• Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 777-08-62 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных

Последние новости:
28.03.2018

Законопроектом "О внесении изменений в КоАП РФ в части усиления административной ответственности за совершение противоправных деяний на воздушном транспорте" предлагается усилить административную ответственность за такие деяния, как управление воздушным судном лицом, не имеющим права управления им, управление воздушным судном лицом, находящимся в состоянии опьянения, передача управления воздушным судном лицу, находящемуся в состоянии опьянения, невыполнение лицами, находящимися на борту воздушного судна, законных распоряжений командира воздушного судна и др.

21.03.2018

Целями законопроекта "О цифровых финансовых активах" является законодательное закрепление в российском правовом поле определений наиболее широко распространенных в настоящее время финансовых активов, создаваемых и/или выпускаемых с использованием цифровых финансовых технологий, к которым законопроект относит распределенный реестр цифровых транзакций, а также создание правовых условий для привлечения российскими юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями инвестиций путем выпуска токенов, являющихся одним из видов цифровых финансовых активов.

14.03.2018

Законопроектом предусматривается дополнение пункта 2 статьи 12.4 Федерального закона "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации", которая устанавливает права и обязанности лиц, осуществляющих рыболовство в экономической зоне, положением об обязанности для таких лиц проходить контрольные пункты (точки) и соблюдать порядок их прохождения, установленные федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства и федеральным органом исполнительной власти по обороне.

Проект Федерального закона № 356397-7

Дата размещения новости: 10.01.2018

Актуальность совершенствования уголовного законодательства Российской Федерации в сфере противодействия преступлениям, связанным
с незаконной добычей и оборотом водных биологических ресурсов, диких животных, в том числе занесенных в Красную книгу Российской Федерации, не вызывает сомнений с учетом значимости указанного объекта уголовно-правовой охраны. Экологические преступления наносят существенный вред окружающей среде, а также экономике Российской Федерации.

В соответствии со статьями 42 и 58 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. При этом каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Вместе с тем, как показывает анализ правоприменительной практики, действующие уголовно-правовые нормы не обеспечивают должного противодействия преступным посягательствам, совершаемым в рассматриваемой сфере.

Так, согласно данным Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в 2016 году:

по части первой статьи 256 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК) осуждено 2 254 лица, из них к лишению свободы - 2 (в 2015 году - 2298 лиц, из них к лишению свободы - 0);

по части третьей статьи 256 УК осуждено 979 лиц, из них условно осуждено к лишению свободы - 134, к лишению свободы - 20 (в 2015 году - 1050 лиц, из них условно осуждено к лишению свободы - 86 лиц, к лишению свободы - 15);

по части первой статьи 258 УК осуждено 359 лиц (в 2015 году - 283 лица);

по части второй статьи 258 УК осуждено 192 лица, из них условно осуждено к лишению свободы - 11, к лишению свободы - 5 (в 2015 году -
183 лица, из них условно осуждено к лишению свободы - 8, к лишению свободы - 1);

по части первой статьи 2581 УК осуждено 361 лицо, из них условно осуждено к лишению свободы - 21, к лишению свободы - 2 (в 2015 году -
378 лиц, из них условно осуждено к лишению свободы - 12, к лишению свободы - 5);

по части третьей статьи 2581 УК осуждено 9 лиц, из них условно осуждено к лишению свободы - 9, к лишению свободы - 0 (в 2015 году - 3 лица, к лишению свободы - 3).

За 10 месяцев 2016 г. должностными лицами Росрыболовства
и МВД России проведено 4860 совместных контрольно-проверочных мероприятий, в ходе которых выявлено 3332 нарушения, связанные с оборотом незаконно добытых (выловленных) водных биологических ресурсов. У нарушителей изъято 354,319 тонн незаконно добытых (выловленных) водных биологических ресурсов, в том числе 31,133 тонн осетровых видов рыб, 59,9 тонн лососевых и сиговых видов рыб, 1,851 тонн объектов континентального шельфа, 254,9 тонн прочих видов рыб, 6,384 тонн икры ценных и особо ценных видов рыб. В 2015 году изъято (арестовано) 651,96 тонн незаконно добытых водных биологических ресурсов.

Также за 10 месяцев 2016 г. территориальными управлениями Росрыболовства направлено в следственные органы 3670 материалов в отношении 3844 лиц для принятия решения о возбуждении уголовного дела. Количество нарушений, содержащих признаки преступлений, составило 2,9% от общего числа выявленных нарушений правил рыболовства.
По направленным материалам возбуждено 2329 уголовных дел.

С учетом приведенных данных правоприменительной практики положения уголовного и уголовно-процессуального законодательства в обозначенной сфере требуют корректировки.

Проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации по вопросу совершенствования уголовного законодательства Российской Федерации в сфере противодействия преступлениям, связанным
с незаконной добычей и оборотом водных биологических ресурсов, диких животных, в том числе занесенных в Красную книгу Российской Федерации" (далее - законопроект) направлен на совершенствование уголовного законодательства Российской Федерации в сфере противодействия преступлениям, связанным с незаконной добычей и оборотом водных биологических ресурсов, диких животных, в том числе занесенных в Красную книгу Российской Федерации.

В частности, законопроектом предлагается изложить в новой редакции статьи 253 и 258 УК в целях уточнения признаков отдельных составов преступлений, а также усиления их санкций. Кроме того, предлагается дополнить статью 258 УК примечанием, определяющим величины и порядок исчисления крупного и особо крупного ущербов для целей указанной статьи.

Данное предложение обусловлено необходимостью унификации подходов к определению величины ущерба, причиняемого экологическими преступлениями.

Так, Федеральным законом от 3 июля 2016 г. № 330-ФЗ "О внесении изменения в статью 256 Уголовного кодекса Российской Федерации"
статья 256 (Незаконная добыча (вылов) водных биологических ресурсов) УК изложена в новой редакции, содержащей примечание, установившее критерии определения величины крупного ущерба для целей указанной статьи.

В этой связи законопроектом предложено аналогичный правовой подход реализовать также в статье 258 (Незаконная охота) УК.

В настоящее время пункт "а" части первой статьи 258 УК предусматривает признак квалифицированного состава преступления в виде его совершения с причинением крупного ущерба. В то же время критерии установления названного признака на законодательном уровне не определены.

В этой связи органы предварительного расследования вынуждены руководствоваться разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации, данными в постановлении от 18 октября 2012 г. № 21
"О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования" (далее -Постановление), а также справками органов, осуществляющих контроль в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, составляемыми на основе методики исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам, утвержденной приказом Минприроды России от 8 декабря 2011 г. № 948
(далее - Методика).

В качестве примеров причинения крупного ущерба в Постановлении приведены отстрел лося, благородного оленя (марала, изюбря), овцебыка, бурого и белогрудого (гималайского) медведя. Однако относительно других животных такой ущерб не определен. При этом Методика устанавливает различные таксы за отстрел указанных животных.

Отсутствие законодательного определения крупного ущерба для целей статьи 258 УК создает возможность произвольного применения нормы закона, что является недопустимым. Кроме того, Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях неоднократно отмечал, что требование определенности правовых норм и их согласованности в общей системе правового регулирования приобретает особую значимость применительно к уголовному законодательству. В силу этого любое преступление, а равно наказание за его совершение должны быть четко определены в законе, причем таким образом, чтобы исходя непосредственно из текста соответствующей нормы каждый мог предвидеть уголовно-правовые последствия своих действий (бездействия) (постановления от 27 мая 2008 г. № 8-П, от 13 июля 2010 г. № 15-П, от 17 июня 2014 г. № 18-П, Определение от 27 октября 2015 г. № 2450-0).

Согласно статистическим данным МВД России в 2015 году произошел значительный рост числа деяний, предусмотренных статьей 258 УК, и их количество составило 1928 преступлений (в 2014 году - 1615). В 2016 году сохранился высокий уровень преступности в данной области (зарегистрировано 1906 преступлений). Названные обстоятельства свидетельствуют о недостаточности имеющихся мер противодействия незаконной охоте.

На основании изложенного предлагается в качестве крупного ущерба определить размер, превышающий 40000 рублей, особо крупного -
120000 рублей.

Реализация указанных изменений позволит повысить эффективность борьбы с преступлениями в обозначенной сфере, устранить имеющуюся правовую неопределенность, а также более четко отграничить данные преступления от административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 8.37 (Нарушение правил охоты, правил, регламентирующих рыболовство и другие виды пользования объектами животного мира) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Одновременно законопроектом предусматривается дополнение статьи 2581 УК нормами, устанавливающими ответственность за незаконные приобретение или продажу особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации, их частей и дериватов (производных)
с использованием средств массовой информации либо электронных или информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет".

Необходимость внесения данного изменения в УК связана с массовыми случаями продажи шкур, костей и прочих дериватов особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов в сети "Интернет". По данным природоохранных общественных организаций, в сети "Интернет" предлагаются разнообразные объекты животного мира, занесенные в Красную книгу Российской Федерации, а также в приложения I и II международной конвенции CITES (СИТЕС). В ходе мониторинга, проведенного Международным фондом защиты животных (IFAW), в России в сети "Интернет" обнаружено
625 объявлений о продаже 2596 животных, их частей и дериватов, часть из которых входит в перечень особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации.

Одна из причин, по которой развита онлайн-торговля такими видами диких животных и производимая из них продукция, состоит в том, что не осуществляется постоянный государственный мониторинг торговых площадок в сети "Интернет". Предложение о торговле с использованием средств массовой информации и сети "Интернет" распространяется на широкий круг лиц, что ведет к массовому сбыту и уничтожению особо ценных животных.

Установление повышенной ответственности за незаконное приобретение и продажу особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации, их частей и дериватов (производных) с использованием средств массовой информации, электросвязи или информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сети "Интернет") поддержано Президентом Российской Федерации В.В.Путиным, которому соответствующая законодательная инициатива была доложена Министром природных ресурсов и экологии Российской Федерации С.Е.Донским в ходе совещания с членами Правительства Российской Федерации 12 октября 2016 г.

Также в части первой статьи 2261 УК, а также части первой и проектируемой части первой1 статьи 2581 УК законопроектом предлагается слово "производных" заменить словами "дериватов (производных)", поскольку указанный термин используется в нормативных правовых актах и международных договорах Российской Федерации, в том числе в Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (заключена в г. Вашингтоне 3 марта 1973 г.).

С учетом предполагаемых изменений норм УК корреспондирующие изменения предлагаются в статьи 31, 150 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.

Вернуться на предыдущую страницу

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:
↑