• Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных

Последние новости:
03.09.2019

Законопроект "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О противодействии коррупции" призван устранить сложившуюся правовую неопределенность в сфере бюджетного законодательства, предусматривающего зачисление конфискованных денежных средств, полученных в результате совершения коррупционных правонарушений. Между тем, само понятие "коррупционное правонарушение" в настоящее время отсутствует в законодательстве.

21.08.2019

Принятие законопроект "О внесении изменений в статью 2.6.1 КоАП РФ" позволит владельцу автомобиля своевременно получить информацию о совершенном правонарушении водителем его транспортного средства, освободиться от ответственности согласно ч. 2 ст. 2.6.1 КоАП РФ, воспользоваться возможностью уплаты административного штрафа со скидкой предусмотренной ст. 32.2 КоАП РФ, своевременно выявлять несанкционированное использование регистрационного знака своего автомобиля другим транспортным средством.

14.08.2019

Целью законопроекта является устранение правовой коллизии между Федеральным законом "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" и бюджетным законодательством. Его реализация позволит избежать споров о необходимости использования специального банковского счета в соответствии с Федеральным законом.

Все статьи > Об отдельных аспектах налогово-правового статуса банков (Попов В.В.)

Об отдельных аспектах налогово-правового статуса банков (Попов В.В.)

Дата размещения статьи: 28.05.2015

Об отдельных аспектах налогово-правового статуса банков (Попов В.В.)

Статья 9 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ <1>) к числу участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, относит налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, налоговые и таможенные органы. Из перечня таких участников исключен ряд иных субъектов, в частности органы государственных внебюджетных фондов. При этом необходимо обратить внимание, что к числу указанных участников федеральный законодатель не относил банковские организации, хотя последние играют особую роль в налоговых правоотношениях. Между тем следует отметить, что в научной среде банки относят к данным субъектам из-за важности их роли "в реализации законодательства о налогах и сборах" <2>.
--------------------------------
<1> Часть первая Налогового кодекса РФ от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ // СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3824; 2013. N 30 (ч. I). Ст. 4081.
<2> Финансовое право: Учебник / Отв. ред. Н.И. Химичева. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Норма; ИНФРА-М, 2012. С. 400 - 401.

Реализуя свои налоговые обязанности, банки выполняют важную функцию по формированию доходной части бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, выступая посредниками или третьими лицами между налогоплательщиками, плательщиками сборов, налоговыми агентами, налоговыми и таможенными органами и бюджетами. И от четкого исполнения банками своих обязанностей зависит наполняемость бюджетов всех территориальных уровней. В связи с этим возникает целесообразность рассмотрения отдельных аспектов налогово-правового статуса банков.
В рамках участия в налоговых правоотношениях банки не только выступают как третьи лица, но и реализуют налоговые полномочия в качестве налогоплательщиков и налоговых агентов в отношении своих сотрудников. Поэтому вопрос о правовой природе банков достаточно многогранный <3>. Несмотря на то что банки прямо не закреплены в качестве участников налоговых правоотношений в НК РФ, их права и обязанности в сфере налогообложения регламентированы настоящим кодифицированным актом. В соответствии с подобными нюансами существует целесообразность остановиться на соответствующих полномочиях, а точнее - обязанностях данных субъектов в налоговых правоотношениях.
--------------------------------
<3> См., например: Попов В.В. Вопросы налогообложения банков как участников рынка ценных бумаг // Банковское право. 1998. N 1. С. 28 - 31; Он же. Особенности основных налогов, взимаемых с банков // Вестник СГАП. 1999. N 2(17). С. 35 - 38; Он же. Участие банков в налоговой деятельности Российского государства (исторический аспект) // Вестник СГАП. Саратов: Издательство Саратовской государственной академии права, 2001. N 2(25). С. 8 - 12.

Анализ законодательства о налогах и сборах показывает, что обязанности банков можно подразделить на несколько групп в зависимости от направленности их должных действий. Так, банки должны:
- открывать счета организациям, индивидуальным предпринимателям, нотариусам, занимающимся частной практикой, адвокатам, учредившим адвокатский кабинет, предоставлять право использовать корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств, но при предъявлении ими свидетельств (уведомлений) о постановке на учет в налоговых органах;
- сообщать в установленный срок налоговому органу об открытии или закрытии счетов, об изменении реквизитов счетов указанных субъектов, о предоставлении права использовать корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств, об изменении реквизитов таких средств <4>;
--------------------------------
<4> Установленный срок составляет три дня со дня соответствующего события (п. 1 ст. 86 НК РФ).

- исполнять в установленный срок поручения налогоплательщиков (плательщиков сборов), налоговых агентов и налоговых органов о перечислении налогов (сборов), авансовых платежей, пеней, штрафов в бюджетную систему, а также поручения на перевод электронных денежных средств <5>;
--------------------------------
<5> По общему правилу поручение налогоплательщика или поручение налогового органа исполняется банком в течение одного операционного дня, следующего за днем получения такого поручения (п. 2 ст. 60 НК РФ).

- не исполнять при наличии у банков решений налоговых органов о приостановлении операций по счетам налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов поручения последних на перечисление средств и на перевод электронных денежных средств, не связанных с исполнением обязанностей по уплате налогов (авансовых платежей), сборов, пеней, штрафов за исключением поручений, имеющих преимущество в очередности исполнения;
- не предоставлять организациям, индивидуальным предпринимателям, нотариусам, занимающимся частной практикой, адвокатам, учредившим адвокатский кабинет, право использовать корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств при наличии у банков решений налоговых органов о приостановлении таких переводов;
- представлять в налоговые органы в установленный срок достоверные справки о наличии счетов и об остатках денежных средств на счетах, выписки по операциям на счетах, а также об остатках электронных денежных средств и о переводах таких средств <6>.
--------------------------------
<6> Банки обязаны выдавать налоговым органам справки и выписки в течение трех дней со дня получения мотивированного запроса налогового органа (п. 2 ст. 86 НК РФ).

За неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей банки несут ответственность в соответствии с законодательством РФ.
Порядок информирования банками налоговых органов устанавливается Центральным банком РФ по согласованию с ФНС России <7>. В рамках этого порядка банки обязаны выдавать налоговым органам справки о наличии счетов, вкладов (депозитов) и об остатках денежных средств на них, выписки по банковским операциям налогоплательщиков, а также справки об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств в течение трех дней со дня получения мотивированного запроса.
--------------------------------
<7> Положение ЦБ РФ от 7 сентября 2007 г. N 311-П "О порядке сообщения банком в электронном виде налоговому органу об открытии или закрытии счета, об изменении реквизитов счета" // Вестник Банка России. 2007. N 58; 2010. N 69.

Следует учитывать, что подобные справки могут быть запрошены при осуществлении мероприятий налогового контроля в отношении этих субъектов, а также при вынесении решений: о взыскании налога, о приостановлении операций по счетам, приостановлении переводов электронных денежных средств или об отмене приостановления операций по счетам, отмене приостановления переводов электронных денежных средств. Указанный порядок распространяется как на нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, так и на инвестиционные товарищества.
Сказанное согласуется со ст. 26 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. N 395-1 <8> "О банках и банковской деятельности", которая закрепляет, что банки выдают справки по операциям и счетам организаций и физических лиц в порядке, установленном налоговым законодательством.
--------------------------------
<8> СЗ РФ. 1996. N 6. Ст. 492; 2013. N 30 (ч. 1). Ст. 4084.

Несоблюдение данных правил влечет применение к банкам мер налоговой ответственности. В частности, ст. 132 НК РФ предусматривает, что открытие банком счета налогоплательщику без предъявления им свидетельства (уведомления) о постановке на налоговый учет, а также открытие счета при наличии у банка решения налогового органа о приостановлении операций по счетам этого лица влечет взыскание штрафа в размере 20 тысяч рублей. В то же время несообщение в установленный срок банком налоговому органу сведений об открытии или закрытии счета, об изменении реквизитов счета налогоплательщика влечет взыскание штрафа в размере 40 тысяч рублей.
На это же направлены ст. 135.1 и 135.2 НК РФ. Например, непредставление банком справок (выписок) по операциям и счетам в налоговый орган; несообщение об остатках денежных средств на счетах, операции по которым приостановлены; представление справок (выписок) с нарушением срока или справок (выписок), содержащих недостоверные сведения, влечет взыскание штрафа в размере 20 тысяч рублей.
Применительно к нарушениям банков, связанным с электронными денежными средствами, штрафные санкции составляют от 10 до 40 тысяч рублей. Однако неправомерное неисполнение банком в установленный срок поручения налогового органа на перевод электронных денежных средств влечет взыскание штрафа в размере одной стопятидесятой ставки рефинансирования Центрального банка РФ, но не более 0,2 процента за каждый календарный день просрочки. В этом случае штраф приобретает форму пени за просрочку исполнения обязательств. За совершение банком действий по созданию ситуации отсутствия остатка электронных денежных средств налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента, в отношении которого в банке находится поручение налогового органа, предусмотрена еще одна форма штрафа - 30 процентов не поступившей в результате таких действий суммы. Таким образом, к банкам применяется несколько различных по содержанию форм штрафа.
Согласно ст. 45 НК РФ обязанность налогоплательщика по уплате налогов считается исполненной с момента:
- предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа;
- передачи физическим лицом в банк указанного поручения без открытия счета в банке денежных средств, предоставленных банку физическим лицом;
- отражения на лицевом счете организации, которой открыт лицевой счет, операции по перечислению соответствующих денежных средств. Исходя из этого на основании п. 10 ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе требовать от банков документы, подтверждающие факт списания со счетов налогоплательщиков и с корреспондентских счетов банков сумм налогов, сборов, пеней и штрафов и перечисления этих сумм в бюджетную систему РФ.
Составы налоговых правонарушений в отношении банков, касающихся содержательной части ст. 45 НК РФ, предусматриваются ст. 133 - 135 НК РФ.
Нарушение банком установленного срока исполнения поручения налогоплательщика о перечислении влечет взыскание штрафа в размере одной стопятидесятой ставки рефинансирования Центрального банка РФ, но не более 0,2 процента за каждый календарный день просрочки. Такая же штрафная санкция предусмотрена за правонарушения банков в связи с неправомерным неисполнением в установленный срок поручений налоговых органов. Между тем неисполнение банком решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от суммы, перечисленной в соответствии с поручением налогоплательщика, но не более суммы задолженности, а при отсутствии задолженности - в размере 20 тысяч рублей. Как указал Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ в своем Постановлении от 30 июля 2013 г. N 57 <9> "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации", "при толковании данной нормы судам следует исходить из того, что в состав упомянутой в ней задолженности, свыше которой не может быть назначен размер штрафа за совершение предусмотренного указанной нормой правонарушения, необходимо включать не только сумму недоимки, но и сумму пеней, штрафа".
--------------------------------
<9> Документ не опубликован. Содержится в СПС "КонсультантПлюс".

Совершение банком действий по созданию ситуации отсутствия денежных средств на счете налогоплательщика, в отношении которого в банке находится поручение налогового органа, влечет взыскание штрафа в размере 30 процентов не поступившей в результате таких действий суммы. Конституционный Суд РФ установил, что положения п. 1 и 2 ст. 135 НК РФ, устанавливающие ответственность за различные правонарушения, составы которых недостаточно между собой разграничены, не могут трактоваться как создающие возможность неоднократного привлечения банков к ответственности за одно и то же нарушение, т.е. не могут одновременно применяться судами, что, однако, не исключает возможности их применения в отдельности на основе оценки фактических обстоятельств дела <10>.
--------------------------------
<10> Определение Конституционного Суда РФ от 6 декабря 2001 г. N 257-О "По жалобе Красноярского филиала закрытого акционерного общества "Коммерческий Банк "Ланта-Банк" на нарушение конституционных прав и свобод пунктами 1 и 2 статьи 135 и частью второй статьи 136 Налогового кодекса Российской Федерации" // Вестник Конституционного Суда РФ. 2002. N 3. См. также: Постановление Конституционного Суда РФ от 15 июля 1999 г. N 11-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений Закона РСФСР "О Государственной налоговой службе РСФСР" и законов Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и "О федеральных органах налоговой полиции" // Вестник Конституционного Суда РФ. 1999. N 5; Определение Конституционного Суда РФ от 18 января 2001 г. N 6-О "По запросу Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа о проверке конституционности пунктов 1 и 3 статьи 120 и пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации" // Вестник Конституционного Суда РФ. 2001. N 3.

Изложенное дает возможность констатировать, что судебная практика российских высших судебных инстанций корректирует и уточняет недостаточно ясно сформулированные нормы НК РФ относительно деятельности банков в налоговых отношениях. Тем более содержательная сторона налогово-правового статуса банков во многом зависит от определенности обязанностей, возлагаемых на них. В связи с этим четкая формулировка таких обязанностей и их качественное исполнение банками особенно значимы для государства, поскольку позволяют эффективно наполнять бюджеты бюджетной системы Российской Федерации налоговыми платежами для выполнения соответствующих задач и функций.

Литература

1. Налоговый кодекс РФ. Часть I. 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ // СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3824; 2013. N 30 (ч. I). Ст. 4081.
2. Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности" // СЗ РФ. 1996. N 6. Ст. 492; 2013. N 30 (ч. I). Ст. 4084.
3. Положение ЦБ РФ от 7 сентября 2007 г. N 311-П "О порядке сообщения банком в электронном виде налоговому органу об открытии или закрытии счета, об изменении реквизитов счета" // Вестник Банка России. 2007. N 58; 2010. N 69.
4. Постановление Конституционного Суда РФ от 15 июля 1999 г. N 11-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений Закона РСФСР "О Государственной налоговой службе РСФСР" и Законов Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и "О федеральных органах налоговой полиции" // Вестник Конституционного Суда РФ. 1999. N 5.
5. Определение Конституционного Суда РФ от 18 января 2001 г. N 6-О "По запросу Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа о проверке конституционности пунктов 1 и 3 статьи 120 и пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации" // Вестник Конституционного Суда РФ. 2001. N 3.
6. Определение Конституционного Суда РФ от 6 декабря 2001 г. N 257-О "По жалобе Красноярского филиала закрытого акционерного общества "Коммерческий Банк "Ланта-Банк" на нарушение конституционных прав и свобод пунктами 1 и 2 статьи 135 и частью второй статьи 136 Налогового кодекса Российской Федерации" // Вестник Конституционного Суда РФ. 2002. N 3.
7. Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30 июля 2013 г. N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" // Документ не опубликован. Содержится в СПС "КонсультантПлюс".
8. Финансовое право: Учебник / Отв. ред. Н.И. Химичева. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Норма; ИНФРА-М, 2012. 752 с.
9. Попов В.В. Вопросы налогообложения банков как участников рынка ценных бумаг // Банковское право. 1998. N 1.
10. Попов В.В. Особенности основных налогов, взимаемых с банков // Вестник СГАП. 1999. N 2(17).
11. Попов В.В. Участие банков в налоговой деятельности Российского государства (исторический аспект) // Вестник СГАП. Саратов: Издательство Саратовской государственной академии права, 2001. N 2(25).

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:
↑