• Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных

Последние новости:
03.09.2019

Законопроект "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О противодействии коррупции" призван устранить сложившуюся правовую неопределенность в сфере бюджетного законодательства, предусматривающего зачисление конфискованных денежных средств, полученных в результате совершения коррупционных правонарушений. Между тем, само понятие "коррупционное правонарушение" в настоящее время отсутствует в законодательстве.

21.08.2019

Принятие законопроект "О внесении изменений в статью 2.6.1 КоАП РФ" позволит владельцу автомобиля своевременно получить информацию о совершенном правонарушении водителем его транспортного средства, освободиться от ответственности согласно ч. 2 ст. 2.6.1 КоАП РФ, воспользоваться возможностью уплаты административного штрафа со скидкой предусмотренной ст. 32.2 КоАП РФ, своевременно выявлять несанкционированное использование регистрационного знака своего автомобиля другим транспортным средством.

14.08.2019

Целью законопроекта является устранение правовой коллизии между Федеральным законом "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" и бюджетным законодательством. Его реализация позволит избежать споров о необходимости использования специального банковского счета в соответствии с Федеральным законом.

Все статьи > Общие и проблемные аспекты правового регулирования налога на добавленную стоимость (Ручкина Г.Ф., Терехова Е.В.)

Общие и проблемные аспекты правового регулирования налога на добавленную стоимость (Ручкина Г.Ф., Терехова Е.В.)

Дата размещения статьи: 28.05.2015

Общие и проблемные аспекты правового регулирования налога на добавленную стоимость (Ручкина Г.Ф., Терехова Е.В.)

В трехлетней перспективе 2013 - 2015 гг. приоритеты Правительства Российской Федерации в области налоговой политики направлены на создание эффективной и стабильной налоговой системы, обеспечивающей бюджетную устойчивость в среднесрочной и долгосрочной перспективе <1>. При этом основными целями налоговой политики является поддержка инвестиций, а также стимулирование инновационной деятельности.
--------------------------------
<1> Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов (одобрено Правительством РФ от 30.05.2013). Документ опубликован не был.

При планировании реализации указанных целей необходимо принимать во внимание происходящие интеграционные процессы страны в мировую экономику. Вступление России во Всемирную торговую организацию (ВТО) является примером, свидетельствующим о тенденциях к изменениям российской налоговой политики.
Основные направления налоговой политики на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов <2> предусматривали внесение изменений в законодательство о налогах и сборах и принятие нормативных правовых актов по приоритетному направлению - налог на добавленную стоимость (НДС). Был введен новый вид счетов-фактур - корректировочные счета-фактуры и установлен порядок применения НДС в случае изменения стоимости товаров (работ, услуг, имущественных прав) после их реализации; установлен порядок восстановления сумм НДС, ранее правомерно принятых к вычету по строительно-монтажным работам, а также по товарам (работам, услугам), приобретенным для проведения модернизации (реконструкции) объектов недвижимости, приводящей к изменению их первоначальной стоимости, частично используемых для осуществления операций, не подлежащих налогообложению НДС; уточнен порядок применения налога по договорам, предусматривающим оплату в рублях в сумме, эквивалентной сумме в иностранной валюте или в условных денежных единицах; установлен льготный порядок налогообложения налога реализации товаров (работ, услуг) международным организациям и их представительствам, осуществляющим деятельность на территории Российской Федерации, установлена ставка НДС в размере 0 процентов в отношении указанных операций; уточнен порядок освобождения от налогообложения услуг по предоставлению в аренду спортивных сооружений и установлено освобождение в отношении не только проведения спортивно-зрелищных мероприятий, но и их подготовки; конкретизирован перечень работ (услуг), место реализации которых определяется по месту осуществления деятельности покупателя работ (услуг); упрощено документальное подтверждение правомерности применения нулевой ставки НДС, предусмотрено исключение из налоговой базы по НДС сумм страховых выплат, полученных российскими налогоплательщиками по договорам страхования риска неисполнения договорных обязательств контрагентом страхователя-кредитора, если страхуемые договорные обязательства предусматривают реализацию страхователем товаров, вывезенных за пределы территории Российской Федерации в таможенной процедуре экспорта; дополнен перечень операций, облагаемых НДС по нулевой ставке; установлен 180-дневный срок для сбора документов, подтверждающих правомерность применения нулевой ставки НДС, при осуществлении организациями внутреннего водного транспорта работ (услуг) по перевозке экспортируемых товаров по территории Российской Федерации; установлен срок предоставления банковской гарантии для целей применения заявительного порядка возмещения НДС и др.
--------------------------------
<2> Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов (одобрено Правительством РФ 07.07.2011). Документ опубликован не был.

Несмотря на позитивные факторы по совершенствованию механизма правового регулирования НДС, все же остаются нерешенными многие проблемные аспекты в практической плоскости. Рассмотрим некоторые из них.
В мировой практике НДС считается одним из наиболее эффективно работающих налогов, который стимулирует национального производителя. Это косвенный бюджетообразующий налог. НДС взимается более чем в 130 странах мира. Его размер отличается от 5 до 28%. Например, ставка НДС в Японии составляет 5%, Канаде - 7%, Панаме - 5%, России - 18%. Из экономически развитых стран НДС отсутствует в США, Швейцарии и Австралии, где вместо него действует налог с продаж по ставке от 2 до 11%.
НДС как один из основных налогов, на котором базируется налоговая система страны, является предметом широких дискуссий о целесообразности его применения и последствий взимания для экономического развития и бюджета страны. Поступление НДС в консолидированный бюджет Российской Федерации за 1-е полугодие 2013 г. составило 978,7 млрд. руб. <3>.
--------------------------------
<3> Поступления по видам налогов в консолидированный бюджет РФ за 1-е полугодие 2012 - 2013 гг. URL: http://analytic.nalog.ru/portal/index.ru-RU.htm.

Внедрению НДС в практику налогообложения способствовали следующие факторы. Во-первых, недостатки, имеющиеся у прямых налогов. К их числу можно отнести чрезмерную тяжесть налогообложения, широкие масштабы уклонения плательщиков от их уплаты. Во-вторых, постоянный дефицит бюджета и, как следствие, постоянная потребность в увеличении доходов бюджета путем расширения налогооблагаемой базы и повышения эффективности налогообложения. В-третьих, потребность в усовершенствовании существующих налоговых систем и приведении их в соответствие с современным уровнем экономического развития.
НДС характеризуется высокой эффективностью с фискальной точки зрения. Широкая база налогообложения, которая включает не только товары, но и работы и услуги, обеспечивает надежность и стабильность поступлений в бюджет. Взимание налога на всех этапах движения товаров, работ, услуг влечет равномерное распределение налогового бремени между всеми субъектами хозяйствования.
Наличие механизма зачета налога позволяет реализовать принцип разумности налогообложения путем устранения многократного начисления налога на объект обложения на каждой стадии производства и реализации продукции.
Отметим, что взимание НДС происходит по принципу страны назначения в сочетании с зачетным методом и считается наиболее эффективным способом поддержания экспорта. Поэтому указанный принцип избран многими странами для налогообложения внешнеэкономической деятельности. Этому в значительной степени способствовало принятие в свое время знаменитой Шестой директивы Совета N 77/388/ЕЕС от 17 мая 1977 г. "О гармонизации законодательства государств-членов в отношении налогов с оборота - общей системы налога на добавленную стоимость: единообразной базы исчисления" <4> (не действует), где устанавливались обязательность введения НДС в качестве основного косвенного налога во всех странах ЕС и базовые принципы его взимания, включая и принцип страны назначения.
--------------------------------
<4> Sixth Council Directive 77/388/EEC of 17 May 1977 on the harmonization of the laws of the Member States relating to turnover taxes - Common system of value added tax: uniform basis of assessment. URL: http://eur-lex.europa.eu/LexUriServ/LexUriServ.do?uri=CELEX:31977L0388:en:NOT.

Также следует подчеркнуть, что наличие НДС - обязательное условие для вступления новых членов в Европейский союз, поскольку он является одним из важнейших источников формирования бюджета Сообщества, что в условиях общего рынка требует его правового согласования в рамках ЕС.
Необходимо отметить, что в правовом регулировании НДС государств - членов ЕС почти не осталось серьезных различий, поскольку основные вопросы гармонизации национального законодательства на сегодня практически решены <5>. Однако небольшие различия имеются.
--------------------------------
<5> Бастриков А.А. Правовое регулирование налога на добавленную стоимость в Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук. С. 154 - 157.

Отличия НДС в отдельных европейских государствах заключаются, как правило, в особенностях определения некоторых его элементов, не влияющих при этом на значительную долю НДС в бюджетных поступлениях как отдельно взятого государства, так и всего ЕС. Пример можно привести в части различия налоговых ставок по странам из доклада "Consumption Tax Trends 2010 VAT/GST and Excise Rates, Trends and Administration" <6>.
--------------------------------
<6> URL: http://ec.europa.eu/taxation_customs/taxation/gen_info/economic_analysis/tax_structures/index_en.htm.

К проблемам правового регулирования НДС, требующим изучения, выработки новых правовых подходов и предложений об их решении, можно отнести: нечеткую правовую регламентацию процедуры возмещения налога в заявительном порядке; отсутствие единого правового подхода к правомерности применения вычетов по налогу при осуществлении налогоплательщиком необлагаемых (освобождаемых от налогообложения) операций; неоднозначность норм Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), устанавливающих налоговую базу и объект налогообложения налогом на добавленную стоимость при выплате контрагентами налогоплательщика стимулирующих выплат; отсутствие системного подхода к правовому регулированию процедуры обжалования налогоплательщиками решений налоговых органов, выносимых по результатам налоговых проверок правильности исчисления и полноты уплаты НДС в бюджет.
Либерализация международных экономических отношений привела к возникновению новых угроз, особенно в сфере внешней торговли. Сложилась опасная ситуация с массовым использованием налогоплательщиками нелегальных схем незаконного возмещения НДС при экспортных операциях.
Не меньший вред бюджету Российской Федерации наносят также нелегальные схемы возмещения НДС при приобретении товаров (работ, услуг) и внутри страны. По различным статистическим данным аналитиков, государство теряет около 25% налоговых поступлений НДС в год в связи с незаконным возмещением НДС по операциям, осуществляемым при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации как отечественными организациями, так и индивидуальными предпринимателями. Это связано с наличием достаточно большого количества пробелов в НК РФ, позволяющих недобросовестным налогоплательщикам безнаказанно реализовывать схемы незаконного возмещения НДС, что, в свою очередь, существенно отражается на бюджетной дисциплине страны <7>.
--------------------------------
<7> Терехова Е.В. К вопросу о возмещении налога на добавленную стоимость (сравнительно-правовое исследование зарубежного и российского законодательства) // Право и государство: теория и практика. 2012. N 7. С. 85.

Учитывая, что Россия вступила в ВТО, весьма актуальной для страны является разработка организационно-правовых подходов, направленных на решение проблемы приведения в соответствие с правилами и принципами правовой системы ВТО внутригосударственной системы регулирования внешнеторговых связей. Тем более что основной целью ВТО является либерализация международной торговли и регулирование торгово-политических отношений государств-членов, а также создание условий для унификации гармонизации правил, условий применения таможенных процедур, непосредственно затрагивающих налоговые вопросы таможенного регулирования.
Ориентация ВТО на рыночные механизмы управления мировой экономикой предполагает, что в государствах - членах ВТО действуют те же принципы регулирования рыночных отношений, что и на мировых рынках товаров и услуг.
Участие в ВТО дает стране множество преимуществ. Конкретными целями присоединения для России можно считать следующие: получение лучших в сравнении с существующими и недискриминационных условий для доступа российской продукции на иностранные рынки; доступ к международному механизму разрешения торговых споров; создание более благоприятного климата для иностранных инвестиций в результате приведения законодательной системы в соответствие с нормами ВТО; расширение возможностей для российских инвесторов в странах - членах ВТО, в частности в банковской сфере; создание условий для повышения качества и конкурентоспособности отечественной продукции в результате увеличения потока иностранных товаров, услуг и инвестиций на российский рынок; участие в выработке правил международной торговли с учетом своих национальных интересов; улучшение имиджа России в мире как полноправного члена мирового торгового сообщества.
Разработан механизм допуска иностранного капитала в финансовую сферу. Вступление в ВТО - это возможность обеспечить доступ к западным кредитам.
Отметим и недостатки вступления в ВТО, такие, как: не соответствующий современным потребностям бизнес разорится вследствие своей неконкурентоспособности с иностранными производителями, которые получат открытый доступ на российский рынок. Это, в свою очередь, не сможет не сказаться на экономическом благополучии тех групп населения, которые проживают в небольших городах и занимаются трудовой деятельностью на данных неконкурентоспособных предприятиях; недополучение доходов в бюджет из-за снижения пошлин, что вынудит искать новые пути получения доходов <8>. По сути, Россия ограничена в применении инструментов государственного регулирования экономических обменов и субсидий. Кроме того, возможности защиты внутреннего рынка товаров и услуг от иностранной конкуренции будут ограничены четырьмя инструментами, такими, как экспортный тариф, антидемпинговые, защитные и компенсационные тарифы.
--------------------------------
<8> Пушкин А. Правовой режим иностранных инвестиций в Российской Федерации. 2-е изд. М.: Апьпина Паблишер, 2012. С. 276.

В целом невозможно учесть все кросс-секторальные пересечения воздействующих факторов (как положительных, так и отрицательных). Динамика вышеуказанных преимуществ и недостатков, безусловно, зависит от модернизации российской налоговой системы.
Значительную проблему представляет приведение российского законодательства в соответствие с нормами ВТО. Около половины действующих сегодня федеральных экономических законов не соответствуют нормам ВТО. Уже сейчас предстоят кардинальные изменения ряда федеральных законов, прежде всего о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, корпоративного, налогового бюджетного законодательства, десятки других законов и подзаконных актов, формирование новых правовых норм. Более сложной сферой российского законодательства, связанной с присоединением к ВТО, является региональное законодательство, поскольку в настоящее время нередко отсутствуют законодательные акты о четком разделении компетенций и ответственности между Федерацией и регионами в сфере внешней торговли.
Налогообложение российских и импортных товаров должно быть унифицировано. В качестве примера отметим, что в Российской Федерации ряд сельскохозяйственных товаров в отдельных случаях не облагался НДС, то же самое касалось и товаров, ввозимых в рамках сотрудничества в космической сфере. Это не соответствует правилам ВТО, и с даты присоединения вся система налогов, в том числе НДС, которая будет применяться в Российской Федерации, не должна дискриминировать отечественные и импортные товары.
Учитывая данные политические события в России, подчеркнем, что первостепенной задачей представляется решение вопроса урегулирования внутреннего налогообложения, и в частности НДС.
Министерство экономического развития отмечает, что вступление России в ВТО создаст для федерального бюджета плюсы, которые связаны с тем, что может вырасти НДС. Но в проекте федерального бюджета соответствующие цифры пока не учитываются.
С точки зрения налогового администрирования НДС является одним из наиболее "проблемных" налогов в российской налоговой системе. Не случайно практически ежегодно в соответствующую главу НК РФ вносятся многочисленные поправки и уточнения по улучшению администрирования данного налога. Серьезные изменения произведены Федеральным законом от 17 декабря 2009 г. N 318-ФЗ, в соответствии с которым установлен заявительный порядок возмещения "входного" НДС. С 2010 г. возмещение налога осуществляется "авансом", т.е. до завершения камеральной проверки обоснованности данного возмещения. При наличии соответствующих оснований налоговый орган обязан принять решение о возмещении "входного" НДС практически сразу же после подачи налогоплательщиком налоговой декларации. В результате принятых поправок в НК РФ существенно ускорилась оборачиваемость денежных средств у определенной части налогоплательщиков, резко сократилось число судебных тяжб и разбирательств в вышестоящих налоговых органах <9>.
--------------------------------
<9> Ручкина Г.Ф., Терехова Е.В. Возмещение возврата налога на добавленную стоимость: сравнительно-правовое исследование зарубежного и российского законодательства: Учеб. пособие. М.: Финуниверситет, 2012. С. 9.

Очевидно, всех проблем данные поправки решить не могут. Федеральный бюджет теряет огромные финансовые ресурсы вследствие действий недобросовестных налогоплательщиков, в результате которых поступления в бюджет по НДС на порядок ниже, чем это вытекает из существующей налоговой базы. При этом недобросовестные налогоплательщики стали встраивать в цепочку поставок товаров подконтрольные посреднические фирмы-однодневки. Эти фирмы, получив от покупателя, т.е. от своего учредителя, оплату товара (как правило, по завышенным ценам), включающую наряду с его стоимостью также и соответствующую сумму НДС, в дальнейшем не вносят полученный налог в доход бюджета и после нескольких операций прекращают свое существование. Создатель же фирмы-однодневки требует на якобы законном основании возмещения сумм НДС, уплаченных фирме-однодневке.
Вследствие этого за последнее время сумма возмещения экспортерам НДС из федерального бюджета увеличилась с 97,4 млрд. руб. в 2000 г. до 1122,7 млрд. руб. в 2010 г., или более чем в 11 раз, при увеличении экспорта российской продукции менее чем в 5 раз <10>.
--------------------------------
<10> Пансков В.Г. Возможные пути решения проблемы незаконного возмещения НДС // Финансы. 2011. N 8. С. 37.

Общая сумма вычетов по НДС, включая возмещение из бюджета как по внутренним, так и по внешним операциям, составила в 2010 г. 92,8% к начисленной сумме НДС, в то время как в 2003 г., т.е. семь лет назад, она равнялась 82,2% <11>.
--------------------------------
<11> Отчетная форма N 1 - НДС ФНС РФ за соответствующие годы.

Такие тенденции не могут не настораживать. При их сохранении могут возникнуть обстоятельства, при которых суммы налога, начисленные к уплате в бюджет, и суммы налога, принятые к вычету, окажутся равными. Таким образом, формально налог будет существовать, но не приносить никаких поступлений в бюджет.
Обобщая различные предложения, можно выделить сложившиеся основные идеи о реформировании НДС: отмена возмещения НДС из бюджета; переход к единой пониженной ставке НДС; изменение методологии расчета НДС; отмена НДС и введение налога с продаж.
Указанные предложения определяют эффективный способ решения проблемы незаконного возмещения сумм "входного" НДС.
Одно из наиболее простых решений видится в полной отмене возмещения НДС из федерального бюджета. В частности, можно было бы, по примеру Китая и других стран, отменить возмещение по традиционным статьям экспорта. В этом случае невозмещенная сумма "входного" НДС должна включаться экспортером в затраты производства и обращения. Одновременно в целях возмещения финансовых потерь можно было бы на соответствующую сумму снизить ставки экспортных пошлин. Некоторыми экономистами предлагается, не отменяя и не сокращая размер возмещения из бюджета, сохранить нулевую ставку НДС только при экспорте товаров с высокой долей добавленной стоимости.
При всей кажущейся привлекательности данных предложений они характеризуются различными недостатками. Во-первых, деформируется сама суть данного налога. Возмещение "входного" НДС при экспорте является важнейшим международным принципом, в соответствии с которым экспортируемые товары, работы и услуги облагаются в стране их потребления. Во-вторых, это противоречит и такому принципу налогообложения, как справедливость, когда исчисление и уплата в бюджет одного конкретного налога будут осуществляться различными способами в зависимости от места реализации товара. При полной или частичной отмене возмещения НДС из бюджета при экспорте остается зачетная система при внутренних операциях. Тем самым проблема решается только частично, не затрагивая огромный пласт незаконных зачетов "входного" НДС при реализации товаров внутри страны.
Представляется, что понижение ставки НДС вряд ли решит проблему незаконного возмещения НДС, так как даже при 10-процентной ставке стимулы хищения останутся по-прежнему сильными.
В экономической литературе высказывались предложения о целесообразности изменения налоговой базы по данному налогу с соответствующей отменой зачетной формы исчисления суммы налога, подлежащей взносу в бюджет. В этих целях предлагается в качестве облагаемого оборота и соответственно налоговой базы использовать именно добавленную стоимость. В данном случае налогом будет облагаться стоимость, которая была добавлена на конкретном этапе (стадии, переделе) производства. Ее исчисление в этом случае возможно двумя путями. При прямом методе добавленная стоимость определяется как разность между стоимостью товара и стоимостью материальных затрат, связанных с его производством или приобретением. При аддитивном методе добавленная стоимость определяется путем сложения ее отдельных элементов: прибыли, фонда оплаты труда, амортизации и т.д. Вместе с тем, несмотря на кажущуюся очевидность подобного изменения налоговой базы по НДС, реализация данного предложения может обернуться серьезными негативными последствиями.
Во-первых, в существенной мере усложнится администрирование данного налога при одновременном увеличении объема учетной работы налогоплательщиков. При этом перед налогоплательщиком, реализующим товар, облагаемый по разным налоговым ставкам, может встать одна серьезная проблема: как разделить добавленную стоимость на разные категории товаров, работ и услуг? Такая же проблема возникает и у организаций, реализующих произведенную продукцию как внутри страны, так и за пределами российской таможенной территории.
Изменение механизма расчета НДС вызывает серьезные опасения в связи с возможным повышением цен на реализуемые товары, работы и услуги. Дело в том, что при действующем зачетном порядке расчета подлежащей уплате в бюджет суммы НДС у налогоплательщика имеется источник для уплаты налога в виде полученной от покупателя соответствующей суммы налога. При обложении налогом непосредственно добавленной стоимости такой источник выпадает и появляется вероятность при наличии высокой ставки налога завышения цен поставщиками <12>.
--------------------------------
<12> Пансков В.Г. Возможные пути решения проблемы незаконного возмещения НДС. С. 40.

Вместе с тем указанный метод, несомненно, обладает и серьезными преимуществами по сравнению с действующим порядком. И самое главное из них - отмена зачета и возврата сумм НДС, уплаченных поставщику, с соответствующей ликвидацией огромных потерь федерального бюджета.
С предложением замены НДС на налог с продаж выступили ученые-экономисты. Один из важнейших недостатков НДС, по мнению его противников, - сложность налогового администрирования. Если оценивать налог с продаж именно с точки зрения собираемости, то этот показатель за определенный период функционирования данного налога был ниже, чем у НДС. Связано это с тем, что налог с продаж взимается в основном в розничной торговле. При этом, по официальным данным, не менее 15% продовольственных и около 25% непродовольственных товаров в нашей стране до сих пор реализуются на рынках. В этих условиях учесть полностью всю выручку, получаемую в российских условиях, как правило, наличными деньгами, практически невозможно.
Другой недостаток НДС, на который указывают сторонники возврата к налогу с продаж, состоит в его коррупционности, исходя из субъективных представлений налогового инспектора, который принимает решение о возмещении или зачете "входного" НДС при осуществлении экспортных операций.
Еще один дефект НДС, по мнению его оппонентов и сторонников налога с продаж, - это высокая налоговая нагрузка на высокотехнологичные отрасли экономики.
Два упомянутых налога, имеющие практически одинаковый объект обложения, не могут сосуществовать одновременно в одной налоговой системе. Поэтому речь может идти только о том, чтобы заменить НДС налогом с продаж. В этом случае достоинства налога с продаж тут же превращаются в его недостатки. Согласно отчетным данным за 2010 г. поступления НДС по товарам, реализуемым на российской территории, составили 1,3 трлн. руб. Соответственно, в целях недопущения серьезных потерь для бюджетной системы страны налог с продаж должен поступать в бюджетную систему страны в эквивалентной сумме. Как показывает мировой опыт, налог с продаж должен быть только региональным или местным налогом и зачисляться в соответствующий бюджет. Налог не должен зачисляться в федеральный бюджет по той простой причине, что в этом случае будет отсутствовать экономическая заинтересованность местных и региональных органов власти в развитии налоговой базы, в стимулировании экономической деятельности.
В этой связи необходимо будет пересмотреть всю сложившуюся систему межбюджетных отношений. Необходимо определить, какие именно налоги, поступающие в настоящее время в бюджеты субъектов Федерации, должны быть перенаправлены в федеральный бюджет для восполнения потерь от отмены НДС.
К числу преимуществ налога с продаж его сторонники относят простоту администрирования. Вместе с тем отметим, что администрирование налога с продаж отнюдь не проще и собираемость этого налога не лучше собираемости НДС.
Следующий момент возникает при обсуждении проблемы замены НДС налогом с продаж - в какой форме он должен быть введен? Как известно, теоретически возможны два варианта внедрения налога с продаж: обложение операций, осуществляемых исключительно в розничной торговле, и обложение налогом всех операций купли-продажи. В классическом виде налог с продаж существует именно как налог на операции в розничной торговле.
Таким образом, подчеркнем, что налог с продаж не обладает преимуществом перед НДС. А потому, на наш взгляд, нет необходимости ломать сложившуюся систему налогов и межбюджетных отношений.
Хотелось бы отметить, что необходимо продолжать систематизировать различные положения НК РФ в части НДС и устранять имеющиеся внутренние противоречия <13>. Во многих зарубежных странах, использующих НДС, для большинства налогоплательщиков, не совершающих сложных операций, этот налог - один из самых простых в исчислении и уплате.
--------------------------------
<13> Ручкина Г.Ф., Терехова Е.В. Возмещение возврата налога на добавленную стоимость: сравнительно-правовое исследование зарубежного и российского законодательства. С. 21.

Акцентируем внимание на повышении эффективности работы контролирующих органов. Для этого следует наладить эффективное взаимодействие налоговых и таможенных органов, создать систему контроля, основанную на современных методах оценки рисков уклонения от налогообложения, неизвестных налогоплательщикам и применяемых исключительно налоговыми органами; повысить уровень ответственности сотрудников налоговых органов при расширении их прав, в том числе прав по вынесению решения на основании профессионального суждения о соответствии действий налогоплательщика духу и букве налогового законодательства; продолжить совершенствование системы регистрации налогоплательщиков. Указанные обстоятельства требуют разработки правовых мер, направленных на совершенствование механизма возмещения НДС.

Литература

1. Бастриков А.А. Правовое регулирование налога на добавленную стоимость в Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2004.
2. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов (одобрено Правительством РФ от 30.05.2013). Документ опубликован не был.
3. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов (одобрено Правительством РФ 07.07.2011). Документ опубликован не был.
4. Пансков В.Г. Возможные пути решения проблемы незаконного возмещения НДС // Финансы. 2011. N 8.
5. Поступления по видам налогов в консолидированный бюджет РФ за 1-е полугодие 2012 - 2013 гг. URL: http://analytic.nalog.ru/portal/index.ru-RU.htm.
6. Пушкин А. Правовой режим иностранных инвестиций в Российской Федерации. 2-е изд. М.: Альпина Паблишер, 2012.
7. Ручкина Г.Ф., Терехова Е.В. Возмещение возврата налога на добавленную стоимость: сравнительно-правовое исследование зарубежного и российского законодательства: Учеб. пособие. М.: Фин. университет, 2012.
8. Терехова Е.В. К вопросу о возмещении налога на добавленную стоимость (сравнительно-правовое исследование зарубежного и российского законодательства) // Право и государство: теория и практика. 2012. N 7.
9. Sixth Council Directive 77/388/EEC of 17 May 1977 on the harmonization of the laws of the Member States relating to turnover taxes - Common system of value added tax: uniform basis of assessment. URL: http://eur-lex.europa.eu/LexUriServ/LexUriServ.do?uri=CELEX:31977L0388:en:NOT.
10. URL: http://ec.europa.eu/taxation_customs/taxation/gen_info/economic_analysis/tax_structures/index_en.htm.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:
↑