставление им материального и социального обеспечения, гарантий безопасности, соответствующих их высокому статусу.
Согласно новому законодательству <3> ежемесячное денежное вознаграждение судьи формируется из месячного оклада в соответствии с замещаемой им должностью судьи, месячного оклада судьи в соответствии с присвоенным ему квалификационным классом, ежемесячного денежного поощрения, ежемесячной доплаты за выслугу лет, ежемесячных доплат за ученую степень кандидата юридических наук, доктора юридических наук, за ученое звание доцента, профессора, за почетное звание "Заслуженный юрист Российской Федерации", а также в случаях, предусмотренных законодательством, ежемесячной доплаты за знание иностранных языков и их использование при исполнении должностных обязанностей.
--------------------------------
<3> См.: ФКЗ от 25 декабря 2012 г. N 5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части совершенствования системы оплаты труда судей РФ" // Российская газета. 2012. 28 декабря. N 5974. С. 19; ФЗ от 25 декабря 2012 г. N 269 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты труда судей РФ, а также признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) РФ" // Российская газета. 2012. 28 декабря. N 5974. С. 21.

Здесь необходимо отметить, что денежное вознаграждение судей КС РФ, а также судей ВС РФ и ВАС РФ, в соответствии с новым законодательством, существенно отличается от денежного вознаграждения других судов РФ. Однако имеются отличия и в денежном вознаграждении у судей высших судов.
Согласно Федеральному закону "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты труда судей РФ, а также признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) РФ" должностные оклады судей Конституционного Суда Российской Федерации рассчитываются в процентном соотношении к должностному окладу Председателя Конституционного Суда. Размер должностного оклада Председателя Конституционного Суда устанавливается указом Президента Российской Федерации. Должностные оклады Председателя Верховного Суда и Председателя Высшего Арбитражного Суда установлены в размере 98% должностного оклада Председателя Конституционного Суда. Так, приложениями 6 и 7 к Закону "О статусе судей в Российской Федерации" установлено, что должностные оклады судей будут варьироваться от 100 до 60%, в свою очередь, основой денежного вознаграждения теперь будет являться ежемесячное денежное поощрение, размер которого будет варьироваться от 10,5 должностного оклада (Председателю Конституционного Суда); 9,2 должностного оклада (судьям Конституционного Суда); 7,0 (Председателям Верховного и Высшего Арбитражного Суда) до 1,3 должностного оклада (судьям федеральных арбитражных судов округов, верховных судов республик, краевых и областных судов, арбитражных судов субъектов, мировым судьям и т.д.). Судье также выплачивается ежеквартальное денежное поощрение, которое не входит в состав ежемесячного денежного вознаграждения судьи и выплачивается в размере ежемесячного денежного поощрения по замещаемой должности, т.е. будет также значительно отличаться в зависимости от инстанции суда.
Размер всех предусмотренных ежемесячных доплат за квалификационный класс, за выслугу лет, за ученую степень кандидата юридических наук, доктора юридических наук, за ученое звание доцента, профессора, за почетное звание "Заслуженный юрист Российской Федерации" соответственно будет дифференцирован в высших судах и судах первой инстанции, т.к. устанавливается в процентном соотношении от вышеприведенных должностных окладов. А размер ежемесячной доплаты за знание иностранных языков и их использование при исполнении должностных обязанностей почему-то определен только для судей Конституционного Суда Российской Федерации. Таким образом, самое высокое денежное поощрение в настоящее время установлено для судей Конституционного Суда Российской Федерации. Если исходить из этого и из текста ст. 13 ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации", следует сделать вывод, что судья Конституционного Суда Российской Федерации обладает и самым высоким статусом в России.
Более того, Федеральным законом "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты труда судей РФ, а также признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) РФ" предусматривается увеличение количества квалификационных классов с шести до десяти (включая высший квалификационный класс), при этом выплата за девятый квалификационный класс устанавливается в размере 30% опять же от должностного оклада судьи, а за высший квалификационный класс - в размере 150% от должностного оклада. Причем данным Законом предусмотрены предельные классы, которые можно получить на конкретной замещаемой должности. Например, мировые судьи могут получить только седьмой, восьмой и девятый классы.
Председатели, заместители председателей, судьи районных, городских, межрайонных и гарнизонных военных судов - пятый, шестой и седьмой классы. И только председателям Конституционного Суда, Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда, их заместителям и судьям тех же судов может быть присвоен высший класс с максимальной выплатой за квалификационный класс.
Судьи Конституционного Суда Российской Федерации несменяемы, пользуются неприкосновенностью и равны в правах между собой.
Полномочия судьи Конституционного Суда Российской Федерации могут быть приостановлены только в двух случаях: если он временно не может выполнять свои обязанности по состоянию здоровья; если в отношении его возбуждено уголовное дело либо его привлекли в качестве обвиняемого по другому уголовному делу.
В этом случае он не имеет права участвовать в заседаниях и направлять официальные документы в различные органы, объединения, организации, должностным лицам и гражданам и истребовать документы и любую другую информацию. Интересно то, что приостановление полномочий не влечет за собой прекращения на этот период выплат этому судье ежемесячного денежного вознаграждения, ежеквартального денежного поощрения и не лишает его гарантий, предусмотренных ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Оснований для прекращения полномочий судьи Конституционного Суда Российской Федерации значительно больше (всего 13), все они перечислены в статье 18 ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Судье Конституционного Суда Российской Федерации, находящемуся в отставке, имеющему стаж работы по юридической профессии не менее 15 лет, вне зависимости от возраста выплачивается по его выбору пенсия или не облагаемое налогом ежемесячное пожизненное содержание в размере 80% ежемесячного денежного вознаграждения работающего судьи Конституционного Суда Российской Федерации. Кроме того, на него распространяются все иные положения статуса судьи, пребывающего в отставке, установленные законодательством РФ.
Дополнительные материальные и социальные гарантии для судей Конституционного Суда Российской Федерации предусмотрены некоторыми указами Президента Российской Федерации <4>. Судье Конституционного Суда Российской Федерации предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 48 рабочих дней, причем в него не включается время следования к месту отдыха и обратно.
--------------------------------
<4> См.: Указ Президента Российской Федерации от 14 сентября 1995 г. N 941 "О мерах по обеспечению материальных гарантий независимости судей Конституционного Суда Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. N 38. Ст. 3668; Указ Президента Российской Федерации от 7 февраля 2000 г. N 306 "Об обеспечении деятельности Конституционного Суда РФ и о предоставлении государственных социальных гарантий судьям Конституционного Суда РФ и членам их семей" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. N 7. Ст. 795.

После назначения судьи на должность не позднее трех месяцев и (или) в случае необходимости улучшения жилищных условий ему предоставляется во внеочередном порядке в Санкт-Петербурге благоустроенное жилье в виде отдельной квартиры. Нуждающимся в улучшении жилищных условий судья признается в соответствии с социальными нормами, установленными Жилищным кодексом РСФСР и Законом РФ "О статусе судей", или если он проживает в коммунальной квартире. Выданное жилье передается бесплатно в собственность судьи.
Кроме того, на оплату жилой площади в домах государственного и муниципального жилищного фонда и коммунальных услуг, таких как газ, отопление, электроэнергия, водоснабжение, пользование телефонной связью и другие виды услуг, судье и проживающим с ним членам его семьи предоставляется 50-процентная скидка. Причем данная скидка сохраняется в случае смерти судьи вдове (вдовцу), а также несовершеннолетним детям.
Судьи Конституционного Суда Российской Федерации, в том числе пребывающие в отставке или на пенсии, и члены его семьи, в том числе члены семьи умерших (погибших) судей, обеспечиваются медицинским, социально-бытовым и санаторно-курортным обслуживанием.
Судья Конституционного Суда Российской Федерации (в том числе находящийся в отставке или на пенсии) обладает правом бесплатного проезда в пределах РФ на железнодорожном, воздушном, водном видах транспорта, а также обеспечивается проездными документами на все виды общественного транспорта городского, местного и пригородного сообщения (за исключением такси). А после ухода или удаления его в отставку он имеет право получить компенсацию стоимости всех этих проездных документов из средств федерального бюджета.
На весь срок нахождения в должности судье выдается дипломатический паспорт.
Более того, судье предоставлено право бесплатно пользоваться залами официальных лиц и делегаций в аэропортах и аэровокзалах, на железнодорожных вокзалах и станциях, на речных и морских вокзалах (в портах).
В личном пользовании судья Конституционного Суда Российской Федерации имеет служебный автомобиль.
Судье ежемесячно выделяются средства на представительские расходы в сумме 5 МРОТ и на пользование всеми видами связи, причем отчитываться в расходовании этих средств не надо.
Личная и служебная корреспонденция судьи по его желанию пересылается, обрабатывается и доставляется в разряде правительственной.
Судье Конституционного Суда Российской Федерации, чьи полномочия прекращены в связи с достижением семидесятилетнего возраста, просьбой об отставке, признанием по решению суда судьи недееспособным или не способным осуществлять свою деятельность по состоянию здоровья, выплачивается выходное пособие.
В случае смерти судьи Конституционного Суда Российской Федерации, в том числе пребывающего в отставке, каждому члену его семьи устанавливается ежемесячное денежное содержание в сумме, равной 165% социальной пенсии, установленной в подп. 1 п. 1 ст. 18 ФЗ от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" на день смерти судьи. Размер ежемесячного денежного содержания индексируется пропорционально индексации социальной пенсии. Вдове (вдовцу) данное денежное содержание устанавливается до вступления его в новый брак.
Многие российские ученые-теоретики и практики посвящают свои научные труды теме правового статуса судей Конституционного Суда Российской Федерации. Например, судья Конституционного Суда Российской Федерации М.И. Клеандров <5>, профессор кафедры конституционного права Российской академии правосудия, ведущий научный сотрудник отдела проблем организации судебной и правоохранительной деятельности Г.Т. Ермошин <6> и т.д.
--------------------------------
<5> Клеандров М.И. Особенности правового положения судьи Конституционного Суда РФ // Судья. 2011. N 7.
<6> Ермошин Г.Т. Конституционный Суд РФ в новом измерении // СПС "КонсультантПлюс". 2012.

Большинство из них, как это и указано в части второй ст. 2 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации", называют все указанные выше отличия, имеющиеся в статусе судьи Конституционного Суда Российской Федерации, особенностями их правового положения. Некоторые называют статус судьи Конституционного Суда по отношению к единому статусу судей в государстве специальным статусом.
Напомним, что согласно ст. 12 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" и ст. 2 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации" все судьи в России обладают единым статусом и различаются между собой только полномочиями и компетенцией. Различие по компетенции не нарушает общего принципа единого статуса.
Единство статуса означает равенство всех судов внутри судейского сообщества. На них должны одинаково распространяться меры государственной защиты, гарантии независимости и невмешательства в их деятельность, материальное и социальное обеспечение. Необходимо отметить, что многие ученые, изучающие вопросы правового положения судей, разделяют мнение о единстве статуса судей в Российской Федерации <7>.
--------------------------------
<7> См., например: Анишина В.И. Основные принципы статуса судьи как носителя судебной власти: Конституционно-правовое содержание и проблемы реализации // Мировой судья. 2006. N 10. С. 9 - 14; Кирсанов А.Р. Сравнительно-правовой анализ статусов судьи, нотариуса и регистратора прав на недвижимое имущество и сделок с ним // Современное право. 2001. N 12. С. 8 - 15; Ишеков К.А. О некоторых характеристиках правового статуса судей региональных конституционных и уставных судов // Администратор суда. 2010. N 2. С. 2 - 5.

Однако, по мнению автора, такое количество отличий в правовом статусе судьи Конституционного Суда Российской Федерации не совсем правильно и корректно называть просто особенностями правового положения. В данной ситуации очень сложно говорить о едином правовом статусе судей в РФ. Налицо явное выделение статуса судьи Конституционного Суда Российской Федерации на фоне статуса судей других судов, подтверждением чего является установление самого высокого денежного вознаграждения в России, предоставление ему множества дополнительных государственных социальных гарантий, не свойственных другим судьям, и т.д.

Литература

1. Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. N 13. Ст. 1447.
2. Федеральный конституционный закон от 25 декабря 2012 г. N 5-ФКЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты труда судей Российской Федерации" // Российская газета. 2012. 28 декабря. N 5974. С. 19.
3. Федеральный закон Российской Федерации от 25 декабря 2012 г. N 269-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты труда судей Российской Федерации, а также признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" // Российская газета. 2012. 28 декабря. N 5974. С. 21.
4. Указ Президента Российской Федерации от 14 сентября 1995 г. N 941 "О мерах по обеспечению материальных гарантий независимости судей Конституционного Суда Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. N 38. Ст. 3668.
5. Указ Президента Российской Федерации от 7 февраля 2000 г. N 306 "Об обеспечении деятельности Конституционного Суда Российской Федерации и о предоставлении государственных социальных гарантий судьям Конституционного Суда Российской Федерации и членам их семей" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. N 7. Ст. 795.
6. Постановление от 19 ноября 2012 г. N 27-П "По делу о проверке конституционности положений п. 7 ст. 20 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации", п. 1 ст. 10, п. 1 ст. 16, п. 1 ст. 29.1 и п. п. 1 и 3 ст. 30 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" в связи с жалобой гражданки И.Ю. Фроловой" // СПС "КонсультантПлюс".
7. Анишина В.И. Основные принципы статуса судьи как носителя судебной власти: Конституционно-правовое содержание и проблемы реализации // Мировой судья. 2006. N 10. С. 9 - 14.
8. Ермошин Г.Т. Конституционный Суд РФ в новом измерении // СПС "КонсультантПлюс". 2012.
9. Ишеков К.А. О некоторых характеристиках правового статуса судей региональных конституционных и уставных судов // Администратор суда. 2010. N 2. С. 2 - 5.
10. Кирсанов А.Р. Сравнительно-правовой анализ статусов судьи, нотариуса и регистратора прав на недвижимое имущество и сделок с ним // Современное право. 2001. N 12. С. 8 - 15.
11. Клеандров М.И. Особенности правового положения судьи Конституционного Суда РФ // Судья. 2011. N 7.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:
↑