• Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных

Последние новости:
03.09.2019

Законопроект "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О противодействии коррупции" призван устранить сложившуюся правовую неопределенность в сфере бюджетного законодательства, предусматривающего зачисление конфискованных денежных средств, полученных в результате совершения коррупционных правонарушений. Между тем, само понятие "коррупционное правонарушение" в настоящее время отсутствует в законодательстве.

21.08.2019

Принятие законопроект "О внесении изменений в статью 2.6.1 КоАП РФ" позволит владельцу автомобиля своевременно получить информацию о совершенном правонарушении водителем его транспортного средства, освободиться от ответственности согласно ч. 2 ст. 2.6.1 КоАП РФ, воспользоваться возможностью уплаты административного штрафа со скидкой предусмотренной ст. 32.2 КоАП РФ, своевременно выявлять несанкционированное использование регистрационного знака своего автомобиля другим транспортным средством.

14.08.2019

Целью законопроекта является устранение правовой коллизии между Федеральным законом "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" и бюджетным законодательством. Его реализация позволит избежать споров о необходимости использования специального банковского счета в соответствии с Федеральным законом.

Все статьи > Какие требования необходимо соблюдать, чтобы ввести самовольную постройку в гражданский оборот (Бигаева Г.)

Какие требования необходимо соблюдать, чтобы ввести самовольную постройку в гражданский оборот (Бигаева Г.)

Дата размещения статьи: 03.06.2015

Какие требования необходимо соблюдать, чтобы ввести самовольную постройку в гражданский оборот (Бигаева Г.)

Анализ судебной практики показывает, что физические лица не соблюдают действующее законодательство в сфере строительства индивидуального жилого дома, что приводит к необходимости ввода возведенного дома в гражданский оборот, признания права собственности на возведенный индивидуальный жилой дом.

Согласно ч. 9 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГсК РФ), в целях строительства, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с ч. 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления непосредственно либо через многофункциональный центр.
Перечень документов, которые необходимо представить, указан в ч. 7 ст. 51 ГсК РФ.
В соответствии с ч. 1 и ч. 2 ст. 55 ГсК РФ необходимо разрешение на ввод объекта в эксплуатацию. Данный документ удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство. Для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления.
Документы для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию указаны в ч. 3 и ч. 4 ст. 55 ГсК РФ, иные документы для выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию требовать запрещается.

Таким образом, при строительстве индивидуального жилого дома необходимо обратиться в уполномоченный орган за разрешением на строительство, с целью введения индивидуального жилого дома в гражданский оборот необходимо получить акт ввода в эксплуатацию и зарегистрировать в установленном законом порядке, предусмотренном ст. 25.3 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
За возведение индивидуального жилого дома с нарушениями предусмотрены следующие административные наказания.
В соответствии с ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей.
Согласно ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный настоящим Кодексом, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
Истец обратился в суд с жалобой на постановление мирового судьи, которым признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного ареста сроком на трое суток.
Суд дал надлежащую оценку: из системного толкования ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ и ст. 32.2 КоАП РФ следует, что лицо, привлеченное к административной ответственности, обязано в добровольном порядке уплатить административный штраф не позднее 60 дней со дня вступления в силу постановления о наложении административного штрафа. После истечения данного срока в случае неуплаты административного штрафа усматривается событие административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ. Из материалов дела об административном правонарушении следует, что на основании постановления заместителя начальника отдела земельного надзора по Тульской области Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по городу Москва, Московской и Тульской областям истец признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ, и подвергнут наказанию в виде административного штрафа.
Суд решил жалобу на постановление мирового судьи судебного участка Тульской области удовлетворить частично. Постановление мирового судьи судебного участка по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, изменить: назначить административное наказание в виде административного ареста сроком на одни сутки, в остальной части постановление оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения (решение Одоевского районного суда от 21.01.2015 N 12-28/2015).
Согласно ч. 1 ст. 9.5 КоАП РФ, строительство, реконструкция объектов капитального строительства без разрешения на строительство в случае, если для осуществления строительства, реконструкции объектов капитального строительства предусмотрено получение разрешений на строительство, влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей.
В соответствии со ст. 54 ГсК РФ государственный строительный надзор осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление государственного строительного надзора за строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом объектов капитального строительства.
Государственная инспекция строительного надзора наложит административный штраф при возведении индивидуального жилого дома без разрешения на строительство. Отсутствие разрешения на строительство не является основанием для сноса самовольной постройки.
Истец обратилась в суд с жалобой на решение Красноармейского районного суда об оставлении постановления о наложении административного штрафа в порядке ч. 1 ст. 9.5 КоАП РФ заместителем руководителя инспекции государственного строительного надзора без изменения, ввиду малозначительности административного правонарушения.
Суд дал надлежащую оценку: согласно разъяснениям, данным в п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса РФ об административных правонарушениях", если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании статьи 2.9 КоАП РФ вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу. Если малозначительность административного правонарушения будет установлена при рассмотрении жалобы на постановление по делу о таком правонарушении, то на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.
Административное наказание назначено в пределах, установленных санкцией ч. 1 ст. 9.5 КоАП РФ.
Решение судьи Красноармейского районного суда по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.5 КоАП РФ, в отношении истца оставить без изменения, а ее жалобу - без удовлетворения (решение Волгоградского районного суда от 11.02.2015 N 07-164/2015).

Анализ судебной практики показывает, что на сегодняшний день граждане осуществляют возведение индивидуальных жилых домов без разрешения на строительство и акта ввода в эксплуатацию. Индивидуальный жилой дом, возведенный без указанных документов, является самовольной постройкой. Чтобы ввести самовольную постройку в гражданский оборот, необходимо соблюдать следующие требования.
1. Согласно Обзору судебной практики по делам, связанным с самовольным строительством (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19 марта 2014 г.), одним из юридически значимых обстоятельств по делу о признании права собственности на самовольную постройку является установление того обстоятельства, что сохранение спорной постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, в частности права смежных землепользователей, правила застройки, установленные в муниципальном образовании, и т.д.
В соответствии с ч. 8 ст. 1 ГсК РФ правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
С правилами землепользования и застройки и вносимыми изменениями можно ознакомиться на официальном сайте администрации.
На стадии принятия к производству суда иска о признании права собственности на объект недвижимости в порядке статьи 222 ГК РФ судьи проверяют наличие документов, свидетельствующих о принятии лицом, создавшим самовольную постройку, мер к получению разрешений на строительство, на ввод объекта в эксплуатацию (например, представление отказа уполномоченного органа в выдаче таких разрешений). В случае непредставления таких документов судья на основании статьи 136 ГПК РФ оставляет исковое заявление о признании права собственности на самовольную постройку без движения.
На сегодняшний день суды принимают к производству дела, если истцом предпринимались меры к легализации объекта путем обращения в уполномоченный орган за выдачей разрешения о вводе объекта в эксплуатацию и получили отказ со ссылкой на отсутствие разрешения на строительство. Суды не принимают во внимание данный отказ, поскольку действующее гражданское законодательство не содержит четкого указания на то, что после начала проведения самовольного строительства либо реконструкции лица, их производящие, лишаются возможности обращения в уполномоченные органы для получения соответствующего разрешения (решение Новосильского районного суда от 27.02.2015 N 2-9/2015, решение Островского районного суда от 25.02.2015 N 2-86/2015).
2. В соответствии с п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума ВАС РФ от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" по смыслу статей 225 и 234 ГК РФ право собственности в силу приобретательной давности может быть приобретено на имущество, принадлежащее на праве собственности другому лицу, а также на бесхозяйное имущество. Согласно Обзору судебной практики по делам, связанным с самовольным строительством (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19 марта 2014 г.), приобретательная давность не может распространяться на случаи, когда в качестве объекта владения и пользования выступает самовольно возведенное строение, в том числе расположенное на неправомерно занимаемом земельном участке, поскольку в подобной ситуации отсутствует такое необходимое условие, как добросовестность застройщика, так как, осуществляя самовольное строительство, лицо должно было осознавать отсутствие у него оснований для возникновения права собственности.
Следовательно, осуществлять строительство можно только на земельных участках, принадлежащих на праве собственности, аренды или находящихся в бессрочном пользовании.
3. В соответствии со ст. 263 ГК РФ необходимо соблюдать требования о целевом назначении земельного участка.
4. Согласно Обзору судебной практики по делам, связанным с самовольным строительством (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19 марта 2014 г.), кроме вопроса о соблюдении градостроительных и строительных норм и правил, суды выясняют, учтены ли при возведении спорной постройки требования санитарного, пожарного, экологического законодательства, законодательства об объектах культурного наследия и другого в зависимости от назначения и месторасположения объекта.
5. Чтобы признать право собственности на самовольную постройку, необходимо понимать, в суд какой юрисдикции необходимо обращаться.
В соответствии с ч. 3 ст. 22 ГПК РФ суды рассматривают и разрешают дела, предусмотренные частями первой и второй настоящей статьи, за исключением экономических споров и других дел, отнесенных федеральным конституционным законом и федеральным законом к ведению арбитражных судов.
Согласно ч. 1 и ч. 2 ст. 27 АПК РФ, суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности. Арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя.

Таким образом, для признания права собственности физическому лицу необходимо обращаться в суд общей юрисдикции.
Согласно ст. 17 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", вступившие в законную силу судебные решения о признании права собственности на самовольную постройку, реконструированный объект являются основанием для государственной регистрации прав на недвижимое имущество. В соответствии с п. 1 ст. 18 указанного Закона в решении должны содержаться сведения, необходимые для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:
↑