Последние новости:
26.04.2017

Проект Федерального закона "О внесении изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации" устанавливает уголовную ответственность за похищение человека с целью вступления в брак. По мнению авторов законопроекта неурегулированность данного вопроса создает реальную угрозу внесудебного разрешения конфликта, в результате чего могут пострадать невиновные (например, родственники похитителя или похищенной).

11.04.2017

Целью законопроекта "О правовом регулировании деятельности социальных сетей и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" является законодательная регламентация деятельности социальных сетей. Законопроектом предлагается запретить пользование социальными сетями лицам, не достигшими 14-летнего возраста. Кроме того, предлагается законодательно закрепить порядок регистрации пользователя социальной сети. Для регистрации потребуется предъявление документа, удостоверяющего личность будущего пользователя.

06.04.2017

Законопроектом "О внесении изменений в статью 3 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" предлагается расширить перечень оснований, при увольнении по которым военнослужащим не выплачивается единовременное пособие, добавив такие основания, как непрохождение обязательных химико-токсикологических исследований наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов, а также в связи с совершением административного правонарушения, связанного с потреблением наркотических средств (психотропных веществ) без назначения врача, либо новых потенциально опасных психоактивных веществ.

Проект Федерального закона № 12231-7

Дата размещения новости: 26.10.2016

Законопроект внесен в Госдуму РФ членом Совета Федерации Е.Б. Мизулиной.

В пояснительной записке к законопроекту указывается следующее.

1. Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 12.1 Федерального закона "О введении в действие Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан в целях обеспечения системности и согласованности в процессе его совершенствования, недопущения произвольного внесения в него изменений, противоречащих конституционно значимым целям уголовного правосудия.

2. Законопроектом предусматривается:

  • внесение изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (далее - УПК РФ) отдельным федеральным законом и недопустимость включения таких норм в тексты других федеральных законов. Исключение составляют положения Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации о подсудности и подследственности уголовных дел, изменения в которые могут быть включены в тексты федеральных законов, вносящих изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации (далее - УК РФ). Действующая редакция указанной статьи Федерального закона «О введении в действие Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» допускает включение в текст федерального закона о внесении изменений в УК РФ любых изменений УПК РФ,
  • установление единого дня вступления в силу принятых в течение года федеральных законов о внесении изменений в УПК РФ - 1 марта года, следующего за годом принятия, если федеральным законом не предусмотрен более поздний год его вступления в силу,
  • наличие официальных отзывов Верховного Суда Российской Федерации, Генеральной Прокуратуры Российской Федерации, и Федеральной адвокатской палаты при рассмотрении Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации внесенных законопроектов,
  • возложение на Генеральную Прокуратуру Российской Федерации обязанности при подготовке официального отзыва обобщать и учитывать мнения всех органов следствия и дознания независимо от их ведомственной принадлежности.

3. Необходимость принятия законопроекта обусловлена следующим. 22 ноября 2016 года исполняется 15 лет со дня принятия Государственной Думой УПК РФ. 1 июля 2017 года исполнится 15 лет со дня введения его в действие. УПК РФ ознаменовал начало системной процессуальной реформы в сфере уголовного правосудия, самого сложного этапа судебной реформы начала третьего тысячелетия в России. В основу концепции нового УПК РФ была положена идея об уголовном процессе как сфере, которая гарантирует права и свободы личности, гарантирует самой организацией процесса на состязательной основе, с обеспечением процессуального равенства сторон, разделением процессуальных функций, обеспечением решающей роли независимого суда, подчиняющегося только закону, в процессе принятия решений. В таких условиях особое значение приобретает качество уголовно-процессуального закона, его стабильность, возрастают требования к тем законам, которыми вносятся изменения в УПК РФ, в целях недопущения двусмысленности и противоречивости его норм, разрушения целостности уголовно-процессуального механизма, предназначенного как для выявления, уголовного преследования и справедливого наказания виновных, так и для недопущения уголовного преследования и осуждения невиновных.

4. С момента введения в действие УПК РФ принято более 190 федеральных законов о внесении в него изменений. 40% из них связаны с внесением изменений в правила о подсудности и подследственности уголовных дел. Динамика вносимых изменений в отдельные годы (например, в 2013, 2014 годах) доходит до 2-3 законов в месяц. Распространенной стала практика, когда ряд законов принимаются в один день. Например, Федеральные законы № 3,4,5 и 7 приняты 3 декабря 2014 года. Федеральные законы № 36,40,41 и 47 приняты от 8 марта 2015 года. Рекорд установлен 31 декабря 2014 года, когда было принято сразу 7 законов о поправках в УПК РФ. Необходимо отметить, что изменения в УПК РФ не всегда обоснованы, имеет место нарушение внутренней логики УПК РФ, вносится терминологическая неопределенность и путаница. Например, Федеральный закон от 29.12.2009 № 383-ФЭ, ввел новую статью о прекращении уголовного преследования по делам о преступлениях, предусмотренных статьями 198-199.1 УК РФ. Однако вместо используемых в УПК терминов «подозреваемый и обвиняемый» данный закон использовал более громоздкую и выпадающую из терминологического ряда формулировку «лицо, подозреваемое или обвиняемое». Складывается впечатление, что поправки являются не результатом согласованной позиции всех основных участников уголовного судопроизводства, а обусловлены исключительно пробивными способностями отдельных представителей ведомств, проталкивающих те изменения в УПК, которые удобны именно данному ведомству без учета их последствий для решения задач уголовного правосудия в целом. Согласно статье 6 УПК РФ к задачам отнесены защита прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений, а также защита личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод (ст. 6 УПК РФ). При этом оговаривается, что уголовное преследование и назначение виновным справедливого наказания в той же мере отвечают назначению уголовного судопроизводства, что и отказ от уголовного преследования невиновных, освобождение их от наказания, реабилитация каждого, кто необоснованно подвергся уголовному преследованию. Такая нестабильность основного процессуального закона отрицательно сказывается на правоприменительной практике. Беспорядочное внесение изменений в УПК РФ вносит хаос в ход уголовного судопроизводства, формирует пренебрежительное отношение к необходимости соблюдения норм УПК РФ, изменяющихся иногда быстрее, чем производство по конкретному уголовному делу.

5. Следует также учитывать тот факт, что в подавляющем большинстве случаев может возникнуть неясность относительно момента вступления в силу федерального закона о внесении изменений в УПК РФ. Согласно статье 6 Федерального закона от 14 июня 1994 г. N 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" федеральные законы вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу. Официальным опубликованием федерального закона, согласно статье 4 того же Федерального закона, считается первая публикация его полного текста в "Парламентской газете", "Российской газете", "Собрании законодательства Российской Федерации", а также, с 1 ноября 2011 года, - первое его размещение (опубликование) на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru). Например, Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 265-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" был опубликован в "Российской газете" от 16 июля 2015 г. N 154, в Собрании законодательства Российской Федерации от 20 июля 2015 г. N 29 (часть I) ст. 439, а на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) -в день его подписания Президентом Российской Федерации 13 июля 2015 г. Применительно к нормам УПК РФ, подвергшимся изменениям, каждый раз надо выяснять, где впервые было это изменение официально опубликовано.

6. 22 апреля 2016 года Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству провел Парламентские слушания на тему "Уголовно-процессуальное законодательство Российской Федерации: состояние и перспективы", участники которого одобрили рекомендации, адресованные Комитету, относительно концептуальных положений законопроекта, предусматривающего особый порядок внесения изменений в УПК РФ, которые учтены в тексте представленного законопроекта.

7. Настоящий законопроект подготовлен в рамках выполнения протокольного поручения Совета Федерации от 18 ноября 2015 года № 504/13, которым Комитету Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, заместителю председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Е.Б. Мизулиной, было поручено рассмотреть вопрос о совершенствовании порядка рассмотрения законопроектов о внесении изменений в УПК РФ.

8. Принятие законопроекта позволит остановить практику произвольного изменения УПК РФ, обеспечить стабильность процессуального закона и прозрачность процесса подготовки, внесения и принятия обоснованных изменений, учесть мнения основных участников сферы уголовного правосудия относительно вносимых изменений.

Вернуться на предыдущую страницу

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:
↑