• Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных

Последние новости:
03.09.2019

Законопроект "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О противодействии коррупции" призван устранить сложившуюся правовую неопределенность в сфере бюджетного законодательства, предусматривающего зачисление конфискованных денежных средств, полученных в результате совершения коррупционных правонарушений. Между тем, само понятие "коррупционное правонарушение" в настоящее время отсутствует в законодательстве.

21.08.2019

Принятие законопроект "О внесении изменений в статью 2.6.1 КоАП РФ" позволит владельцу автомобиля своевременно получить информацию о совершенном правонарушении водителем его транспортного средства, освободиться от ответственности согласно ч. 2 ст. 2.6.1 КоАП РФ, воспользоваться возможностью уплаты административного штрафа со скидкой предусмотренной ст. 32.2 КоАП РФ, своевременно выявлять несанкционированное использование регистрационного знака своего автомобиля другим транспортным средством.

14.08.2019

Целью законопроекта является устранение правовой коллизии между Федеральным законом "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" и бюджетным законодательством. Его реализация позволит избежать споров о необходимости использования специального банковского счета в соответствии с Федеральным законом.

Все статьи > Кадровый резерв глав муниципальных районов как основа устойчивости и преемственности системы муниципального управления (Зотов В.В., Анциферова И.В.)

Кадровый резерв глав муниципальных районов как основа устойчивости и преемственности системы муниципального управления (Зотов В.В., Анциферова И.В.)

Дата размещения статьи: 21.06.2015

Кадровый резерв глав муниципальных районов как основа устойчивости и преемственности системы муниципального управления (Зотов В.В., Анциферова И.В.)

Усовершенствование механизма управления муниципальными системами происходит на основе осознания необходимости введения самоуправления с элементами выборов. Идеология развития муниципального самоуправления проста: приблизить центры решения проблем к населению. Это позволяет организовать эффективную обратную связь, раскрывать и использовать потенциал населения в интересах развития социально-экономической системы, скорректировать по месту модель управления для повышения качества жизни населения и решения местных проблем.
Основу местного самоуправления составляют муниципальные образования. В ходе муниципальной реформы (2003 - 2005 гг.) были установлены границы и статус муниципальных образований. Одним из этих образований является муниципальный район - "несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации". Высшим должностным лицом данного муниципального образования является глава района, выборы которого регулируются Законами N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003, N 138-ФЗ "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления" от 26.11.1996, а также региональными законами и муниципальными уставами.
Согласно Федеральному закону N 131-ФЗ должность главы муниципального образования является обязательной. До этого она могла устанавливаться в структуре органов местного самоуправления по желанию представительного органа местного самоуправления. Новый подход, безусловно, полностью не согласуется с положениями Европейской хартии местного самоуправления, которая устанавливает в качестве необходимого атрибута местного самоуправления наличие представительного органа, но в любом случае должность главы муниципального образования - одна из стержневых в системе муниципального управления.
На сегодня в Российской Федерации предусматривается несколько возможных вариантов порядка избрания и полномочий главы муниципального образования. Согласно Закону выборы главы района могут осуществляться на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Также глава района может быть назначен представительным органом муниципального образования, избранным населением. Порядок и процедура должны быть указаны в уставе муниципального района. Муниципальное образование в лице населения на референдуме или представительного органа местного самоуправления решает самостоятельно, как избирать главу - путем всеобщего, равного, прямого и тайного голосования или представительным органом. Но, как правило, глава муниципального района избирается на выборах и является главой местной администрации. Такая структура дает возможность сосредоточить в руках главы муниципального образования наибольший объем полномочий и реальные рычаги власти и используется в большинстве муниципальных образований в России. Но отметим, что и уровень погруженности глав муниципального управления в проблемы населения значительно выше.
Спецификой правового статуса главы муниципального образования определяются его особенности как субъекта муниципальной представительной демократии. Воплощая в себе начала административного единоначалия и одновременно будучи выборным, сменяемым субъектом муниципально-властных отношений, глава муниципального образования действует по уполномочию населения, должен выражать его волю и интересы во всех распорядительно-властных актах, перед населением несет полную персональную юридическую и политическую ответственность, а, стало быть, безусловно, выполняет функцию представителя населения на единоличной основе.
В обыденном сознании глава муниципального образования - главный руководитель, которому подчиняются все структуры муниципальной власти. Такое мнение у населения складывалось под воздействием практики назначения глав местных администраций, а затем и их избрания в период, когда глава непременно стоял во главе всей системы местного самоуправления. Отсюда была распространена модель организации местной власти, согласно которой глава муниципального района осуществляет руководство исполнительным органом местного самоуправления и еще председательствует в представительном органе. Все это сформировало представление о главе района как о местном барине, который, однако, в силу ограниченности ресурсов не может развернуться в полном объеме.
Государственное управление обычно рассматривают в следующих терминах: администрирование и регулирование. Нередко у государственных органов субъектов Федерации возникает соблазн подчинить себе систему органов местного самоуправления: например, "лоббировать" избрание нужного главы местного самоуправления, используя для этого административный ресурс. Администрирование, как правило, сталкивается с пределами управления, т.е. наличием границ силового воздействия на действия подсистем управляемого объекта. Под регулированием понимается способность субъекта управления направлять поток влияний таким образом, чтобы обеспечить оптимальное функционирование. Главный принцип такого управления основан на переориентации тех подсистем объекта управления, которые выбиваются из общего движения к цели. Значит, коррекция нежелательного, "неправильного" поведения элементов управляемой системы или объекта управления в целом должна выполняться "мягко", не по внешнему принуждению, а в соответствии с внутренним позывом. А это соответствует регулированию как деятельности по подбору и оптимизации условий, необходимых для создания работоспособной социальной структуры и ее использования, для реализации поставленных целей.
Самоуправление, прямое и косвенное, присутствует во всех структурных образованиях социума, в качестве субъектов самоуправления на уровне муниципального района в силу выборности своей должности выступает глава района. Отметим, что даже на муниципальную службу, сотрудники которой находятся в подчинении главы муниципального района, принимаются специалисты различных отраслей. При этом считается, что квалифицированный муниципальный служащий должен обладать управленческой подготовкой, полученной в специализированном высшем учебном заведении. Вместе с тем, как показывает практика выборов глав муниципальных образований, среди них все еще довольно мало специалистов с высшим юридическим и экономическим образованием, а тем более прошедших подготовку по направлению "государственное и муниципальное управление".
Хорошего руководителя района нужно вырастить, но прежде необходимо разглядеть задатки управленцев в талантливых, работоспособных кадрах, уже пришедших на муниципальную службу или готовых посвятить себя этой службе. Кадры - неотъемлемая часть механизма социального управления, а кадры муниципальной службы как совокупность людей, специально подготовленных и профессионально занятых в органах местного самоуправления, выступают в качестве ее социальной составляющей.
Необходимость обеспечения устойчивого развития системы муниципального управления на уровне районов весьма актуальна для России, где уровень подготовки управленческих кадров не отвечает требованиям не только завтрашнего, но и сегодняшнего дня. В этой связи не вызывает сомнения тот факт, что предпочтительнее заранее выявлять будущих руководителей и готовить к работе на высокой должности. В этом отношении управление персоналом предлагает действенный инструмент - формирование и управление резервом руководителей. Резерв руководителей - это выделенная в результате формального отбора группа сотрудников организации, обладающих человеческим капиталом, необходимым для занятия в перспективе вакантных руководящих должностей. В связи с этим включение в резерв как кадровая технология является одним из ключевых компонентов управления субъекта РФ по отношению к главам муниципальных образований, т.к. от него едва ли не в определяющей степени зависят эффективность функционирования органов местного самоуправления, их социально ответственное поведение. Кадровый резерв на муниципальной службе - специально отобранная на конкурсной основе категория перспективных руководителей и специалистов, как состоящих, так и не состоящих на муниципальной службе, обладающих по своим деловым и личностным качествам способностью к управленческой и иной предусмотренной законодательством о муниципальной службе деятельности, отвечающих квалификационным требованиям по соответствующим должностям муниципальной службы. Кадровый резерв является гарантом стабильности всех звеньев муниципальной службы, высокой эффективности исполнения муниципальными служащими своих должностных обязанностей, стимулом повышения профессионализма и деловой активности муниципальных служащих.
Нормативно-правовой базой формирования кадрового резерва на государственной гражданской службе являются Федеральные законы N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" от 27.05.2003, N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" от 27.07.2004 и принятые в развитие положений указанных Законов нормативные правовые акты. В Указе Президента РФ "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" от 7 мая 2012 г. N 601 также заявлена необходимость реализации мероприятия по формированию кадровых резервов посредством подбора, подготовки и карьерного роста кандидатов на замещение должностей государственной гражданской службы и их активное практическое использование. На сегодня административно-правовое регулирование охватывает большинство кадровых вопросов государственной службы в области подбора кадров, формирования и использования кадрового резерва, оценки кадров, подготовки и обучения кадров. Все этапы формирования кадрового состава нормативно урегулированы.
Работа с кадровым резервом на муниципальной службе осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральными законами N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003, N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" от 02.03.2007. Но в то же время отметим, что разработка комплекса мер по формированию и использованию современного кадрового резерва на муниципальной службе ведется довольно продуктивно [1]. Однако этого нельзя сказать о кадровом резерве глав муниципальных районов. В упомянутом Федеральном законе N 25-ФЗ есть две статьи, в которых упоминается кадровый резерв. Так, в ст. 28 говорится, что кадровая работа в муниципальном образовании включает в себя формирование кадрового состава для замещения должностей муниципальной службы. А ст. 33 гласит, что в муниципальных образованиях в соответствии с муниципальными правовыми актами может создаваться кадровый резерв для замещения вакантных должностей муниципальной службы.
Содержание этих статей дает основания считать, что кадровый резерв глав муниципальных образований - это тоже прерогатива муниципальных образований, поскольку для определения правового статуса главы муниципального образования следует обращаться к признакам должностного лица местного самоуправления. Должностное лицо местного самоуправления - выборное либо заключившее контракт (трудовой договор) лицо, наделенное исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения и (или) по организации деятельности органа местного самоуправления. На сегодня только ряд субъектов (например Томская область) ведет отбор в резерв управленческих кадров на должности глав администраций (муниципальных районов, городских округов), при одной оговорке - назначенных по контракту. Все это свидетельствует о том, что механизм кадрового резерва все еще недостаточно проработан. Кроме того, следует отметить, что только сегодня стали предприниматься попытки найти критерии отбора на основе компетентности [2].
Таким образом, именно кадровый резерв глав муниципальных районов в условиях выборности данной должности может стать основой устойчивости и преемственности системы муниципального управления. Но сегодня практически отсутствует нормативное пространство, в рамках которого можно осуществлять формирование такого резерва на уровне субъекта РФ.

Литература

1. Антошина Н.М. Разработка комплекса мер по формированию и использованию современного кадрового резерва на муниципальной службе // Муниципальная служба: правовые вопросы. 2011. N 1. С. 2 - 6.
2. Анциферова И.В. К оценке кандидатов на зачисление в кадровый резерв в контексте компетентностного подхода / И.В. Анциферова, Е.Н. Фурман // Государство и общество: вчера, сегодня, завтра. Серия "Социология". 2013. N 10 (1). С. 113 - 124.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:
↑