• Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных

Последние новости:
21.08.2019

Принятие законопроект "О внесении изменений в статью 2.6.1 КоАП РФ" позволит владельцу автомобиля своевременно получить информацию о совершенном правонарушении водителем его транспортного средства, освободиться от ответственности согласно ч. 2 ст. 2.6.1 КоАП РФ, воспользоваться возможностью уплаты административного штрафа со скидкой предусмотренной ст. 32.2 КоАП РФ, своевременно выявлять несанкционированное использование регистрационного знака своего автомобиля другим транспортным средством.

14.08.2019

Целью законопроекта является устранение правовой коллизии между Федеральным законом "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" и бюджетным законодательством. Его реализация позволит избежать споров о необходимости использования специального банковского счета в соответствии с Федеральным законом.

07.08.2019

Законопроектом "О внесении изменения в статью 26-1 Федерального закона "О страховых пенсиях" предлагается осуществлять индексацию суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) пенсионерам в случае, если они являются опекунами или попечителями, исполняющими свои обязанности возмездно, и с ними заключен договор о приемной семье.

Банковское право

Банковское право

Банковское право представляет собой совокупность точек зрения, взглядов, идей правоведов на различные явления правового характера. Однако при изучении банковского права имеется определенная специфика, которую следует учитывать. Так, правовые конструкции банковского права представляют собой различные юридические формы тех экономических отношений, которые складываются в процессе осуществления банковской деятельности. Поэтому помимо юридической проблематики настоящая работа содержит пояснение некоторых экономических категорий, без понимания которых невозможно разъяснить проблемы теории банковского права. Например, невозможно объяснить правовую природу денег без выяснения экономической природы денег - определенного общественного отношения. Невозможно объяснить правовую природу аккредитива и обосновать конструкцию ответственности за нарушение его условий без подробного анализа механизма аккредитивной операции. Не представляется возможным рассмотреть структуру договорных связей при осуществлении операций с банковскими картами без предварительного объяснения традиционных терминов "карточных" расчетов: кредитные и дебетовые карты, банк-эмитент, банк-эквайрер, платежная система, авторизация и т.п.

Банковское право является новой отраслью российского права, не полностью сформированной. В советский период такой отрасли не было вообще. Банковское право начало свое формирование лишь в начале 1990-х годов XX века. Это динамично развивающаяся молодая отрасль права. Именно поэтому процесс ее развития постоянно прерывается разнообразными проблемами, требующими немедленного решения. Теория банковского права еще до конца не разработана, она находится лишь в процессе становления. Поэтому современная теория банковского права отличается перегруженностью и чрезмерной многочисленностью разнообразных, порой взаимоисключающих, точек зрения на принципиальные основы банковского права. Это своего рода "болезнь роста" и поэтому является нормальным явлением для становления доктрины.

Источники банковского права - нормативно-правовые акты, регулирующие отношения, непосредственно связанные с банковской деятельностью.

В теории права под источником права с формально-юридической точки зрения понимается способ выражения вовне юридических правил поведения. Хотя в банковской практике определенную роль играют банковские обычаи, основным источником банковского права, как и всей российской правовой системы, является нормативно-правовой акт.

Правовое регулирование банковской деятельности имеет определенные особенности. В частности, исходя из ст. 71 Конституции, банковская деятельность регулируется только на федеральном уровне. Непосредственно на законодательном уровне банковская деятельность регулируется специальными федеральными законами. На подзаконном уровне данная деятельность регулируется таким специальным субъектом, как Банк России, акты которого издаются в специальном порядке.

Одним из центральных нормативных актов, регулирующих банковскую деятельность, является одноименный Закон о банках и банковской деятельности.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности" правовое регулирование банковской деятельности осуществляется Конституцией РФ, непосредственно Законом о банках и банковской деятельности, Законом о Банке России, другими федеральными законами, нормативными актами Банка России.

Кроме того, банковская деятельность регулируется также нормами международного права и международными договорами (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ).

В Конституции можно увидеть несколько групп норм, устанавливающих основы регулирования важнейших вопросов банковской деятельности.

К первой группе норм можно отнести положения Конституции, определяющие основы правового регулирования и осуществления банковской деятельности как разновидности предпринимательской деятельности на территории России. Ко второй - регламентирующие правовое положение Банка России. Наконец третьей группой охватываются нормы, устанавливающие основы финансовой и денежно-кредитной политики РФ.

Банковско-правовые нормы содержатся в следующих положениях Конституции РФ: п. "ж", "з" ст. 71; ст. 74; ст. 75; п. "г" ст. 83; п. "в" ч. 1 ст. 103; ч. 3 ст. 104; п. "в" ст. 106; п. "б" ч. 1 ст. 114 и др.

К актам банковского законодательства можно отнести, например, следующие:

  • Федеральный закон о национальной платежной системе;
  • Федеральный закон о страховании вкладов;
  • Федеральный закон о кредитных историях.

Федеральными законами, составляющими основу банковского законодательства, необходимо признать Закон о Банке России и Закон о банках и банковской деятельности. Как было отмечено выше, они прямо поименованы в ст. 2 Закона о банках и банковской деятельности.

Закон о банках и банковской деятельности в своей первой редакции был принят в 1990 г. Затем, в 1996 г., он был изложен в новой редакции, которая более чем с 40 изменениями действует на сегодняшний день. Данный федеральный закон является, безусловно, базовым для кредитных организаций. В нем даются такие основные для банковского права понятия, как кредитная организация, банк и небанковская кредитная организация, банковская группа и банковский холдинг, перечисляются элементы банковской системы и виды банковских операций, определяется содержание и порядок предоставления информации, составляющей банковскую тайну. В нем устанавливаются требования к фирменному наименованию, содержанию учредительных документов, уставному капиталу, органам управления кредитной организации. Отдельная глава закона посвящена порядку регистрации кредитных организаций и лицензированию банковских операций, в том числе исчерпывающим образом перечисляются основания отзыва лицензии у кредитной организации. Здесь можно найти и детальную регламентацию процедур реорганизации и ликвидации банка. Закон о банках и банковской деятельности определяет также правовые основы межбанковских отношений и обслуживания клиентов банков, а также взаимодействия кредитных организаций и Банка России.

Закон о Банке России второй по счету, но не по значимости федеральный закон в банковской сфере. Действующий сегодня закон был принят в 2002 г. и, в отличие от предыдущих аналогичных документов, фактически заменил Устав Банка России. Данный федеральный закон определяет статус, цели деятельности, функции и полномочия Банка России. Отдельно устанавливаются принципы организации Банка России, статус его служащих, виды банковских операций и сделок, которые Банк России может осуществлять. Однако, определяя правовое положение Банка России, этот документ одновременно регламентирует множество важных вопросов банковской деятельности. Так, в нем устанавливаются основы организации наличного денежного обращения, национальной платежной системы, банковского регулирования и надзора, денежно-кредитной политики, а также в целом взаимоотношений Банка России с кредитными организациями.

Высшую ступень в иерархии подзаконных актов, как известно, занимают указы Президента РФ и постановления Правительства РФ. Следует сказать, что в области правового регулирования банковской деятельности данных документов мало.

Среди подзаконных актов, регулирующих банковскую деятельность, основное место принадлежит нормативным актам Банка России.

Правовой основой издания Банком России нормативных актов является норма, закрепленная в ст. 7 Закона о Банке России. Согласно ей Банк России по вопросам, отнесенным к его компетенции Законом о Банке России и другими федеральными законами, издает в форме указаний, положений и инструкций нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц.

Как известно, согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Сфера банковского права также не является исключением. Наоборот, российская банковская система, являясь сравнительно молодой по отношению к западной, стремится соответствовать более разработанным и совершенным международным стандартам.

Большое значение в рассматриваемой области имеют многосторонние и двусторонние международные договоры. Россия является участником ряда важнейших многосторонних договоров.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:
↑